Консультация для воспитателей «Игра как средство экономического воспитания детей старшего дошкольного возраста»
Документы для скачивания
Игра как средство экономического воспитания детей старшего дошкольного возраста В современных условиях отмечается существенный рост интереса общества к процессу экономического воспитания подрастающего поколения. Новые экономические условия способствуют становлению современных детей как полноправных участников социально- экономических процессов, что приводит к необходимости организации экономического воспитания детей уже в дошкольном возрасте. В процессе экономического воспитания дошкольников в дошкольных образовательных организациях повышается экономическая грамотность детей, вырабатывается современный стиль мышления, который отвечает требованиям времени, представляет собой базу для дальнейшей образовательно- воспитательной работы. В исследованиях А. Д. Шатовой отмечается ускоренный темп социализации детей, автор в результате эмпирических исследований подтвердил возможность усвоения в старшем дошкольном возрасте некоторых экономических понятий, соотнесения их с рядом соответствующих жизненных ситуаций[ 6] . Экономическое воспитание представляет собой важнейший компонент, входящий в современную педагогическую систему дошкольной образовательной организации. В литературе экономическое воспитание определяется в качестве педагогического процесса, который направлен на формирование комплекса нравственно- экономических качеств личности, усвоение представлений об особенностях экономической жизни людей, ориентированных на ценностные установки[ 4] . Дошкольный возраст благоприятен для формирования экономической грамотности детей. Для обеспечения успешности познания дошкольниками социально- экономических категорий важным представляется использование игры, которая является доступной и интересной для ребёнка деятельностью. Сюжетно- ролевая игра представляет собой наиболее характерный вид игровой деятельности детей в дошкольном возрасте; в процессе игровой деятельности происходит моделирование детьми деятельности взрослых, отношений между ними с опорой на игровой сюжет, в связи с чем сюжетно- ролевая игра предоставляет возможность обеспечить всестороннее развитие детей дошкольного возраста, а также является эффективным средством экономического воспитания старших дошкольников. Успешность использования сюжетно- ролевой игры как средства экономического воспитания детей старшего дошкольного возраста существенным образом зависит от руководства ею. Под педагогическим руководством игровой деятельностью дошкольников понимается применение совокупности разнообразных методов и приёмов, расширяющих тематику сюжетно- ролевых игр, обогащающих её содержание, способствующих овладению детьми ролевым поведением[ 4] . В систему руководства сюжетно- ролевыми играми дошкольников входит: ознакомление детей с окружающим миром с использованием активной деятельности, обогащение игрового опыта детей, организация развивающей предметно- пространственной среды. Основными педагогическими условиями, оказывающими на успешность использования сюжетно- ролевой игры в качестве средства экономического воспитания детей дошкольного возраста, являются: – реализация комплексного подхода к обогащению игровой практики дошкольников экономически целесообразным содержанием совместно с организацией нравственно- трудового воспитания; – организация развивающей предметно- пространственной среды; – целенаправленное взаимодействие дошкольной образовательной организации с семьями дошкольников. В процессе экономического воспитания детей старшего дошкольного возраста необходима реализация комплекса сюжетно- ролевых игр, которые в совокупности будут способствовать решению задач экономического и нравственно- трудового воспитания детей старшего дошкольного возраста Сюжетно- ролевая игра позволяет смоделировать ряд жизненных ситуаций: операция купли или продажи, производство и сбыт готовой продукции и т. д. Реализация в практической деятельности сюжетно- ролевых игр с экономическим содержанием способствует решению следующих задач: – закрепление в игровой форме представлений дошкольников о таких доступных понятиях, как деньги, товар, труд; – применению экономических знаний в конкретной ситуации; – воспитанию навыков бережного отношения к разным видам собственности, воспитание уважения к труду и людям труда. В разработке содержательного аспекта окажут помощь исследования, носящие практическую направленность, таких авторов, как Л. Н. Галкина, Л. С. Гумерова, Л. Г. Киреева, В. П. Макеенок[ 1; 2; 3; 5] . Для использования сюжетно- ролевой игры как средства экономического воспитания детей старшего дошкольного возраста считаем необходимым: – определить целесообразное содержание экономического воспитания детей старшего дошкольного возраста; – обеспечить взаимосвязь экономического, трудового, нравственного воспитания; – создать зону экономического игрового пространства, в которую входит активизирующий игровой материал, позволяющий организовать самостоятельную сюжетно- ролевую игру с экономическим содержанием; – обеспечить взаимосвязь семьи и дошкольной образовательной организации по проблемам экономического воспитания старших дошкольников. Сюжетно- ролевые игры, которые можно использовать с целью экономического воспитания детей старшего дошкольного возраста, можно сгруппировать в соответствии с темами: – труд; – мир денег; – товары; – экономный хозяин. Примерами сюжетно- ролевых игр по теме «Труд» являются: «Стройка», «Аптека», «Парикмахерская», «Поликлиника», «Кондитерская фабрика» и др. В рамках