Консультация для воспитателей
«Воспитание любви к Родине средствами литературно-художественных произведений»
Воспитатель
Аббасова Марина Викторовна
Родиной человек называет то место, где он родился. У каждого есть своя родная страна. Она всегда кажется самой близкой и самой лучшей в мире. Наша Родина – это Россия. Россиян объединяет русский язык, история нашей страны, общие традиции и праздники.
Любовь к Родине как важная духовная ценность начинает формироваться в сознании ребенка именно в период дошкольного детства.
Сильным средством воспитания у ребенка любви к Родине, так же как и воспитания гуманных чувств, является художественная литература.
При чтении книги ребенок видит перед собой определенную картину, конкретную ситуацию, образ, переживает описываемые события, и чем сильнее его переживания, тем богаче его чувства и представления о действительности. Правило морали приобретает в художественном произведении живое содержание.
Прежде всего, любовь маленького ребенка к Родине начинается с отношения к самым близким людям – матери, отцу, бабушке, дедушке.
У дошкольников особые эмоции вызывают произведения, в которых рассказывается о маме. Доброе отношение литературных героев может служить хорошим примером для ребят. У детей надо воспитывать уважение, сочувствие к старшим людям. У дошкольников особые эмоции вызывают произведения, в которых рассказывается о маме. Доброе отношение литературных героев может служить хорошим примером для ребят. Например, Алеша, маленький герой рассказа Н. Артюховой «Трудный вечер» с трудом преодолевает сон, поднимается с кровати и закрывает настольную лампу, чтобы свет не мешал спать уставшей маме. Он накрывает маму шалью, чтобы она не замерзла. Необходимо обратить внимание детей в этом рассказе не только на трудолюбие Алеши, но и особенно на его заботливость. На эту же тему и стихотворение Е. Благининой «Посидим в тишине»:
Мама спит, она устала…
Ну, и я играть не стала!
В беседе надо обязательно подчеркнуть, что девочка отказывается от своего желания побегать, поиграть потому, что знает – мама устала, ее нельзя будить.
У детей надо воспитывать уважение, сочувствие к старшим людям, например бабушке. Прекрасной иллюстрацией в данном случае может служить стихотворение А. Барто «Вовка – добрая душа»
Невозможно привить любовь к Родине без знаний о традициях русской народной культуры. О том, как появилась русская земля, как жили предки русского народа, какие они строили дома, какую носили одежду.
Практически каждая русская народная сказка отражает жизнь людей в старину, предметы быта.
У русского народа всегда была тяжелая, трудная жизнь. Люди с утра до вечера трудились, терпели нужду, обиды, но духом не падали и всегда творили доброе дело. Например, в сказке «Царевна - лягушка» царевич шел несколько дней по земле, голод томил его, а он терпел, никого не обидел на своем пути: ни зайца, ни медведя, ни сокола, ни щуку… За свое милосердие он получил от каждого из них большую награду-помощь.
Сказка «Теремок» учит умению жить мирно под одной крышей. Хотя герои все с разными характерами, но каждый житель теремка очень нужен, чтобы вести общее хозяйство. Вот если бы все люди с детства научились жить мирно под одной крышей, тогда бы никто из соседей не ссорился, не воевали бы на планете разные люди и т.д.
Не меньшая роль отводится былинам. Былина – повествовательное сказание о богатырях, народных героях. Само название «былина» показывает, что на самом деле происходило. Основная идея былин – идея защиты Святой Руси, земли отцов и дедов, богатырского подвига.
Особое место в нравственном воспитании детей к Родине отводится произведениям художественной литературы о Великой Отечественной войне.
Старший дошкольник должен осознать: наша страна – самая мощная и мирная держава, его защитники всегда на страже мира и готовы дать отпор любому врагу.
Педагоги и родители помогают открывать Родину маленькому гражданину, показывая ему связь его счастливого детства с героическим прошлым старшего поколения. Разговор на эту тему не сложен для старшего дошкольника – все дело в доходчивых словах и ярких фактах. Произведения художественной литературы на военную тематику («Сказка о громком барабане» С. Могилевской, «Сестра» Л. Кассиля, «Шел по улице солдат» С. Баруздина, «На заставе» А. Барто и др.) формируют представление о храбрости, самоотверженности воинов, воспитывают к ним уважение.
Важно подвести детей к пониманию: мы победили в тяжелой битве с фашизмом, потому что народ любит свою отчизну; Родина чтит героев, отдавших свою жизнь за счастье людей. В их честь воздвигнуты памятники, их имена увековечены в названии городов, улиц.
Необходимо знакомить детей с профессиями людей, которые трудятся на благо Родины, для нашего блага.
В рассказах человек предан своему делу, обладает чувством долга, заботится об окружающих людях. Труд героя обязательно связан с трудом других людей.
Уважение к хлебу – главному богатству страны, бережное отношение к нему издавна считалось одним из критериев нравственности человека. Поэтому где бы ни жил ребенок, он должен знать, как растят хлеб, сколько сил вкладывают люди в этот труд. Процесс выращивания хлеба, знакомство с профессией хлебороба, воспитывает уважения к его труду.
Родная природа… Один из сильных факторов воспитания любви к Родине. От любования ее красотой, бережного отношения к миру природы до понимания преобразующей роли труда человека в природе – все это источники формирования любви к родному краю.
Яркие впечатления о родной природе, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь, так как в ее образах воплощается Родина.
Познать природу во всем ее многообразии детям помогает художественная литература. Рассказы, стихи, сказки о природе глубоко воздействуют на чувства детей. Знакомясь с их содержанием, дети переживают ход событий, испытывают волнение, радость, страх. Это помогает воспитывать этические представления – любовь и бережное отношение к природе.
Литературное творчество В. Бианки – самоучитель любви к природе. Воспитанный с детства во внимательном отношении к природе, приученный наблюдать за жизнью животных, Бианки создал прекрасные сказки и рассказы о природе.
Этические чувства у дошкольников пробуждает поэзия. Тонко подмеченная, искусно воспетая в стихах образность природы помогает ребенку увидеть волнующую прелесть белоствольных березок, пестрых лугов, дубовых рощ и испытывать радость от прекрасных встреч с окружающим миром.
И таких примеров можно привести немало, так как произведений о родной природе создано огромное количество.
Все мы знаем, что дети – наше будущее. Важно своевременно научить их любить и беречь то, что создано старшим поколением: свободу, независимость, мир, Отечество. Воспитанный на любви к Родине, на русских народных сказках и литературе человек всегда будет принадлежать русской культуре, где бы он не родился.