В помощь педагогам
Использование дидактических игр в формировании у детей младшего дошкольного возраста представлений о свойствах предметов
Психологами доказано, что для каждого возраста существует ведущая деятельность, в процессе которой и происходит развитие личности. Для маленького ребёнка такой ведущей деятельностью является дидактическая игра. Она создается взрослым специально в обучающих целях, когда обучение протекает на основе игровой и дидактической задачи.
В дидактической игре ребёнок не только получает новые знания, но также обобщает и закрепляет их. Процесс познания у дошкольников идет интенсивно благодаря эмоционально-чувственному освоению мира. А формируется он только усилиями окружающих взрослых.
Познавательное развитие дошкольников осуществляется в процессе разнообразной деятельности детей со взрослыми и в коллективе сверстников. Особая роль отводится дидактическим играм.
У дошкольников развиваются познавательные процессы и способности, они усваивают общественно выработанные средства и способы умственной деятельности. В дошкольной педагогике дидактические игры с давних пор считались основным средством сенсорного воспитания. На них почти полностью возлагалась задача формирования сенсорных способностей у ребёнка.
Дидактическая игра создает благоприятные условия для активизации познавательной деятельности. Познавательная деятельность проходит в игровом контакте, и является своеобразным катализатором многих психических процессов, связанных с познанием различных предметов в дошкольном возрасте.
Дидактические игры занимают важное место в реализации ФГОС ДО,
поскольку, обязательным элементом в них является познавательное содержание и умственные задачи. Многократно участвуя в игре, ребёнок прочно осваивает знания, которыми он оперирует. А, решая умственную задачу в игре, ребёнок учится запоминать, воспроизводить, классифицировать предметы и явления по общим признакам.
Дидактические игры – это разновидность игр с правилами, специально создаваемых педагогикой в целях обучения и воспитания детей. Правила в дидактической игре выполняют разнообразные функции. Они направляют игру по заданному пути, объединяя дидактическую и игровую задачи, определяют последовательность игровых действий, повышают занимательность игры, позволяют воспитателю косвенно руководить ею, регулировать взаимоотношения участников и формируют межличностные отношения. Таким образом, без правил, дидактическая игра развивалась бы стихийно, а дидактическая задача не решалась. Дидактические игры способствуют умственному, эстетическому и нравственному воспитанию детей дошкольного возраста.
Отечественная система сенсорного воспитания опирается на теорию восприятия, разработанную Л. С. Выготским, Б. Г. Ананьевым, С. Л. Рубинштейном, А. Н. Леонтьевым, А. В. Запорожцем, Л. А. Венгером и др. Авторами ранней системы дидактических игр являются известные педагоги и психологи: Л. А. Венгер, А. П. Усова, В. Н. Аванесова и другие [8;46;2]. Много таких дидактических игр представлено в работах отечественных исследователей и педагогов Е. И. Тихеевой, Ф. И. Блехер, Б. И. Хачапуридзе, А. И. Сорокина, Е. Ф. Иваницкой, Е. И. Удальцовой и др., а также в специальных сборниках игр.
Ф. Фребель разработал систему дидактических игр, которая представляет собой основу воспитательно-образовательной работы с дошкольниками в детском саду по восприятию. В эту систему вошли дидактические игры с разными игрушками, расположенные строго последовательно по принципу возрастающей сложности обучающих задач и игровых действий.
Неоднозначную оценку получила и другая всемирно известная система дидактических игр, автором которой является Мария Монтессори [23]. Она считала, что игра должна быть обучающей, в противном случае это «пустая игра», не оказывающая влияния на развитие ребёнка.
В современной системе сенсорного воспитания наряду с учебными занятиями определенное место отводится занятиям, которые проводятся в форме организованных дидактических игр.
В образовательной деятельности такого рода сенсорные и умственные задачи воспитатель ставит перед дошкольниками в игровой форме, то есть связывает с игрой. Развитие восприятий и представлений ребёнка, усвоение знаний и формирование умений происходит не в процессе образовательной деятельности, а в ходе интересных игровых действий – прятанья и поиска, изображения различных жизненных ситуаций, соревнования в достижении результата, отгадывания и загадывания. Но проводить их следует не от случая к случаю, а в определенной системе, в тесной связи с общим ходом сенсорного обучения и воспитания младших дошкольников.
По мнению В.Н. Аванесовой, в образовательной деятельности, важная роль должна принадлежать дидактическим играм, так как она выступает своеобразной игровой формой занятия и проводится со всеми детьми организованно в часы занятий, и в повседневной жизни, в часы самостоятельной игровой деятельности [2].
Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и самостоятельной игровой деятельностью, и формой обучения, и средством всестороннего воспитания личности.
В отличие от учебной сущности образовательной деятельности в дидактической игре действуют одновременно два начала: учебное, познавательное, и игровое, занимательное. Учебное, познавательное, начало в каждой игре выражается в определенных дидактических задачах, преследующих, например цели сенсорного и умственного воспитания детей. Наличие дидактических задач, ради которых создаются и проводятся с дошкольниками обучающие игры, придает игре целенаправленный, дидактический характер. Но дидактическая игра становится настоящей игровой формой обучения лишь в том случае, когда учебные задачи ставятся перед детьми не прямо, а через игру, тесно связываются с игровым, занимательным началом – с игровыми задачами и игровыми действиями.
Дидактические игры могут выполнять еще одну функцию – контроля за состоянием сенсорного развития детей.
1-й уровень: хаотичные пробы и ошибки.
2-й уровень: целенаправленные пробы.
3-й уровень: безошибочно подбирает детали.
Дидактическая игра как игровой метод обучения рассматривается в двух видах: игры занятия и дидактические или автодидактические игры. В первом случае ведущая роль принадлежит воспитателю, который для повышения у детей интереса к образовательной деятельности использует разнообразные игровые приемы, создает игровую ситуацию, вносит элементы соревнования и другое. Использование разнообразных компонентов игровой деятельности сочетается с вопросами, указаниями, объяснением, показом.
В каждой дидактической игре должно быть предоставлено развернутое игровое действие. По мнению группы педагогов Ф.И. Блехер, А.И. Сорокиной, Е.И. Удальцовой, В.Н. Аванесовой и др., дидактическая игра становиться игрой благодаря наличию в ней разных игровых моментов: ожидания и неожиданности, элементов загадки, движения, соревнования, распределения ролей и др. [37;41;3].
Дидактическая игра как самостоятельная игровая деятельность осознана на осознании этого процесса. Самостоятельная игровая деятельность осуществляется лишь в том случае, если эти правила детьми усвоены. Роль педагога заключается в том, чтобы у детей было в запасе много таких игр, в которые они играют сами, если интерес к игре пропадает, то необходимо позаботится об усложнении игр, расширении их вариативности.
Исследователями в области игры А. И. Сорокина, А. К. Бондаренко, Л. В. Артемова, Л. А. Венгер, В. Н. Аванесовой и др. выделена ее структура: дидактическая задача, игровые правила, игровые действия [38;6;1;8].
Мотивом выполнения дидактической задачи становится естественное для ребёнка стремление играть, желание достигнуть игровой цели, выиграть. Именно это заставляет дошкольников внимательнее всматриваться, вслушиваться, быстрее ориентироваться на нужное свойство, подбирать и группировать предметы, как это требуется по условиям и правилам игры.
В. М. Букатов говорит, что дидактическая игра будет интересна дошкольникам до тех пор, пока в ней есть какая-то тайна, загадка, неизвестность [5]. По его мнению, дидактическая игра быстро устаревает, если детям становятся понятны дидактические задачи.
Дидактическая игра отличается от игровых упражнений тем, что выполнение в ней игровых правил направляется, контролируется игровыми действиями. Обязательным компонентом игры являются и ее правила, благодаря которым педагог в ходе игры управляет поведением детей, воспитательно-образовательным процессом. Правила направляют игру по заданному пути, соединяют игровые и дидактические задачи, организуют поведение и взаимоотношения детей.
В практике работы нередко происходит смешение понятий «игра» и «игровое упражнение» и часто именно игровые упражнения педагогами необоснованно именуются играми. Преимущественное применение игровых упражнений нередко приводит к быстрому угасанию интереса дошкольников к предлагаемой взрослым деятельности.
Н. А. Короткова и Н. Я. Михайленко выделяют следующие компоненты игры с правилами: игровые действия, что необходимо делать каждому участнику игры; игровые правила, обязательные для выполнения всеми участниками, как надо действовать в игре; выигрыш, как сопоставление результатов играющих [25]. Если в предлагаемой педагогом деятельности отсутствует соревновательный компонент и выигрыш как способ фиксации первенства играющих, можно смело называть ее игровым упражнением. Поэтому чтобы игра не становилась игровым упражнением, необходимо ввести в игровые действия соревновательный компонент.
В педагогической литературе встречается несколько классификаций дидактических игр: по игровому действию и правилам, по обучающему содержанию, познавательной деятельности детей, организации и взаимоотношениям детей, по роли воспитателя.
Традиционно все дидактические игры можно разделить на три основных вида: игры с предметами (игрушками, природным материалом), словесные игры и настольно-печатные.
В играх с предметами используются игрушки и реальные предметы. Играя с ними, дошкольники учатся сравнивать, устанавливать сходство и различие предметов. Ценность этих игр в том, что с их помощью дети знакомятся со свойствами предметов: цветом, величиной, формой, качеством. В играх решаются задачи на сравнение, классификацию, установление последовательности в решении задач.
Словесные игры построены на словах и действиях играющих. В таких играх дети учатся, опираясь на имеющиеся представления о предметах, углублять знания о них, так как в этих играх требуются использовать приобретенные ранее знания в новых связях, в новых обстоятельствах. Дошкольники самостоятельно решают разные мыслительные задачи; находят признаки сходства и различия; описывают предметы, выделяя характерные признаки; отгадывают по описанию; группируют предметы по различным признакам, свойствам, находят алгоритмы в суждениях и др.
Настольно-печатные игры – интересное занятие для детей. Они разнообразны по видам: парные картинки, лото, домино. Различны и развивающие задачи, которые решаются при их использовании.
А. Н. Аванесова, исходя из опыта сенсорного воспитания, приводит следующие виды дидактических игр по игровому действию: игры – поручения, основанные на интересе детей к действиям с игрушками и предметами – подбирать, складывать и раскладывать, вставлять, нанизывать и т.п.; игры с прятанием и поиском, основанные на интересе детей к неожиданному появлению и исчезновению предметов, их поиску и нахождению; игры с загадыванием и отгадыванием, привлекающие детей неизвестностью - «Узнай», «Отгадай», «Что здесь?», «Что изменилось?».
Игры в фанты или игры в запретный «штрафной» предмет (картинку) или его свойство (например, цвет), связанные с интересными игровыми моментами – избавиться от ненужного, сбросить карту, удержаться, не потребовать себе штрафной предмет или картинку, не сказать запретного слова.
Игры-соревнования, основанные на стремлении быстрее достичь игрового результата, выиграть: «Кто первый», «Кто быстрее», «Кто больше» и т.д.
Сюжетно-ролевые дидактические игры, игровое действие которых заключается в изображении различных жизненных ситуаций, в выполнении ролей взрослых: продавца, покупателя, почтальона – или животных: волка, гусей и т.д.
По мнению А. Н. Аванесовой для формирования у детей общих представлений о цвете, о солнечном спектре как системе цветовых отношений, что принимается за меру, эталон в опознании цвета предметов первоначально нужны дидактические игры, в которых дети овладевают умением различать, узнавать и называть основные цвета солнечного спектра: красный, желтый, синий. Затем детей знакомят с дополнительными цветами: зеленый, оранжевый, фиолетовый. После этого предлагаются игры, упражняющие детей в различении и назывании оттенков основных и дополнительных цветов: красный, темно-красный, светло-красный, вишневый, розовый и т.д. Наконец на этой основе происходит формирование, то есть закрепление представлений об определенной системе цветовых отношений, о месте и последовательности каждого цвета в солнечном спектре.
Полученные воспитанниками знания о цвете способствуют сенсорному и умственному развитию. Используя эти знания как эталоны, как средство познания предметов, дошкольники начинают лучше и быстрее, осознаннее и точнее ориентироваться в окружающем мире: вся их деятельность становится совершеннее.
В соответствии с программой «От рождения до школы» детей четвертого года жизни надо научить узнавать и называть предметы и их свойства по непосредственному восприятию. Различать по контрастной форме: круглые, квадратные, треугольные, цвету: красный, желтый, синий, зеленый, белый, черный, величине: большой – маленький, тонкий – толстый, высокий – низкий, положению в пространстве на плоскости: край, угол, середина листа бумаги, стола, дощечки и по отношению к ребёнку: здесь – там, близко – далеко, а также делать первичные обобщения, группировать предметы по названным свойствам. Кроме того, дети должны узнавать, различать, называть основные геометрические тела: шар, куб и фигуры: круг, квадрат, треугольник, практически сопоставлять с ними предметы соответствующей формы.
При осуществлении этих задач, во многом общих с теми, которые решаются и в других формах дидактического процесса на занятиях, в упражнениях, важно учитывать, что познавательные возможности ребенка трёх лет еще невелики, несовершенны. Формирование восприятия и представлений следует осуществлять при ознакомлении с простыми по своим свойствам предметами ближайшего окружения, и в первую очередь с теми, с которыми дети непосредственно сталкиваются в жизни.
Это предметы и дидактические игрушки, имеющие форму, близкую к геометрической и почти совпадающую с ней, яркой окраски основного цвета, несложного строения (состоящие из 2-3 отчетливо выделяющихся частей), довольно резко отличающиеся по величине и так далее. По возможности надо стремиться к тому, чтобы вначале воспитанники могли воспринимать, обследовать, называть свойства самих реальных предметов, а потом делать это по их изображениям, картинкам. Рассматривание картинок при соблюдении этого условия больше связывается с конкретными ощущениями и восприятиями, с имеющимися у детей представлениями о предмете. Соотнесение предмета с его изображением может быть специальной задачей дидактических игр в младшей группе.
Роль дидактических игр в данном случае заключается в расширении практики использования эталонов, в расширении практических ориентировок. Здесь функция дидактических игр не учебная, а направленная на использование уже имеющихся знаний.
Игры могут быть включены практически в любую образовательную деятельность. Целесообразно сопровождать их загадками, потешками, стихами – это помогает эмоционально воспринять и осознать игровые образы, понимать их эстетический характер, способствует развитию образного мышления, воображения.
Методика организации дидактических игр:
Организация дидактических игр осуществляется педагогом в трех основных направлениях: подготовка к проведению дидактической игры, ее применение и анализ.
Подготовка:
- Отбор игры в соответствии с задачами обучения (углубление, обобщение, активизация знаний).
- Установление соответствий дидактической игры программным требованиям воспитания и обучения детей определенной возрастной группы.
- Определение наиболее удобного времени проведения дидактической игры.
- Выбор места.
- Определение количества играющих.
- Подготовка необходимого дидактического материала.
- Подготовка к игре самого воспитателя.
- Подготовка к игре воспитанников.
Проведение игры:
- Ознакомление дошкольников с содержанием игры.
- Объяснение хода и правил игры.
Правила игры:
- Основная цель правил игры – организовать действия, поведения детей.
- Правила могут запрещать, разрешать, предписывать что – то детям в игре.
От детей требуется:
- умение обращаться со сверстниками, преодолевать отрицательные эмоции, проявляющиеся из – за неудачного результата.
Используя дидактическую игру в воспитательно - образовательном процессе, через её правила и действия у детей формируется корректность, доброжелательность, выдержка. Дидактическая игра отличается от игровых упражнений тем, что выполнение в ней игровых правил является и контролируется действиями. Само развитие игровых действий зависит от выдумки педагога. Методы обучения – это система действий педагога, организующая практическую и познавательную деятельность дошкольников, которая направлена на усвоение содержания.
- Сочетание умственной задачи с активными действиями.
- Элементы загадочности (догадайтесь дети, что в этой коробке).
Воспитатель выбирает такой дидактический материал, который дети могут обследовать и действовать с ним. При проведении дидактической игры с детьми младшего дошкольного возраста воспитатель объясняет правила по ходу игры. Большую требовательность нужно предъявлять к своим жестам, мимике. Маленький ребенок чутко реагирует на выражение глаз, мимику, улыбку педагога. При объяснении правил игры воспитателю надо обращать свой взгляд, то на одного, то на другого играющего, чтобы каждому казалось, что именно ему рассказывают об игре. Чтобы игра проходила успешнее, педагог готовит детей к игре: обязательно до игры знакомит их с предметами, которые будут использованы, их свойствам, изображения на картинках. Если в игре используются стихотворения, потешка, педагог знает их наизусть, читает их выразительно. Подводя итог с воспитанниками, педагог, как правило, отмечает только положительное поведение детей во время проведения дидактической игры.
С помощью дидактической игры ребёнок может приобретать и новые знания: общаясь с педагогом, со своими сверстниками, в процессе наблюдения за играющими, их высказываниями, действиями в роли болельщика, дошкольник получает много новой для себя информации. И это очень важно для его развития.
Воспитанники малоактивные, неуверенные в себе, менее подготовленные, как правило, в начале берут на себя роль болельщиков, при этом они учатся у своих товарищей, как надо играть, чтобы выполнить игровую задачу, стать победителем.
Руководство дидактическими играми в младшем дошкольном возрасте:
- У детей младшего дошкольного возраста возбуждение преобладает над торможением, наглядность действует сильнее, чем слово, поэтому целесообразней объяснение правил объединить с показом игрового действия. Если в игре несколько правил, то не следует сообщать их сразу;
- Игры необходимо проводить так, чтобы они создавали бодрое, радостное настроение у воспитанников;
- Учить детей играть, не мешая друг другу, постепенно подводить к умению играть небольшими группами и осознавать, что вдвоем играть интереснее;
- С воспитанниками младшего дошкольного возраста педагогу необходимо самому включиться в игру. Вначале нужно привлекать детей играть дидактическим материалом. Разбирать и собирать их вместе с детьми. Вызывать интерес к дидактическому материалу, учить их играть с ним;
- Для дошкольников этого возраста характерно преобладание чувственного познания окружающего мира. Учитывая это, педагог подбирает такой материал, который можно обследовать и активно действовать с ним;
- Известные детям игры становятся более интересными, если в их содержание вводиться что-то новое и более сложное, требующее активной умственной работы. Поэтому рекомендуется повторять игры в разных вариантах с постепенным их усложнением;
- При объяснении правил игры педагогу надо обращать свой взгляд то на одного, то на другого играющего, чтобы каждому казалось, что это ему рассказывают об игре;
- Чтобы игра проходила успешнее, педагог готовит дошкольников к игре: обязательно до игры знакомит их с предметами, которые будут использованы, их свойствами, изображениями на картинках;
- Подводя итоги игры с детьми младшего дошкольного возраста, педагог отмечает только положительные стороны: играли дружно, научились делать (указывает конкретно что), убрали на место игрушки;
- Интерес к игре усиливается, если педагог предлагает детям поиграть с теми игрушками, которые использовались во время игры.
Можно сделать вывод, что с помощью использования дидактических игр в образовательном процессе, осуществляется сенсорное воспитание детей, развиваются познавательные процессы: мышление, речь, воображение, память, расширяются и закрепляются представления об окружающей жизни. Воспитанники играют, не подозревая, что получают новые знания, закрепляют навыки действий с различными предметами, учатся общаться со своими сверстниками и с взрослыми, учатся преодолевать отрицательные эмоции, проявляющиеся из – за неудачного результата.