a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Творческий отчёт

Автор: Чередниченко Евгения Александровна Опубликовано: 2020-08-06 18:21:48

Развитие сенсорных способностей у детей 3–4 лет посредством дидактических игр

Постановка проблемы

Проведенный мониторинг по развитию сенсорных способностей детей нашей группе показал недостаточный уровень сенсорного развития по всем показателям, преобладали в основном низкий и средний уровень. В результате проведенного исследования, возникла необходимость в разработке и реализации проекта, направленного на повышение сенсорной культуры детей раннего возраста.

Актуальность:

Сенсорное развитие ребенка-это развитие его восприятия и формирования представлений о важнейших свойствах предметов, их форме, цвете, величине, положение в пространстве а также запахе и вкусе. Успешность умственного, физического, здорового развития ребенка в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития, т. е. от того, насколько ребенок слышит, видит, осязает окружающий мир.

Значение сенсорного воспитание состоит в том, что оно является основой для интеллектуального развития, развивает наблюдательность. Позитивно влияет на эстетическое чувство, является основой для развития воображения, развивает внимание, дает ребенку возможность овладеть новыми способами предметно-познавательной деятельности, обеспечивает усвоение сенсорных эталонов, обеспечивает освоение навыков учебной деятельности, влияет на расширение словарного запаса ребенка, влияет на развитие зрительной, слуховой, моторной, образной и др. видов памяти.

Огромную роль в развитие сенсорных способностей детей раннего возраста отводиться дидактической игре, так как ребенок практически все в этом мире познает через игру. Дидактические игры выполняют функцию, контроль за состоянием сенсорного развития детей.

Цель отчёта: Развитие сенсорных способностей детей через дидактические игры и упражнения.

Задачи отчёта:

- формировать представления о цвете, форме, величине предметов, положения их в пространстве.

- знакомство с дидактическими играми и правилами этих игр.

-воспитывать познавательный интерес, любознательность.

- упражнять в установлении сходства и различия между предметами.

- развивать мелкую моторику.

- создать в группе предметно - развивающую среду, способствующую развитию сенсорных способностей детей.

- повысить уровень знаний родителей по теме «Развитие сенсорных способностей у детей 3-4лет»

- оказание родителями помощи в изготовление дидактических игр для развития сенсорных способностей детей.

В дошкольной педагогике дидактические игры и упражнения с давних пор считались основным средством сенсорного воспитания. Знакомство с формами, величинами, цветами, пространственными представлениями, звуками. Однако, как обнаружилось в исследованиях, на занятиях нельзя осуществить всех задач сенсорного воспитания. Важная роль по прежнему должна принадлежать дидактическим играм, но проводить их следует не от случая к случаю, а в определенной системе, в тесной связи с общим ходом сенсорного обучения и воспитания детей. Специально организованные дидактические игры - хорошее дополнение к обучению во время занятия по ознакомление с обобщенными представлениями, с общественно - установленными сенсорными эталонами: геометрические фигуры, цвета солнечного спектра.

Регулярно проводился контроль за состоянием сенсорного развития детей:

1-й уровень: хаотичные пробы и ошибки.

2-й уровень: целенаправленные пробы.

3-й уровень: безошибочно подбирает детали.

Дидактический смысл упражнений как раз и заключается в том, что ребенок получает возможность действовать сам. Если материал неизвестен детям, необходимо более активное педагогическое воздействие.

Из поколения в поколение передаются дидактические игрушки, созданные народом для развития речи, воли, внимания, точности и координации движений. Формирование представлений о цвете, форме (бирюльки, складные бочонки, яйца, конусы из разных цветных колец разной величины, матрешки, пирамидки, башенки).

Виды дидактических игр:

Игры - забавы.

Настольно - печатные.

Словесные.

Музыкальные.

Обязательным элементом дидактическим игр является:

Отражение учебного материала.

Выделение игровых задач.

Наличие правил.

Действия играющих.

Подведение итогов игры.

Классификация игр:

  1. Игры, возникающие по инициативе детей – самостоятельные, режиссерские.
  2. Игры, возникающие по инициативе взрослого или старших детей- организованные игры.
  3. Игры, идущие от исторически сложившихся традиций народа - народные.

Игры могут быть включены практически в любое занятие. Целесообразно сопровождать их загадками, потешками, стихами – это помогает эмоционально воспринимать и осознать игровые образы, понимать их эстетический характер, способствует развитию образного мышления, воображения.

Руководство дидактическими играми в зависимости от возраста детей осуществляется по-разному.

Содержание отчёта:

Этапы реализации:

1 этап - подготовительный

2 этап - практический

3 этап - заключительный

Подготовительный этап:

- анализ и подбор методической литературы, материалы, дидактических игр

- изучение современных требований к содержанию и организации работы по сенсорному воспитанию детей в соответствие с ФГОСТ

- подбор консультации и рекомендации для родителей

- создание развивающей среды и условий для успешного использования дидактических игр.

Практический этап:

Работа с детьми:

  1. Дидактические игры с детьми: а) игры направленные на развитие зрительного восприятия (цвет, форма, величина)

б) игры направленные на развитие слухового восприятия (слуховое внимание, тембр)

в) игры направленные на развития моторики предметы-вкладыши, дидактические игрушки, различные виды застежек (пуговицы, кнопки)

г) игры с цветным конструктором крупного размера, с пирамидками, разными по размеру, по цветам, по форме, с матрешками, геометрическими вкладышами и т. д.

д) мозаика: настольная и напольная

е) настольно-печатные дидактические игры

  1. Самостоятельные игры детей
  2. Чтение художественной литературы, рассматривание иллюстраций, предметных и сюжетных картинок

Перспективный план работы

Сентябрь

Д/и «Собери пирамидку» Цель: Учить собирать пирамидку, выбирая кольца по величине.

Рисование «Цветные шары» Цель: учить с приемами изображения предметов овальной и круглой формы.

Аппликация «Красивые флажки» Цель: учить чередовать изображения по цвету.

Октябрь

Д/и «Построим башню» Цель: познакомить способами соотнесения предметов по величине (наложение и приложение, определение величины предмета по отношению к друг другу (большой маленький).

Д/и «Веселые матрешки» Цель: учить соотносить предметы по величине, развивать зрительное восприятие.

Рисование «Украшение фартука» Цель: Развивать цветовое восприятие.

Ноябрь

Д/и «Грибы на полянке» Цель: учить детей различать количество предметов, обозначать словами один, много.

Аппликация «В нашем городе построен большой дом» Цель: развитие представлений о геометрических фигурах.

Д/и «Разложи фигурки по домикам» Цель: учить сортировать предметы в соответствие с их формой, методом зрительного соотнесения.

Декабрь

Д/и «Ленточки» Цель: учить сравнивать два предмета по ширине, используя прием наложения и приложения.

Д/и «Прищепка» Цель: развивать мелкую моторику рук

Аппликация «Бусы на елку» Цель: закреплять знания о круглой и овальной формах.

Рисование «У кого какой домик» Цель: закреплять представления о различии предметов по величине

Январь

Д/и «Сравни по высоте» Цель: закреплять умение сравнивать предметы по высоте.

Д/и «Сделаем матрешке бусы» Цель: закрепить умение чередовать предметы по цвету, учить сравнивать три предмета по величине, обозначать результаты сравнения словами самый длинный, короче, самый короткий.

Рисование «Украшение платочка» Цель: развивать чувство ритма, композиции, цвета.

Д/и «Тактильные мешочки» Цель: развивать тактильные качества, мелкую моторику рук.

Февраль

Лепка «Мы лепили снеговика» Цель: продолжить учить лепить круглые предметы.

Д/и «Башенки для гномиков» Цель: Закрепить знания о величине предметов, познакомить с понятием высокий, низкий.

Д/и «Геометрическое лото» Цель: познакомить со способом соотнесения формы изображенного предмета с геометрической фигурой.

Аппликация «Самолеты» Цель: учить составлять изображения из деталей.

Март

Д/и «Тут и там» Цель: знакомить с пространственными отношениями, выраженными словами тут, там, далеко, близко

Д/и «Поручение» Цель: обучать ребенка различать и называть игрушки, а также выделять их основные качества (цвет, размер). Развивать слуховое восприятие.

Д/и «Сложи из палочек» Цель: развивать зрительное восприятие, мелкую моторику

Апрель

Разрезные картинки Цель: развивать сенсорное способности детей, умение по части восстанавливать целое

Игра с крышками Цель: развивать мелкую моторику

Д/и «Чудесный мешочек» Цель: закреплять умение действовать с предметами, окрашенные в разные цвета, умение подбирать предметы по цветовому тождеству

Май

Д/и «Забавные лодочки» Цель: используя игровую ситуацию, обратить внимание детей на то, что одни предметы (легкие) на воде держатся, другие (тяжелые) тонут.

Закреплять умение сравнивать предметы по длине, ширине, высоте, умение раскладывать 3-5 предметов в ряд в порядке возрастания их длины.

Д/и «Летящие бабочки» Цель: Закреплять знания детей о цвете предметов, умение соотносить предметы по цвету.

Работа с родителями:

1)Консультация «Роль дидактических игр по сенсорному воспитанию в умственном развитии детей»

2) Индивидуальные беседы с родителями по вопросам развития сенсорных способностей.

3)Наглядная информация: папки передвижка «Развиваем сенсорику дома»

4)Привлечение к изготовлению игр и пособий для сенсорного развития детей.

Заключительный этап:

Значение сенсорного воспитания состоит в том, что оно:

-является основой для интеллектуального развития;

-упорядочивает хаотичные представления ребенка, полученные при взаимодействии с внешним миром;

-развивает наблюдательность;

-позитивно влияет на эстетическое чувство;

-является основой для развития воображения;

-развивает внимание;

-дает ребенку возможность овладеть новыми способами предметно-познавательной деятельности;

-обеспечивает усвоение сенсорных эталонов;

-влияет на расширение словарного запаса ребенка;

-влияет на развитие зрительной, слуховой, моторной, образной и других видов памяти.

Освоение сенсорных эталонов не только значительно расширяет сферу познаваемых ребёнком свойств, но и позволяет отражать взаимосвязь между ними. Сенсорные эталоны - это представления о чувственно воспринимаемых свойствах объектов. Эти представления характеризуются обобщённостью, так как в них закреплены наиболее существенные главные качества. Осмысленность эталонов выражается в соответствующем названии - слове. Эталоны не существуют отдельно друг от друга, а образуют определённые системы.

На основании этого определив содержание работы педагога в учебно-воспитательный процесс необходимо внедрить дидактические игры, которые эффективно влияют в развитии сенсорного восприятии формы, цвета и величины. Через дидактическую игру дети учатся анализировать, сравнивать и обобщать, т. е. систематическое целенаправленное использование дидактических игр влияет на сенсорное воспитание младших дошкольников.

Анализ результатов:

В ходе работы по сенсорному развитию были созданы условия, обеспечивающие эффективное использование дидактических игр.

Систематическая и планомерная работа по данной проблеме помогла повысить у детей уровень сенсорного воспитания, сформировать знания по сенсорному развитию. У детей появился интерес к дидактическим играм.

Родители получили методические рекомендации по закреплению у детей навыков сенсорного воспитания, созданию условий проведения дидактических игр, консультации по изготовлению дидактических игр.

Используемая литература:

1) «Детство» Программа развитие и воспитание детей в детском саду. «Детство-Пресс» СПб-2011г.

2) Лебедева А. Н. «Развитие сенсомоторики детей дошкольного возраста» Москва, «Школьная пресса» 2004

3) М. Д. Маханева, С. В. Рещинова «Игровое занятие с детьми от 1до з лет»

4) Венгер Л. А. «Дидактические игры и упражнение по сенсорермувоспитанию дошкольников» М.: Просвещение, 1997

5) Янушко Е. А. «Сенсорное развитие детей раннего возраста»Издательство «Мозаика»- Синтез 2009

6) Планирование работы в детском саду с детьми 3-4 лет методические рекомендации для воспитателей по программе «Радуга». Москва. Просвещение 2010

Оставить комментарий: