a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Формирование мелкой моторики через использование нетрадиционных техник рисования у детей с ОВЗ

Автор: Соколова Екатерина Сергеевна Опубликовано: 2020-09-01 11:15:06

Документы для скачивания

Формирование мелкой моторики через использование н етрадиционных техник рисования у детей с ОВЗ Инклюзивное образование в законе «Об обра зовании в Российской Федерации» определяется как обеспечение равного доступа к о бразованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательны х потребностей и индивидуальных возможностей. Детский церебральный паралич( ДЦП) – группа двигательных расстройств, которые возникают при поражении двигательных систем головного мозга и проявляются в недостатке или отсутствии контроля со стороны нервной системы за произвольными движениями. Особенности развития детей с ДЦП. Как отмечают исследователи Мастюкова Е. М. , Московкина А. Г. в период новорожденности у детей с ДЦП часто отмечается общее беспокойство, тремор( дрожание ручек, подбо родка) , повышение или резкое снижение мышечного тонуса. Уже в первые месяцы жизни проявляется отставание психомоторного развития. Оно сочетается с запаздыванием в угасании безусловно рефлекторных двигательных автоматизмов, среди которых наибольшее значение имеют так называемые позотонические рефлексы. При нормальном развитии к 3 месяцам жизни эти рефлексы уже не проявляются. Эта особенность создает благоприятные условия для развития произвольных движений. Сохранение даже отдельных элементов этих рефлексов после 3- 4 месяцев жизни является симптомом риска или признаком поражения ЦНС. Среди рефлексов, неблагоприятно влияющих на развитие моторики, наибольшее значение имеют следующие. Лабиринтный тонический рефлекс. Он проявляется при изменении положения головы ребенка в пространстве. Так, в положении на спине при выраженности этого рефлекса нарастает тонус мышц- разгибателей. Это определяет характерную позу ребенка на спине: голова запрокинута назад, бедра приведены, повернуты внутрь, при тяжелых формах ДЦП — перекрещены; руки разогнуты в локтевых суставах, ладони повернуты вниз, пальцы сжаты в кулаки. При выраженности лабиринтного тонического рефлекса в положении на спине ребенок не поднимает голову или делает это с большим трудом. Он не может вытянуть руки вперед и взять предмет, подтянуться и сесть, поднести руку или ложку ко рту. Это препятствует развитию навыков сидения, стояния, ходьбы, самообслуживания, произвольного захвата предм ета под контролем зрения. В положении ребенка на животе влияние этого рефлекса проявляется в повышении тонуса мышц- сгибателей, что определяет характерную позу: голова и спина сгибаются, плечи вытягиваются вперед и вниз, руки согнуты под грудной клеткой, кисти сжаты в кулаки, бедра и голени приведены и согнуты, тазовый отдел туловища приподнят. Такая вынужденная поза тормозит развитие произвольных движений: лежа на животе, ребенок не может поднять голову, повернуть ее в сторону, вытянуть руки для опоры, встать на колени, принять вертикальное положение, повернуться с живота на спину. Отставание моторного развития и нарушения произвольных движений составляют структуру ведущего дефекта и связаны с поражением двигательных зон и приводящих путей головного мозга. В зависимости от тяжести поражения может наблюдаться полное или частичное отсутствие тех или иных движений. При этом страдают, в первую очередь, наиболее тонкие дифференцированные движения: поворот ладоней и предплечий вверх( супинация) , дифференцированные движения пальцев рук. Ограничение произвольных движений при ДЦП всегда сочетается со снижением мышечной силы. Ограниченность или невозможность произвольных движений задерживает развитие статических и локомоторных функций. Данилова JI. A. отмечает, что у детей с церебральным параличом нарушена возрастная последовательность формирования двигательных навыков. Кроме того, м оторное развитие у детей с церебральным параличом задержано в темпе и качественно нарушено на каждом возрастном этапе. Для детей с церебральным параличом характерны разнообразные эмоциональные и речевые расстройства. Эмоциональные расстройства проявляются в виде повышенной эмоциональной возбудимости, повышенной чувствительности к обычным раздражителям окружающей среды, склонности к колебаниям настроения. Повышенная эмоциональная лабильность сочетается с инертностью эмоциональных реакций. Повышенная эмоциональная возбудимость может сочетаться с радостным, приподнятым, благодушным настроением( эйфория) , со снижением критики. Нередко эта возбудимость сопровождается страхами, особенно характерен страх высоты. Также повышенная эмоциональная возбудимость может сочетаться с нарушениями поведения в виде двигательной расторможенности, аффективных взрывов, иногда с агрессивными проявлениями, с реакциями протеста по отношению к взрослым. Все эти проявления усиливаются при утомлении, в новой для ребенка обстановке и могут быть одной из причин школьной и социальной дезадаптации. При чрезмерной физической и интеллектуальной нагрузке, ошибках воспитания эти реакции закрепляются и возникает угроза формирования патологического характера. При воспитании ребенка с церебральным параличом важное значение имеет развитие его эмоционально- волевой сферы, предупреждение невротических и неврозоподобных расстройств, особенно страхов, повышенной возбудимости в сочетании с неуверенностью в своих силах. У ребенка с церебральным параличом часто отмечается своеобразное развитие по типу психического инфантилизма. Для предупреждения психического инфантилизма важно развивать у ребенка волю и уверенность в своих силах. Нарушения умственной работоспособности у детей с церебральными параличами проявляются в виде синдрома раздражительной слабости. Этот синдром включает два основных компонента: с одной стороны, это повышенная истощаемость психических процессов, утомляемость, с другой — чрезвычайная раздражительность, плаксивость, капризность. Иногда при этом наблюдаются более стойкие дистимические изменения настроения( пониженный фон настроения с оттенком недовольства) . Дети с церебральным параличом стойко психически истощаемы, недостаточно работоспособны, не способны к длительному интеллектуальному напряжению. Шипицина JI. M. , Мамайчук JI. M. исследовали так называемый с индром раздражительной слабости. Он обычно сочетается у детей с ДЦП с повышенной чувствительностью к различным внешним раздражителям( громким звукам, яркому свету, различным прикосновениям и т. п. ) У детей с церебральным параличом обычно отмечаются не только малый запас знаний и представлений за счет бедности их практического опыта, но и специфические трудности переработки информации, получаемой в процессе предметно- практической деятельности. Для детей с ДЦП также характерны нарушения формирования высших корковых функций. Наиболее часто отмечаются оптико- пространственные нарушения. В этом случае детям трудно копировать геометрические фигуры, рисовать и писать. Нервная система этих детей устроена так, что и эмоциональные, и физические перегрузки способствуют еще большему развитию ненаправленной раздражительности, явля ющейся симптомом усталости. Этапы развития мелкой моторики у детей с ДЦП. О т рождения до двух лет. В это время малыш постепенно учится сидеть, вставать и делать первые шаги. Он начинает активно исследовать окружающий мир, брать в руки различные предметы, совершать простые действия. К примеру, в этот период ребенок учится брать небольшие легкие предметы и класть их в коробку, рисовать мелком каракули, брать руками твердую пищу и класть ее в рот, стаскивать с себя носки или шапку. О т двух до четырех лет. Навыки, приобретенные на предыдущей стадии, постепенно совершенствуются. Дети в этом возрасте постепенно учатся класть предмет в определенное место. Если на предыдущем этапе ребенок преимущественно захватывал и держал предмет ладонью, то теперь он начинает активнее использовать пальцы. В это время он учится рисовать линии, круги, резать бумагу ножницами, снимать и надевать свободную одежду. О т четырех до восьми лет. В этом возрасте дети учатся использовать приобретенные навыки мелкой моторики в по вседневных действиях( во время еды и одева ния) . Дети с ДЦП обучаются тем видам деятельности, которые требуют более координированной работы мелких мышц и суставов кистей рук, пальцев( особенно большого) и запястий, в частности, письма. В этом возрасте ребята учатся поворачивать запястье, открывая винтовые крышки, краны в ванной комнате, держать тремя пальцами карандаш( щепотью) . Они уже достаточно уверенно пользуются ложкой, вилкой, могут писать крупные буквы, рисовать простые картинки, резать бумагу ножницами вдоль нарисованной линии. Чтобы дети с ДЦП успешно приспособились к жизни в обществе, им необходимо пройти курс реабилитации, который состоит из комплекса регулярных мероприятий. Одним из таких мероприятий являются несложные арт- терапевтические коррекционно- педагогические методики для систематической работы с детьми в домашних условиях. Арт- терапия — это специализированная форма психотерапии, связанная с использованием различных художественных материалов, созданием образов и с процессом реагирования пациента на созданные им продукты творческой деятельности, которые отражают особенности его психического развития, способности, личностные характеристики, интересы, проблемы и конфликты. Арт- терапия предоставляет ребенку возможность проигрывать, переживать, осознавать какую- либо проблему наиболее удобным для психики способом. Арт- терапевтические методики позволяют погружаться в проблему настолько, насколько ребенок готов к ее переживанию. Подготовительный этап. На этом этапе необходимо обогатить запас знаний об окружающем мире, воспитать интерес к изобразительной деятельности, развить общую и мелкую моторику, зрительное восприятие, пространственную ориентировку. Ребенок учится правильно сидеть во время рисования, держать карандаш и кисть, знакомится с плоскостью листа, усваивает простейшие технические приемы изображения( закрашивание плоскости листа, проведение прямых линий в заданном направлении и т. д. ) . Важные умения — предварительное наблюдение за намеченными для изображения предметами и явлениями окружающего мира, обыгрывание предметов, осязательно- двигательный анализ предмета, обведение контура по трафарету и по шаблону, выкладывание изображений из отдельных элементов, словесное описание предмета. Для снижения тонуса мышц нужно максимально сгибать и разгибать кисти и пальцы перед работой. Дети с достаточно развитыми движениями и саморегуляцией могут выполнять упражнения на расслабление самостоятельно. Дошкольникам можно предложить тренинг мышечного расслабления. Ощущение расслабления будет сильнее, если ему предшествовало напряжение. При этом внимание ребенка фиксируется на расслаблении, делается упор на то, что ненапряженное, спокойное состояние приятно. Одновременно с расслаблением происходит воспитание «чувства мышцы». Рекомендуется выполнять упражнения под спокойную, медленную музыку. Пластилинография. Регулярная работа с пластилином позволяет ребенку с ДЦП развивать координацию, согласованность движений пальцев рук, регулировать силу мышечных усилий. Рука приобретает уверенность, точность, а пальцы становятся гибкими и пластичными, что имеет большое значение для подготовки руки к письму. Занятия пластилинографией улучшают внимание, память, зрительно- пространственное восприятие. Все это может служить важным средством коррекции недостатков сенсомоторной сферы детей с НОДА( ДЦП) . Высокий интерес детей к данному виду работ обусловлен интересом экспериментировать со знакомым материалом, их захватывает процесс творчества. Они имеют возможность практического использования результатов продуктивной деятельности: украшают интерьер группы и дома, дарят их родным и близким[ 7] . Изобразительная деятельность. В работе с детьми с диагнозом детский церебральный паралич( ДЦП) важен принцип дифференцированного подхода к обучению и воспитанию. Для этого педагогу необходимо составить индивидуальный план коррекции для каждого ребенка. Начальным этапом составления плана коррекции является проведение педагогической и психологической диагностики. Полученные сведения отмечаются в комплексной диагностической карте психического и физического развития ребенка. В содержание карты входят следующие показатели развития ребенка: анамнестические данные, характеристика познавательной сферы- уровень развития восприятия, внимания, памяти, мышления, речи; показатели двигательного развития- общая и мелкая моторика, особенности социально- эмоциональной сферы. Далее составляется индивидуальный коррекционно- развивающий план с каждым ребенком. В нем отражаются основные направления коррекции и конкретные задачи по формированию умений и навыков, темп продвижения и расширения ― зоны ближайшего развития, потенциальные возможности на время реабилитации и работа в домашних условиях после реабилитации. Успешное развитие изобразительной деятельности ребенка тесно связано с высоким уровнем развития его предметной деятельности. Трудности в овладении предметным изображением в развитии содержательной стороны рисования у детей с ДЦП являются следствием недоразвития восприятия, образного мышления, предметной и игровой деятельности, речи. Поэтому одной из главных задач начального периода является формирование мотивационно- потребностного плана деятельности. Вначале, занятия по изобразительной деятельности проводятся индивидуально с каждым ребёнком( в рамках реабилитации) , чтобы учесть возможности и индивидуальные особенности каждого ребенка. После занятий родители также в индивидуальной форме получают консультации по вновь приобретённым навыкам и способам изображения, лепки, аппликации. Большая роль отводится графическим упражнениям — специальным тренировочным заданиям, применяемым для развития манипуляционной деятельности. Такие упражнения не только способствуют формированию графических навыков, но и производят лечебный эффект: способствуют нормализации нарушенного тонуса мышц рук, служат профилактикой образования контрактур суставов пальцев и кистей. В комплексе работы по обучению рисованию необходимо формировать у детей формообразующие движения руки в воздухе и на плоскости. Когда ребенок только начинает учиться рисовать, лепить, очень важно, чтобы он сразу начал усваивать правильные приёмы работы с карандашами, красками, пластилином. Поэтому все действия выполняются на глазах у детей. Часто у ребенка при держании карандаша, кисточки наблюдается вялость пальцев или чрезмерное напряжение и малая подвижность. Педагог должен показать, как нужно правильно держать карандаш( установить руку в нужном положении, вложить карандаш в руку ребенка и помочь ему его держать) . Затем ребенок выполняет те же действия самостоятельно, а педагог направляет руку и пальцы. Начав рисовать с вертикальных, горизонтальных, косых линий упражнения постепенно усложняются. Для изображения подбираем наиболее привлекательные окружающие предметы, которые вызывают у детей эмоциональный отклик. Важно сопровождать процесс рисования эмоциональным словесным пояснением, обращением к детям, выразительными жестами, движениями. При этом детям предлагается демонстрировать то, что изображено. Следующей задачей обучения изо- деятельности детей с ДЦП является формирование способов обследования: ощупывание перед лепкой объёмных предметов, используя зрительно- двигательное модулирование формы. На занятиях лепкой дети впервые начинают чувствовать движения каждого пальца, когда вдавливают пластилин, отрывают от него кусочки, а также кистями рук, когда раскатывают и сплющивают ком пластилина или теста. Часто ребенок, положив комочек пластилина между ладонями, не может придать ему нужную форму. Можно взять ладошки ребенка в свои руки и научить сдавливать комок, чтобы ребенок почувствовал нужное движение и его силу. Обследования проводятся в определенной последовательности: от восприятия предмета в целом к вычленению его отдельных частей и основных свойств( формы, отношений по величине, расположения в пространстве, цвета) . Заканчивается обследование восприятием целостного предмета. В качестве натуры используем реальные предметы, игрушки, готовые лепные поделки и другие. В ходе обследования очень важно вызвать у детей с ДЦП положительные эмоции к самому предмету. Здесь помогают такие педагогические приемы, как: обыгрывание предмета, его целостное восприятие. В ходе обучения решаются также задачи обеспечения операционально- технической стороны деятельности воспитанников. Эта работа связана, с одной стороны, с усвоением детьми приемов и навыков изобразительной деятельности, а с другой выработкой у них умения самостоятельно подбирать необходимые для построения различных изображений средства. Таким образом, изобразительная деятельность с использованием нетрадиционных техник является наиболее доступной детям с диагнозом ДЦП. Пальчиковое рисование вызывает у детей радостное и позитивное настроение. Когда перед ребенком открылись краски, то у него сразу разбежались глаза- такое все яркое, красивое! Как тут ему удержаться от соблазна и не опустить палец в баночку с краской, которую он облюбовал? Раз уж палец в краске, то интересно оставить и свой отпечаток на чем- нибудь. В данном виде изобразительной деятельности ребенок получает возможность самовыражения, так как рисует то, что представляет и чувствует. Рисован ие поролоном, ватными палочками является наиболее удо бными средствами рисования ля детей с ДЦП. Разнообразные средства рисования вызывают у детей невероятный восторг и непередаваемые эмоции. Данной техникой можно создать неповторимые рисунки, а также у детей не будет страха заехать за линию рисунка или его испортить, так как данными техниками можно обыграть любой штрих. Рисование крупой. Аппликации и рисунки из круп становятся наиболее привлекательными для детей с детским церебральным параличом. Разнообразные крупы по своей фактуре и размеру способствуют развитию сенсомоторики – тактильным ощущениям, согласованности в работе глаза и руки, совершенствованию координации и точности в выполнении действий. Рисование цветным песком. Одной из главных составляющих образовател ьного процесса и мотивирующей в дальнейшем творческое развитие детей с ОВЗ являе тся создание атмосферы теплоты, комфортности и достижения успеха. Свойства п еска, его мягкость, тягучесть и приятная на ощупь шершавость, создает в процессе творчества условия для вхождения в расслабляющее и снимающее стрес сы медитативное состояние. В результате чего в процессе обучения дети станов ятся более раскрепощенными, они начинают фантазировать, у них появляется интере с к рисованию, окружающему миру природы и людей. С каждым занятием дети активнее и смелее работают ру ками, не боясь сделать неловкое движение и испортить рисун ок, так как уже понимают, что с таким материалом как песок все легко можно ис править или начать заново. В ходе изобразительной деятельности с использованием нетрадиционных техник рисования у детей с ДЦП развивается моторика( движения кисти, пальцев) , формируется зрительно- двигательная координация, рука готовится к обучению письму. Кроме того, занятия по художественному творчеству способствуют становлению личностных качеств: усидчивости, внимания, умения доводить начатое дело до конца. Многие опытные педагоги отмечают, что большой коррекционной эффективности можно добиться в проведении занятий с использованием смешанных техник изображения предметов и явлений реального мира. Например, сочетание рисования по трафарету красками, кистью и пальцем с обрывной аппликацией( солнышко, листик, облака) , создание коллажей и другие виды работы способствуют возникновению и реализации радостных и непосредственных эмоций. Занятия ручным трудом, в частности, работа с объектами живой природы( листьями, ветками, семенами, шишками, желудями и пр. ) развивают полимодальные ощущения и представления у детей, активизируют их познавательную, личностную и мотивационную сферу. Работа с бумагой, тканью различной фактуры, нитками, веревочками подготавливает детей к знакомству с элементами трудовой деятельности. Очень важно в проведении занятий придерживаться поэтапного проведения – эмоциональный настрой( доброжелательная встреча ребёнка) , пальчиковые игры и гимнастика по возрасту, рассматривание объекта для рисования, лепки. Наличие образца необходимо для того, чтобы ребёнок мог предположить итог своей деятельности. Перечисленные техники рисования наиболее доступны детям с детским церебральным параличом, данные техники развивают у детей творческие способности, мелкую моторику, способствуют развитию эмоционально – волевой сферы, снятию напряжения, дарят чувство успешности выполнения творческой работы. Работа с выбранными техниками стимулирует положительную мотивацию изобразительной деятельности, вызывают радостное настроение у детей и снимают страх перед ошибками.

Оставить комментарий: