Современные подходы к нравственно — патриотическому воспитанию дошкольников через познавательное развитие
Документы для скачивания
Современные подходы к нравственно — патриотическому воспитанию дошкольников через познавательное развитие В услови ях решения задач модернизации и инновационного развития важнейшими качествами личности становятся инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, готовность обучаться в течение всей жизни. Все эти навыки формируются с детства. О важности приобщения ребенка к культуре своего народа написано много, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. Именно акцент на знание истории народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов. Таким образом, нравственн о- патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения. Исходя из этого данная работа включает целый комплекс задач: — воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу; — формирование бережного отношения к природе и всему живому; — воспитание уважения к труду; — развитие интереса к русским традициям и промыслам; — формирование элементарных знаний о правах человека; — расширение представлений о городах России; — знакомство детей с символами государства ( герб, флаг, гимн) ; — развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны; — формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям. Данные задачи решаются во всех видах детской деятельности: на занятиях, в играх, в труде, в быту — так как воспитывают в ребенке не только патриотические чувства, но и формируют его взаимоотношения со взрослыми и сверстниками. Нравственн о- патриотическое воспитание ребенка — сложный педагогический процесс. В основе его лежит развитие нравственных чувств. Чувство Родины. Оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям — к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением. Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе. И хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота. Произведение устного народного творчества не только формируют любовь к традициям своего народа, но и способствуют развитию личности в духе патриотизма. Немалое значение для воспитания у детей интереса и любви к родному краю имеет ближайшее окружение. Постепенно ребенок знакомится с детским садом, своей улицей, городом, а затем и со страной, ее столицей и символами. Задача педагога — отобрать из массы впечатлений, получаемых ребенком, наиболее доступные ему: природа и мир животных дома ( детского сада, родного края) ; труд людей, традиции, общественные события и т. д. Причем эпизоды, к которым привлекается внимание детей, должны быть яркими, образными, конкретными, вызывающими интерес. Поэтому, начиная работу по воспитанию любви к родному краю, педагог обязан сам его хорошо знать. Он должен продумать, что целесообразнее показать и рассказать детям, особо выделив наиболее характерное для данной местности или данного края. Родной город. Надо по казать ребенку, что родной город славен своей историей, традициями, достопримечательностями, памятниками, лучшими людьми. В рамках Федерального государственного образовательного стандарта у детей дошкольного возраста направление гражданско- патриотическое воспитание входит в область «Социализация». Дошкольник должен, быть сориентирован на: • Патриотизм- любовь к своему народу, к своей малой родине, служение Отечеству; • Социальную солидарность – свобода личное и национальная, доверие к людям, институтам государства и гражданского общества, справедливость, милосердие, честь, достоинство; Гражданственность – служение Отечеству, правовое государство, гражданское общество, закон и правопорядок, поликультурный мир, свобода совести и вероисповедание. Нравственн о- патриотическое воспитание можно назвать одним из самых сложных направлений по ряду причин: особенности дошкольного возраста, многоаспектность понятия" патриотизм" в современном мире, отсутствие концепции, теоретических и методических разработок( характерной особенностью многих исследований является обращение лишь к отдельным аспектам проблемы) . Уровень представлений детей о патриотизме во многом зависит от того, какое содержание( доступность и количество материала для восприятия и понимания) отобрано воспитателем, какие методы используются, как организована предметно- развивающая среда в группе. Цель патриотического воспитания детей дошкольного возраста состоит в том, чтобы посеять и взрастить в детской душе семена любви к родной природе, родному дому и семье, к истории и культуре страны, созданной трудами родных и близких людей, тех, кого зовут соотечественниками. Воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста- одна из задач нравственного воспитания, включающая в себя воспитание любви к близким людям, к детскому саду, к родному поселку и к родной стране. Следует учитывать, что дошкольник воспринимает окружающую его действительность эмоционально, поэтому патриотические чувства к родному хутору, к родной стране у него проявляются в чувстве восхищения своим хутором, своей страной. Такие чувства не могут возникнуть после нескольких занятий. Это результат длительного, систематического и целенаправленного воздействия на ребенка. Воспитание детей осуществляется ежесекундно, на занятиях, мероприятиях, праздниках, в игре и в быту. Работа строится таким образом, чтобы она проходила через сердце каждого воспитанника детского сада. Любовь дошкольника к Родине начинается с отношения к самым близким людям- отцу, матери, дедушке, бабушке, с любви к своему дому, улице, на которой он живет, дет скому саду, города. Дошкольный возраст- важнейший период становления личности, когда закладываются предпосылки гражданских качеств, развиваются представления детей о человеке, обществе и культуре. Базовым этапом формирования у детей любви к Родине является накопление ими социал ьного опыта жизни в своём городе, усвоение принятых в нём норм поведения, взаимоотношений, приобщение к миру его культуры. Для детского сада особое значение приобретает педагогическая деятельность, направленная на развитие интереса и любви к родному краю и умение отражать все это в продуктивной деятельности, формирование эстетического отношения к окружающей действительности. Любовь к Отечеству начинается с любви к Родине малой. В этой связи огромное значение имеет ознакомление дошкольников с историческим, культурным, национальным, географическим, природно- э кологическим своеобразием области, Кулебак ского района. Знакомясь с родным краем, районом, его достопримечательностями, ребёнок учится осознавать себя живущим в определённый временной период, в определённых этнокультурных условиях и в то же время приобщаться к богатствам национальной и мировой культуры. А как, каким образом привить дошкольникам любовь к родному краю, своей малой родине? Этот вопрос мы ставили перед собой не один раз, работая с детьми. Знакомясь с родным краем, его достопримечательностями, ребенок учится осознавать себя живущим в определенный временной период, в определенных этнокультурных условиях и в то же время приобщаться к богатствам национальной и мировой культуры. В этой связи успешность развития дошкольников при знак омстве с родным краем, станет возможной только при условии их активного взаимодействия с окружающим миром эмоционально- практическим путем, т. е. через игру, предметную деятельность, общение, труд, обучение, разные виды деятельности свойственные дошкольному возрасту. В нашей деятельности предусмотрены разнообразные формы работы с детьми, педагогами и родителями. Цель работы: Сопровождение детей дошкольного возраста на пути к становлению гражданственности и патриотизма, формирование и развитие компетенций, необходимых для успешной социализации подрастающей личности в условиях малой родины. Определены следующие задачи: • Воспитывать у дошкольников любовь к родной зе мле, уважение к традициям края, его культуре и людям труда. • Воспитывать у дошкольников уважительное отношение к людям в общении с близкими и сверстниками, способствовать повышению уверенности в себе, развивать навыки успешного общения с окружающими, знакомить с примерами жизни и деятельности интересных земляков, служащих достойным примером подрастающему поколению. • Развивать познавательный интер ес к народному творчеству, к родной природе, к окружающему миру. • Формировать у дошкольников интерес к образцам декоративно – прикладного искусства и местным художественным промыслам. • Воспитывать эмоционально- положительное отношение к тем местам, где ребёнок родился и живет: к родному дому( семье, улице, станице, краю; • Формировать культуру бережного отношения к природе и ко всему живому. • Развивать умение видеть и понимать красоту окружающей жизни, творить красоту своими руками. • Воспитывать толерантное отношения к людям разных национальностей их традициям. • Воспитывать чувство ответственности и гордости за достижения родного края. Кулебаки – благодатный регион для воспитания лучших человеческих качеств культуры, многовекового опыта мужественного, трудолюбивого и творческого народа. Большая Родина всегда начинается с малой – места, где родился человек, своей семьи, двора, дома, детского сада и школы, по ля подсолнечника и речки Теши, расположенных рядом. Дом или детский сад, родной край и станица имеют свою историю, особенности природы, свои традиции. А поможет приблизить дошкольников к истории своего родного края, наша культура, местный материал, живое общение с природой и земляками – всё, что в дальнейшем призвано обеспечить успешную социализацию личности, пригодиться на той земле, где родился. При организации и проведении работы по нравственно – патриотическому воспитанию применялись следующие формы работы с семьей: • родительские собрания на духовно- нравственные темы; • лекторий для родителей; • открытые показы воспитательно- образовательного процесса; • вечера вопросов и ответов; • проведение совместных учебных мероприятий( выставки, конкурсы, родительские семинары- собеседования на диалоговой основе) ; • факультативные занятия совместно с родителями: анкетирование и тестирование родителей с целью выявления ошибок и коррекции процесса духовно- нравственного воспитания в семье; • индивидуальные консультации специалистов; • наглядные виды работы: информационные стенды для родителей, папки- передвижки, выставки детских работ, дидактических игр, литературы; • экскурсии; • совместные с родителями праздники, спектакли, именины детей; • помощь родителей детскому саду( облагораживание территории, участие в подготовке праздников, мелкий ремонт, хозяйственные работы) . Через данные формы мы хотели донести до сознания родителей, что и дети и их родители являются носителями народной культуры. Главной целью детского сада в нравственно- патриотическом воспитании дошкольников выступает закладывание основ нравственной личности с активной жизненной позицией, и с творческим потенциалом, способной к самосовершенствованию, гармоничному взаимодействию с другими людьми. В нашем дошкольном учреждении патриотическому воспитанию уделяется большое внимание. В этом участвует весь коллектив, создавая атмосферу доброты, терпения, душевного комфорта, тесно взаимодействуя с семьёй. Нравственн о- патриотическое воспитание можно назвать одним из самых сложных направлений по ряду причин: особенности дошкольного возраста, многоаспектность понятия" патриотизм" в современном мире, отсутствие концепции, теоретических и методических разработок( характерной особенностью многих исследований является обращение лишь к отдельным аспектам проблемы) . Система образования призвана обеспечить воспитание патриотов России, граждан правового демократического, социального государства, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость. Реализация такой системы невозможна без знания традиций своей Родины, своего края. Дошкольный возраст- важнейший период становления личности, когда закладываются предпосылки гражданских качеств, развиваются представления детей о человеке, обществе и культуре. Базовым этапом формирования у детей любви к Родине является накопление ими социального опыта жизни в своём городе, усвоение принятых в нём норм поведения, взаимоотношений, приобщение к миру его культуры.