a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Консультация для родителей: "Речевые игры". Логопед: Сергеева Л.А.

Автор: Анисимова Елена Витальевна Опубликовано: 2020-08-20 14:06:23

Документы для скачивания

Консультация для родителей на тему: « Речевые игры в жизни дошкольников. » Учитель- логопед: Сергеева Людмила Александровна МАДОУ «ЦРР детский сад №2 города Шебекино» Человек не обладает речью при рождении, она формируется и развивается вместе с его ростом и развитием, то есть, практически, всю жизнь. Но это не означает, что речь развивается сама по себе, без участия взрослых. Именно дошкольный возраст является самым благоприятным для развития речи. То, что ребёнок не усвоил в дошкольном возрасте, восполняется в более поздний период с большим трудом, а то и не восполняется совсем. Ни для кого не секрет, что в настоящее время всё чаще у детей наблюдаются следующие проблемы: Односложная речь, состоящая из одних простых предложений. Бедная речь- недостаточный словарный запас. Замусоривание речи, употребление нелитературных слов и выражений, слов – «паразитов». Неумение грамотно и доступно сформулировать предложение, вопрос. Неспособность построить сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказать текст. В решении данной проблемы родителям хорошую помощь оказывают дидактические игры. Дидактическая игра- одна из форм обучаемого воздействия педагога на ребенка. Для ребенка играть так же естественно, как дышать- дети всегда готовы начать новую игру, придумать её самостоятельно или последовать за выдумкой подсказавшего интересный сюжет взрослого. Игра помогает сделать любой учебный материал увлекательным, вызывает у детей глубокое удовлетворение, стимулирует работоспособность, облегчает процесс усвоения знаний. Именно в ходе игры выстраивается система взаимоотношений дошкольника с внешним миром, развиваются психические функции, среди которых речь занимает основное место. Ребенок, свободно выражая свои мысли и чувства, развивает в игре речевые навыки. Виды дидактических игр: Словесные игры. Для развития слуховой памяти, внимания, коммуникативных способностей, а также для развития связной и диалогической речи, умения и желания выражать свои мысли. Игры с предметами или игрушками. Направлены на развитие тактильных ощущений, умение манипулировать с различными предметами и игрушками, развитие творческого мышления и воображения. Настольно- печатные. Используются как наглядное пособие направленные на развитие зрительной памяти и внимания. При выборе дидактической игры необходимо учитывать: 1. Задачи воспитания и обучения. В каждой дидактической игре своя обучающая задача, что отличает одну игру от другой. 2. Соответствие определенной возрастной группе, а также уровень подготовленности воспитанников. 3. Определение наиболее удобного времени проведения дидактической игры( процессе организованного обучения или в свободное от занятий время) . 4. Выбор места для игры, где дети могут спокойно играть, не мешая другим. 5. Подготовка необходимого дидактического материала для выбранной игры. 6. Подготовка к игре самого роди теля: он должен изучить и осмыслить весь ход игры, свое место в игре, методы руководства игрой. Примеры дидактических игр на развитие речи: «Кто больше действий назовёт» Цель: активно использовать в речи глаголы, образовывая различные глагольные формы. Материал. Картинки: предметы одежды, самолёт, кукла, собака, солнце, дождь, снег. Ход. Задача детей подобрать слова, которые обозначают действия, относящиеся к предметам или явлениям, изображённым на картинках. Например: - Что можно сказать о самолёте? ( летит, гудит, поднимается) . - Что можно делать с одеждой? ( стирать, гладить, зашивать) . - Что можно сказать о дожде? ( идёт, капает, льёт, моросит, стучит по крыше) . «Козлята и волк» Цель: Развивать сюжет сказки по её началу. Материал. Фланелеграф и атрибуты к сказке «Коза с козлятами», зайчик Ход. Взрослый рассказывает начало сказки, демонстрируя фигурки персонажей. - Слушайте, что было дальше: Ушла коза снова в лес. Козлята остались дома одни. Вдруг в дверь снова постучали. Козлята испугались, попрятались. А это был маленький( показ) …( Дети договаривают: зайчик) Взрослый: Зайчик говорит…. Дети: Не бойтесь меня, это я – маленький зайчик. Взрослый: Козлята угостили его…. Дети: морковкой, капустой… Взрослый: потом они стали… «Цепочка слов» Эта игра используется с детьми старшего дошкольного возраста и проводится, в основном, в словесном варианте, так как предугадать детские ответы и быстро подобрать к ним соответствующие картинки бывает достаточно сложно. Дети составляют своеобразный" поезд" из слов, где слова- вагончики соединены между собой. Например, исходное слово —" кошка" . Кошка бывает какая? Пушистая, ласковая, разноцветная. . . Что еще бывает разноцветным? Радуга, платье, телевизор. . . Каким еще может быть платье? Шелковым, новым, прямым. . . Что еще может быть прямым? Линия, дорога, взгляд. . . и т. д. «Вам барыня прислала»- Вам барыня прислала сто рублей, что хотите, то купите, " да" и" нет" не говорите, черный, белый не берите. Вы поедете на бал? " В этой игре стоит задавать каверзные вопросы, провоцирующие ребенка сказать запрещенные слова. Например: Ты любишь торт? Умеешь плавать? Какого цвета уголь? А снег? Боишься грозы? Игра на развитие связной речи «Объясните, почему…» Цель: научить правильно, строить предложения с причинно- следственной связью, развитие логического мышления. Ход игры. В зрослый объясняет, что дети должны будут закончить предложения, которые начнет говорить ведущий, используя слово «потому что». Можно подобрать несколько вариантов к одному началу предложения, главное, чтобы они все правильно отражали причину события, изложенного в первой части. За каждое правильно выполненное продолжение игроки получают фишку. Выигрывает тот, кто соберёт больше фишек. Незаконченные предложения для игры: Вова заболел…( простыл) Мама взяла зонт…( идёт дождь) Дети легли спать…( поздно) Очень хочется пить…( жарко) Лед на реке растаял…( тепло) Деревья сильно закачались…( дует ветер) Стало очень холодно…( пошёл снег) «Распутай слова» Цель: учить составлять предложения, используя данные слова. Ход игры. Слова в предложении перепутались. Попробуйте расставить их на свои места. Что получится? Предложения для игры: 1. Дымок, идёт, трубы, из. 2. Любит, медвежонок, мёд. 3. Стоят, вазе, цветы, в. 4. Орехи, в, белка, дупло, прячет. Вывод Несомненно, дидактические игры являются мощнейшим средством для развития речи у детей. Родители по мере возможности могут использования в домашних условиях игровые упражнения. Специальные занятия в игровой форме способны своевременно предотвратить неправильное формирование речи и её функций. При этом родитель должен умело владеть методикой проведения игры, четко представлять цель, которую он преследуе 1. ’’Волшебный кубик’’ Игровой материал: кубик с картинками на каждой грани Правила: ребенок бросает кубик. Затем он должен изобразить то, что нарисовано на верхней грани и произнести соответствующий звук. Ход: ребенок вместе с родителем произносит: ’’Вертись, крутись, на бочок ложись’’, - и кидает кубик. На верхней грани, например, изображена ворона. Взрослый спрашивает: ’’Кто это? ’’ и просит с имитировать, как она кричит. 2. ’’Что внутри? ’’ Игровой материал: предметные картинки Правила: родитель показывает карточку, а ребенок отвечает, что или кто может быть внутри показанного предмета. Можно прибегнуть к помощи компьютера, т. е. сделать презентацию. / показ презентации/ 3. ’’Загадки- обманки’’- Зимой в берлоге видит сон Лохматый, косолапый… слон/ медведь/ - Быстрее всех от страха несется… черепаха/ заяц/ - В теплой лужице своей громко квакал… муравей/ лягушонок/ - Длиннее шеи не найдешь. Сорвет любую ветку… еж/ жираф/ - Под луною песню петь сел на веточку… медведь/ соловей/ - На заборе поутру кукарекал… кенгуру/ петух/ - Кто любит по ветвям носиться? Конечно, рыжая… лисица/ белка/ Я вам могу предложить литературу, из которой вы можете выбрать интересующий вас материал для игры с ребенком. 4. Сказки с использованием картинок Игровой материал: лист ватмана/ для коллективной работы/ или альбомный лист/ для индивидуальной деятельности/ , на котором записан частично текст с помещенными картинками или рисунками. Правила: текст читает взрослый, а картинки/ рисунки/ заменяют словами уже ребёнок. Уверяю вас, если вы займетесь сочинением сказки вместе с ребенком, используя знания компьютера, время проведенное за этой работой пройдет не попусту. «Поиграй со мной! »- Как часто вы слышите эту просьбу от своего ребенка. Сколько радости он получает, когда вы, преодолев усталость и бросив домашние дела, соглашаетесь хотя бы на короткое время побыть учеником, пассажиром, а может быть, Красной Шапочкой. Но игра – это не только радость для вашего ребенка, с ее помощью вы можете развивать у него память, внимание, логическое мышление, то есть те качества, которые будут крайне необходимы, когда ваш малыш пойдет в школу. Поиграйте с вашим малышом в эти игры. «Говори наоборот» Я буду говорить слова, а ты тоже говори, но только наоборот. Большая( река) – маленькая( лужа) Толстый( карандаш) – тонкий( карандаш) Ребенок – взрослый Огонь – вода Чистые( руки) – грязные( руки) Сильный – слабый «Кто кем был» Смысл этой игры заключается в том, чтобы ответить на вопрос, кто( что) , кем( чем) был раньше. Цыпленок – яйцом Лошадь – жеребенком Хлеб – мукой, зерном Дерево – семечком Бабочка – гусеницей «Назови одинаковые предметы» Предложите ребенку сначала назвать металлические, потом съедобные, резиновые, тяжелые, деревянные, мягкие предметы. Гвоздь, ведро, ножницы, пила; груша, молоко, хлеб, пломбир; мяч, сапоги, лодка; гиря, штанга, мешок песка; пирамидка, ложка, матрешка; подушка, перо, волосы. В игре у ребенка активизируется речевая деятельность, словарь пополняется новыми словами, обогащается его содержание. Чем богаче и правильнее речь у малыша, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, поэтому так важно заботиться о своевременном формировании речи детей. Совместная игровая деятельность родителей и ребенка- это уникальный вид сотрудничества, в ходе которого ребенок получает огромный навык общени я- это умение слышать друг друга, а также помнить о возрастных особенностях детей.

Оставить комментарий: