Сообщение из опыта работы "Формирование основ здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста"
По определению всемирной организации здравоохранения
ЗДОРОВЬЕ – это состояние полного психического, физического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней. (Слайд 1)
Состояние здоровья состоит из нескольких компонентов – психическое, физическое, нравственное, социальное (Слайд 2)
- В последние годы прослеживается тенденция ухудшения состояния здоровья всех групп населения России и особенно детей дошкольного и школьного возраста.
- Последние проведенные исследования показали, что у старших дошкольников отсутствуют ярко выраженные представления о ЗОЖ.
Эти назревшие проблемы послужили достаточным основанием для начала работы с детьми по данной теме, которые подкреплены приоритетами дошкольного образования, а, именно, сохранение и укрепление здоровья детей и формирование у них представлений о ЗОЖ.
Основные направления работы дошкольных учреждений по данному направлению: валеологическое образование, организация работы по оздоровлению дошкольников (Слайд 3)
Условиями формирования положительной мотивации к ЗОЖ у детей старшего дошкольного возраста являются: (Слайд 4)
- Создание вокруг ребенка образовательной среды наполненной терминами, символами, атрибутами, традициями ЗОЖ
- Наличие в ближайшем окружении дошкольника людей, ведущих ЗОЖ
- Создание положительного эмоционального фона при формировании знаний, умений и навыков валеологического характера
- Формирование активной позиции ребенка в освоении знаний, умений и навыков валеологического характера
- Учет индивидуальных психофизиологических и типологических особенностей детей при организации занятий оздоровительной направленности
На начальном этапе своей работы провела исследовательскую деятельность, которая заключалась в выявлении знаний, умений и навыков как родителей, так и детей. Изучила запросы родителей, касающиеся воспитания детей в этом направлении. Родителям были даны анкеты:
«Что я знаю о ЗОЖ» - общий обзор знаний;
«Мама, папа, я – спортивная семья» - выявление степени приобщенности к спорту;
Беседы: «ЗОЖ дома и в семье» - выявление выполнения правил здорового образа жизни дома, изучение запросов родителей;
«Как сохранить и преумножить здоровье ребенка» - установление знаний, умений и навыков родителей о профилактических мероприятиях по укреплению здоровья детей и др.
Диагностика ЗУНов воспитанников группы посредством доверительных бесед (например, расскажи, как ты ухаживаешь за зубами; соблюдаешь ли ты режим дня? Расскажи когда ты ложишься спать? и т.п.), выполнения специальных заданий в течении дня (например, покажи как следует умываться, одеваться на прогулку и т.п.), различных дидактических игр и игровых упражнений (например, разложи на вредно и полезно, д/и «Кто что делает?» и т.п.), наблюдения за образом жизнедеятельности в д/с позволили выявить наиболее точные их результаты.
Общий анализ результатов исследования ЗУНов установил, что дети и родители
- имеют поверхностные знания о ЗОЖ;
- не в полной мере соблюдают правила ЗОЖ.
Исходя из результатов обследования, я поставила перед собой цель и сформулировала следующие задачи:
Цель: создание устойчивой положительной мотивации к сохранению и укреплению собственного здоровья.
Задачи: 1. Сформировать у детей знания об анатомии и физиологии организма человека в целом, так и ее основных системах и органах. (Слайд 5)
- Расширять представления детей о болезнях, вирусах, лекарствах, врачах – специалистах.
- Сформировать умение заботится не только о своем здоровье, но и о здоровье окружающих; познакомить с правилами оказания ПМП.
- Закреплять навыки личной гигиены.
- Развивать умение осознанно применять полученные знания в повседневной жизни.
- Сформировать ценностное отношение к ЗОЖ.
Из них видно, что они несут не только познавательную функцию, но и практическую и воспитывающую функции.
Для осуществления систематической работы по данному направлению мною разработан тематический план, который включает в себя цикл занятий по темам. (Слайд 6-7). В специально – организованной деятельности решаются задачи, направленные не только на информирование дошкольников, но и на формирование осознанного отношения к выполнению правил.
Например: 1. Чтобы заинтересовать детей к занятию, я использую проблемные вопросы, ситуации, логические задачи типа:
«Помогите мне разрешить один вопрос…»
«Что вы могли бы посоветовать друзьям, когда они пойдут в поход?»
Хочу маленькой девочке подарить зубную щетку и пасту, но она не знает для чего это. У нее возникнет много вопросов. Как лучше ей объяснить?»
«Как вы думаете, связана ли чистота и здоровье?»
«Давайте подумаем, как нужно одеваться в начале весны, когда трескучие морозы позади, но еще сыро и прохладно».
«Что мне делать, если с кем-то станет плохо?»
«Наш друг занозил пальчик. Как поступить?»
«Что будет, если….?» «Почему у Хрюши заболел живот?»
«Кто придет ему на помощь, если…?» и др.
- Вношу на занятие новый игровой материал, который может быть использован с целью привлечения внимания к занятию и как материал для повторения и закрепления во второй части занятия.
Например: Н/печатная игра «Как избежать неприятностей» - настольно печатная игра на классификацию правил поведения в сложившейся обстановке, направленной на здоровьесбережение., «Отчего заболел мальчик» - на определение причинно – следственных отношений
Н/п игра«Доктор Айболит» - на классификацию по принципу вредно – полезно (продукты питания, лекарственные растения, соблюдение правил гигиены и т.п.)
Н/п игра «Алгоритмы» - на закрепление последовательности действий умывания, одевания, процесса чистки зубов и т.п.
Дидактические игры тоже использую в качестве 2-ой части занятия на закрепление знаний, полученных на занятии.
Например: В занятии «Мой организм» в качестве второй части можно использовать д/игру «На что похоже?» - приведение сравнений на что похожи внутренние органы (сердце – моторчик, желудок – бензобак, где вырабатывается энергия для работы «мотора», легкие – фильтр, который очищает поглощенный воздух и пропускает в организм кислород и т.п.)
Привлекаю к занятиям врачей, психолога, физкультурного работника. Такой способ поддерживает интерес детей к занятиям и расширяет возможность детей проявить самостоятельность и интерес в приобретении новых знаний.
Широко использую на занятиях художественное слово, цель которого может быть разнообразна: приобщение через худ. литературу к ценностям ЗОЖ; уточнение знаний детей о ЗОЖ; расширение представлений и т.п.
- На занятиях использую также мультимедийное оборудование, видеозаписи, аудиозаписи.
Например: знакомя с назначением уха можно включить аудиозапись с разным темпом, ритмом, высотой, громкостью мелодии.
- что бывает, если не чистить зубы просмотреть мультфильм «Тари»
- какие средства использовать, если заболит горло – поучительные истории «Смешарики»;
Физкультминутки провожу в виде двигательной разрядки, повторяющей слова стихотворения, элементов реалаксации – мысленное перебрасывание своих чувств в мир прекрасного (на море, в космос, в лесу, слушая пение птиц и т.п.), в виде дыхательной, пальчиковой гимнастики, гимнастики для глаз, точечный массаж.
Использую практические задания в сюжетно – ролевых играх, например, «Скорая помощь» - обучение оказанию первой медицинской помощи, правилам вызова спецслужб. «Школа» - знакомство со строением человека (урок), наблюдения и экскурсии, когда хорошо прослеживается модель поведения, образа жизни человека. Очень эффективно использовать прием возможных последствий неправильного поведения: например, Саша заболел потому, что (ел мороженное на улице в холодную погоду, бегал по лужам, не закалялся и т.д.) Хорошо оправдывают себя приемы самонаблюдения, обследования, самообследования, когда дети самостоятельно улавливают общие закономерности процессов, происходящих в своем организме и организме др. человека, помогают детям понять смысл биологических и здоровьесберегающих процедур.
Например: приемы обследования: Проверь руки товарищей перед приемом пищи; Посмотри, что у него случилось, где ему больно.
Самообследование – Посмотри на себя в зеркало и исправь, что в тебе не так.
Проверь свои руки, ногти и сделай вывод.
Спланировать экскурсии можно в ближайшую аптеку, поликлинику с целью расширения представлений о профессиях и их функциях; на полянку с целью сбора лекарственных трав для гербария.
Интересно проходят викторины, игры – конкурсы, которые развивают логическое мышление, умение действовать в нестандартной обстановке, способствовать адаптации детей к различным жизненным ситуациям.
Например: «Сколькими способами можно спать?»; «Сколькими способами можно ползать?» и т.п.
Особую роль в решении поставленных задач играют комплексные занятия, которые решают вопросы валеологического характера и задачи ведущего вида деятельности.
Например: Развитие речи и познавательное: «Как мы говорим» - познакомить с процессом речеобразования и с значением разных органов в образовании звуков, постановка звуков.
Изо – деятельность и познавательное: «Автопортрет» - формирование умения воспроизводить в рисунке реально существующие объекты с их качественными признаками.
Музыкальная деятельность и познавательное: «Что случилось с Колей?» - определение настроения человека по характеру музыки.
Экологическое и познавательное: «Растения вокруг нас. Деревья и кустарники» - расширять представления о деревьях и кустарниках, формировать представления о значении деревьев и кустарников для здоровья человека, об использовании плодов некоторых из них.
Математика и познавательное: «Семь золотых правил» - знакомство с здоровьесберегающими правилами; счет в пределах 10.
Физкультурное и познавательное: «Поход» - смоделировать различные ситуации, которые могут возникнуть в походе, развивать двигательные навыки.
Модульный принцип организации пед. процесса в д/с позволяет сделать деятельность детей осмысленной и необходимой им самим на каждом конкретном этапе обучения, рассмотреть тему с разных сторон. Он формирует потребности ребенка в ЗОЖ легко, незаметно, ненавязчиво, без налета обязательности, но всегда с удовольствием и искренней заинтересованностью со стороны как взрослого, так и ребенка.
Приведу пример модульного принципа:
Тема: Сохрани свое здоровье сам (слайд 8)
Цель: Осуществить просветительно – воспитательную работу, направленную на воспитание у детей созидательного отношения к своему здоровью. Реализовать комплексный подход к организации педагогического процесса.
Задачи: 1. Сформировать у детей целостное понимание здорового образа жизни. 2. Воспитание у детей потребности в здоровье. 3. Развитие культурно- гигиенических навыков. 4. Сформировать умение использовать профилактические мероприятия, направленные на сохранение своего здоровья.
СЮЖЕТ МОДУЛЯ: Подготовка к проекту «Где прячется здоровье»
Виды деятельности: познавательно – речевая, физкультурная, изобразительная, математическая, игровая
№ занятия |
Тема занятия |
Вид деятельности |
1 |
«Чистота-залог здоровья» |
Речевая |
2 |
«Что такое микробы» |
Познавательная |
3 |
«Семь золотых правил» |
Математическая |
4 |
«Я и спорт» |
Рисование (изобразительная) |
5 |
«Вредные и полезные привычки» |
Дидактическая игра (игровая) |
6 |
«Кто с закалкой дружит, никогда не тужит» |
Беседа |
7 |
Пальчиковые игры |
Свободная деятельность |
8 |
Экскурсия в кабинет врача с целью ознакомления с различными видами гимнастик, массажа |
Познавательная |
9 |
«Центр здоровья» |
Сюжетно-ролевая игра (игровая) |
10 |
Спортивные соревнования между мальчиками и девочками |
Физкультурная |
11 |
«Клуб знатоков здоровья» |
Викторина |
12 |
Спортивное развлечение «Делай как я, делай лучше меня» |
Физкультурная |
13 |
Проектная деятельность «Где прячется здоровье» |
Защита проекта (изобразительная, познавательно-речевая) |
Помимо форм обучения на специально – организованных занятиях планирую в совместной деятельности конкурсы, викторины, развлечения, КВН, беседы, акции, отгадывание кроссвордов. Это позволяет закрепить пройденный материал в игровой форме.
Например: конкурсы – Сколькими способами можно есть хлеб? Скольким способами может передвигаться человек? Что могут делать руки, ноги?
Эксперименты: Как мы дышим, слышим? Определи на вкус. Как правильно ухаживать за зубами. Есть ли у глаз помощники?
Практические задания: как правильно наложить перевязку, вызвать « Скорую помощь»
Викторины – «Знатоки здоровья»; «Что? Зачем? Когда? Как?» « На слете врачей» и т.д.
Предлагаю вашему вниманию несколько заданий из викторины «Что? Где? Когда?»
Ø У животных передние лапы, а у человека? (руки)
Ø У птицы перья, а у человека? (волосы)
Ø Какой орган есть у животных, но отсутствует у человека? (хвост)
Ø Чем отличается человек от животного?
Ø Отчего люди могут заболеть простудой?
А сейчас, я предлагаю вам рассказать вместе со мной историю.
Однажды мальчик взял в руки какой-то острый предмет – Какой? (Нож)
И стал обращаться с ним не так, как нужно. Что он стал делать? (Играть, баловаться)
Подставил он под нож очень важную часть руки. Какую? (палец, ладонь)
На пальце появилось повреждение. Как оно называется ? (царапина, рана)
Из раны потекла очень нужная человеку жидкость? (кровь)
Мальчик испугался и стал ...Что делать? ( плакать)
На крик прибежала мама. Она … Что сделала? (оказала первую помощь – промыла ранку кипяченой водой, смазала йодом, наложила марлевую повязку)
Что надо делать прежде, чем баловаться с острыми предметами? (думать)
Какой орган человека это делает? (мозг)
Что человек должен беречь всю свою жизнь? (здоровье)
Праздники и развлечения: «Мама, папа, я – спортивная семья», «Вредные привычки»
Кроссворды по прочитанным литературным произведениям валеологического характера, По теме «гигиена» - «Назовем предметы гигиены»; по теме «наши органы» - «Как эти органы называются у человека?» и т. п.
Беседы: «Телевизор и компьютер – враги или друзья?»; «Что такое закаливание?»; «Где прячется здоровье?» и др.
Акции: «Доброе слово всегда вылечит» - составление писем заболевшим ребятам из группы.
«Дорог не подарок, дорого внимание» - изготовление подарков заболевшим детям. И др.
Организую тематические выставки детских работ под названием «Здоровым быть здорово». (Слайд 9)
Полученные знания детей закрепляю в играх, как в совместной, так и свободной деятельности. Охватить тему со всех сторон и помочь ребенку проявить свои знания в разных видах игровой деятельности, мне помогает, так называемая, игровая матрица: (слайд 10)
Тема |
Лекарственные растения |
Д/И |
Кто больше назовет? |
Н/п игра |
Лото «Что где растет?» |
П/И |
Эстафеты с заданиями |
С/р игра |
Фитобар, аптека |
Игры с предметами |
Создание гербария «лекарственные травы» |
Словесные игры |
Назови одним словом |
(Слайд 11)
Тема |
Лекарственные растения |
Части тела |
Органы чувств |
Питание и здоровье |
Д/И |
Кто больше назовет? |
Будь внимателен |
Угадай на вкус, слух, ощупь. |
Вредно – полезно |
Н/п игра |
Лото «Что где растет?» |
Собери человека, животное, птицу. |
Валеология – уход за органами чувств |
Из чего мы сделаны |
П/И |
Эстафеты с заданиями |
Лабада |
Жмурки |
Съедобное- несъедобное |
С/р игра |
Фитобар, аптека |
Скорая помощь, оздоровительный центр |
Больница, |
Кафе. Магазин. |
Игры с предметами |
Создание гербария «лекарственные травы» |
Конструирование «Человек –робот» |
Чудесный мешочек |
Что возьмем для супа,…? |
Словесные игры |
Назови одним словом |
Что, где, зачем? |
Испорченный телефончик |
Перечисли, что мы называем фруктами,… |
Хочется отметить, что основная масса сведений сообщается детям в форме обычного нерегламентированного разговора, а так же в ходе реализации принципа «делай как я», где важную роль играют педагоги, близкие значимые взрослые, которые подают положительный личный пример. Он закладывает основы поведения ребенка в будущем и формирует у него в значительной степени ЗОЖ.
Поэтому ознакомление детей с ЗОЖ провожу в тесном контакте с родителями, медицинским персоналом, психологом, руководителем физкультуры. (Слайд 12)
Из схемы видно, что ребенок выступает не как объект воздействия, а субъект действия, а значимые люди находятся в тесном взаимодействии, что позволяет добиться наиболее высоких результатов усвоения и выполнения правил ЗОЖ у детей.
В виде своеобразных заданий выступает совместная проектная деятельность, как воспитанников группы, так и индивидуальная – детей и их родителей под названием «Путешествие в страну Здоровья», подтемами которой выступают «Как мы проводим досуг дома»; «Наши увлечения», «Физкультура и мы»; «Расти малыш здоровым» и др. Так в ходе работы над темой «Расти малыш здоровым», родители изготовили макет оздоровительного центра, составили чертежи и рисунки физкультурных уголков, которые они сделали в домашних условиях. В ходе защиты проектов родители обменялись опытом приготовления витаминных блюд и напитков, а также рецептами народной медицины.
Одной из форм нерегламентированной деятельности являются созданные в группе
- уголок здоровья (валеологический уголок), где размещены пособия, игры способствующие становлению валеологической компетенции детей, мини стенд, где помещены советы доктора Айболита, помогающие ребенку познать себя, избавиться от комплексов, учат анализировать свое состояние и самочувствие, давать себе объективную оценку, помогают освоить навыки сохранения и укрепления здоровья. А также вывешен «Дневник своего здоровья», в котором дети самостоятельно контролируют свое поведение выполнения правил здорового образа жизни и выставляют себе баллы по количеству выполненных правил.
- зона отдыха, где ребенок может рассмотреть фотоальбом, книгу, послушать музыку, заняться театрализацией.
Как говорилось выше, работу по просвещению детей о ЗОЖ провожу в тесном сотрудничестве с родителями. Поэтому в помощь им организую наглядную агитацию: стенды, папки-передвижки. Особым спросом пользуются буклеты, которые остаются у родителей надолго, и они могут воспользоваться этой информацией в любой момент. Большим вниманием и активным участием пользуются «Дни открытых дверей», «Круглые столы», родительские собрания с привлечением медицинского персонала, деловые игры и тренинги, в процессе которых родители приобретают практические знания и умения. Предлагаю вашему вниманию несколько педагогических заповедей для родителей. (Слайд 13,14 )
Итог моей работы по данной теме подтвердил ожидаемый мною результат. При повторном диагностировании детей было выявлено, что уровень знаний умений и навыков по теме «Формирование основ здорового образа жизни детей старшего дошкольного возраста» вырос почти в 1,5 раза и сформировал устойчивую мотивацию к сохранению и укреплению собственного здоровья. Анкетирование родителей показало, что они стали активнее интересоваться деятельностью детского сада, направленной на сохранение здоровья воспитанников, у многих из них появилось стремление ради детей следовать правилам здорового образа жизни.