Семинар - практикум
Документы для скачивания
м униципальное бюджетное дошкольн ое образовательное учреждение д етский сад «Солнышко» Кардымовского района Смоленской области. Выступление на педсовете: Семинар- практикум для педагогов ДОУ «Способы развития монологической речи у детей дошкольного возраста» Подготовила: учитель- логопед Козлова Е. В. Дата проведения: 7. 11. 2019 года Цель: Повысить уровень компетенции педагогов с целью эффективности педагогического воздействия при формировании связной речи у детей. Предоставление системы работы и распространение личного педагогического опыта по развитию связной монологической речи у детей с общим недоразвитием речи аудитории педагогов ДОУ. Задачи: - с оздать условия для увеличения профессиональной компетентности педагогов по теме формирования связной монологической речи у детей; - применять практически следующие виды работ: составление расск аза по картине, по серии сюжетных картин, описательного рассказа и пересказа с использованием менемоте. - ф ормировать индивидуальный стиль творческой педагогической деятельности в процессе работы педагогов; - п оделиться опытом работы по развитию у детей с ОНР связной монологической речи; - п оказать на практическом примере использование различных видов игр, упражнений и элементов мнемотехники в работе учителя – логопеда по формированию связной монологической речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР; - с оздать положительный эмоциональный настрой в процессе проведения семинара- практикума. I. Теоретическая часть. 1. Организация и методика обучения связной речи, начиная с младшего возраста. 2. Обучение рассказыванию в разных возрастных группах. - рассказывание по картине; - рассказывание об игрушке; - рассказывание из опыта; - творческое рассказывание. 3. Обучение пересказу в разных возрастных группах. 4. Инновационные методы формирования монологической речи. II. Практическая. Задания для практической работы пед агогов: составить описательный рассказ о предмете с помощ ью схем; составление оп исательного рассказа по картине; составление расс казов и пересказ по серии сюжетных картин; составление описательного рассказа с помощью куба «Умный рассказчик». I II. Выставка игр и пособий по развитию монологической речи у дошкольников. Информационные ресурсы. I. Теоретическая часть. 2438403810 Организация и методика обучения монологической связной речи Овладение монологической речью — необходимая ступень развития речи дошкольников, поскольку именно при построении монолога в наибольшей степени проявляются их речевые умения. Развивая монологическую речь детей, нужно знать характерные черты этой формы речи. Определение Т. Г. Винокур монолог а представлено на данном слайде. В монологе различают три типа. Описание- это модель монологического сообщения в виде перечисления одновременных или постоянных признаков предмета в широком понимании. Повествование- существует как самостоятельный тип речи, так и интегрированный тип, который может включать в себя описания и рассуждения. Рассуждение — это тип монологической речи в форме доказательства. Функции рассуждения заключаются в том, чтобы объяснить какой- либо факт или аргументировано доказать свое мнение, свою гипотезу, свою точку зрения. Структура монолога подчинена теме, которая определяет целостность и взаимосвязь его частей. Монолог — более длительное по времени высказывание, чем диалогическая реплика, и для привлечения внимания слушателей требует определенной яркости. Как считал Л. В. Щерба, монолог лежит в основе литературного языка, ибо всякий монолог и есть литературное произведение в зачатке. Для монолога характерны такие черты как большая приближенность к книжной речи, его выразительность и образность. Писатели для выразительности произведений используют лексические, стилистические, синтаксические и другие средства. 30822904632960 Интонационная выразительность в монологах детей достигается различными модуляциями голоса: усилением или уменьшением силы голоса, приданием голосу эмоциональной окраски( грустные или веселые нотки, требовательные или нерешительные интонации и др. ) , различным темпом речи, ритмом, логическим ударением, вопросительной, повелительной или повествовательной интонацией. Таким образом, монологическая речь — это развернутый вид речи. Эта речь в большей степени произвольна: говорящий имеет намерение выразить содержание и должен выбрать для этого содержания адекватную языковую форму и построить на его основе высказывание. Монологическая речь — это организованный вид речи. Говорящий программирует не только каждое отдельное высказывание, но и всю свою речь, весь монолог как целое. ФГОС ДО У определяет «Речевое развитие» как приоритетное направление. Где оной из з а дач является обучение монологической речи. Целью обучения является формирование умений монологической речи, под которыми понимаются умения коммуникативно – мотивированно, логически последовательно и связно, достаточно полно и правильно в языковом отношении излагать свои мысли в устной форме. Начиная с трехлетнего возраста, предпринимаются первые попытки монолога. Посадив перед собой кукол, малыш обязательно разговаривает со своими молчаливыми собеседниками. Но подобные детские высказывания не объединены общим смыслом, как того требует описательное или повествовательное сообщение. По способу передачи информации различают типы высказываний: Описание Описание- описание, строится по плану: название объекта, его признак и, свойства, качества, действия( схемы описательных рассказов) . Данная форма речи начинает развиваться с 4- х лет. Ребенок получает картинку или игрушку, о которой он должен самостоятельно рассказать, какого цвета и формы игрушка, какая на ощупь, какие эмоции вызывает. Если же перед глазами картинка, то дошкольник описывает сюжет, героев, детали. Удачным дополнением рассказа станет фантазирование, как развивались события до того момента, который запечатлен на картинке, и что будет далее. Отличный способ для развития навыка описания — прогулки. Сама природа предоставляет миллион возможностей для закрепления навыка. Шишка, – какая она? А листочек? А солнечный луч? А цветок? Изначально описание заключается в использовании одного- двух слов. Наводящие вопросы помогают ребенку сначала лучше понять, на какие детали обращать внимание, а потом и использовать их в речи. Постепенно однословные формулировки обогащаются дополнительными словами, описывающими отношения и ощущения, благодаря чему развивается выразительность и связность речи. Умение наполнять историю не только фактами, но и эмоциями позволяет говорить о том, что ребенок освоил основы монолога. Повествование Повествование это рассказ сюжет, кот орого развертывается во времени. Фактически, это устное сочинение. В зависимости от возраста, словарного запаса и уровня монологической речи дошкольников на текущий момент повествование может быть: Рассказом о бытовых событиях; Историей о случаях, которые ребенок пережил; Рассказыванием по сюжетной картине; Фантазированием, чтобы составлять собственные истории. Задача взрослых – помогать дошкольнику, строить свое повествование таким образом, чтобы оно было не только связным, но и логичным. Важно избегать перескакивания с одного факта на другой без связующих предложений. Помогают уточнения: «Ты только что говорил про дельфинов, а теперь рассказываешь про друга, с которым там познакомился? Что произошло до этого? » Рассуждение Рассуждение отличается установлени ем причинно- следственных связей и относится к самым сложным формам монологической связной речи у детей. Поэтому его развитию необходимо уделять максимум внимания. Особенность рассуждения заключается в том, что оно строится с опорой на основные компоненты: Описание факта; Поиск аргументов; Выявление причинно- следственных связей; Формулирование вывода. В дошкольном возрасте умение рассуждать чаще всего предназначено для самостоятельного нахождения ответа на вопросы «Зачем? », «Почему? », «Для чего»? Идеальное решение для развития данного навыка – порассуждать о том, что вызвало особый интерес. Методами обучения монологу являются пересказ. Дети пересказывают монологические тексты, рассказывают о реальных и воображаемых событиях, предметах. И сочинение где дети создают различные виды творческих рассказов, сочиняют самостоятельно сказки. Детям с среднем уровнем развития доступны эти виды монологической речи, но дети с низким уровнем развития требуют индивидуальный подход. Для этого используются различные тексты: сообщения бытового характера, которые передаются детям в процессе свободного каждодневного общения с взрослыми; произведения художественной литературы. Темы сообщений могут б ыть различными: события, случаи, н а прогулке, в лесу, парке. Это может быть и описание животных, цветов, то, что окружает человека. Овладеть методами обучения монологической речи означает для воспитателя: 1) научиться слушать детей. 2) научиться помогать им, пересказывать, рассказывать, сочинять. Для ребёнка образцом должна быть РЕЧЬ ВОСПИТАТЕЛЯ. Поэтому наша с вами речь должна быть красивой, богатой, содержательной, образной! Прежде чем обучать детей связной речи, н еобходимо, чтобы в активном словаре ребёнка присутствовали разнообразные слова: существительные, прилагательные, глаголы, наречия, фразеологические обороты, сравнения, метафоры и т. д. Виды занятий по развитию речи: – пересказ; – рассказ по сюжетной картине или по картине известного художника; – рассказ по серии сюжетных картинок; – описательный рассказ предмета или животного; – творческий рассказ. Работа над монологом в каждой возрастной группе отличается сложностью содержания картины, размером текста для пересказа, определяется «Программой воспитания в детском саду». Нужно помнить о речевой активности на занятии( оптимально речь воспитателя относится к речи детей 2: 3) , чтобы ее добиться используются хоровые ответы и повторы. На занятии по развитию речи каждый ребенок должен ответить не один раз. Необходима предварительная работа, ежедневные беседы, р абота с родителями и т. д. Методы, способствующие активизации речи: - Хоровые ответы. - Просьба повторить ответ. - Расскажите, что было сначала? - Что будет если, уронить стакан на пол? Наглядные методы активизации речи - картины, иллюстрации, схемы, пиктограммы, мнемотаблицы. Мнемотаблица- это средство, которое помогает детям выделить в предметах или их отношениях те существенные признаки, которые должны войти в содержание рассказа. Она учит фиксировать полученный результат в доступной детям схематичной форме. Во всех возрастных группах основным приёмом обучения монологу является опора на словесный образец. Дополнительные приёмы – опора на реальные предметы, опора на картинки, работа с интонацией. Методические пособия. Развивать монологическую речь необходимо начинать с 2- х лет в процессе чтения и разучивания потешек, прибауток. С 4 лет детям доступны такие типы монолога как- описание и повествование. Формировать у детей монологическую речь необходимо со среднего возраста. В старшем дошкольном возрасте детям доступен тип монолога- рассуждения в одно- два предложения. Словесные зарисовки, действительные случаи из жизни следует излагать правильно и выразительно, доверительным тоном, иногда весело, с юмором, так как эти зарисовки производят на детей большое впечатление. Они охотно, с удовольствием пересказывают их друг другу, тем самым непосредственно развивается монологическая речь. Пересказывание художественных произведений так же является методом развития монологической речи. В пересказывании художественных произведений детям помогают наводящие вопросы. В младшем возрасте вопрос должен строиться от совместного пересказывания к последнему слову фразы. От детей раннего возраста следует добиваться при пересказе повторения, как отдельных слов, так и целых фраз, а так же помогать запоминанию текста. Детям, более старшего возраста, необходимо задавать прямые вопросы, иногда, облегчая пересказ, используются подсказывающие вопросы. Уже в среднем возрасте надо развивать у детей умение пересказывать произведения повествовательного и описательного типа, но ведущей формой обучения считать- опору на вопросы воспитателя, словесные примеры, чаще всего сопровождающиеся дидактической игрой, или показом реальных предметов или иллюстраций. Обучая детей среднего возраста пересказу, как методу монологической речи, часто в своей работе используют серию, цепь вопросов, развивающих тему, т. е. план пересказа. Чаще всего план составляется из 2- 3 вопросов, но когда дети уже начинают излагать свой пересказ в определенной последовательности, п лан следует усложнить. Особое внимание уделяется правильному произношению слов, правильно составленным предложениям и выразительному пересказыванию. Таким образом, у детей среднего возраста постепенно формируется навык к вопросам поискового характера: почему? зачем? для чего? каким образом? У детей старшего дошкольного возраста при обучении монологической речи следует формировать во просы вопросы- указания, что надо говорить, в каком порядке излагать события. Такое пересказывание способствует развитию монологической формы речи. В процессе всей работы над связной речью( и при составлении, и при прослушивании любых рассказов и сказок) нужно воспитывать у ребёнка умение выделять главную мысль рассказа и понимать заложенную в нём идею – что именно хотел сказать автор своим произведением и с какой целью он его написал? Конспект НОД по развитию речи «Составление описательного рассказа по натюрморту «Овощи» в подготовительной группе Цель: обучение детей составлять описательный рассказ натюрморта. Задачи: 1. учить детей составлять описательный рассказ натюрморта по плану; 2. активизировать использование в речи детей определений и образных выражений; 3. развивать наблюдательность, умение чувствовать и передавать в рассказе настроение, заключённое художником в картине; 4. формировать интерес к предметам художественного искусства. Оборудование и материалы: различные натюрморты, муляжи овощей и фон- скатерти на кажд ого ребенка, фтльмопроэктор, музыкальное сопровождение, натюрморт « Овощи » для составления рассказа- 4 шт. на кажд ого ребенка, план- таблица, лист и ручка для записи рассказа, восковые мелки, листы бумаги для рисования. Ход НОД: - Ребята, сегодня мы с вами попали в картинную галерею, на выставку картин. - Кто скажет, как их называют? ( Натюрморты) - Что могут изображать художники на натюрмортах? ( Фрукты, овощи, цветы в вазе и другие предметы созданные человеком) - Где нам с вами рассказывают о художниках и их картинах? ( На выставках картин) Ребята, сегодня к нам в нашу картинную галерею пришли посетители, и мы должны познакомить их с картиной. Составить о ней рассказ. Чтобы узнать к какому именно натюрморту, вам надо отгадать загадку: Огурец, капуста, кабачок, Перец, лук, морковь и чеснок. Как всё это вместе назовём, В огороде нашем соберём? Правильно! На картине изображены овощи. Подойдите к столам. Перед вами лежат муляжи овощей. Попробуйте составить из них свой натюрморт. ( У детей на столах три набора муляжей и разного цвета фон. Ребята работают по одному под музыкальное сопровождение. ) Давайте посмотрим, какие натюрморты у вас получились? Красота! - Как ты думаешь, постановки у вас получились одинаковые? - Почему, как, ты, думаешь? - Интересно, а какое настроение натюрморта 1, вызывает у тебя? - А, что можешь сказать, ты…. , о настроении 2- го натюрморта? - А какое настроение вызывает этот натюрморт, как ты…. , чувствуешь? - Что нам помогает почувствовать настроение художника на картине, как вы думаете? ( Цвета на картине, фон и т. д. ) Сейчас вам надо вспомнить всё, что мы с вами ранее говорили на занятиях про каждый овощ. Вспомнить, план составления рассказа ( перечислить, что мы описываем по каждому пункту плана) . И постараться рассказать об этом натюрморте. Поможет нам Наталья Владимировна записать ваш рассказ, и передать его Елене Михайловне. Зачитываем получившийся рассказ. Если есть необходимость, дополняем. - Ребята, как вы думаете, подойдёт нашему натюрморту пословица: Осень собирает, а зима подбирает. - Почему вы так решили? А сейчас вы нарисуйте натюрморты, которые вы составили. План составления рассказа: 1. Что изображено в центре картины? ( Из чего сделан, какой по форме, цвету и т. д. ) 2. Какие ещё есть предметы на картине? ( Где расположен, из чего сделан, какой формы, цвета и т. д. ) 3. О чём может сказать автор картины? 4. Какой фон картины? ( Какого цвета, какое настроение может вызывать эта картина) . 5. Какое название картины? II. Практическая часть Приступаем к практической части. Уважаемые коллеги предлагаю включиться и проявить себя творчески. Приглашаем первого помощника. Он продемонстрирует, как составляется рассказ по плану – схеме. В схемах вначале определяется объект описания( «Это кукла»; «Здесь — кошка» и т. п. ) . Д алее следует перечисление признаков предмета в указанной педагогом последовательности. Завершается описание указанием на принадлежность предмета к той или иной группе( «Мебель», «Домашнее животное») , на его назначение( в шкафу хранят одежду) , приносимую пользу( собака охраняет дом) . Такая обобщенная схема наполняется конкретным лексическим содержанием в зависимости от особенностей предметов той или иной группы. В зависимости от особенностей предмета в схему описания вводятся и другие элементы: указание на материал, из которого сделан предмет, перечисление его частей и деталей и др. С учетом отображаемых в рассказе элементов составляется образец и план описания. В зависимости от особенностей строения предмета, пространственного расположения его частей Приглашаю на помощь второго помощника. Ему предстоит трудная задача: Отгадать кто он? Для этого он будет формулировать различные вопросы, опираясь на предложенную схему. А вы- зрители отвечайте. Какого я цвета? Из чего я сделан? Какого размера? Какой формы? Для чего я необходим? Правильно, ты воздушный шарик. Теперь расскажи о себе. Получился рассказ – описание от 1 лица. Если ребёнок затрудняется, то можно дать образец рассказа или использовать приём договаривания предложений. Этот приём используется, кода у ребёнка есть определённые умения в составлении рассказов – описаний. В заключении хотелось бы сказать, что если ребёнок овладевает данными видами составления рассказов, значит, у него формируется связная монологическая речь. lefttop Во втором блоке практической работы приглашаю на помощь трех помощников. Он и продемонстрируют, составление описательного рассказ а по картин е. Описание предметных картин – это связное последовательное описание изображенных на картине предметов или животных, их качеств, свойств, действий. Обучение рассказыванию по картинам занимает важное место в общей коррекционной работе по развитию монологической связной, грамматически правильной речи детей. leftbottom Составляют описания и повествования по картинам, с правильной передачей содержания, с соблюдением соответствующей структуры, с использованием образной речи. Используются все типы картин: - сюжетные многофигурные картинам с изображением нескольких групп действующих лиц или нескольких сценок в пределах знакомого детям сюжета; - с южетные картины, в которых на первый план выступает изображение места действия, предметов, события, определяющих общую тематику картины; - рассказыванию по отдельной сюжетно й картине с придумыванием предшествующих и последующих событий( по опорным вопросам) . Еще один вид составления рассказа по сериям сюжетных картинок, достаточно подробно изображающих развитие сюжетного действия. Приглашаю следующего помощника. Обучение рассказыва нию по сериям сюжетных картинок рекомендуется проводить на основе общепринятой методики в следующем варианте. Сначала проводится последовательный разбор каждой картинки серии; при этом формируются навыки целенаправленного анализа наглядно воспринимае мого предметного содержания. Дети учатся выделять «действенную», событийную основу( определение действий персонажей, уяснение связей между ними) и существенные детали изображения. После этого картинки в нужном порядке размещаются одним- на наборном полотне. По вопросам педагога определяется общее содержание изображенных событий. Затем «по цепочке» составляют высказывания по каждой из последовательных картинок. 41014655004435 Далее они поочередно составляют рассказы по нескольким картинкам- фрагментам и по всей серии в целом. При обучении рассказыванию по картине используются следующие методические приемы: образец рассказа педагога по картине или ее части, наводящие вопросы, предваряющий план рассказа, составление рассказа по фрагментам картины, коллек тивное сочинение рассказа. И последний наш блок – это составление рассказ с помощью «Умного кубика». I II. Выставка игр и пособий по развитию монологической речи у дошкольников. Информационные ресурсы. 1. Т. А. Ткаченко. Большая книга заданий и упражнений по развитию речи детей. 2. Т. А. Ткаченко. Обучение детей творческому рассказыванию по картинам. М. 2006. 3. Т. А. Ткаченко Схемы для составления дошкольниками сравнительных и описательных рассказов. 4. Т. А. ТКАЧЕНКО КАРТИНЫ С ПРОБЛЕМНЫМ СЮЖЕТОМ ДЛЯ РАЗВИТИЯ МЫШЛЕНИЯ И РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ. ВЫПУСК № 2 МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ И ДЕМОНСТРАЦИОННЫЙ МАТЕРИАЛ ДЛЯ ЛОГОПЕДОВ, ВОСПИТАТЕЛЕЙ И РОДИТЕЛЕЙ Москва Издательство ГНОМ и Д 2003 5. ТКАЧЕНКО Т. А. КАРТИНЫ С ПРОБЛЕМНЫМ СЮЖЕТОМ ДЛЯ РАЗВИТИЯ МЫШЛЕНИЯ И РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ. Выпуск № 3. Методическое пособие и демонстрационный материал для логопедов, воспитателей и родителей. — М. : «Издательство «ГНОМ и Д», 2006. 6. Т. А. Большева «Учимся по сказке».