«Театрализованная деятельность как средство развития навыков самообслуживания».
САМООБСЛУЖИВАНИЕ
Задачи и содержание работы в младшей группе по самообслуживанию:
- Формировать у детей умения самостоятельно обслуживать себя (во время раздевания, одевания, умывания, еды) .
- Продолжать учить детей под контролем взрослого, а потом самостоятельно мыть руки по мере загрязнения и перед едой, насухо вытирать лицо и руки личным полотенцем.
- Учить приводить себя в порядок с помощью взрослого.
- Формировать навык пользования индивидуальными предметами (носовым платком, салфеткой, полотенцем, расческой, горшком) .
- Побуждать детей к самостоятельности во время еды, учить держать ложку в правой руке.
- Обучать детей порядку одевания и раздевания.
- Учить снимать одежду, обувь (расстегивать пуговицы спереди, застежки на липучках) при небольшой помощи взрослого.
- Учить в определенном порядке, аккуратно складывать снятую одежду.
- Учить правильно, надевать одежду и обувь.
Театрализацию мы используем в разных видах деятельности педагогического процесса: в режимных моментах, например, в самообслуживании - кукла покажет, как правильно мыть руки, пользоваться полотенцем; во время еды к ним в гости приходит Девочка - Припевочка из театра «Живая рука» и показать, как правильно держать ложку, пользоваться салфеткой; перед сном споёт колыбельную.
Самообслуживание - это начало трудового воспитания дошкольника. Формирование навыков самообслуживания имеет первостепенное значение для психического развития ребенка в целом. Овладение навыками самообслуживания (умение одеваться и раздеваться, ухаживать за собой, пользоваться туалетом, самостоятельно принимать пищу, умываться и т. п.) напрямую влияет на самооценку ребенка, является важным шагом на пути к его независимости
В рамках воспитательно – образовательного процесса необходимо проводить ежедневную работу по формированию навыков самообслуживания у детей младшего дошкольного возраста.
Для ребёнка третьего года жизни самообслуживание включает в себя освоение следующих навыков:
- приёма пищи (есть ложкой, пить из чашки);
- раздевание и одевание (снимать, одевать обувь, трусики, колготки, шорты, брюки или юбку, шапку, варежки);
- гигиены тела (мыть руки и лицо, вытирать их полотенцем, пользоваться носовым платком и салфеткой);
- опрятности (пользоваться горшком).
Большое значение при формировании навыков самообслуживания у ребенка имеет чтение художественной литературы
А. Барто «Девочка чумазая»,
К. Чуковского «Мойдодыр», «Федорино горе»,
В. Маяковского «Что такое хорошо и что такое плохо»,
С. Капутикян «Кто скорее допьёт»,
З. Александровой «Что взяла клади на место», «Топотушка»,
И. Муравейка « Я сама»,
рассказы Л. Вороньковой «Маша - растеряша»,
Большое значение по формированию навыков самообслуживания занимают потешки.