организации данных игр у детей дошкольного возраста закрепляются представления об орудиях труда, о труде как экономической категории, о роли труда в жизни человека, осуществляется знакомство с производственным циклом изготовления товара или получения услуги, устанавливаются взаимосвязи между понятиями «труд», «продукт», «деньги». По теме «Мир денег» могут быть проведены следующие сюжетно- ролевые игры: «Банк», «Ярмарка», «Пункт обмена валюты». Реализация данных игр позволит познакомить детей с денежными знаками, простейшими финансовыми операциями, кроме того, будут формироваться умения определения самостоятельно выгодности покупки, даётся понятие качества товара и понятие прибыли при его продаже. Данные игры позволяют также формировать правильное отношение к деньгам, являющихся предметом жизненной необходимости. В качестве примеров сюжетно- ролевых игр по теме «Товары» могут быть представлены следующие: «Супермаркет», «Детское кафе», Туристическое агентство» и др. В результате применения данных игр дети узнают, что существуют разные формы сбыта продукции, детьми устанавливается зависимость стоимости товара от таких важных параметров, как качество и количество, игры учат правильному восприятию рекламы, происходит воспитание разумных потребностей, экономности, расчётливости. Тема «Экономный хозяин» может быть реализована в процессе организации следующих сюжетно- ролевых игр: «Экономная семья», «Путешествие», «Полезные покупки». В ходе данных игр воспитывается разумное поведение в различных жизненных ситуациях, которые непосредственно связаны с деньгами, у дошкольников формируется представление о бюджете, необходимости соотносить доходы и расходы, учат планированию, самостоятельному решению проблемных экономических ситуаций, даются представления о комплексе качеств( бережливость, рациональность, экономность, трудолюбие) . Реализация данных игр происходит поэтапно: – в ходе обучающего этапа воспитателем широко применяются приёмы прямого руководства сюжетно- ролевой игрой; – на закрепляющем этапе используются косвенные приёмы, воспитатель играет второстепенную роль; – этап творческого развёртывания игры предполагает выполнение воспитателем роли наблюдателя, характерна самостоятельность и творчество детей в игре. В рамках экономического воспитания детей старшего дошкольного возраста средствами сюжетно- ролевой игры в качестве предварительной работы проводятся беседы, создаются проблемные ситуации, направленные на решение разнообразных экономических задач, дидактические игры, имеющие экономическое содержание, организуются продуктивные виды деятельности, чтение художественной литературы, имеющей нравственно- экономическую направленность. Важным условием реализации сюжетно- ролевых игр экономической направленности является организация развивающей предметно- пространственной среды( активизирующая экономическая зона». Экономическую зону может представлять игровое оборудование с экономической тематикой( игрушечные кассы, банкомат, машинки для пересчёта денег, офисная техника, прилавки и т. д. ) , наборы денежных купюр, монет, куклы в костюмах разных профессий, муляжи товаров, печати, готовые бланки, магнитные карты, различный бросовый материал для изготовления атрибутов, униформа, др. материалы. Развивающая предметно- пространственная среда также пополняется за счёт оформления альбомов, в которых представлены монеты страны, валюта, библиотека книг о деньгах, бизнесе, дидактические игры, иллюстрации, фотографии. Важным представляется организация взаимодействия дошкольной образовательной организации с родителями дошкольников. Для этого используются разнообразные формы работы: информационная помощь( оформление стендов и памяток, консультаций «Особенности экономического воспитания дошкольников», «Экономические игры для дошкольников» и др. ) , проведение родительских собраний, организация индивидуальных экскурсий родителей и детей( в банк, супермаркет, в аптеку, в ателье и т. д. ) , привлечение родителей расширению и обогащению развивающей предметной- пространственной среды в группе( родителями оказывается помощь в изготовлении атрибутики для сюжетно- ролевой игры) . Итак, в ходе организации сюжетно- ролевых игр экономического содержания в старшем дошкольном возрасте дошкольниками получается необходимый минимум экономических знаний( о рациональном использовании времени, о трудовой деятельности, о деньгах, как эквиваленте результата человеческого труда и др. ) , формируются экономические умения и навыки( умение соизмерять уровень удовлетворения своих потребностей с материальными возможностями; умение организовывать свою работу с наименьшими затратами времени, сил и средств; проявлять бережливость в повседневной практической деятельности; умение правильно употреблять в речи экономические понятия и др. ) , воспитываются экономически значимые качества( бережливость, трудолюбие, аккуратность) . Литература: Галкина, Л. Н. Развитие экономических способностей у детей старшего дошкольного возраста/ Л. Н. Галкина/ / Одаренный ребенок. — 2010. — № 4. — С. 42. Гумерова, Л. С. Предметно- пространственная среда ДОУ как условие экономического воспитания дошкольников/ Л. С. Гумерова/ / В мире научных открытий. — 2012. — № 2. — С. 12. Играем в экономику: комплексные занятия, сюжетно- ролевые игры и дидактические игры. / Авт. - сост. Л. Г. Киреева. — Волгоград: Учитель, 2008. Коджаспирова, Г. М. Педагогический словарь/ Г. М. Коджаспирова, А. Ю. Коджаспиров. — М. : Академия, 2003. Макеенок, В. П. Экономическое воспитание дошкольников в условиях образовательного пространства ДОУ/ В. П. Макеенок/ /