Выступление "Коррекционно-развивающая работа: проблемы и пути реализации" на педагогическом совете КГБОУ "Минусинская школа-интернат" "Преемственность дошкольного образования и начального общего образования"
Документы для скачивания
КОРРЕКЦИОННО- РАЗВИВАЮЩАЯ РАБОТА: ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ РЕАЛИЗАЦИИ Рассмотрим коррекционную работу в дошкольном и начальном образовании в трех направлениях: р абота с детьми; р абота с педагогами; р абота с родителями. Проанализиро вав адаптированные основные образовательные программы дошкольного образования и адаптированные основные обще образовательные программы начального общего образования с ОВЗ определили, что преемственность прослеживается во всех направлениях коррекционной работы. Программа развитие слухового восприятия и обучения произношения, которая в коррекционных курсах начальной школы имеет продолжение в программах «Формировании речевого слуха и произносительной стороны устной речи», «Развитие слухового восприятия и техника речи». Программа «Развития познавательной деятельности и эмоционально- волевой сферы» в дошкольном обр азовании переходит в индивидуальные программы. З анятия с дошкольниками и обучающимися педагог- психолог проводит в соответствии с рекомендациями краевого ПМПК. В начальной школе по рекомендациям ПМПК реализуется программа «Развитие познавательной сферы». В коррекционный курс начальной школы входит программа «Музыкально- ритмических занятий», в дошкольных группах она не входит в коррекционно- развивающую работу, но имеет место в области «Художественно- эстетическое развитие. Музыка ». Все программы коррекционно- развивающей работы и коррекционных курсов имеют единые цели и задачи. Цели обучения произношению неслышащих дошкольников и школьников едина: формирование у них внятной, членораздельной, естественной речи. Работа над произношением ведется с учетом аналитико- синтетического метода: детей учат произносить не только целые слова и фразы, но и отдельные элементы: звуки, слоги; при этом конечной целью всегда является слово, фраза. Работа над произношением ведется на полисенсорной основе, т. е. используются различные анализаторы: слуховой, зрительный, двигательный. В обучении используются единые методические приемы. Они основаны на подражании речи педагога( сопряженное и отраженное проговаривание) , а также рядовая речь( произнесение постоянных рядов слов, стихов, считалок, чистоговорок) , самостоятельное называние предметов, картинок, ответы на вопросы, самостоятельные высказывания, а по мере овладения детьми грамотой привлекаются приемы, связанные с чтением. О собое место в обучении произношению занимает использование фонетической ритмики как один из эффективных приемов работы над произносительной сторо ной речи. В дошкольном и школьном обучении единое содержанием работы над произношением является постановка, коррекция, автоматизация и дифференциация звуков, уточнение воспроизведения слова( слитно, в нормальном темпе, с соблюдением звукослогового состава/ на уровне произносительных возможностей ребенка/ , словесного ударения и норм орфоэпии) , уточнение воспроизведения фразы( слитно или при делении длинной фразы на части/ синтагмы/ , в нормальном темпе, с сохранением правильного произнесения входящих в нее слов) . Особое внимание уделяется продолжению работы над ритмико- интонационной стороной речи. Таким образом, работа над произношением в школе опирает ся на те умения, которыми овладел каждый конкретный ребенок в дошкольном возрасте. Задачи развития слухового восприятия и техники речи, музыкально- ритмических занятий так же едины: развитие речевого слуха, создание слухо- зрительной основы для восприятия устной речи, развитие восприятия различных неречевых звуков окружающего мира, развитие слухового восприятия характера и основных доступных элементов музыки. Планирование речевого материала занятий в дошкольных группах ведется совместно учителей- дефектологов с воспитателями и музыкальным работником. В начальной школе планирование речевого материала занятий ведется совместно учителя- дефектолога и учителем музыкально- ритмических занятий, но совместного планиро вания речевого материала учителем класса, дефектологом и воспитателем не осуществляется. Проблемой является отсутствие единства в коррекционной работе над формированием и закреплением словарного запаса обучающихся. Преемственность детского сада и школы в работе над устной речью прослеживается при обследовании детей. В начале учебного года после проведенного обследования учителя- дефектологи составляют индивидуальные планы работы с детьми. Для учета слухового и речевого развития детей с нарушением слуха на протяжении всех лет обучения учителя- дефектологи ведут индивидуальные слухо- речевые карты на ребенка. Данные педагогического обследования помогают всем педагогам, работающим с ребенком, видеть реальную картину развития и своевременно учитывать эти результаты при разработке рабочих программ коррекционно- развивающей работы, проведении индивидуальной работы, соблюдая преемственность всех участников образовательного процесса. И в детском саду, и в школе работа над произношением и развитием слухового и слухо- зрительного восприятия должн а вестись в ходе всего учебно- воспитательного процесса, т. е. создание слухо- речевой среды в течение всего дня. В дошкольном и начальном образовании частично соблюдаются основные условия слухо- речевой среды: закрепление произносительных навыков устной речи; расширение и закрепление речевого материала; формирование потребности в устной речи, побуждение к использованию речи; использование звукоусиливающей аппаратуры. Организация не в полной мере слухо- речевой среды приводит к проблемам в развитии устной речи дошкольников и обучающихся. Р абот а с педагогами ведется через организацию и проведение: совместных методических объединений; семинаров; открытые показы занятий учителей- дефектологов. Работа с родителями ведется организацию родительских собраний. Решение: Необходимо включить в комплексный план совместной деятельности педагогов ежегодные совещания по обеспечению преемственности ДО и НОО