консультация для родителей
Документы для скачивания
Тема: Семья на пороге школьной жизни ребенка( родительское собрание в подготовительной группе) Цель: Объединить усилия семьи и детского сада по вопросам подготовки детей к школе. Задачи: - сообщить родителям знания о проблеме подготовки к школе, рассказать о сущности этой подготовки дать рекомендации; - обсудить точки зрения родителей на роль семьи в предшкольный период жизни ребенка; - вооружение родителей психолого- педагогическими знаниями и умениями по данному вопросу; вовлечение родителей в процесс воспитания своих детей. Оборудование: 1. Полоски красного, синего, черного цветов, фигурки человечков на каждого родителя; ручки с черной и красной пастой. 2. Список факторов успешной подготовки и адаптации ребенка к школе на каждого родителя. 3. П амятки для родителей. План проведения: 1. Вступительное слово( актуальность проблемы) 2. Упражнение «Экзамен для родителей» 3. Определение степени беспокойства в связи с приближающимся школьным обучением сына или дочери. 4. Диспут. Выбор факторов успешной подготовки и адаптации ребенка к школе. 5. Диагностика рисунков детей «Как я представляю себя в школе» 6. Портрет ребенка, не готового к школьному обучению. 7. Подведение итогов. Ход встречи- Уважаемые родители! Первого сентября ваш ребенок пойдет в школу. Его экзамен впереди. У образ жизни, он приобретает новое положение в обществе. Теперь главное в его жизни станет учеба многих родителей поступление в школу вызывает опасения, тревогу, и я думаю, что вы не исключение. И не случайно вы волнуетесь, ведь это переломный момент в жизни ребенка: резко меняется весь его, образовательная деятельность. Вопросы для родителей «Сейчас- потом»- Предлагаю вам сравнить чем будет отличаться жизнь дошкольника от жизни первоклассника. Для этого вам нужно ответить на ряд вопросов. Примерные вопросы: Какие занятии проводятся в детском саду? Какие предметы будет изучать ребёнок в 1 классе? Сколько занятий в день проводится в детском саду? Сколько уроков в день будет в 1- м классе? Длительность занятия в подготовительной группе в детском саду? Длительность урока в школе? Сколько педагогов обучает ребёнка в детском саду? Сколько учителей будет обучать ребёнка в 1- м классе? Определение степени беспокойства в связи с приближающимся школьным обучением сына или дочери- Все вы очень хорошо знаете своих детей. Подумайте и выделите черты, которые, по вашему мнению, помогут или затруднят предстоящую учебу в школе. Возьмите фигурку человечка и напишите на ней черной пастой, те черты, которые помогут и красной пастой те черты, которые затруднят учебу вашего ребенка. А после этого поставьте фигурку на одну из трех полосок- дорожек, ведущих к школе. Черная полоска означает сильное ваше беспокойство, синяя- умеренное, красна я- нет особого беспокойства. - Что же является важным в подготовке к школе? Подготовка к школе процесс многоплановый. Психологи выделяют разные виды готовности к школе: интеллектуальную готовность; мотивационную готовность; эмоционально- волевую готовность; коммуникативную готовность. Интеллектуальная готовность предполагает развитие внимания, памяти, сформированные мыслительные операции анализа, синтеза, обобщения, установление закономерностей, пространственного мышления, умение устанавливать связи между явлениями и событиями, делать простейшие умозаключения на основе аналогии. Например, морковь – огород, грибы — … лес К 6–7- и годам ребенок должен знать: свой адрес и название города, в котором он живет; название страны и ее столицы; имена и отчества своих родителей, информацию о местах их работы; времена года, их последовательность и основные признаки; названия месяцев, дней недели; основные виды деревьев и цветов. Ему следует уметь различать домашних и диких животных, понимать, что бабушка — это мама отца или матери. Мотивационная готовность… Иными словами, он должен ориентироваться во времени, пространстве и подразумевает наличие у ребенка желания принять новую социальную роль — роль школьника. С этой целью родителям необходимо объяснить своему ребенку, что учёба – это труд, дети ходят учиться для получения знаний, которые необходимы каждому человеку. Следует давать ребенку только позитивную информацию о школе. Не следует запугивать детей школой, предстоящими трудностями, строгой дисциплиной, требовательностью учителя. «Вот пойдёшь в школу – там за тебя возьмутся, никто там тебя жалеть не будут. Помните, что ваши оценки с легкостью заимствуются детьми. Ребенок должен видеть, что родители спокойно и уверенно смотрят на его предстоящее поступление в школу, дома его понимают, верят в его силы. Причиной нежелания идти в школу может быть и то, что ребенок “не наигрался”. Но в возрасте 6–7 лет психическое развитие очень пластично, и дети, которые “не наигрались”, придя в класс, скоро начинают испытывать удовольствие от процесса учебы. Вам не обязательно до начала учебного года формировать любовь к школе, поскольку невозможно полюбить то, с чем еще не сталкивался. Достаточно дать понять ребенку, что учеба — это обязанность каждого человека и от того, насколько он будет успешен в учении, зависит отношение к нему многих из окружающих ребенка людей. Волевая готовность предполагает наличие у ребенка: способностей ставить перед собой цель, принять решение о начале деятельности, наметить план действий, выполнить его, проявив определенные усилия, оценить результат своей деятельности, а также умения длительно выполнять не очень привлекательную работу. Развитию волевой готовности к школе способствуют изобразительная деятельность и конструирование, поскольку они побуждают длительное время сосредоточиваться на постройке или рисовании. Для развития воли хороши настольные игры, где необходимо соблюдать правила игры, и подвижные. Например, игра «Зеркало», «Запрещённое число», «Да и нет». Не ругайте ребёнка за ошибку, а разберитесь в её причине. Структура головного мозга, отвечающая за произвольность поведения, формируется к 7 годам, поэтому ваши требования должны быть адекватными его возрасту. Не исказите веру ребёнка в себя как в будущего школьника ни страхом, ни «розовой» водичкой облегчённых ожиданий. Относитесь к ребёнку, как к себе, мы ценим себя по тому, что можем и умеем, так как всё знать невозможно. Коммуникативная готовность. Проявляется в умении ребенка подчинять свое поведение законам детских групп и нормам поведения, установленным в классе. Она предполагает способность включиться в детское сообщество, действовать совместно с другими ребятами, в случае необходимости уступать или отстаивать свою правоту, подчиняться или руководить. В целях развития коммуникативной компетентности следует поддерживать доброжелательные отношения вашего сына или дочери с окружающими. Личный пример терпимости во взаимоотношениях с друзьями, родными, соседями также играет большую роль в формировании этого вида готовности к школе. - Перед вами факторы успешной подготовки и адаптации ребенка к школе, выберите из них три фактора, на ваш взгляд главных и объясните их. ( р одители выполняют задание и обсуждают его) - А можете ли вы определить степень беспокойства вашего ребенка с предстоящим обучением? ( вместе с психологом родители обсуждают рисунки детей «Как я представляю себя в школе») «Портрет» первоклассника, не готового к школе: чрезмерная игривость; недостаточная самостоятельность; импульсивность, бесконтрольность поведения, гиперактивность; неумение общаться со сверстниками; трудность контактов с незнакомыми взрослыми( стойкое нежелание контактировать) или, наоборот, непонимание своего статуса; неумение сосредоточиться на задании, трудность восприятия словесной или иной инструкции; низкий уровень знаний об окружающем мире, неумение сделать обобщение, классифицировать, выделить сходство, различие; плохое развитие тонко координированных движений руки, зрительно- моторных координации( неумение выполнять различные графические задания, манипулировать мелкими предметами) ; недостаточное развитие произвольной памяти; задержка речевого развития( это может быть и неправильное произношение, и бедный словарный запас, и неумение выразить свои мысли и т. п. ) . Как помочь ребенку подготовиться к школе? На что надо обратить внимание… 1. Выбор школы. Если ребёнок в детстве часто болел, если ему трудно долгое время удерживать внимание на чём- то одном, если вы видите, что он морально не готов стать первоклассником — посоветуйтесь с психологом, какой класс для обучения выбрать, нагрузка в первый год учёбы должна быть посильной для ребёнка. 2. Самостоятельность. Ребёнок должен уметь ухаживать за собой, самостоятельно раздеваться и одеваться. Очень важно приучить ребёнка к гигиене. Научите малыша убирать своё рабочее место, бережно относиться к вещам. Чтобы ребёнок быстрее смог адаптироваться в школе, он должен быть достаточно самостоятельным. Постарайтесь меньше опекать его, дайте ему возможность принимать самостоятельные решения и отвечать за них. Поручите ему какие- нибудь домашние дела, он научился выполнять свою работу без помощи взрослых. Старшие дошкольники могут накрывать на стол, мыть посуду, чистить свою одежду и обувь, присматривать за младшими детьми, кормить рыб, птиц, котёнка, поливать цветы. Родители не должны делать то, что дети забыли или не захотели выполнять. Практика показывает, если дети до поступления в школу имели дома посильные для них обязанности, они легче справлялись с учебной деятельностью. Итак, наша единая задача заключается в создании условий для успешной подготовки к обучению детей в школе. Для того, чтобы понять, какая помощь нужна ребёнку, важно знать, с какими трудностями он сталкивается, какие у него проблемы. Литература: Составлено с использованием методических материалови рекомендаций из печатных и электронных источников.
Родительское собрание " Защита прав и достоинства ребенка». Цели: познакомить родителей с нормативными документами в вопросах защиты прав ребенка. дать детям элементарные знания и представления о международном празднике «Дне защиты детей». праздничное мероприятие: поздравление, игры, подарки для всех. сплотить детей и родителей в совместной деятельности: просмотр фильма «Один день детства »( режимные моменты нашей группы) , игра «Соседи», пальчиковая игра «Дом», тренинг «Свеча добра», «Круг доброты». Задачи: пополнить знания родителей о воспитании детей общедоступными научными сведениями; оказывать помощь в разумном выстраивании отношений с ребенком ДЕНЬ ЗАЩИТЫ ДЕТЕЙ Дети- наша радость, Счастье и забота. Жизнью нам досталась За детей тревога. Шишки и болячки, Слёзы и капризы. Игры, книжек пачки. . . Кто ещё так близок, Сердце чтобы пело В тихом ликованье? . . К их защите смело Приложи старанье, Чтобы больше смеха Детского звенело, Чтобы выше песня Дружная летела! Уважаемые родители! 1 июня во многих странах мира отмечается очень важный праздник « Международный день защиты детей». Главная идея этого праздника – обращения внимания всего общества на то, что крайне необходимо детям, защиту прав детей! Потому что каждый ребенок имеет право на счастливое и полноценное детство. Мы собрались, чтобы обсудить очень важную и актуальную проблему, связанную с защитой прав и достоинств маленького ребенка, а также рассмотреть права и обязанности родителей по отношению к ребенку. Каждый ребенок воспитывается в семье то, что несет в себе семья, невозможно заменить ничем. Истинные духовные ценности человека возможно сохранить только в семье, а передать их, только через детей. Дошкольное детство — наиважнейший период в жизни человека, в процессе которого формируется здоровье и осуществляется развитие личности. В то же время это период, в течение которого ребенок находится в полной зависимости от окружающих его взрослых – родителей и педагогов. Здоровье детей и их полноценное развитие во многом определяется эффективностью по защите их прав. У ребенка, обделенного заботой и вниманием, нет второй возможности для нормального роста и здорового развития, поэтому проблеме охраны детства на всех уровнях нужно уделять первостепенное внимание. Проблема эта условно рассматривается в двух направлениях: в социально- правовом и психолого- педагогическом. Социально- правовое направление включает законодательное обеспечение охраны прав ребенка, создание системы социальных, образовательных, культурных и других детских учреждений. Психолого- педагогическое направление предполагает создание благоприятных условий: соответствующей атмосферы, стиля жизни, общения в семье и в образовательном учреждении. «Дети мира невинны, уязвимы и зависимы», – констатирует Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей. В соответствии с этим положением международным сообществом по защите прав ребенка приняты важные документы, призванные обеспечить защиту прав ребенка во всем мире: Нормативные основы защиты прав детства К основным международным документам ЮНИСЕФ, касающимся прав детей относятся: – Декларация прав ребенка( 1959) – Конвенция ООН о правах ребенка( 1989) – Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей( 1990) Декларация прав ребенка является первым международным документом. В 10 принципах, изложенных в Декларации, провозглашаются права детей: на имя, гражданство, любовь, понимание, материальное обеспечение, социальную защиту и предоставление возможности получать образование, развиваться физически, нравственно и духовно в условиях свободы и достоинства. Особое внимание в Декларации уделяется защите ребенка. На основе Декларации прав ребенка был разработан международный документ – Конвенция о правах ребенка. Конвенция признает за каждым ребенком независимо от расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального, этнического и социального происхождения – юридическое право: – на воспитание; – на развитие; – на защиту; – на активное участие в жизни общества. На основе Конвенции разрабатываются нормативно- правовые документы федерального и регионального уровней. Для создания и развития механизма реализации прав ребенка на защиту, декларированных в Конвенции и гарантированных Конституцией РФ, принят целый ряд законодательных актов – Семейный Кодекс РФ, Закон «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ», Закон «Об образовании». Семейный Кодекс РФ – документ, регулирующий правовые вопросы семейных отношений на основе действующей Конституции РФ и нового гражданского законодательства. Раздел IV Семейного Кодекса РФ целиком посвящен правам и обязанностям родителей и детей. Особый интерес представляют глава 11 «Права несовершеннолетних детей» и глава 12 «Права и обязанности родителей». Уважаемые родители давайте аплодисментами пригласим в зал НАШИХ детей( дети входят в зал под музыку, родители встречают их с шарами) . Ребята сегодня во всем мире отмечается праздник, он празднуется 1 июня и называется Днем защиты детей. Такое название связано с тем, что детство каждого ребенка должно быть под защитой – защитой прав на жизнь, на здоровье , на счастливое детство. В этот замечательный, особенный день ваши мамы и папы пришли поздравить вас. А сейчас давайте вместе с родителями поиграем в нашу любимую игру- молчанку «Дед Молчок» во время которой посмотрим очень интересный фильм о нашей группе. Раз, два, три- молчанка началась…( просмотр фильма) . «Круг доброты» Звучит спокойная музыка. Воспитатель предлагает детям и родителям встать в кружок, протянуть друг другу ладони и подарить «добро», крепко обнять друг друга и улыбнуться. Пальчиковая игра «Дом» Я хочу построить дом Чтоб окошко было в нём Чтоб у дома дверь была Рядом чтоб сосна росла Чтоб вокруг забор стоял Пес ворота охранял Чтоб на травке жил жучёк Бегал быстрый паучок Солнце было, дождик шел Чтоб тюльпан в саду расцвёл Чтоб флажок на доме был А за домом ёжик жил. Игра «Как живешь? » Дети движениями показывают, то о чем говорится в тексте. Как живешь? – Вот так! ( выставляют большой палец вперед) Как идешь? – Вот так! ( идут на месте) Как плывешь? – Вот так! ( имитируют плавание) Как бежишь? – Вот так! ( бег на месте) Как грустишь? – Вот так! ( грустят) А шалишь? – Вот так! ( кривляются) А грозишь? – Вот так! ( грозят друг другу пальчиком) Музыкально- ритмическая игра «Соседи» Дети с родителями выполняют соответствующие тексту движения под музыку. Соседей можно потолкать, потолкать, …можно потолкать Соседей можно обнимать, обнимать, … можно обнимать Соседям можно пошептать, пошептать, …можно пошептать Соседей можно щекотать, щекотать, …можно щекотать. , Тренинг «Свеча добра» Дети стоят в кругу вместе с родителями. В народе говорят, что если увидишь в огне звёздочку, она может принести тебе счастье! А сейчас я предлагаю поочереди, каждому родителю со своим ребенком, взять свеч у( свеча в безопасном подсвечнике) в руки, посмотреть на пламя свечи и выразить свои чувства, пожелания то, что вы хотите сказать в эту минуту. Дети надеятся на нас, они целиком и полностью доверяют нам, они нуждаются в нас. Давайте не разочаруем их детских надежд, а поможем быть счастливее и любимей. Решение общего родительского собрания: 1. Принимать ребенка таким, какой он есть и любить его. 2. Любить своего ребенка и постоянно заботиться о нем. 3. Не допускать нарушения прав ребенка в семье. В завершении собрания раздаются «Памятки»
Подготовила Мозговая М. Н ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «Если ребёнок провинился» Не принимайтесь за воспитание в плохом настроении. Ясно определите, что Вы хотите от ребенка( и объясните ему это) , а также узнайте, что он думает по этому поводу. Не унижайте ребенка словами типа: «А у тебя вообще есть голова на плечах? » Не угрожайте: «Если ты еще раз так сделаешь – ты у меня получишь! » Не вымогайте обещаний, для ребенка они ничего не значат. Оценивайте поступок, а не личность: не – «Ты плохой», а – «Ты поступил плохо». После замечания прикоснитесь к ребенку и дайте почувствовать, что Вы ему сочувствуете, верите в него. ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ Каждому ребенку нужны: ЛЮБОВЬ: каждому ребенку необходимо ощущение того, что его родители любят его, что он желанный и что он кому- то очень дорог, что рядом с ним есть люди, которым не безразлично то, что происходит с ним. ВОСПРИЯТИЕ: каждому ребенку необходима вера в то, что родители любят его таким, какой он есть. Что они любят его все время, а не только тогда, когда он поступает так, как они этого хотят. Что они всегда принимают его, хотя не всегда могут одобрять то, что он делает. БЕЗОПАСНОСТЬ: каждому ребенку необходимо чувствовать, что его дом – хорошее и безопасное место. о н должен быть уверен в том, что его родители всегда готовы прийти к нему на помощь, особенно в трудные для него моменты жизни. Что он является частью семьи, что существует место, где его ждут. ЗАЩИТА: каждому ребенку необходимо чувствовать, что его родители будут защищать его от бед, что они придут к нему на помощь, когда он сталкивается с чем- то неизвестным. НЕЗАВИСИМОСТЬ: каждому ребенку необходимо знать, что его родители хотят, чтобы он стал взрослым и чтобы пробовал свои силы в той или иной сфере. Что они уверены в нем и в том, что он может обеспечить себя сам. РУКОВОДСТВО: каждый ребенок нуждается в дружеской помощи при осознании того, как себя вести с людьми и событиями. И окружающие его взрослые должны на своем примере показать ему, как нужно общаться. КОНТРОЛЬ: каждому ребенку необходимо осознавать, что существуют определенные ограничения и запреты, установленные его родителями и которых он должен придерживаться. Что, несмотря на то, что нет ничего плохого в том, что ребенок испытывает ревность или злость, ему не будет позволено причинить боль ни себе, ни другим. У тех детей, чьи основные потребности удовлетворены, больше шансов вырасти здоровыми психически взрослыми, стать хорошими родителями, хорошими друзьями, хорошими работниками, хорошими соседями, хорошими гражданами. ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ КАК ФОРМИРУЕТСЯ ЛИЧНОСТЬ Если ребенка постоянно критикуют – он учится ненавидеть. Если ребенок живет во вражде – он учится агрессивности. Если ребенка высмеивают – он становится замкнутым. Если ребенок растет в упреках – он учится жить с чувством вины. Если ребенок живет в терпимости – он учится принимать других. Если ребенка подбадривают – он учится верить в себя. Если ребенка хвалят – он учится быть справедливым. Если ребенок растет в безопасности – он учится верить в людей. Если ребенка поддерживают – он учится ценить себя. Если ребенок растет в атмосфере понимания и дружелюбия – он учится находить любовь в этом мире. ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ НАКАЗЫВАЯ РЕБЕНКА, НУЖНО ПОМНИТЬ: гораздо большей воспитательной силой обладает прощение проступка, а наказание освобождает от мук совести; наказание должно быть не нормой, а исключением; наказывать надо за проступок, а не потому, что у Вас плохое настроение; нельзя подчеркивать власть над своим ребенком; нельзя читать длинных нотаций; нельзя напоминать о проступке; не всегда наказывайте сразу после проступка: «Хорошо, я подумаю до завтра как с тобой поступить»; ведите разговор о проступке наедине. ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ Как надо любить ребенка Дети должны быть для нас, прежде всего, не потенциальными спортсменами, музыкантами, интеллектуалами – они должны быть просто людьми. Если мы будем их любить независимо от того, плохо или хорошо они себя ведут, то дети скорее избавятся от раздражающих нас привычек и выходок. Если наша любовь будет безоговорочной, безусловной, наши дети будут избавлены от внутриличностного конфликта, научатся самокритичности. Если мы не научимся радоваться детским успехам, дети утвердятся в мысли, что стараться бесполезно: требовательным родителям всегда надо больше, чем ребенок может. Для установления взаимосвязи с детьми, чтобы найти с ними общий язык, почаще смотрите детям в глаза! Пусть Ваш взгляд будет открытым и любящим. Для ребенка важен физический контакт. Не обязательно обнимать или целовать ребенка – достаточно дотронуться до его руки, похлопать по плечу, взъерошить волосы – ваши прикосновения делают его уверенней в себе. Особенно важен такой контакт, когда ребенок болен, устал, когда ему грустно. Важно не количество времени, проведенного с ребенком, а качество общения. Надо уметь вдуматься в то, что ребенок хочет, вслушаться в его слова. ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ Как бороться с агрессивностью в поведении детей? Не должно быть излишней снисходительности, т. е. готовности полностью прощать поступки, понимать и принимать ребенка. Нужно разумно подавлять агрессивность. Ребенок не должен ощущать покинутость, незащищенность, неуверенность в себе. Он должен чувствовать поддержку, «стену», за которую можно спрятаться. Ведь зачастую агрессивность – это отчаяние ребенка, который ищет признания и любви. Нельзя постоянно критиковать детей, т. к. у них формируется чувство неполноценности, тревожности и ожидания новых неудач. Нельзя предъявлять к ребенку завышенные требования, не учитывая его особенностей и возможности. Это может привести к неврозу, провоцирующему агрессивное поведение. Неправильное отношение к ребенку в семье также ведет к формированию агрессивных тенденций в поведении ребенка. Агрессивные дети вырастают, как правило, в семье, где: дистанция между родителями и детьми огромна; не хватает ласки и тепла; отношение к проявлению детской агрессивности безразличное или агрессивное; в качестве дисциплинарных воздействий вместо работы и терпеливого объяснения предпочитают силовые методы, особенно физические наказания.
Родительское собрание " Защита прав и достоинства ребенка». Цели: познакомить родителей с нормативными документами в вопросах защиты прав ребенка. дать детям элементарные знания и представления о международном празднике «Дне защиты детей». праздничное мероприятие: поздравление, игры, подарки для всех. сплотить детей и родителей в совместной деятельности: просмотр фильма «Один день детства »( режимные моменты нашей группы) , игра «Соседи», пальчиковая игра «Дом», тренинг «Свеча добра», «Круг доброты». Задачи: пополнить знания родителей о воспитании детей общедоступными научными сведениями; оказывать помощь в разумном выстраивании отношений с ребенком ДЕНЬ ЗАЩИТЫ ДЕТЕЙ Дети- наша радость, Счастье и забота. Жизнью нам досталась За детей тревога. Шишки и болячки, Слёзы и капризы. Игры, книжек пачки. . . Кто ещё так близок, Сердце чтобы пело В тихом ликованье? . . К их защите смело Приложи старанье, Чтобы больше смеха Детского звенело, Чтобы выше песня Дружная летела! Уважаемые родители! 1 июня во многих странах мира отмечается очень важный праздник « Международный день защиты детей». Главная идея этого праздника – обращения внимания всего общества на то, что крайне необходимо детям, защиту прав детей! Потому что каждый ребенок имеет право на счастливое и полноценное детство. Мы собрались, чтобы обсудить очень важную и актуальную проблему, связанную с защитой прав и достоинств маленького ребенка, а также рассмотреть права и обязанности родителей по отношению к ребенку. Каждый ребенок воспитывается в семье то, что несет в себе семья, невозможно заменить ничем. Истинные духовные ценности человека возможно сохранить только в семье, а передать их, только через детей. Дошкольное детство — наиважнейший период в жизни человека, в процессе которого формируется здоровье и осуществляется развитие личности. В то же время это период, в течение которого ребенок находится в полной зависимости от окружающих его взрослых – родителей и педагогов. Здоровье детей и их полноценное развитие во многом определяется эффективностью по защите их прав. У ребенка, обделенного заботой и вниманием, нет второй возможности для нормального роста и здорового развития, поэтому проблеме охраны детства на всех уровнях нужно уделять первостепенное внимание. Проблема эта условно рассматривается в двух направлениях: в социально- правовом и психолого- педагогическом. Социально- правовое направление включает законодательное обеспечение охраны прав ребенка, создание системы социальных, образовательных, культурных и других детских учреждений. Психолого- педагогическое направление предполагает создание благоприятных условий: соответствующей атмосферы, стиля жизни, общения в семье и в образовательном учреждении. «Дети мира невинны, уязвимы и зависимы», – констатирует Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей. В соответствии с этим положением международным сообществом по защите прав ребенка приняты важные документы, призванные обеспечить защиту прав ребенка во всем мире: Нормативные основы защиты прав детства К основным международным документам ЮНИСЕФ, касающимся прав детей относятся: – Декларация прав ребенка( 1959) – Конвенция ООН о правах ребенка( 1989) – Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей( 1990) Декларация прав ребенка является первым международным документом. В 10 принципах, изложенных в Декларации, провозглашаются права детей: на имя, гражданство, любовь, понимание, материальное обеспечение, социальную защиту и предоставление возможности получать образование, развиваться физически, нравственно и духовно в условиях свободы и достоинства. Особое внимание в Декларации уделяется защите ребенка. На основе Декларации прав ребенка был разработан международный документ – Конвенция о правах ребенка. Конвенция признает за каждым ребенком независимо от расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального, этнического и социального происхождения – юридическое право: – на воспитание; – на развитие; – на защиту; – на активное участие в жизни общества. На основе Конвенции разрабатываются нормативно- правовые документы федерального и регионального уровней. Для создания и развития механизма реализации прав ребенка на защиту, декларированных в Конвенции и гарантированных Конституцией РФ, принят целый ряд законодательных актов – Семейный Кодекс РФ, Закон «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ», Закон «Об образовании». Семейный Кодекс РФ – документ, регулирующий правовые вопросы семейных отношений на основе действующей Конституции РФ и нового гражданского законодательства. Раздел IV Семейного Кодекса РФ целиком посвящен правам и обязанностям родителей и детей. Особый интерес представляют глава 11 «Права несовершеннолетних детей» и глава 12 «Права и обязанности родителей». Уважаемые родители давайте аплодисментами пригласим в зал НАШИХ детей( дети входят в зал под музыку, родители встречают их с шарами) . Ребята сегодня во всем мире отмечается праздник, он празднуется 1 июня и называется Днем защиты детей. Такое название связано с тем, что детство каждого ребенка должно быть под защитой – защитой прав на жизнь, на здоровье , на счастливое детство. В этот замечательный, особенный день ваши мамы и папы пришли поздравить вас. А сейчас давайте вместе с родителями поиграем в нашу любимую игру- молчанку «Дед Молчок» во время которой посмотрим очень интересный фильм о нашей группе. Раз, два, три- молчанка началась…( просмотр фильма) . «Круг доброты» Звучит спокойная музыка. Воспитатель предлагает детям и родителям встать в кружок, протянуть друг другу ладони и подарить «добро», крепко обнять друг друга и улыбнуться. Пальчиковая игра «Дом» Я хочу построить дом Чтоб окошко было в нём Чтоб у дома дверь была Рядом чтоб сосна росла Чтоб вокруг забор стоял Пес ворота охранял Чтоб на травке жил жучёк Бегал быстрый паучок Солнце было, дождик шел Чтоб тюльпан в саду расцвёл Чтоб флажок на доме был А за домом ёжик жил. Игра «Как живешь? » Дети движениями показывают, то о чем говорится в тексте. Как живешь? – Вот так! ( выставляют большой палец вперед) Как идешь? – Вот так! ( идут на месте) Как плывешь? – Вот так! ( имитируют плавание) Как бежишь? – Вот так! ( бег на месте) Как грустишь? – Вот так! ( грустят) А шалишь? – Вот так! ( кривляются) А грозишь? – Вот так! ( грозят друг другу пальчиком) Музыкально- ритмическая игра «Соседи» Дети с родителями выполняют соответствующие тексту движения под музыку. Соседей можно потолкать, потолкать, …можно потолкать Соседей можно обнимать, обнимать, … можно обнимать Соседям можно пошептать, пошептать, …можно пошептать Соседей можно щекотать, щекотать, …можно щекотать. , Тренинг «Свеча добра» Дети стоят в кругу вместе с родителями. В народе говорят, что если увидишь в огне звёздочку, она может принести тебе счастье! А сейчас я предлагаю поочереди, каждому родителю со своим ребенком, взять свеч у( свеча в безопасном подсвечнике) в руки, посмотреть на пламя свечи и выразить свои чувства, пожелания то, что вы хотите сказать в эту минуту. Дети надеятся на нас, они целиком и полностью доверяют нам, они нуждаются в нас. Давайте не разочаруем их детских надежд, а поможем быть счастливее и любимей. Решение общего родительского собрания: 1. Принимать ребенка таким, какой он есть и любить его. 2. Любить своего ребенка и постоянно заботиться о нем. 3. Не допускать нарушения прав ребенка в семье. В завершении собрания раздаются «Памятки»