a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Программа обучения дошкольников игре на детских музыкальных инструментах "ВЕСЕЛЫЕ РЕБЯТА"

Автор: Козлова Елена Владимировна Опубликовано: 2020-09-03 19:47:48

Документы для скачивания

Музыкальное воспитание – это не воспитание музыканта, а, прежде всего, воспитание человека. В. А. Сухомлинский Музыка – одно из самых ярких и сильных впечатлений. Любая форма общения с музыкой вызывает у ребенка положительные эмоции, желание сопереживать, выражать свое отношение к музыкальным произведениям. Войти в этот прекрасный мир музыки поможет ребенку с наибольшим эффектом  музицирование( инструментальное творчество) . Процесс всестороннего развития личности включает в себя целую систему воспитания и обучения, начиная с дошкольного возраста. Именно в детстве появляются задатки особенностей характера, способностей и интересов взрослого человека. Музыкальное развитие оказывает ничем не заменимое воздействие на общее развитие: формируется эмоциональная сфера, совершенствуется мышление, ребенок делается чутким к красоте в искусстве и жизни. Только развивая эмоции, интересы, вкусы ребенка, можно приобщить его к музыкальной культуре, заложить ее основы. Дошкольный возраст чрезвычайно важен для дальнейшего овладения музыкальной культурой. Если в процессе музыкальной деятельности будет сформировано музыкально- эстетическое сознание, это не пройдет бесследно для последующего развития человека, его общего духовного становления. Актуальность. Детское музицирование расширяет сферу музыкальной деятельности дошкольников, повышает интерес к музыкальным занятиям, способствует развитию музыкальной памяти, внимания, помогает преодолению излишней застенчивости, скованности, расширяет музыкальное воспитание ребенка. В процессе игры ярко проявляются индивидуальные черты каждого исполнителя: наличие воли, эмоциональности, сосредоточенности, развиваются и совершенствуются музыкальные способности. Обучаясь игре на инструментах, дети открывают для себя мир музыкальных звуков, осознаннее различают красоту звучания различных инструментов. У них улучшается качество пения, они чище поют, улучшается качество музыкально ритмических движений, дети четче воспроизводят ритм. Детей привлекают не только звучание и вид инструментов, но и то, что они могут сами извлекать из них звуки. Игра на музыкальных инструментах развивает мелкую мускулатуру, моторику пальцев рук. Кроме того, некоторые игрушки- инструменты используются как наглядные дидактические пособия. Они помогают педагогу развивать музыкально- сенсорные способности дошкольников, знакомить их с отдельными элементами музыкальной грамоты. Для многих детей игра на детских музыкальных инструментах помогает передать чувства, внутренний духовный мир. Это прекрасное средство не только индивидуального развития, но и развития мышления, творческой инициативы, сознательных отношений между детьми. Цель:   совершенствовать и развивать музыкальные способности детей через игру на детских музыкальных инструментах. Основные задачи: - расширение музыкального кругозора детей; - формирование музыкальных способностей: чувства ритма, звуковысотного и тембрового, динамического слуха;  - формирование чувства музыкальной формы; - развитие музыкальных способностей; - развитие творческого потенциала; - приобщение к инструментальной музыке и самостоятельному, осмысленному музицированию; - ознакомление детей с названиями инструментов, их тембром; - определение характера звучания инструментов;  - освоение приемов игры на них. - активизация музыкальной памяти, развитие творческого воображения Принципы и подходы в организации образовательного процесса Реализуемая программа строится на принципе личностно–развивающего и гуманистического характера взаимодействия взрослого с детьми. Соответствует принципу развивающего образования, целью которого является развитие ребенка. Сочетает принципы научной обоснованности и практической применимости( соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики) . Соответствует критериям полноты, необходимости и достаточности( позволяет решать поставленные цели и задачи на необходимом и достаточном материале, максимально приближаясь к разумному «минимуму») . Обеспечивает единство воспитательных, обучающих и развивающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в ходе реализации которых формируются такие знания, умения и навыки, которые имеют непосредственное отношение к развитию дошкольников. Строится с учетом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников. Основывается на комплексно- тематическом принципе построения образовательного процесса. Предусматривает решение программных образовательных задач в совместной деятельности дошкольников не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования. Принцип- партнёрство. Группа детей, музыкальный руководитель, воспитатель становятся единым целым – вместе слушать, петь, рассуждать, играть Принцип положительной оценки деятельности детей, что способствует ещё более высокой активности, эмоциональной отдаче, хорошему настроению и желанию дальнейшего участия в творчестве Принцип интеграции всех других  образовательных областей. Возрастные и индивидуальные особенности детей В старшем дошкольном возрасте у детей происходит созревание произвольность психических процессов( внимания, памяти, мышления) , что является важной предпосылкой для более углубленного музыкального воспитания. Ребенок 5- 6лет  отличается большой самостоятельностью, стремлением к самовыражению в различных видах художественно- творческой деятельности, у него ярко выражена потребность в общении со сверстниками. К этому возрасту у детей развивается ловкость, точность, координация движений, что в значительной степени расширяет их исполнительские возможности в ритмике. Значительно возрастает активность детей, они очень энергичны, подвижны, эмоциональны. У детей шестого года жизни более совершенна речь: расширяется активный и пассивный словарь. Улучшается звукопроизношение, грамматический строй речи, голос становится звонким и сильным. Происходит существенное обогащение музыкальной эрудиции детей: формируются начальные представления о видах и жанрах музыки, устанавливаются связи между художественным образом и средствами выразительности, используемыми композиторами, формулируются эстетические оценки и суждения, обосновываются музыкальные предпочтения, проявляется некоторая эстетическая избирательность. Творческие проявления становятся более осознанными и направленными( образ, средства выразительности продумываются и сознательно подбираются детьми) . Эти особенности дают возможность дальнейшего развития исполнительской деятельности, использования более разнообразного и сложного музыкального репертуара. Возраст 6- 7.   Подвижные энергичные дети активны во всех видах музыкально- художественной деятельности. В этот период у них качественно меняются психофизиологические возможности: голос становится звонким, движения- ещё более координированными, увеличивается объём внимания и памяти, совершенствуется речь. У детей возрастает произвольность поведения, формируется осознанный интерес к музыке, значительно расширяется музыкальный кругозор. Новые качества позволяют реализовывать более сложные задачи музыкального развития детей. Наиболее существенными особенностями музыкального развития детей 6- 7 лет  являются развитые слуховые ощущения, музыкальность, как комплекс способностей; мелодический слух характеризуется точным запоминанием и воспроизведением сложных в интонационном и ладовом отношении мелодий в диапазоне до 1 – ре 2.  Музыкально – сенсорный опыт позволяет им различать звуки по высоте в пределах всех интервальных отношений,   хорошо ориентироваться в тембрах.   Эмоционально осознанное отношение к музыке как виду искусства проявляется в умении детей чувствовать смену музыкальных настроений, развитие образов, дифференцировать средства музыкальной выразительности при определении жанров; возрастает доля творчества и собственной интерпретации музыкального произведения в импровизации на различных детских музыкальных инструментах, сочинении песни- марша,   считалок, песни- танца, стихов, в танцевально- игровых импровизациях с предметами, исполнительская деятельность характеризуется высокими показателями. Планируемые результаты освоения Программы Прохождение программы предполагает овладение воспитанниками комплексом знаний, умений и навыков, обеспечивающих в целом ее практическую реализацию: У детей: сформировано активное отношение к инструментальной музыке и к игре на детских музыкальных инструментах; раскрыты и развиты творческие музыкальные способности; сформированы – музыкальный вкус, высокий уровень музыкального развития детей, устойчивые исполнительские навыки; сформированы элементарные музыкальные понятия; сформировано желание участвовать в коллективном и творческом процессе; развиты умения применять свой опыт в свободной музыкальной деятельности. Личностные качества: развиты культура слушания и восприятия музыки; развиты умения играть одному и в ансамбле; развито умение слушать и исполнять свою партию в многослойной фактуре; ребенок самостоятельно использует индивидуальные навыки при игре на деревянных ложках, погремушках, барабане, металлофоне. активно проявляет себя во всех видах исполнительской деятельности; слушает музыку сосредоточенно, отмечает характер и настроение; чисто воспроизводит простой ритмический рисунок на музыкальных инструментах. Метопредметные результаты. Побуждать детей прислушиваться к своей игре и игре товарищей, слышать фортепианную партию, не стремиться заглушить друг друга, слышать, передавать настроение, выраженное в музыке, одновременно начинать и заканчивать игру, внимательно слушать музыкальные фразы, отмечая смену частей, вовремя вступать после пауз. Исполнение на музыкальных инструментах может сопровождать различные виды детского творчества: пение, танец, игра. Формы подведения итогов: Открытые занятия, выступление на утренниках, развлечениях и фестивалях. Система оценки достижений воспитанников К шести годам ребенок: различает жанры музыкальных произведений( марш, танец, песня) , звучание музыкальных инструментов( фортепиано, скрипка) ; различает высокие и низкие звуки( в пределах квинты) ; умеет играть мелодии на металлофоне по одному и в небольшой группе детей. К семи годам ребенок: определяет жанр прослушанного произведения( марш, песня, танец)  и инструмент, на котором оно исполняется; определяет общее настроение, характер музыкального произведения; Различает части музыкального произведения( вступление, заключение, запев, припев) ; Исполняет сольно и в ансамбле на ударных и звуковысотных детских музыкальных инструментах несложные песни и мелодии. Мониторинг реализации программы: - понимает смысл понятий: тихо- громко, темп произведения, долгие и короткие звуки. - чувствует темп произведения; умеет самостоятельно замедлять и ускорять темп в исполнении произведения. - умеет слышать двухчастную форму музыки. - чувствует общий темп и динамику музыки. - чувствует движение мелодической линии вверх и вниз. - умеет придумать свой ритмический рисунок и передать его на музыкальных инструментах. Форма проведения мониторинга – итоговое занятие. Для получения дополнительной информации осуществляется наблюдение за детьми на других занятиях. Анализ каждого выполненного ребенком диагностического задания проводится в соответствии с уровнем развития( Высокий, средний, низк и й) , характеристика которых составлена на основе рекомендаций: Высокий уровень:  четкое знание названия музыкальных инструментов, выполнение приемов игры на музыкальных инструментах в слаженном ансамблевом исполнении. Средний уровень:  знание некоторых музыкальных инструментов, при напоминании взрослого, выполнение приемов игры на простейших музыкальных инструментах, при небольшом участии взрослого. Низкий уровень:   нечеткие представления о разнообразии музыкальных инструментах, приемах игры на музыкальных инструментах нечеткое ансамблевое исполнение В процессе обучения детей игре на музыкальных инструментах можно выделить три этапа: · 1 этап- ознакомление с приёмами звукоизвлечения на данном инструменте; · 2 этап- разучивание мелодии, ритмического рисунка( по слуху, по нотам, по цифровой или цветовой системам) , отработка исполнительских приёмов, работа над выразительностью исполнения; · 3 этап- целостное воспроизведение мелодии на инструменте. 2. Содержательный раздел 2. 1. Все занятия строятся в форме сотрудничества, дети становятся активными участниками музыкально- образовательного процесса. Учет качества усвоения программного материала осуществляется внешним контролем со стороны педагога- музыканта и нормативным способом. В целях проведения коррекционной работы проводится пошаговый контроль, обладающий обучающим эффектом. Занятия по обучению детей игре на музыкальных инструментах проводятся два раза в неделю во второй половине дня, продолжительность 25- 30 минут. Программа состоит из двух разделов( для старшей и подготовительной групп) , работа над которыми продолжается параллельно в течение двух лет и 72 занятия для каждой группы в год. Содержание психолого- педагогической работы Содержание образования в соответствии с пятью образовательными областями. Образовательная Программа охватывает разнообразные аспекты музыкальной деятельности: дети слушают музыку, поют, играют в музыкальные игры, импровизируют ритмы, попевки, мелодии, постигают элементы музыкальной грамоты и конечно – учатся играть на детских музыкальных инструментах индивидуально и в оркестре. Данная образовательная деятельность построена в тесной интеграции со всеми образовательными областями: 1. Художественно- эстетическое развитие. Музицирование побуждает юного музыканта к самостоятельной творческой деятельности. Соприкасаясь с живым музыкальным звуком, при игре на ДМИ, дошкольники осознаннее различают красоту звучания различных музыкальных инструментов. Для многих детей игра на музыкальных инструментах помогает передать чувства, внутренний духовный мир. 2. Познавательное развитие. Обучаясь игре на музыкальных инструментах, дети открывают для себя мир музыкальных звуков и их отношений( ритм, темп, динамика и т. д. ) . У них улучшается качество пения( чище поют) , музыкально – ритмических движений( четче воспроизводят ритм) . Музицирование способствует развитию творческой активности – дошкольники играют на ДМИ самостоятельно, импровизируют. 3. Социально- коммуникативное развитие. Игра в оркестре сплачивает детский коллектив, повышает ответственность каждого ребенка за правильное исполнение своей партии, помогает преодолеть неуверенность, робость. В процессе исполнения ярко проявляются индивидуальные особенности каждого. При совместной игре в ансамбле или оркестре формируется чувство коллективизма, которое опирается на личную ответственность, за общее дело, воспитываются коммуникативные качества целеустремленность, выдержка, настойчивость. 4. Физическое развитие. Для правильного звукоизвлечения на детских музыкальных инструментах, в целях реализации Программы, юные музыканты осваивают различные техники и методики, что, несомненно, способствует развитию мелкой и крупной моторики пальцев. Очень важно, чтобы руки не были зажаты, корпус находился в правильном положении. При совместном и индивидуальном музицировании происходит становление целеустремленности, выдержки, настойчивости. 5. Речевое развитие. При различных видах музыкальной деятельности у детей совершенствуется речь, мыслительные способности, художественно – образные представления. Когда дети разучивают музыкальные произведения на темы сказок, стихотворений, прибауток у них активизируется фантазия, стремление выразить свое отношение к тому, что они чувствуют, слушая и исполняя данную мелодию. Любое музыкальное исполнение пьесы, песни невозможно без эмоционального восприятия и выражения его через речь как средство общения. 2. 2. Формы, способы, методы и средства реализации Программы К основным формам организации музыкальной деятельности дошкольников в детском саду относятся: музыкальные занятия; совместная музыкальная деятельность взрослых( музыкального руководителя, воспитателя, специалиста дошкольного образования) и детей в повседневной жизни ДОУ в разнообразии форм; праздники и развлечения; Самостоятельная музыкальная деятельность детей. В работе музыкального руководителя основной формой организации непосредственно образовательной музыкальной деятельности детей традиционно являются музыкальные занятия. На каждом занятии используются различные формы работы, сочетаются подача теоретического материала и практическая работа: ритмические упражнения, игра на металлофоне( основные навыки) , игра в ансамбле, творческие упражнения, импровизации. Все формы работы логично сменяют и дополняют друг друга. Формы, используемые в работе: образовательная деятельность; индивидуальная деятельность; концертная деятельность; Проведение каждого занятия требует от преподавателя не просто тщательной подготовки и владения материалом, но и особого творческого настроения, способности увлечь своих воспитанников и одновременно направлять их во время занятия к достижению поставленной цели. Занятия имеют следующую структуру: Музыкальная грамота. Ритмические и рече- ритмические игры и упражнения. Разучивание и исполнение музыкальных произведений. Творческое музицирование. Методы обучения детей игре на детских музыкальных инструментах: - словесный( рассказ, объяснение) ; наглядный( показ приемов игры педагогом или ребенком) ; стимулирующий( выступление перед детьми или взрослыми) ; практический( повторение и закрепление приемов игры на различных инструментах) ; самостоятельная музыкальная деятельность. - о бъяснительно- иллюстративные методы используются педагогом на начальном этапе: показ на инструменте, рассказ о произведении, объяснение правил игры на том или ином детском инструменте, объяснение движения мелодии и так далее. Тут очень важно правильно подобрать слова, сочетания слов, чтобы ярко, образно, эмоционально передать ребёнку содержание произведения, добиться быстрого запоминания музыкального материала. - р епродуктивные методы включаются в работу на следующем этапе: практическом. После запоминания, анализа музыкального произведения воспитанниками педагог контролирует их практическую деятельность по овладению музыкальными умениями, в том числе – игра наизусть. На этом этапе педагог рекомендует ритмические приёмы, облегчающие и ускоряющие заучивание, включает не только моторную( двигательную) , но и часто музыкальную память( слуховую) . Детям дошкольного возраста свойственна свободная творческая деятельность, которая проявляется интуитивно в играх, в движении под музыку, в фантазии и импровизации при выполнении различных заданий. Педагогу необходимо руководить творческими поисками детей, стимулировать и направлять их фантазию. Практические навыки, приобретённые в процессе интуитивной творческой деятельности, постепенно приведут детей к осознанному творчеству. Необходимо поощрять и одобрять проявление творческой инициативы детей. Технические приемы игры на ДМИ. Приемы игры зависят от конструкции каждого инструмента. Прежде всего, надо установить правильную исходную позу и расположение инструмента. Очень важно научить правильным приемам звукоизвлечения. При игре на металлофоне молоточек следует держать так, чтобы он лежал на указательном пальце, а большой палец придерживал его сверху. Удар должен приходиться на середину пластинки и, главное, быть легким. Кисть при этом должна быть свободной. Если же ребенок будет держать молоточек зажатым в кулаке, ударять громко, задерживать его на пластинке, то звук получится «грязным», неприятным. Кастаньеты звучат очень громко, поэтому их берут в правую руку и слегка ударяют «лепестками» по ладони левой. Звук при этом несколько приглушается, и ритмический рисунок отчетливо слышен. Тарелки дети держат за ремни и ударяют одной о другую скользящим движением. Чтобы звук сразу прекратился, тарелки прикладывают к коленям. Иногда по тарелкам( подвесив их) можно ударять палочкой, конец которой покрыт мягкой материей в несколько слоев или ватой. При игре на треугольнике надо ударять палочкой посередине горизонтальной его части. Звук должен быть легким и упругим, и если он продолжается долго, следует прижать треугольник рукой- звук прекратится. Бубен издает различные по характеру звуки в зависимости от того, ударяют по его перепонке пальцами, мягкой частью ладони или одним большим пальцем. Если к тому же менять место удара- ближе к деревянной раме( где сильнее резонанс) , к середине, ударять по самой раме или же, наконец, чередовать эти удары, то можно достигнуть интересного тембрового сопоставления звуков. Аккордеон и баян. Серьезное обучение игре на инструментах предполагает, как известно, систематические индивидуальные занятия на протяжении нескольких лет в ДШИ. Но задача музыкального руководителя подготовить детей к исполнению несложных партий для игры в оркестре. Играют на аккордеоне и баяне обычно сидя. Инструмент ставят на левое бедро. Правый гриф должен упираться в середину правого бедра. Если же правый гриф поставить не правильно, то при разжиме и, особенно сжиме инструмент соскальзывает. Оба плечевых ремня следует подогнать по росту исполнителя, продев в них, если нужно, дополнительные отверстия, иначе невозможно добиться правильной посадки. Пальцы правой руки ставят на клавиатуру на «подушечки». Левая рука продевается в ремень на левом грифе, не касаясь клавиатуры. Функция левой руки в данном случае чисто механическая – она разжимает и сжимает меха. Необходимо также обратить внимание на правильное выполнение сжима и разжима мехов, нельзя менять направление на тянущемся звуке. Динамика регулируется движением мехов и может быть достаточно разнообразной. Доступны ребенку и все виды артикуляции( легато, стаккато, нон легато, акценты) . Для успешных результатов обучения детей на занятиях детского шумового оркестра необходимо учитывать специфику музыкального воспитания в старших и подготовительных группах дошкольных образовательных учреждений. Она определяется возрастными особенностями в развитии и восприятии детей дошкольного возраста. Им свойственна конкретность мышления, непосредственность и эмоциональность в восприятии различных явлений окружающей жизни; их внимание неустойчиво, что требует постоянной смены впечатлений. При организации детского оркестра важно следовать определённым правилам. Маленькие исполнители должны хорошо видеть руководителя. Они должны удобно сидеть или стоять, не мешая друг другу. Инструменты, относящиеся к одной группе располагать рядом. Инструментов с тихим и нежным звучание должно быть больше и размещать их лучше впереди слева. Это относится к струнной и клавишно- ударной группам. Инструменты низко звучащие располагаются справа. Ударным инструментам отводится второй и третий ряды. Количество инструментов, необходимое для занятия, зависит от их цели и от величины группы. Желательно иметь полный набор инструментов для педагога( на них он демонстрирует приёмы игры) и хотя бы ещё один – два полных набора для детей.    Взаимодействие с родителями- Собрания общие и групповые- Консультации в форме индивидуальных бесед- Итоговый концерт- Выставки( «Музыка в жизни ребенка», «Дошкольное музыкальное развитие», «Играем сами» и т. д. )     Работа с воспитателями- Тематические консультации- Организация утренников, праздников и вечеров развлечений- Мониторинг  уровня развития музыкальных способностей детей старшего возраста. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ Организационный раздел содержит описание материально- технического обеспечения Программы, обеспеченности методическими материалами и средствами обучения и воспитания, включает распорядок и режим дня, а также особенности традиционных событий, праздников, мероприятий; особенности организации развивающей предметно- пространственной среды. Методическое обеспечение Методическое обеспечение рабочей программы включает в себя методы, дидактические принципы, техническое оснащение, организационные формы работы, формы подведения итогов. При подготовке к занятиям большое внимание уделяется нормам организации образовательного процесса и дидактическим принципам. Следовательно, воспитанники способны полностью усвоить материал при осуществлении практической деятельности с применением предметной наглядности. Естественно, что достижение поставленной цели в учебно- воспитательной деятельности во многом зависит от системности и последовательности в обучении. При строгом соблюдении логики воспитанники постепенно овладевают знаниями, умениями и навыками. Большое внимание также уделяется принципам доступности и посильности в обучении, методу активности, связи теории с практикой, прочности овладения знаниями и умениями. Формы, способы, методы и средства реализации программы Использование только игровых методов в работе не может привести к ожидаемым результатам. Игровые методы должны быть составной частью целой системы методов: объяснительно- иллюстративных, репродуктивных, игровых, творческих. Условия реализации программы Помещение, в котором проводятся занятия должно быть светлым, соответствовать санитарно – гигиеническим требованиям. До начало занятий и после их окончания необходимо осуществлять сквозное проветривание помещения. В процессе обучения воспитанники и педагог должны строго соблюдать правила техники безопасности труда. Для успешной реализации программы необходимо материально- техническое обеспечение: детские шумовые инструменты, такие как бубны, погремушки маракасы, колокольчики, дудочки, трещотки, музыкальные коробочки, треугольники, тарелки; звуковысотные инст рументы – металлофоны, аккордеон, баян; фонотека с записью лучших образцов классической, народной и современной детской музыки; дидактические игры, наглядные пособия. Учебно- методическое обеспечение Включает в себя современную учебную и учебно- методическую литературу по элементарному музицированию и движению, наглядные пособия, методический материал( статьи, авторские метод. р азработки) . Программное обеспечение и интернет- ресурсы, обеспечивающие прямой доступ к различным методическим разработкам, тематическим презентациям, слайд- шоу, электронным библиотекам, мультимедийным документам. Список литературы Бублей С. «Детский оркестр» пособие для музыкальных руководителей детских дошкольных учреждений Л. , 1990 Ветлугина Н. А. Музыкальный букварь. - М. , 1978 Журнал «Музыкальный руководитель» М. , 2015 Кононова Н. Г. «Обучение дошкольников игре на детских музыкальных инструментах» М. , 1990. Зимина А. Н.  Мы играем, сочиняем!  М. : ЮВЕНТА, 2002. Тютюнникова Т.  Уроки музыки. Система Карла Орфа. М. : АСТ, 2000.

Оставить комментарий: