Мастер – класс для педагогов: "Техника медитативного рисунка - Мандала"

Опубликовано: 17:21:22 31-08-2020

Автор: Михайлова Ирина Васильевна

Документы для скачивания:

55934_Master klass.docx
Формат: .docx

55935_Master Klass.pptx
Формат: .pptx

55936_Buklet.docx
Формат: .docx

Содержимое файтов:

55934_Master klass.docx

Мастер – класс для педагогов: " Техника медитативного рисунка- Мандала" Цель: Коррекция эмоциональной сферы, нормализация поведения. Задачи: • снижение уровня эмоционального напряжения и тревожности, страхов; • концентрация внимания; • развитие творческого потенциала; • развитие мелкой моторики рук; • активизации внутренних ресурсов; • гармонизации внутреннего состояния; • релаксация. Материалы: релаксационная музыка, белая бумага для каждого участника, набор цветных геометрических фигур, карандаши, клей Ход мастер- класса. Педагог- Психолог: Здравствуйте, уважаемые коллеги. Я рада приветствовать вас. Чтобы начать се годняшний мастер- класс предлагаю Вам упражнение Упражнение «О ком я забочусь» Цель: осознание степени равноправи я в актуальных взаимоотношениях. Инструкция: необходимо составить список людей, 1) о которых каждый участник заботится на данном этапе своей жизни, 2) кто заботится об участнике на данный момент жизни. ( Как правило, люди забывают внести в этот список себя, на что и призвано обратить внимание данное упражнение. ) Педагог- Психолог: Обратите внимание, многие( все) из Вас совершенно забыли о заботе о себе! А это немаловажный фактор гармоничной жизни, успешности. Поэтому с егодня наша встреча посвящена технике медитативного рисунка – манд ала, которая поможет нам немного расслабится, почувствовать себя. Слово мандала в переводе с санскритского означает «магический круг», т. е. это рисунок в круге. В психологии мандалу впервые начал использовать швейцарский психиатр Карл Густав Юнг. О н познакомил с идеей мандалы западных исследователей- психоаналитиков. В своей автобиографии, " Воспоминания, сны, размышления" , Юнг рассказывает о том, как в 1916г. он нарисовал свою первую мандалу, а спустя два года уже ежедневно зарисовывал в своем блокноте новые мандалы. Он обнаружил, что каждый рисунок отражает его внутреннюю жизнь на данный момент, и стал использовать эти рисунки, чтобы фиксировать свою" психическую трансформацию" . В конце концов, Юнг пришел к выводу, что метод мандалы- это путь к нашему центру, к открытию нашей уникальной индивидуальности. Потребность рисовать мандалы, особенно во время трудных периодов, возможно, означает, что бессознательное «Я» хочет быть защитником сознательного «Я». Свидетельством этого могут служить каракули, которые зачастую рисуют дети и взрослые в моменты кризиса, когда «Я» полно бессознательного тревожного содержимого. Так, например, мандалами являются, например, те абстрактные рисунки или каракули, которые мы бессознательно рисуем на листе бумаги, пока мы наедине сами с собой, например за чашечкой кофе, на собрании или конференции, которая нам неинтересна, или во время разговора по телефону. Эти рисунки, так или иначе, являются попыткой компенсировать нашу умственную рассеянность и упорядочить наше существование в этот момент. Если мы проанализируем вышеупомянутые рисунки, то убедимся, что основой большинства из них являются простые геометрические фигуры( обычно квадрат, окружность или спираль) .             Кто рисует время от времени карандашом или красками или кто помнит, как делал это в детстве, знает, какое удовлетворение приносит творчество. Это происходит в силу того, что во время рисования мы устанавливаем контакт с нашим внутренним «Я», с нашей интуицией и чувствами — будь то позитивные или негативные чувства, — которые могут нахлынуть на нас во время творческого процесса. Таким образом, исчезает напряжения, мы успокаиваемся, улучшается состояние нашего внутреннего мира. Даже люди, которые не рисовали с детства или которые считают, что они не креативны, также могут понять, что у них есть творческая жилка.          Мандалы могут быть как произведениями искусства, так и формами, созданными самой природой. Рисунки в окружностях были обнаружены еще в древних цивилизациях и присутствуют в современном мире. Мандалы находили в жилищах, хижинах, в пещерах. Изображение мандал можно встретить у разных народов в разных культурах: на китайских бронзовых зеркалах, на бубнах сибирских шаманов, в схемах лабиринтов, в архитектурных композициях. Так, например, юрты кочевника – мандала, клумба в сквере, радующая глаз- мандала, наша планета Земля, какой она видится из космоса, компас, снежинка под микроскопом – и радужка человеческого глаза – также мандалы.   Как считают психологи, все беспокойства и душевные тру дности происходят из- за нехватки единства или из- за потери собствен ного центра. Творческая работа с мандалами из- за их концентрической структуры привносит нужную энергию для восстановления спокойст вия, чтобы мы чувствовали себя таки ми же «круглыми» и цельными, как мандала. Что же дает работа с мандалой? Умственное и телесное расслабление. С помощью рассматривания или создания мандалы вы можете познать самого себя и мир вокруг вас. ·  развитие творческих способностей ·  развитие произвольности поведения; ·  развитие воображения; ·  снятие внутреннего напряжения, релаксация; ·  развитие мелкой моторики рук; ·  графомоторных навыков; ·  воспитание аккуратности; · активизация бессознательного. В работе с дошкольниками работать с мандалой можно как на индивидуальном, так и на групповом занятии. Ввести ребенка в индивидуальную или групповую работу, погрузить в творческий процесс помогает раскрашивание мандал. Гиперактивные и нервозные дети не являются феноменом в наше время, это не чудо, что наш мир стал шумным и хаотичным. Научить детей сосредоточиваться, успокаиваться может помочь раскрашивание мандал. С какого возраста можно заниматься? 1- 2 года – рисование в пустом круге( в этом возрасте важны цвет и форма) . Рисуем вместе с мамой безопасными пальчиковыми красками( три основных цвета: красный, желтый, синий) . 3- 5 лет – раскрашивание готовых мандал на выбор ребенка и рисование собственных. Набор карандашей( не менее 12 цветов) , гуашь, цветная пастель, уголь, работа с цветным песком. 6- 7 лет – раскрашивание готовых мандал на выбор ребенка и рисование собственных. Таким образом, мандалы можно использовать для снижения уровня стресса и психоэмоционального напряжения.   Если невозможно изменить ситуацию, вызвавшую стресс, можно изменить ее значимость и отношение к этой ситуации. И сейчас мы попробуем использовать мандалы для решения наших задач. Мандалы хороши как для детей, так и для взрослых. Так, в психокоррекционной и развивающей работе с детьми и подростками психологические возможности мандал возможно применять: в целях коррекции эмоционального состояния, нормализации поведения  ( раскрашивание готовых мандал- раскрасок) в целях диагностики актуального настроения  ( раскрашивание белого круга) в целях изучения групповых взаимоотношений  ( создание индивидуальных мандал в группе с последующим созданием коллективной композиции) с целью диагностики и коррекции конкретной проблемы  ( раскрасить круг символизирующий школу, семью, образ «Я», дружбу, любовь, гнев и пр. ) Также есть и другие возможности применения мандал Когда можно использовать мандалы: невозможность сосредоточиться на чем- то слишком частые ошибки в работе ухудшение памяти слишком часто возникает чувство усталости довольно часто появляются боли( голова, спина, область желудка) повышенная возбудимость работа не представляет прежней радости потеря чувства юмора пристрастие к алкогольным напиткам постоянное ощущение недоедания пропадает аппетит, потерян вкус к еде невозможность вовремя закончить работу Созерцание мандал приносит неоценимую пользу. Созерцая их, учитесь слушать свои собственные чувства, свою собственную правду. Очищайтесь от ненужного, лечите свое тело и свою душу. Практическая часть. Педагог- психолог: Предлагаю вам совершить увлекат ельное путешествие- приключение в глубь себя, под звуки музыки, взяв в руки цветную бумагу, н ожницы. Сейчас, устроившись поудобнее там, где вам наиболее комфортно, в озьмите любые геометрические фигуры, линии, зигзаги, спирали, стрелки. Нарисуйте на них ручкой что- то, что вам было бы по душе, доставило удовольствие. Это может быть какой- нибудь узор: растительный, геометрический, символический или что- то еще, близкое вам. . . ( Рисование. ) Нравится? Вы согласны с тем, что в этом рисунке отражена частица вашей души? Попробуйте понять и мысленно для себя ответить: какая это часть души, что она выражает? . . А теперь позвольте предложить Вам на листе бумаги выложить ком позицию в виде мандалы, чередуя разные цвета и фигурки. В ыберете для себя форму мандалы, которая вам нравиться именно сейчас, которую вам хочется сейчас потрогать, ощутить и наполнить светом и цветом. В этой технологии есть свои тонкости: Ø во время работы не разговаривайте друг с другом. Лишь в исключительных случаях можно шепотом что- то спросить и ответить; Ø дайте возможность руке самой двигаться по кругу, самой брать «понравившиеся» ей цвета; Ø не стремитесь искусственно создать шедевр. Важно сделать искренний рисунок, отражающий вашу внутреннюю жизнь. И чем более искренней и правдивой будет ваша мандала, тем больший эффект вы ощутите. Знакомство с цветотерапией и символикой мандал. Когда работа с мандалами подходит к концу и у большей части группы готовы рисунки, психолог выводит на экран или вешает на доске значение цветов в мандале: Красный Это жизненная сила, энергия, либидо, активность, страдание, гнев, трансформация, разрушение, смелость, агрессивность, мужская энергия. Много красного цвета в мандале показывает нам, что много гнева и агрессии накопилось, и им надо дать приемлемый выход через трансформацию, направить эту энергию на творчество и реализацию. Его отсутствие в мандале говорит о пассивности и отсутствии самоутверждения. Желательно, чтобы он присутствовал хотя бы в сложных цветах. Например, в розовом, фиолетовом, оранжевом. Синий( голубой) Голубой цвет отображает женскую энергию, это релаксация и спокойствие. Это принятие и символ доброй матери. Он обычно говорит о возрождении и расширении. Это наша внутренняя способность создавать связи, питать взращивать. Но слишком много голубого цвета в мандале может говорить о пассивности и погружении в бессознательное. Отсутствие в мандале голубого цвета говорит об отсутствии контакта со своей внутренней женской энергией. Тёмный, мутный синий цвет — это пожирающее материнское начало, конфликтные отношения с матерью и негативное отношение к своей женской энергии, женскому началу. Зелёный  — рост, обновление, забота и поддержка других, взрослое отношение к себе. Жёлтый Жёлтый цвет — это индивидуальность, наша миссия. Для женщин, это Анимус. Это стремление идти вперёд. Чистый жёлтый цвет — это отображение наших хороших взаимоотношений с отцом. Затемнённый, грязный жёлтый — это болезненная привязанность к отцу, сниженная самооценка и проблемы во взаимоотношениях с мужчинами. Остальные цвета создаются путём смешивания основных цветов и несут следующие качества: Розовый  — нежность, естественная телесность, эмоциональная жизнь. Фиолетовый  ( яркий, фуксин) — эмансипация, индивидуализация, начало творческого проекта, отделение от матери. Оранжевый  — самоутверждение, упорство, самооценка, эгоцентризм, амбиции, взаимоотношения с мужским началом, с отцом. Коричневый  — печаль, желание домашнего очага, табу, низкое мнение о себе, заблокированность энергий. Серый  — безнадёжность, депрессия, вина. Белый  — духовность, трансформация, чистый лист, единство в котором соединяется разнообразие мира. Белый — это все цвета, ещё не проявленные на свои спектры. Чёрный  — тайна, смерть- возрождение, посвящение, бессознательное. Иногда это