Отчёт по самообразованию 2020 год
«Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста через дидактические игры»
Актуальность работы заключается в следующем: Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о важнейших свойствах предметов, их форме, цвете, величине, положение в пространстве, а также запахе и вкусе.
Сенсорный, чувственный опыт является источником познания мира. От того как ребенок мыслит, видит, как он воспринимает мир осязательным путем, во многом зависит его нервно-психическое развитие.
На этапе раннего возраста ознакомление со свойствами предметов играет определенную роль. Правильная ориентировка детей в окружающем может
быть достигнута в результате специфических действий по обследованию величины, формы и цвета предметов, внимания, так как это позволяет научить адекватно, воспринимать предметы, выделять основные признаки и свойства. Но многочисленные исследования педагогики и психологии показывают, что восприятие у детей носит неполный, неточный, фрагментарный и нецеленаправленный характер.
У детей существует недостаточность в овладении сенсорными эталонами (форма, цвет, величина, структура поверхности, характеристика запахов, звуков и др.). Значение сенсорного развития ребенка для его будущей жизни выдвигает перед теорией и практикой дошкольного воспитания задачу разработки и использования наиболее эффективных средств и методов сенсорного воспитания в детском саду.
Игра - ведущий метод воспитания, обучения и развития детей дошкольного возраста и поэтому упор на игру (игровую деятельность, игровые формы, приемы) должен осуществляться и при сенсорном развитии.
Сенсорному развитию детей уделили особое место в своих исследованиях такие педагоги как Л.А. Венгер, А.В. Запорожец, В.С. Мухина, Э.Г. Пилюгина, А.П. Усова.
Цели: Повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности по данной теме.
Задачи:
- Изучить особенности, содержание и задачи развития сенсорной сферы детей дошкольного возраста;
- Изучить литературу по данной теме;
- Создать комплекс дидактических игр по формированию сенсорных эталонов дошкольников;
- Разработать методические рекомендации по использованию дидактических игр для сенсорного развития детей дошкольного возраста;
- Изготовить папку – передвижку для родителей «Игры на развитие сенсорных способностей детей 3-4 лет».
Приступая к работе над данной проблемой, я хорошо понимала, что для целенаправленного результативного осуществления воспитательно-образовательного процесса необходимо основательный, теоретический и практический опыт.
Работу проводила поэтапно:
Теоретический этап - изучение методической литературы; изучение статей в журналах - предполагаемый результат: овладение технологиями сенсорного развития детей.
Практический этап - разработка и оформление картотеки игр по сенсорному воспитанию; разработать пособия для дидактических игр и упражнений;
изготовление материала на развитие тактильных ощущений; изготовление пособия на закрепление понятия формы; изготовление пособия на закрепления понятия величины; изготовление пособий на закрепление цвета;
Работа с родителями: изготовление пособий и материалов по теме: «Сенсорное развитие детей через дидактические игры»; консультация для родителей на тему: «Сенсорное развитие детей с нарушением зрения через дидактические игры»; оформление папок передвижек; анкетирование. Были использованы следующие средства:
-Совместная деятельность воспитателя с детьми;
-Самостоятельная деятельность детей;
-Предметно-развивающая среда.
Применяла такие методы: словесные, наглядные, практические, игровые.
Сенсомоторный уголок предназначен главным образом:
- Для стимуляции сенсорных функций (зрение, осязание, слух, обоняние и т. д.);
- Развития мелкой моторики, стимуляции двигательной активности;
- Создания положительного, эмоционального фона, повышения работоспособности ребёнка;
- Активизации когнитивных процессов (мышления, внимания, восприятия, памяти).
На протяжении всего учебного года детей учили и совершенствовали выполнение действий с предметами, отличающимися по величине, размеру, цвету, форме.
Большое внимание уделялось развитию сенсорной моторики кисти рук, развитию мелкой мускулатуры пальцев рук. Ребят учила усидчивости, последовательности в выполнении задания, понимать причинную связь между действиями предметов. Многие ребята к концу года могут выполнять действия с предметами: одевать куклу, убирать игрушки, замечать непорядок в окружении. Учила ребят поддерживать естественное желание ребенка исследовать предметы, объекты и явления ближайшего окружения, мыть и убирать игрушки, разбирать машины, пирамиды и различные конструкции.
Итог проделанной работы можно увидеть, если проанализировать полученные результаты мониторинга уровня развития сенсорной культуры у детей на начало и на конец учебного года.
На сентябрь 2019 года дети имели средние представления о цвете, форме, величине, с трудом анализировали, сравнивали, обобщали, обследовали предметы, не знали, что такое сенсорные эталоны, неохотно играли в дидактические игры, не соблюдали правила. У детей в основном присутствовал низкий уровень развития (Н=58%, С=38%, В=4%) . На май 2020 года в результате проделанной работы уровень сенсорного развития у детей существенно повысился и составил: В=71%, С=25%, Н=4%
Таким образом, данные, полученные в ходе моей работы, подтверждают тот факт, что дидактическая игра имеет огромное значение в сенсорном воспитании, дидактическая игра - наиболее приемлемый и эффективный способ сообщения знаний ребенку. Она помогает ребенку узнать, как устроен окружающий мир и расширить его кругозор, способствует формированию личности.
Именно использование дидактической игры помогло мне повысить у детей уровень сенсорного воспитания, сформировать знания по сенсорному развитию. Через дидактическую игру дети познакомились с сенсорными эталонами, со способами обследования предметов. У детей сформировалось умение точно воспринимать свойства предметов, научились анализировать, сравнивать предметы. Ребята стали уделять больше внимания дидактическим играм, у них появилось желание играть в дидактические игры и использовать игру в повседневной жизни. Дети стали более внимательными, усидчивыми, во время игр поддерживают дружеские отношения.
Кроме того, родители также узнали и расширили свои знания о том, что такое сенсорное воспитание, какое оно имеет значение в развитии ребенка и какую роль в сенсорном воспитании играет дидактическая игра.
Поэтому, можно сделать вывод, что для формирования сенсорной культуры у детей дошкольного возраста необходимо систематически проводить занятия с использованием дидактических игр, а также использовать дидактическую игру в свободной деятельности детей.
В ходе работы по данной теме, я использовала литературу:
- Венгер Л. А., Пилюгина Е. Г. Воспитание сенсорной культуры ребенка: книга для воспитателей детского сада. -М. Просвещение, 1998-144с.
- Пилюгина В. А. Сенсорные способности малыша: Игры на развитие восприятия цвета, формы, величины у детей раннего возраста. – М: Просвещение, 1996 – 112с.
- Дворова И. В., Рожков О. П. Упражнения и занятия по сенсорному воспитанию детей 2-4-го года жизни. – МПСИ Модж, 2007
Перспективы на следующий год:
- Продолжить работу по теме: «Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста через дидактические игры» (согласно возрастной группе);
- Продолжить работу по разработке новых игр и игровых упражнений по данной теме;
- Изучить новинки методической литературы
- В работе с родителями планирую включать анкеты, беседы, организации совместных праздников.