может быть выражением депрессии и горя, которое мы не позволяем себе выразить. Гармония и красота изначального Хаоса. Значение форм в мандале: Прямоугольник  – состояние перехода и изменения, замешательство, неопределённость. Треугольник  – лидерство, активность, целеустремлённость. Зигзаг  – креативность, непредсказуемость. Стрелы, углы  – защитная и нападающая агрессия, активность. Круг  – гармония, целостность, благополучие. Спираль  – движение, энергия. Овал, глаз  – защита, порядок, забота, покой. Плавные линии, узоры, сер дца – женственность, нежность. Квадрат, ромб, многоугольник  – фундамент, опора, основательность. На что следует обратить внимание на рисунке Центр – непосредственно то, что является ядром личности – «я» автора. ( Два центра встречаются в работах людей с патологиями развития личности. ) Незаполненный, пустой центр говорит о готовности к переменам. Внешние границы круга – осознание своих психологических границ в процессе взаимодействия с другими, защита своего личностного пространства. Слишком плотная оболочка может указывать на защиту своих границ, тревожность. Разрывы, тонкая, пунктирная линия границы – внутреннии ̆ конфликт. Благоприятный̆ признак – граница обведена цветнои ̆ линиеи ̆. Отсутствие границ – возможно, человек испытывает внутреннее беспокойство. Линии, связывающие центр с внешними границами, говорят о способности ставить цели и достигать их, о хорошеи ̆ воле. Пустоты, большие незакрашенные участки – о желании скрыть или подавить свои чувства. Симметрия внутри круга говорит о внутренней̆ гармонии с самим собои ̆. Ассиметрия может означать процесс психологических изменений или невротическии ̆ внутренний конфликт( характерно для подростков) .   Подведение итогов Итак, наше занятие подошло к концу. Мы познакомились с понятием мандала, ее символикой, значением, узнали, в каких случаях и как можно использовать, а также затронули свой личный опыт. Сейчас я попрошу Вас поделиться своими впечатлениями, сказать, с каким настроением вы уходите, есть ли представление о том, как можно использовать эти знания в вашей жизни. Помните, не существует «хороших» или «плохих» мандал! Литература по теме:  1. ​ Диагностика в арт- терапии. Метод « Мандала ». / Под ред. А. И. Ко пытина. - СПб. : Речь, 2002. - 144с.  2. ​ Коновалова Н. Л. , Матвеева Н. Ю. статья «Адаптация гиперактивных детей дошкольного возраста к групповой работе при помощи  арт- терапии». - В кн. : «Научная дискуссия: вопросы педагогики и психологии». Часть 3. - М. : Изд. «Международный центр на уки и образования», 2012. - 198с  3. ​ Оклендер В. Окна в мир ребенка: Руководство по детской психотерапии. — М. : Теревинф, 1997. - 341.  4. ​ Осипчук Э. Психодиагностическая и психокорекционная работа с детьми с использованием мандалы. Газета «Школьный психолог» №4, 2007, С. 18- 19. 5. ​ Понятовская- Замышляева Д. Медитативные игры с мандалой. Газета Школьный психолог. №4, 2007, С. 29- 31. 6. ​ Юнг К. Г. О символизме мандалы. / М. : Реф л- бук; К. : Ваклер, 2002. - С. 95- 182. 7. Грин Шиа Практический курс медитации для начинающих: 60 мандал для рисования и раскрашивания. – М. : АСТ; Астрель, 2007 8. Киселева М. В. Арт- терапия в работе с детьми. СПБ: Речь. 2006г. 9. Цайри А. « Мандала » альбомы. 1- я ч. для малышей, 2- я ч. от 8 лет. – Германия, Равенсбург, 2004 10. Штейнхард Ленор. Юнгианская песочная психотерапия. - СПб. : Питер, 2001. - 320с. : ил. ( Серия «Практикум по психотерапии») 11. Рушель Блаво « Мандалы и медитации. Большая книга на все случаи жизни. М едитации для исполнения желаний». АСТ, 2014 г. 12. Равенсбург, 2004 Юнг К. Г. О символизме мандалы( Относительно символизма мандалы) . / / О природе психе. / М. : Рефл- бук; К. : Ваклер, 2002. – С. 95- 182. 13. Лебедева Л. Д. Практика арт- терапии. Подходы, диагностика, система занятий. СПБ: Речь. 2003г. 14. Вознесенская В. Н. Женские мандалы. Магические круги на все случаи жизни АСТ, Кладезь; Москва; 2014г.

55936_Buklet.docx

7611034369421 Мастер – класс для педагогов: " Техника медитативного рисунка- Мандала" 00 Мастер – класс для педагогов: " Техника медитативного рисунка- Мандала" 90424028257500800735440690 На что следует обратить внимание на рисунке Центр – непосредственно то, что является ядром личности – «я» автора. ( Два центра встречаются в работах людей с патологиями развития личности. ) Незаполненный, пустой центр говорит о готовности к переменам. Внешние границы круга – осознание своих психологических границ в процессе взаимодействия с другими, защита своего личностного пространства. Слишком плотная оболочка может указывать на защиту своих границ, тревожность. Разрывы, тонкая, пунктирная линия границы – внутреннии ̆ конфликт. Благоприятный̆ признак – граница обведена цветнои ̆ линиеи ̆. Отсутствие границ – возможно, человек испытывает внутреннее беспокойство. Линии, связывающие центр с внешними границами, говорят о способности ставить цели и достигать их, о хорошеи ̆ воле. Пустоты, большие незакраш енные участки – о желании скрыть или подавить свои чувства. Симметрия внутри круга говорит о внутренней̆ гармонии с самим собои ̆. Ассиметрия может означать процесс психологических изменений или невротическии ̆ внутренний конфликт( характерно для подростков) . 00 На что следует обратить внимание на рисунке Центр – непосредственно то, что является ядром личности – «я» автора. ( Два центра встречаются в работах людей с патологиями развития личности. ) Незаполненный, пустой центр говорит о готовности к переменам. Внешние границы круга – осознание своих психологических границ в процессе взаимодействия с другими, защита своего личностного пространства. Слишком плотная оболочка может указывать на защиту своих границ, тревожность. Разрывы, тонкая, пунктирная линия границы – внутреннии ̆ конфликт. Благоприятный̆ признак – граница обведена цветнои ̆ линиеи ̆. Отсутствие границ – возможно, человек испытывает внутреннее беспокойство. Линии, связывающие центр с внешними границами, говорят о способности ставить цели и достигать их, о хорошеи ̆ воле. Пустоты, большие незакраш енные участки – о желании скрыть или подавить свои чувства. Симметрия внутри круга говорит о внутренней̆ гармонии с самим собои ̆. Ассиметрия может означать процесс психологических изменений или невротическии ̆ внутренний конфликт( характерно для подростков) . 76962006120765 МБДОУ №34 Адрес:   346780, Ростовская область, г. Азов, ул. Куйбышева, 63/ 30 Контактный телефон: 8( 86342) 6- 88- 23 e- mail:   doy- 34@ mail. ru 00 МБДОУ №34 Адрес:   346780, Ростовская область, г. Азов, ул. Куйбышева, 63/ 30 Контактный телефон: 8( 86342) 6- 88- 23 e- mail:   doy- 34@ mail. ru 75303532832848 по дготовила: педагог- психолог Касьяненко И. В. 00 по дготовила: педагог- психолог Касьяненко И. В. 7917180296799000 73240906967220004342765656780500 Мандала «счастья» 752475307340004114799824753 Символика мандал Значение цвета Красный- это жизненная сила, энергия, либидо, активность, страдание, гнев, трансформация, разрушение, смелость, агрессивность, мужская энергия. Синий( голубой) - отображает женскую энергию, это релаксация и спокойствие. Это наша внутренняя способность создавать связи, питать взращивать Зелёный   — рост, обновление, забота и поддержка других, взрослое отношение к себе. Жёлтый- это индивидуальность, наша миссия. Это стремление идти вперёд. Розовый   — нежность, естественная телесность, эмоциональная жизнь. Фиолетовый   — эмансипация, индивидуализация, начало творческого проекта, отделение от матери. Оранжевый  — самоутверждение, упорство, самооценка, эгоцентризм, амбиции, взаимоотношения с мужским началом, с отцом. Коричневый   — печаль, желание домашнего очага, табу, низкое мнение о себе, заблокированность энергий. Серый  — безнадёжность, депрессия, вина. Белый  — духовность, трансформация, чистый лист, единство в котором соединяется разнообразие мира. Чёрный   — тайна, бессознательное. М ожет быть выражением депрессии и горя, которое мы не позволяем себе выразить. Значение форм в мандале: Прямоугольник  – состояние перехода и изменения, замешательство, неопределённость. Треугольник  – лидерство, активность, целеустремлённость. Зигзаг  – креативность, непредсказуемость. Стрелы, углы  – защитная и нападающая агрессия, активность. Круг  – гармония, целостность, благополучие. Спираль  – движение, энергия. Овал, глаз  – защита, порядок, забота, покой. Плавные линии, узоры, сер дца – женственность, нежность. Квадрат, ромб, многоугольник  – фундамент, опора, основательность. 00 Символика мандал Значение цвета Красный- это жизненная сила, энергия, либидо, активность, страдание, гнев, трансформация, разрушение, смелость, агрессивность, мужская энергия. Синий( голубой) - отображает женскую энергию, это релаксация и спокойствие. Это наша внутренняя способность создавать связи, питать взращивать Зелёный   — рост, обновление, забота и поддержка других, взрослое отношение к себе. Жёлтый- это индивидуальность, наша миссия. Это стремление идти вперёд. Розовый   — нежность, естественная телесность, эмоциональная жизнь. Фиолетовый   — эмансипация, индивидуализация, начало творческого проекта, отделение от матери. Оранжевый  — самоутверждение, упорство, самооценка, эгоцентризм, амбиции, взаимоотношения с мужским началом, с отцом. Коричневый   — печаль, желание домашнего очага, табу, низкое мнение о себе, заблокированность энергий. Серый  — безнадёжность, депрессия, вина. Белый  — духовность, трансформация, чистый лист, единство в котором соединяется разнообразие мира. Чёрный   — тайна, бессознательное. М ожет быть выражением депрессии и горя, которое мы не позволяем себе выразить. Значение форм в мандале: Прямоугольник  – состояние перехода и изменения, замешательство, неопределённость. Треугольник  – лидерство, активность, целеустремлённость. Зигзаг  – креативность, непредсказуемость. Стрелы, углы  – защитная и нападающая агрессия, активность. Круг  – гармония, целостность, благополучие. Спираль  – движение, энергия. Овал, глаз  – защита, порядок, забота, покой. Плавные линии, узоры, сер дца – женственность, нежность. Квадрат, ромб, многоугольник  – фундамент, опора, основательность. 74765645468480077558904792345 М андалы можно использовать для снижения уровня стресса и психоэмоционального напряжения.   Если невозможно изменить ситуацию, вызвавшую стресс, можно изменить ее значимость и отношение к этой ситуации. 00 М андалы можно использовать для снижения уровня стресса и психоэмоционального напряжения.   Если невозможно изменить ситуацию, вызвавшую стресс, можно изменить ее значимость и отношение к этой ситуации. 6483353848735 Что же дает работа с мандалой? Умственное и телесное расслабление. С помощью рассматривания или создания мандалы вы можете познать самого себя и мир вокруг вас. ·  р азвитие творческих способностей ·  развитие произвольности поведения; ·  развитие воображения; ·  снятие внутреннего напряжения, релаксация; ·  развитие мелкой моторики рук; ·  графомоторных навыков; ·  воспитание аккуратности; · активизация бессознательного. 00 Что же дает работа с мандалой? Умственное и телесное расслабление. С помощью рассматривания или создания мандалы вы можете познать самого себя и мир вокруг вас. ·  развитие творческих способностей ·  развитие произвольности поведения; ·  развитие воображения; ·  снятие внутреннего напряжения, релаксация; ·  развитие мелкой моторики рук; ·  графомоторных навыков; ·  воспитание аккуратности; · активизация бессознательного. 6483352635250 Ма́ндала  — сакральное схематическое изображение либо конструкция, используемая в  буддийских  и  индуистских   религиозных и эзотерических практиках. 00 Ма́ндала  — сакральное схематическое изображе ние либо конструкция, используемая в  буддийских  и  индуистских   религиозных и эзотерических практиках.

Комментарии:

АНЯ
написано 10 февраля 2021 в 09:48:57
1
ХОЧУ ПРОЧИТАТЬ.....

Ответить

Ирина
написано 02/12/21 в 16:06:56
1
АНЯ, можно открыть файл и скачать необходимую информацию! С уважением, Ирина Васильевна!

Ответить

Оставить комментарий: