a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Проект "Скоро в школу" (для детей 6-7 лет)

Автор: Абрамова Анна Викторовна Опубликовано: 2020-09-05 15:49:23

Документы для скачивания

Муниципальное бюджетное дошкольное образователь ное учреждение детский сад №28 города Кузнецка Проект Тема: « Скоро в школу »( группа общеразвивающей направленности с 6- 7 лет) Сроки проекта: февраль- май В оспитатель: Абрамова А нна Викторовна Кузнецк, 2019 г. Подготовка к школе – сложный период в жизни дошкольника, его первый социальный конфликт. Ребенок идет в первый класс. Родители сбились с ног. За лето он из всего вырос. Необходимо купить обувь, одежду, ранец, учебники… всего не перечислить. А главное – найти школу, где он будет учиться, а часто и деньги, чтобы за обучение заплатить. Но, при всем сочувствии к родителям, мы беремся утверждать, что у ребенка – будущего школьника, забот куда больше, чем у папы с мамой. Он вступает в совершенно «новый мир». Что такое – «учиться»? Весело это или скучно? Трудно или легко? Прежде всего, - это ответственно. Теперь ребенок должен забыть слово«хочу» ради слова «надо». В первом классе он начинает свою общественно – трудовую жизнь. Словом, у ребенка с поступлением в школу куда больше причин для беспокойства, чем у родителей. Поступление в школу и начальный период обучения вызывают перестройку образа жизни и деятельности ребенка. Маленький человек находится в состоянии ожидания: предстоит что- то очень значительное и притягательное, но пока еще неопределенное. Весь уклад жизни ребенка меняется радикально. Вот основные проблемы, с которыми ему приходится встретиться в школе: - смена режима сна и питания; - смена воздушного режима: необходимость пребывания в помещении в течение более длительного времени, чем в детском саду; - увеличение времени, проводимого без активного движения, сидя за столом; - непривычно высокий уровень шума и «толчея» на перемене, предназначенной для отдыха( часть детей предпочитает вообще не покидать класс в это время) ; - смена стиля общения с взрослыми: учитель зачастую не ориентирован на опеку, заботу и защиту, на установление индивидуальных личных контактов, и ребенок может чувствовать себя на новом месте на первых порах беспомощным и одиноким; - необходимость полного самообслуживания в одевании и раздевании, еде, пользовании туалетом, в ситуации, когда за соблюдением гигиенических навыков вполне может никто не следить. Необходим полный самоконтроль; - необходимость организовывать свое рабочее место на парте, собрать и достать пособия и учебники из портфеля и аккуратно уложить их обратно «в сжатые сроки»; - необходимость правильно реагировать на условные сигналы – звонок на урок и на перемену– и подчинять свое поведение им, а также правилам поведения на уроке – сдерживать и произвольно контролировать двигательную, речевую и эмоциональную реакции; - коллектив из 25 – 30 незнакомых сверстников; необходимость установления контактов с ними; - возможный неуспех в деятельности; - увеличение объема интеллектуальной нагрузки. Переход в школу – качественно новый этап в его развитии. Этот этап связан с изменением«социальной ситуации развития», с личностными новообразованиями, которые Л. С. Выготский назвал«кризисом 7 лет». Наступает период «адаптации» к школе, который занимает от 1 до 3 месяцев, а иногда – до полугода. Адаптация – естественный процесс при смене ситуации развития. Л. С. Выготский: «…. . смена социальной ситуации развития в жизни и психическом развитии ребенка». Все жизненные ситуации, связанные с поступлением в школу, и их переживания требуют от ребенка пересмотра созданной им картины мира, а иногда ее серьезной корректировки. Главное, что необходимо ребенку, - положительная мотивация к учению. Большинство будущих первоклассников хочет идти в школу, но у них складывается определенное представление, которое можно сформулировать приблизительно так: настоящий школьник – это счастливый обладатель портфеля и школьной формы, старательный исполнитель школьных правил, он слушает учителя, поднимает руку и получает оценки. Причем, «оценка» и «пятерка» для будущего первоклассника почти одно и то же. Ребенок уверен, что будет хорошим учеником, так как видел, что мама купила для него все необходимое к школе. В таких детских надеждах таится большая опасность: ребенок воспринимает школу как очередную игру, которая может оказаться совсем не такой привлекательной, если не превратится со временем в учебное сотрудничество с учителем и сверстниками. Отношение ребенка к школе формируется до того, как он в нее пойдет. И здесь важную роль играет информация о школе и способ ее подачи со стороны родителей и воспитателей детского сада. Многие родители стараются создать эмоционально привлекательный образ школы: «Ты у нас отличником будешь», «У тебя появятся новые друзья», «Учителя любят таких умненьких, как ты». Взрослые полагают, что тем самым они прививают ребенку заинтересованное отношение к школе. В действительности же ребенок, настроенный на радостную увлекательную деятельность, испытав даже незначительные, негативные эмоции( обиду, ревность, зависть, досаду) , может надолго потерять интерес к учебе. Причин для подобных эмоций школа предоставляет предостаточно: неудачи на фоне кажущейся всеобщей успешности, трудности в поиске друзей среди одноклассников, расхождение оценки учителя и привычной родительской похвалы и др. Иногда родители и воспитатели используют образ школы как устрашение, не задумываясь о последствиях: «За такое поведение тебя в школе сразу в хулиганы запишут! », «Ты же двух слов связать не можешь. Как ты на уроках будешь отвечать? ». Такие напутствия вряд ли воодушевят детей. Стараясь быть объективными при оценке их успехов, взрослые не скупятся на критические замечания и, в конце концов, добиваются того, что ребенок вообще не предпринимает никаких попыток преодолеть трудности, реагируя слезами на неудачи. Можно понять его боязнь и тревогу, связанные с предстоящим обучением в школе. Таким образом, ни однозначно позитивный, ни однозначно негативный образ школы не принесет пользы. Важно настроить ребенка на ежедневный труд и внушать ему: «Ты сможешь все, если немного постараешься». В настоящее время школа решает сложные задачи образования и воспитания подрастающего поколения. Успехи школьного обучения в немалой степени зависят от уровня подготовленности ребенка в дошкольные годы. В психолого–педагогических исследованиях рассматриваются вопросы специальной и общей психологической готовности ребенка к школе. По мнению ученых, одной из сторон психологической готовности является личностная готовность дошкольника к предстоящему обучению, которая выражается в мотивах учения, в отношении детей к школе, к учителю, к предстоящим школьным обязанностям и положению школьника, в способности сознательно управлять своим поведением. Однако высокий уровень интеллектуального развития детей не всегда совпадает с их личностной готовностью к школе, у детей не сформировано положительное отношение к новому образу жизни, предстоящим изменениям условий, правил, требований, что является показателем отношения к школе. Это несоответствие отмечают и учителя школ. В изученной литературе интересующая нас проблема представлена недостаточно. Ряд авторов подчеркивает необходимость воспитания положительного отношения к школе, как условие успешного обучения в дальнейшем. Да и практика сегодня нацелена в основном на интеллектуальную подготовку детей к школе и мало внимания уделяет формированию «внутренней позиции школьника». Анализ педагогического наследия показал, что во все времена педагоги высказывали мысли о подготовке к школьному обучению. Она должна заключаться в правильной организации жизни детей, своевременном развитии их способностей, а также пробуждения интереса к школе и учению. ( Я. А. Коменский, Дж. Локк, Ж. Ж. Руссо, И. Г. Песталоцци, Н. А. Добролюбов, К. Д. Ушинский, А. С. Симонович, Е. И. Водовозова, А. С. Макаренко) В современной отечественной психологии проблема готовности к школьному обучению изучалась в различных направлениях. Исследованием данной проблемы занимались А. В. Запорожец, А. А. Венгер, Ф. А. Сохин, Л. Е. Журова, Т. В. Тарунтаева, М. И. Лисина, Л. И. Божович, Т. А. Репина, Р. Б. Стеркина, Т. В. Антонова и др. Психологи выделяют общую и специальную готовность как два больших блока, составляющих готовность детей к школе. К общей готовности относятся физическая, личностная( отношения с окружающими людьми, взаимоотношения со сверстниками, отношение ребенка к самому себе) и интеллектуальная. К специальной – подготовка к усвоению предметов курса начальной школы, общее развитие, подготовка к чтению, письму. ( Е. А. Журова, Л. Н. Невская, Н. В. Дурова) В определении готовности ребенка 6 – 7 лет к школьному обучению необходимо учитывать так называемую «школьную зрелость»( С. М. Громбах, М. В. Антропова, О. А. Лосева и др. ) , то есть тот уровень морфологического и функционального развития, который позволяет заключить, что требования систематического обучения, разного рода нагрузки, режим школьной жизни не будут чрезмерно обременительны для ребенка и не ухудшат его здоровье. Особое значение в личностной готовности ребенка к школе имеет мотивационный план, то есть«внутренняя позиция школьника». Внутренняя позиция – это совокупность всех отношений нашего ребенка к действительности, сложившаяся в определенную систему. Она формируется в процессе жизни и воспитания. Аналитический обзор литературы позволил определить содержание и структуру понятия положительного отношения к школе, которое включает в себя: - наличие четких представлений о школе и формах школьного поведения; - заинтересованное отношение к учению и учебной деятельности; - наличие социальных мотивов и умение подчиняться школьным требованиям, что в конечном итоге формирует школьную позицию. Таким образом, теоретический анализ литературы и данные практики убедили нас в проведении целенаправленной работы по воспитанию положительного отношения к школе у детей подготовительной группы. Воспитание положительного отношения к школе у детей будет наиболее эффективным при соблюдении следующих условий: Включения в целостный педагогический процесс разнообразных форм и методов работы по ознакомлению детей со школой и воспитанию положительного отношения к ней в рамках проекта «Скоро в школу». Создания предметно – развивающей среды для обогащения жизненного опыта детей и своевременного ее изменения в соответствии с новым содержанием дидактических задач и обеспечения ее доступности. Понимания воспитателем значимости проблемы и проявления его творческой инициативности в подборе форм, методов в работе с детьми. Педагогического просвещения родителей по вопросам готовности к школьному обучению. Рассмотрим каждое из этих четырех важных условий, как мы их создавали. 1. Разнообразные формы и методы работы. В школе на первоклассника обрушивается все сразу: и новые правила поведения, и учебная информация. Поэтому лучше подготовить малыша к грядущим переменам в привычных условиях, постепенно шаг за шагом вводя новые установки, соответствующие новым требованиям. Большую помощь могут оказать сюжетно- ролевые игры, в частности, игра «В школу». Любая сюжетно- ролевая игра включает в себя пять компонентов. Сюда входят: Вещи – физическое, естественное или созданное человеком окружение. Место – арена, на которой происходит действие. Актерский с остав – участвующие люди. Организация – нормы и правила, которые регламентируют действия людей, информация. Смысл и дей, которые требуется усвоить. Сюжетно- ролевая игра «В школу» помогает ребенку успешно войти в школьную жизнь, овладеть необходимым опытом. В игре формируется умение пользоваться речью, умение договариваться( устанавливать правила, распределять роли) , умение управлять и быть управляемым. Ребенок активно осваивает «мир вещей»( познавательную и предметную практическую деятельность) и «мир людей»( нормы человеческих взаимоотношений) . Все это необходимо будущему первокласснику. Мы часто играли «В школу». Воспитатель была учительницей, дети – учениками. У нас появились портфели, звонки, занятия мы стали называть «уроками». Важно, чтобы сообщаемая информация о школе была не только понятна ребенку, но и прочувствована им. Для этого мы использовали: 1. Экскурсии( к зданию школы, затем в библиотеку, в спортивный зал, в класс, в столовую) . - Приложение 1, Приложение 2. 2. Рассматривание картины «Школа»- Приложение 3 3. Чтение и анализ детской художественной литературы о школьной жизни, заучивание стихов. – Приложение 4 4. Рисование на темы: «Здание школы», « Мои впечатления от экскурсии в школьную библиотеку», «Класс». - Приложение 5. 5. Беседы, рассказы взрослых о своей учебе и любимых учителях. 6. Ознакомление с пословицами и поговорками, в которых подчеркивается значение книги, учения и труда. – Приложение 6. 7. Рассматривание школьных принадлежност ей и загадывание загадок о них. - Приложение 7. . 8. Словесные и дидактические игры на школьную тематику. Чтобы безболезненно перейти к восприятию новой ситуации, ребенку потребуется больший или меньший «островок стабильности». Поэтому целесообразно не обрушивать на него все школьные новшества сразу, а обратить внимание на некоторые или одну из сторон школьной жизни, а остальные компоненты ситуации пока не затрагиваются. Пусть вначале это будут вещи, учебные принадлежности, школьная форма, которую можно рассматривать на картинках, а затем зайти в школу, посидеть за партой. Ребенок в щадящем режиме, без временного ограничения, ознакомится с видом и назначением вещей, которые вскоре станут его постоянным окружением. В другой раз стоит остановиться на нормах и правилах, попробовав в игре от лица«учителя» предъявить определенные требования к«ученику». Далее объектом внимания могут стать учебники, которые полезно не только посмотреть и пролистать, но и попробовать «понарошку»выполнить какое – либо простенькое задание. Все вышеперечисленные формы и методы были включены в целостный педагогический процесс. 2. Создание предметно – развивающей среды: - Изготовление атрибутов к сюжетно- рол евой игре «В школу»: портфелей. - Оформление иллюстративного альбома о школе. - Оформление альбома загадок, стихов, пословиц и поговорок о школе, о школьных принадлежностях, о знаниях, о книгах и т. д. - Обшивание кукол – школьниц. - Изготовление игрушечных парт. Работа по созданию предметно- развивающей среды проходила совместно с родителями и детьми. Наша задача состояла в том, чтобы своевременно ее изменять и обеспечивать доступность. 3. Важность проблемы воспитания положительного отношения к школе ни у кого не вызывает сомнений. От того, как будет проведена наша работа, будет зависеть ее успешность и результативность. «Школа не должна вносить резкой перемены в жизнь детей. Пусть, став учеником, ребенок продолжает делать сегодня то, что делал вчера. Пусть новое появляется в его жизни постепенно и не ошеломляет лавиной впечатлений»- так писал В. А. Сухомлинский о знакомстве детей со школой в дошкольном обучении. Воспитание положительного отношения к школе детей дошкольного возраста – одна из актуальных проблем современной педагогики. Такой вывод мы сделали, проанализировав педагогическую, психологическую и методическую литературу. – Приложение 8. При отборе форм и методов в работе с детьми мы опирались на педагогические принципы( общие исходные положения, руководствуясь которыми педагог выбирает средства обучения) : - целенаправленность процесса воспитания положительного отношения к школе на основе учета возрастных особенностей детей; - научно- обоснованное сочетание разных видов деятельности( игра, труд, занятия) ; - единство содержания форм и методов работы по воспитанию положительного отношения к школе; - личностно ориентированный подход в процессе воспитания положительного отношения к школе детей дошкольников; - принцип сотворчества детей, педагогов и родителей в совместном процессе «дети –родители – сотрудники»; - принцип доступности; - принцип системности и последовательности. Таким образом, педагогические принципы, которыми мы руководствовались, выступают во взаимосвязи друг с другом. Педагогическое просвещение родителей. Важную роль в воспитании положительного отношения к школе играют родители. Без тесной взаимосвязи с семьей невозможно строить свою работу. Для работы с родителями мы отобрали очень интересный и необходимый материал и старались разнообразить формы работы с родителями: 1. Устный журнал Там рассматривались вопросы: ( Приложение 9) - «Ваш ребенок – будущий первоклассник»- «Знания, умения и навыки, необходимые будущему первокласснику». - «8 советов родителям будущих первоклассников». - Выставка на тему: «Это нужно для школы». 2. Издание газеты, которая помогает информировать родителей о жизни ребенка в учреждении. 3. Консультации на тему: ( Приложение10) - «Как выбрать школу». - «Что делать, если вашего ребенка не принимают в школу»- «Немного об игре» и т. д. 4. Анкетирование родителей на тему «Как помочь учиться» Приложение 11 5. Рекомендации родителям будущих первоклассников. - Приложение12. Известно, что «гладкой» преемственности в развитии человека не бывает и любой переход в новое состояние, даже самый приятный – это всегда стресс. Поскольку обойтись без стрессов практически невозможно, надо попытаться «сделать» их менее вредными и более полезными для развития. Для нас, воспитателей, обеспечить преемственность – это позаботиться о том, чтобы у детей, когда они придут в школу, не было никаких претензий. Преемственность – это плавный переход из дошкольного учреждения в школу. Ребенок не должен бояться нового здания, но и не должен настолько привыкнуть к нему, чтобы пропал эффект новизны, неожиданности, привлекательности. В процессе нашей работы был определен алгоритм последовательных этапов: 1 этап: исходная диагностика уровня сформированности положительного отношения к школе; 2 этап: определение задач по дальнейшей апробации содержания форм и методов работы по воспитанию положительного отношения к школе; 3 этап: итоговая диагностика. Первый этап был направлен на реализацию следующих задач: - определить уровень представлений и знаний о школе и учебной деятельности у детей подготовительной к школе группы; - выявить мотивы и отношение детей к школе; - выявить нормы поведения, характеризующие положительное отношение к ней. Для решения задач мы использовали комплексы методик: - беседа «Расскажи о школе»( на основе материалов Л. И. Божович, Т. А. Нежнова) ; - методика М. Р. Гинзбурга «Персонификация мотивов учения»; - методика М. Р. Гинзбурга «Общее эмоциональное отношение к школе»; - наблюдения за детьми на занятиях, в сюжетно- ролевых играх; - анализ продуктов детской деятельности. Анализ результатов позволил нам условно выделить уровни сформированности положительного отношения к школе: - высокий уровень – характеризуется правильными и четкими представлениями и знаниями детей о школе. У них сформирован учебный и социальный мотив учебной деятельности. Они эмоционально, положительно относятся к школе. Владеют формами поведения( 20% ) . - средний уровень – дети имеют частичные представления и знания о школе и о жизни школьников. Дети знают отдельные факты из жизни школы, в основном обращают внимание на наиболее яркие по внешней привлекательности события. Мотив учебной деятельности не сформирован. Доминирует комбинация мотивов. Отношение к школе не сформировано, интерес появляется эпизодически( 55% ) . - низкий уровень – дети не имеют представления и знания о школе или имеют неправильное представление. Преобладает игровой мотив. Не проявляют интереса к учебе, не сформировано положительное отношение к учебной деятельности. Не владеют необходимыми формами поведения( 25% ) . Целью второго этапа было воспитание положительного отношения к школе. Этот этап представлял собой систему разнообразных форм и методов работы в рамках проекта «Скоро в школу»( который нами описан выше) . Этот проект был включен в целостный педагогический процесс воспитательно- образовательной работы в ДОУ. Была организована разнообразная деятельность, особое место занимали игра и ознакомление с художественной литературой. Результаты итоговой диагностики показали, что произошли качественные и количественные изменения: - высокий уровень – 55% , - средний уровень – 40% , - низкий уровень – 5% . Каждый год первого сентября вместе с тысячами первоклассников мысленно усаживаются за парты их родители и педагоги детского сада. Взрослые держат своеобразный экзамен – именно сейчас, за школьным порогом проявятся плоды их воспитательных усилий. Вот наши первоклассники стоят на торжественной линейке первого сентября, нарядные, взволнованные, уверенные или испуганные, гордые собой или несчастные от чувства одиночества, ищут глазами родителей, надеясь на их поддержку. Как сложится их школьная жизнь? Готовы ли они к новой роли учеников и одноклассников? Приложение № 1. Муниципальное бюджетное дошкольное образователь ное учреждение детский сад №28 города Кузнецка. Конспе кт экскурсии к зданию школы № 2 для детей группы общеразвивающей направленности с 6- 7 лет. Воспитатель: Абрамова А нна Викторовна Кузнецк, 2019 г. Задачи: Расширять представления о школе: здесь дети учатся читать, писать, узнают много интересного. Вызывать стремление как можно больше узнать о школьной жизни, желание учиться в школе. Развивать у детей наблюдательность, внимание, умение слушать и слышать воспитателя. Воспитывать умение проявлять инициативу и любознательность с целью получения знаний о школе. Предварительная работа Заранее продумать маршрут. Сообщить родителям о предстоящей экскурсии. Разработать конспект занятия. Активизация словаря школа трехэтажное здание школьный двор школьный огород вход крыльцо цветник спортплощадка Ход экскурсии: I. Вводная часть. Сегодня мы с вами пойдем на экскурсию. А куда? Ответ на этот вопрос вы найдете в загадке, которую я вам загадаю. Там учат детишек Читать и писать, Природу любить, Стариков уважать. Буквы разные писать Тонким перышком в тетрадь Учат в …. . Правильно, молодцы! К зданию школы. Сегодня мы с вами заходить в школу не будем, только рассмотрим со стороны. ( Дать указания по поведению детей) II. Основная часть. - Мы с вами пришли к зданию школы. Что такое школа? ( ответы) - Чему учат в школе? ( ответы) - Посмотрите на здание, сколько этажей? Здание высокое? ( ответы) - Да, оно трехэтажное. В школе учится много учеников. Дети, как вы думаете, кто построил школу? Люди каких профессий принимали участие в строительстве школы? ( ответы) - Ребята, обратите внимание на крыльцо. Какое оно широкое, большое. Здесь вход в школу. Видите, дети торопятся на уроки. Опаздывать в школу нельзя. - А как назы вается территория вокруг школы? ( ответы) - Это школьный двор. Что м ожно увидеть на школьном дворе? ( ответы) Рассмотреть цветник( клумбы) . Обратить внимание на чистоту и порядок. - Ребята, как вы дум аете, кто ухаживает за цветами? ( ответы) - А кто убирает школьный двор? - Дворник! - Молодцы! А кто ему помогает? ( ответы) Понаблюдать, как ученики складывают мусор( опавшие листья) в мешки. - Сейчас мы пройдем вокруг школы. Что мы видим? - Спортплощадку! - Да, во время перемены дети выходят поиграть, побегать, повеселиться на спортплощадку. III. Заключительная часть- А теперь, дети, послушайте стихотворение «В школу»П. Чайников а: Осенняя погода, Последний куст отцвел, И сын промолвил гордо: - Мне год седьмой пошел. Пойду я скоро в школу, За парту сяду я, О трех медведях книга Давно есть у меня. Все буквы прочитаю, Смогу писать, считать. За прилежанье, знаю, Меня похвалит мать. - Какие у вас есть вопросы? - Давайте сфотографируемся на память у здания школы. Приложение № 2. Муниципальное бюджетное дошкольное образователь ное учреждение детский сад №28 города Кузнецка. Конспект экскурсии в школьную библиотеку для детей группы общеразвивающей направленности с 6- 7 лет. Воспитатель: Абрамова Анна В икторовна Кузнецк- 2019 г. Задачи: Познакоми ть детей с трудом библиотекаря. Показать значимость его труда. Формировать любовь к кни гам и бережное отношение к ним. Углублять интерес к школе. Воспитывать умение проявлять инициативу и любознательность с целью получения знаний о школе. Предварительная работа: Сообщить родителям о предстоящей экскурсии. Заранее договориться с библиотекарем о времени экскурсии, получить разрешение директора школы на посещение библиотеки. Беседа о книге( рассказать о происхождении слова «библиотека»; что книга состоит из обложки, страниц, иллюстраций, переплета и что у каждой книги есть название и автор) . Работа в уголке книги. Разработка конспекта экскурсии. Активизация словаря: библиотека, библиотекарь, книги, полки, стеллажи, читатель, формуляр, бережно, аккуратно. Ход экскурсии: 1. Вводная часть. - Ребята, помните, мы недавно ходили с вами на экскурсию к зданию школы, но в школу мы не заходили. Сегодня мы тоже пойдем на экскурсию, но уже внутрь школы, в школьную библиотеку. - Кто знает, что такое библиотека? ( Там много книг, там хранятся книги. ) - Да, библиотека – это хранилище книг. Мы сегодня убедимся в этом. ( Дать указания по поведению детей в школе и библиотеке: Не шуметь, говорить тихим голосом, воп росы задавать по одному и т. д. ) 2. Основная часть. Ребята, мы с вами пришли в школьную библиотеку. Здесь красиво, чисто, уютно, много книг. Познакомьтесь, это библиотекарь ГульназЗуфаровна. ( Дети знакомятся с библиотекарем, подходят к стеллажам с книгами, рассматривают их) . - Ребята, обратите внимание на книжные полки. Они называются «стеллажами»- Что стоит на полках? ( Книги) . - Обратите внимание, как аккуратно они расставлены на полках, все стоят ровными рядами. У вс ех книг аккуратный вид. Почему? ( С ними аккуратно обращаются) . - Как надо относиться к книгам? ( Бережно) . - Как нужно беречь книги? ( Не загибать уголки, не рвать, не бросать, не пачкать, не черкать и не рисовать на них) . - Для чего нужны книги? ( Чтобы читать их. Чтобы стать грамотными. Чтобы узнать много интересного, нового) . - Еще раз скажите, ребята, что такое библиотека? ( Хранилище книг) . - Как называются люди, которые бе рут в библиотеке книги? ( Читатели) . - ГульназЗуфаровна, расскажите нам про свою работу. - Я выдаю книги. Я постоянно общаюсь с читателями, отвечаю на их вопросы, советую, какую книгу прочесть. Ведь книга помогает юному читателю «выстраивать жизнь». Я рассказываю читателям о детских писателях, их новых книгах, знакомлю с последними номерами журналов для детей. Время от времени я устраиваю красочные книжные выставки, посвященные юбилею писателя или поэта. Эти выставки часто украшаются детскими рисунками. Иногда я приглашаю авторов известных и любимых ребятишками книг на встречу с маленькими читателями. Весной устраиваю самый большой праздник дет ской книги – «Книжкина неделя». - Какими качествами должен обладать библиотекарь? - Самое главное свойство его души – бескорыстная и бесконечная любовь к книгам. Великолепная память – ведь библиотекарь должен прекрасно помнить, где находится та или иная книга. Общительность, знание литерат урных произведений, их авторов. Кроме того, библиотекарь должен обладать выдержкой, умением слушать, тактичностью и внимательностью к читателям. - Так в чем же, ребята, з аключается работа библиотекаря? ( Помочь читателю выбрать книгу, записать ее на карточку – формуляр. Библиотекарь объясняет, на какое время дается книга, как нужн о обращаться с ней) . - Ребята, давайте мы с вами тоже возьмем интересну ю книгу и почитаем ее в группе. ( Библиотекарь показывает интересные книги, предлагает взять одну из них в группу. Дети рассматривают книги, благо дарят библиотекаря за рассказ) . 3. З аключительная часть. - А сейчас, ребята, я загадаю вам загадки. Будьте внимательны! 1. Без язык а, без голоса, а все расскажет. ( книга) 2. Не куст, а с листочками, не рубаха, а сшита, не человек, а разговаривает. ( книга) 3. Кто говорит молча? ( книга) 4. Ты беседуй чаще с ней, будешь вчетверо умней. ( книга) 5. Мы стоим рядком на полке, нас немало – толстых, тонких, Помогаем детям мы стать разумными людьми. Нас ребята носят в класс, а лентяй не любит нас. ( книги) - Молодцы! Все эти загадки были о кни гах. Приложение № 3. Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №28 города Кузнецка Конспект занятия по речевому развитию для детей подготовительной группы на тему: «Рассматривание картины «Школа» Воспитатели: Стрелкова Н. А Абрамова А. В. Кузнецк- 2019 год Задачи: Продолжать учить детей рассматривать картины. Формировать умение замечать в ней самое главное, правильно понимать содержание картины. Продолжать развивать умение вести координированный диалог между воспитателем и ребенком. Продолжать упражнять детей в с огласовании слов в предложении. Упражнять детей в согласовании числительных с существ ительными в родительном падеже. Развивать внимани е, наблюдательность, память. Воспи тывать желание учиться в школе. Предварительная работа: Экскурсия к зданию школы. Чтение стихотворений о школе. Разучивание физкультминуток про школу. Беседа о школе по впечатлениям, полученным детьми во время экскурсии. Активизация словаря: Школа, ученики, трехэтажное здание, здание высокое, крыльцо широкое, вход – просторный, огромный, перемена. Материал к занятию Картина «Школа» Ход занятия: - Помните, на прошлой неделе мы ходили на экскурсию? Куда? Кто скажет? ( К школе) . Правильно! Что мы там видели? - Вы были наблюдательны. А сейчас посмотрите, пожалуйс та, на эту картину внимательно. ( Дать время на рассматривание) . - Что вы видите на этой картине? ( Здание школы, школьный двор, спортивную площадку и т. д. ) - Что вы можете сказать о здании школы? - Кто еще изображен на картине? - Что делают дети, изображенные на переднем плане? ( Они собирают урожай яблок. Мальчик снимает яблоки, а девочка поддерживает лестницу) . - Куда дети относят яблоки, как вы думаете? И для чего? - Что еще вы можете сказать об учениках в спортивной форме? ( Мальчики играют в волейбол. А девочки рядом прыгают через скакалку. Три девочки наблюдают за ними. ) Молодцы! Что вы можете сказать о детях, изображенных в левом верхнем углу? ( Дети прыгают в длину с разбега) . - Кто за ними наблюдает? ( Это учитель физкультуры) . - Как вы думае те, где находятся все эти дети? ( На спортивной площадке, на школьном дворе. ) - Правильно, школьный двор очень просторный, огромный. Здесь расположены и спортплощадка, и школьный сад, и школьный цветник. ) - О чем вы еще хотели бы спросить? Посмотрите внимательно на картину! ( Про крыльцо. Какое оно? ) - Молодцы! Что вы можете сказать про вход в школу? - И еще, ребята, скажите, какое время года изображ ено на картине? Как вы думаете? ( Осень) - По каким признакам вы догадались, что это осень? - Молодцы! Вот и вы на следующий год осенью пойдете В школу в первый класс. Вы там научитесь писать, чит ать, узнаете много интересного. Физкультминутка. Вы, наверное, устали? ДА! И поэтому все встали, дружно все в кружочек встали. Вверх ладошки Хлоп – хлоп! По коленкам Шлеп – шлеп! По плечам теперь похлопай, По бокам себя пошлепай! Можем хлопнуть за спиной, Хлопаем перед собой! Вправо можем! Влево можем! И крест – накрест руки сложим! Раз – два! Топ – топ – топ! Три – четыре! Хлоп – хлоп – хлоп! Пять – шесть! Фыр – фыр – фыр! Семь – восемь! Ха – ха – ха! ( После физкультминутки дети садятся) . - П ослушайте, ребята, мой рассказ. На этой картине изображены школа и школьный двор. Здание школы высокое, трехэтажное. Крыльцо школы большое, широкое. Здесь просторный вход в школу. На школьном дворе очень много учеников. Одни дети занимаются спортом – прыгают в длину, через скакалку, играют в волейбол. Другие дети помогают убирать урожай яблок. На школьном дворе очень чисто. Дворнику помогают ученики, сами же ученики ухаживают и за цветником. Как интересно дети проводят время! - И последний вопрос, ребята. Как бы вы назвали эту картину? ( Школьный двор. Спортивная площадка. Школа. ) - Правильно. Художник т оже назвал эту картину «Школа». - А сейчас мы с вами поиграем. Будьте внимательны! Дидак тическая игра «Чего не стало». Приложение № 4 Стихи о школе, учителях и школьных принадлежностях. ШКОЛА. Стоит веселый светлый дом, Ребят проворных много в нем. Там пишут и читают, Рисуют и считают. Все я знаю, всех учу, Но сама всегда молчу. Чтоб со мною подружиться, Надо правилам учиться. Эти правила просты – Быстро их запомнишь ты. Отдыхать или работать – Надо делать все с охотой: Песни петь, смеяться, прыгать И читать учиться книгу, Помогать по дому маме, Получать от жизни знания. РУЧКА. Я совсем не белоручка – Ученическая ручка. Стану буквы я писать – Получу за это «пять»! Буду буквы я писать Простые и заглавные, Значит, все должны признать: В ранце Ручка – главная! БУКВАРЬ. Я старый – старенький букварь, И я не в первый раз С мальчишками, девчонками Отправлюсь в первый класс. Прошу поверить мне, друзья: Напрасны споры Ваши! Мы все важны, мы все нужны Для наших первоклашек. Нам в этом ранце вместе жить, Давайте же, друзья, дружить! КАРАНД АШ. Я главней всех, Карандаш! Я – малютка – карандашик, Исписал я сто бумажек! Когда ты мне работу дашь, Все нарисует карандаш! ПАЛОЧКИ. Мы не простые палочки – Мы палочки – считалочки, Надоело нам молчать, Нам не терпится считать: Раз, два, три, чет ыре, пять! МЕДЛЕННЫЕ СТИХИ. Сидит в тени мальчишка с книжкой, Читает сказку по складам, Проходит час. И два проходит, Мальчишка с книгою сидит. По строчкам тихо пальцем водит, Губами молча шевелит, Вокруг жара, в тени прохлада И тишина, и благодать. Куда спешить? Спешить не надо: Мальчишка учится читать. В. Суслов Подметает и вздыхает. Начинаю жить по плану. Завтра я послушным стану, Послезавтра так и быть, Перестану я грубить. Хорошо себя вести На уроках буду. И в квартире пол мести Тоже не забуду… Все я сделал честь по чести: План висит на видном месте. Пункты бабушка читает… В. Орлов Рано утром Мама – квочка В класс отправила сыночка. Говорила: - Не дерись, Не дразнись, Не петушись. Поспеши, Уже пора. Ну, ни пуха, ни пера! Через час, едва живой, Петушок идет домой. Ковыляет еле – еле Он со школьного двора. А на нем И в самом деле Нет ни пуха, Ни пера. Спит первый снег. Открыт букварь зимы. Его еще не прочитали мы. Но вот уже на чистую страницу Вспорхнула пестрой буковкой синица. Она звенит, как маленький звонок. Как будто первый начался урок… А. Горбунова Учитель наш собрал тетрадки, Всю ночь разгадывал загадки. - Ах, неужели гвозди Вбивают молоком? ! ( молотком) Написано у Кости О чуде о таком Я – ластик, я – резинка, Чумазенькая спинка. Но совесть у меня чиста: Помарку стерла я с листа. В. Берестов Буквы печатные Очень аккуратные. Буквы для письма Я пишу сама. Очень весело пишется ручке: Бук вы держат друг дружку за ручки. В. Берестов Две девчонки говорили: - В нашей школе день продлили! - Я люблю продленье дня Запишите и меня! Записали. Тут же их Повели в продленный класс. Там в окно продленное Солнце удивленное. А потом – Обед продленный – Борщ, сметаной забеленный. А потом, внимание! – Продленное гуляние! А потом – продленный срок, Чтобы выучить урок. …. . Только вечер Очень – очень Был в тот вечер Укорочен Л. Фадеева Прозвенел и смолк звонок. Начинается урок. Мы за парты дружно сели! И на доску поглядели, И открыли поскорей Двадцать девять букварей. Мы учили букву « А», Мы учили букву « У», Малыши кричат: УА, Мы в лесу кричим: АУ! С буквы « А» – арбуз и аист( Мы запомнить постарались) С буквы «У»- у нас, ребята, Ухо, удочка, утята… Вот чему на первый раз Научился первый класс. Л. Демьянов- Учитель у меня в портфеле! - Кто? Быть не может! Неужели? - Взгляни, пожалуйста! Он тут. Его учебником зовут В. Берестов Над бумажным над листом Машет кисточка хвостом. А не просто машет, А бумагу мажет. Красит в разные цвета. Ух, какая красота! В. Берестов Глупенький кораблик В гавани ютится. Плавать не умеет – Не хотел учиться. Он кораблик смелый, Бури не боится, Только знает мало – Не хотел учиться. Он в Карибском море Может заблудиться, Потому что в детстве Не хотел учиться. В. Викторов( перевод с испанского) Букву « А» За первой партой Посадили перед картой, А на карте – Вся Земля – Реки, горы и поля. И спросили, кем она Стать мечтает, буква « А »? - Я хочу быть агрономом, Я смогу и астрономом, Архитектором, артистом И еще… аквалангистом! А какие вы слова Знаете на букву « А »? Вновь Октябрь в золото Листья облачил. Значит, День учителя Снова наступил! Много в мире праздников, Всех не сосчитать. Только День учителя Каждый должен знать. И спешит с улыбками В школу детвора, Ведь сегодня добрые Все учителя. И оценки лучшие Можно получать! Все предметы школьные Выучили школьники Только лишь на «пять»! Л. Чадова Школьный учитель! Этим словом Каждый бывает согрет: Сталевар, хлебороб, строитель, Космонавт, ученый, поэт… Учитель! Пусть тебя стократ Восславят, возблагодарят И вознесут на трон Из песен, Чтоб с каждым поколеньем Впредь Тебе волшебно молодеть В труде, Который так чудесен! Пусть в День учителя сегодня Сияет солнце в небесах, А праздник светлый и веселый Навек останется в сердцах! Мы любим Вас и уважаем, И помним каждый день и час. Спасибо Вам за пониманье Сегодня скажет целый класс Приложение № 5. Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение д етский сад №28 города Кузнецка. Конспект занятия по рисованию для детей подготовительной группы на тему: «Здание школы» Воспитатели: Стрелкова Н. А. Абрамова А. В Кузнецк- 2019 год Задачи: Продолжать учить рисовать большое здание, передавать прямоугольную форму стен, р яды окон на основе впечатлений. Продолжать развивать у детей интерес, р асширять представления о школе. Совершенствовать умение изображать предметы по памяти. Развивать художественное восприятие, мышление, память, воображение. Воспитыва ть самостоятельность. Предварительная работа: Экскурсия к зданию школы. Рассматривание картины «Школа». Рассматривание иллюстраций на тему: «Скоро в школу». Наблюдение на прогулках с воспитателями, с родителями; рассматривание домов, различных зданий. Материал к занятию: Простой графитный карандаш, цветные карандаши, листы бумаги. Ход занятия: - Ребята, на прошлой неделе мы ходили на экскурсию к школе. Давайте вспом ним еще раз, что мы там видели. Расскажите мне о здании школы. Какое оно? ( Спросить детей о форме здания, расположении в пространстве. Уточнить расположение частей – окон, дверей, в хода в здание, крыльца, крыши) . Се годня мы будем рисовать то, что больше всего вам запомнилось во время экскурсии. Мы будем рисовать здание школы, с большим количеством прямоугольных окон, с широким крыльцом и входом в школу, з дание школы со школьным двором. Перед вами альбомные листы, цветные карандаши. Постарайтесь, чтобы ваши рисунки были выразительными, яркими, красочными, на весь альбомный лист. ( Дети садятся за столы. Напомнить приемы рисования простым карандашом – не нажимая сильно, легонько для выделения контуров здания, окон; и приемы закрашивания, по- разному нажимая на карандаш с цел ью получения оттенков, цветов. ) Физкультминутка( в середине занятия) «Мы сегодня рисовали» Мы старались, рисовали, А теперь все дружно встали, Ножками потопали, Ручками похлопали. Затем пальчики сожмем, - Снова рисовать начнем. Наши пальчики встряхнем – Сядем и рисовать опять начнем. В конце занятия рассмотреть все рисунки на ковре, предложить детям выбрать самый красивый рисунок. Почему этот рисунок самый лучший? У …… в рисунке все линии ровные, использованы все оттенки цветов, вы полнен рисунок очень аккуратно. Вы все постарались, молодцы! А мне больше всего понравился рисунок…. . Он нарисовал не только школу, но и цветник перед школой, спортивную площадку и учителя физкультуры. Приложение № 6. Пословицы, поговорки о книгах, учении и труде. Азбука – к мудрости ступенька. Азбуку учат – на всю избу кричат. Без терпения нет умения. Без терпения нет учения. Без ума голова – котел. Без ума голова – лукошко. Большому уму и в маленькой голове не тесно. Век живи – век учись. Грамота – второй язык. Грамоте учиться – вперед пригодится. Есть и читать вместе – память проглотишь. Знание лучше богатства. Кто грамоте горазд, тому не пропасть. Кулаком победишь одного, а умом – тысячи. Поздно поднялся – день потерял, в молодости не учился – жизнь потерял. Ученье – свет, а неученье – тьма. Не спеши языком, спеши делом. Не сиди сложа руки, не будет скуки. Знай больше, а говори меньше. Любишь кататься, люби и саночки возить. Тот, кто учен, от тысячи бед защищен. Дорога та сила, которая уму послужила. Ученье – путь к уменью. Глупый осудит – умный рассудит. Умелые руки не знают скуки. Умный себя винит, глупый – своего товарища. Нет скуки, коль заняты руки. Без муки нет науки. Умел ошибаться – умей и поправляться. Лучше ученый, чем золоченый. Не учись разрушать, а учись строить. У дружбы нет границ, у знаний нет дна. Делано наспех – сделано на смех. Хорошо того учить, кто хочет все знать. К большому терпению приходит и умение. Почитай учителя, как родителя. Ученику удача – учителю радость. Сила ломит все, а ум – силу. Без труда нет плода. Кто не стыдится спрашивать – узнает мн огое, кто стыдится спрашивать, забудет то, что знал. По одежке встречают, по уму провожают. Повторение – мать учения. Сам не научишься – никто не научит. Что написано пером – не вырубишь топором. Ум – разума подспорье. Чему смолоду не научился, того и под старость не будешь знать. Приложение № 7 Загадки о школе и школьных принадлежностях. Палочка волшебная Есть у меня, друзья, Палочкою этой Могу построить я: Башню, дом и самолет И большущий пароход! ( карандаш) Если ей работу дашь – Зря трудился карандаш. ( резинка) Сговорились две дуги Делать дуги и круги. ( циркуль) Маленький Ивашка, Деревянная рубашка, Где носом ткнет, Там черту проведет. ( карандаш) Два конца, два кольца, А посередине – гвоздик. ( ножницы) У меня живут в темнице Неразлучные сестрицы. Если я пишу, читаю, Их на службу призываю. ( очки) Где живут АБВГД? Тут живут АБВГД. Видишь, дома сидят, Из окоше че к глядят. ( азбука большого формата) Прилетели галки в поле И уселись на снегу… Стану я учиться в школе – Разобраться в них смогу( буквы) Тридцать три родных сестрички – Писаных красавицы. На одной живут страничке А повсюду славятся. ( буквы) В коридоре топот ног, То зовет всех в класс…( звонок) Я черный, красный, желтый, синий, С начинкой твердой в древесине, Я с острым ножиком дружу И, что хочу, изображу. ( карандаш) Кто альбом раскрасит наш? Ну, конечно, …( карандаш) Веселятся Оля, Лена. Это значит –( перемена) Портфель у меня Не велик и не мал Лежат в нем задачник, Букварь и …. . ( пенал) Разноцветные сестрицы Заскучали без водицы. Дядя, длинный и худой, Носит воду бородой. И сестрицы вместе с ним Нарисуют дом и дым. ( кисточки и краски) В черном поле заяц белый Прыгал, бегал, петли делал. След за ним был тоже бел. Кто же этот заяц? ( мел) Белый камешек растаял, На доске следы оставил. ( мел) Если ты все будешь знать, То получишь в школе …( пять) Быть должны всегда в порядке Твои школьные …( тетрадки) Море есть – плавать нельзя, Дороги есть – ездить нельзя, Земля есть – пахать нельзя. Что это? ( карта географическая) Новый дом несу в руке, Дверца дома на замке. Тут жильцы бумажные, Все ужасно важные. ( портфель) Стальной конек по белому полю бегает, За собой черные следы оставляет. ( ручка) То я в клетку, то в линейку, Написать на мне сумей – ка. Можешь и нарисовать. Кто такая я? ( тетрадь) Проживают в трудной книжке Хитроумные братишки. Десять их, но братья эти Отсчитают все на свете. ( цифры) Прямота – моя главная черта. ( линейка) Приложение №8 Список методической литературы: 1. Безруких М. М. Ступеньки к школе. Книга для педагогов и родителей. М. ; Дрофа, 2001. 2. Божович Л. И. Проблема развития мотивационной сферы ребенка. Изучение мотивации поведения детей и подростков. М. , 1972. 3. Божович Л. И. Психологические вопросы готовности ребенка к школьному обучению. «Вопросы психологии». 1995. №2 4. Венгер Л. А. , Венгер А. Л. Готов ли ваш ребенок к школе? М. , 1989. 5. Венгер Л. А. , Марцинковская Т. Д. , Венгер А. Л. Готов ли ваш ребенок к школе? М. : Знание, 1992. С. 192. 6. Виноградова Н. Ф. Современные подходы к реализации преемственности между дошкольным и начальным звеньями системы образования. «Начальная школа». 2000. №1. 7. Гигиеническая организация урока и учебного дня в начальный период обучения в школе: Методические рекомендации. Минск, 1985. 8. Гуткина Н. И. Психологическая готовность детей 6 – 7 лет к школьному обучению. Сюжетно- ролевые и развивающие игры. М. , 1995. 9. Гуткина Н. И. Диагностическая программа по определению психологической готовности детей 6 – 7 лет к школьному обучению: практическое пособие. М. , 1996. 10. Гуткина Н. И. Психологическая готовность к школе. М. , 1996. 11. Журова Л. Е. , Кочурова Е. Э. , Кузнецова М. И. Диагностика готовности детей дошкольного возраста к обучению в школе. Справочник руководителей и учителей начальной школы. Тула: Родничок, 1999. 12. Идбина М. Н. Подготовка к школе. Развивающие упражнения и тесты. 1999. 13. Комарова Т. С. Дети в мире творчества. М. , 1995. 14. Ляшко Т. В. , СиницинаЕ. Н. Через игру к творчеству. Обнинск, 1994. 15. Особенности психического развития детей 6 – 7 – летнего возраста. Под ред. Д. Б. Эльконина, А. Л. Венгера. М. , 1988. 16. Петровский В. А. , Виноградова А. М. , Кларина Л. М. и др. Учимся общаться с ребенком: Руководство для воспитателей детского сада. М. , 1993. 17. Сенсорное воспитание в детском саду. Под ред. Н. П. Сакулиной, Н. Н. Подъякова. М. , 1999. 18. Стародубова Н. Г. Критерии готовности ребенка к обучению в школе. Материалы научно- практической конференции. Бийск, 2001. 19. Степанова М. И. Что такое «школьная зрелость»? Справочник для родителей будущего первоклассника. Издательство АСТ, 1999. Приложение №9 Восемь советов ро дителям будущих первоклассников 1. Самое главное- поговорить с учительницей. Она должна стать «второй мамой», со зд ать комфортную для учебы среду. 2. Поговорить с родителями о том, что они ду мают об этом учебном заведении. 3. Ш кола должна быть рядом с домом. 4. Зайдите на сайт ш колы и внимательно его изучите. 5. Новое школьное здание необяз ательно означает хорошую школу. 6. Выбирая школу для гиперактивного или, наоборот, медлительного ребенка, нужно прежде всего выбирать учительницу. Она должна б ыть спокойной и уравновешенной. 7. Домашнего ребенка, который не привык работать в коллективе, лучше отдавать в частную школу, где маленькие классы и учитель смож ет уделить ему особое внимание. 8. Болезненного ребенка лучше не отдавать в гимназию или языковую школу: процесс приготовления уроков превратится в каторгу. Какими знаниями, умениями и навыкамидолжен обладать ре бенок при по ступлении в школу? Главный приоритет в вопросе об разования ребенка на этапе его подготовки в школе, как и всего периода дошкольного дет ства, должен принадлежать общему разви тию ребенка. Именно оно обеспечивает дальнейшую успешность обучения ребенка к школе. Это означает, что педагоги дошколь ных образовательных учреждений и родите ли, дети которых идут и школу, должны заботиться, прежде всего, о том, чтобы у них были сформированы те общие способности и те качества личности, которые необходимы ре бенку для осуществления принципиально новой д ля него деятельности- учебной. Среди главных составляющих понятия «готовность к школе»- развитее любозна тельности и познавательной активности ре бенка, умения самостоятельно думать и ре шат ь простейшие умственные задачи. Интеллектуальная подготовка к школе предполагает не столько накопление опре деленной суммы знаний, умений и навыков по отдельным предметам, сколько форми рование восприимчивости детей к знаниям, развитие у них личного опыта познания, проблемно- поисковой деятельности, эле ментарного экспериментирования. Главное в дошкольном обучении- развитие потен циальной способности узнавать новое, по этому па этапе дошкольного детства знании, умения, навыки рассматриваются не как са моцель, а как средство умственного разви тия. Их объем не должен превышать возра стных возможностей детей и дублиров ать школьные учебные программы. Важнейшими показателями уровня под готовки ребенка к школе являются хорошо развитые речь, восприятие, память, вообра жение, наглядно- образное мышление: уме ние элементарно рассуждать, выделять су щественные признаки предметов и явлений, доступные пониманию ребенка, сравнивать предметы, находить различия и сходство. выделять целое и его часть, группировать предметы по определенным признакам, де лать прос тейшие выводы и обобщения и др. Помимо перечисленного, для осуществ ления успешной учебной деятельности в первом классе необходимо, чтобы у ребенка были развиты волевые качества личности. Чтобы он в доступных для его возраста пределах управлял своим поведением, умел направлять свои усилия на решение учебных задач, был организованным, понимал и выполнял правила, которые будут предъявляться ему учителем. Важно, чтобы будущий ученик умел общаться с окружающими людьми, был доброжелательным с другими детьми, взрослыми, в том числе педагогами, и т. п. Важно также, чтобы ребенок умел управлять своим телом, хорошо двигался и ориентировался в пространстве, чтобы у него бы ла развита мелкая моторика рук, а также бы ли скоорди нированы движения руки и глаза. Необходимо отметить также, что недопус тимы проверки умения читать и писать при приеме ребенка в первый класс, которые ориентируют родителей и воспитателей дет ских садов на совершенно неверный путь подготовки ребенка к школе. Научить ребен ка читать и писать- задача начальной школы. Приложение № 10 Как выбрать школу. По закону « 06 образовании » родитель имеет право выбирать для своего ребенка любую школу независимо от места жительства. Сегодня поступить в хорошую школу едва ли не так же трудно, как в престижный вуз. Для поступления в престижные школы нанимают и репетиторов. Все это происходит из- за страшной бедности школы и еще из- за того, что их мало( спрос велик) . На самом деле, если исходить из интересов ребенка( если родители хотят, чтобы он вырос психически здоровым, незакомплексованным и желающим учиться) , не стоит отдавать его в сложную, перегруженную школу. В идеале ребенок должен оказаться в некоей комфортной среде, где его научили бы учиться, общаться и относились бы к нему береж но. Что делать, если вашег о ребенка не принимают в школу. Зачисление в школу проводится в день подачи заявления от родителей. Если между подачей заявления и зачислением ребенка на учебу директорским приказом прошло несколько дней или месяцев( это не исключает давления на родителей со стороны школьной администрации и вымогания денег для зачисления в первый класс) , опекуны и родители имеют право подать жалобу в окружное управление образования. Документы, необходимые для зачисления ребенка в первый класс, - паспорт родителей и медсправка. Для школы с углубленным изучением предметов в медсправке должна стоять первая группа здоровья- такие школы предполагают усиленные нагрузки. Дети, проживающие в микрорайоне близ школы, считаются к ней «приписанными»: школа обязана принять их, даже если родители пр иведут своих чад. . . в сентябре. Неспециализированные общеобразовательные школы работают с домоуправлениями и с ранней весны уже знают всех детей, которые осенью должны пойти в первый класс. Обычно завуч младших классов обзванивает родителей потенциальных учеников и спрашивает, в какую школу они намерены отдать ребенка. Преимущество при зачислении имеют дети, чьи старшие сестры и братья уже учатся в этой школе. Прием детей в первые классы на конкурсной основе в общеобразовательных школах не допускается. В России единая для всех система начал ьного образования. Тестирование проводится уже ПОСЛЕ зачисления в школу, оно необходимо для определения программы обучения( определить ли малыша в продвинутый класс, где дети умеют читать и считать, или туда, где первоклассников учат чтению по обычной программе) . Формально в России нет ни гимназических детских садов, ни гимназических младших классов. Школа может именоваться как угодно, но юридически она является общеобразовательной. Значит, она должна следовать всем правилам приема общеобразовательной школы. Если родителям отказали в выбранной ими школе, они должны обратиться в свое окружное или районное управление образования. Если устные переговоры с администрацией школы не дают результата, родители должны потребовать у директора письменную резолюцию об отказе. В таком виде документ передается в окружную( районную) конфликтную комиссию. Решение конфликтной комиссии является обязательным для школы. В сложных случаях дело передается в городскую конфликтную комиссию. Немного об игре Общаясь с родителями своих воспитанни ков, часто слышишь такие высказывания: " Детям скоро идти в первый класс, а вы все играете. Это несерьезно. Мы будем ходить на курсы подготовки к школе" . И вот вечером сын шести с половиной лет прячется от мамы в шкафу и кричит оттуда: " Не хочу в школу! Хочу играть! " Через месяц мальчик уже не кричит, а ти хо, беспомощно плачет. Для многих родителей детская игра- пу стое времяпровождение. Ребенка хвалят за написанную букву, за прочитанное слово и почти никогда- за игру. Как объяснить взрослым, что игровая де ятельность- основа психического развития дошкольника? В игре ребенок познает окру жающий мир, развивается его мышление, речь, чувства, воля, формируются взаимоот ношения со сверстниками, происходит ста новление самооценки и самосознания. В игре формируется произвольность по ведения. Посмотрите, как ребенок играет: подчиняется ли он правилам или своим же ланиям, считаетсяли он с мнением других, адекватно ли реагирует на неудачу, и вы поймете, готов ли он к школе. Коллективная деятельность в классе предполагает общение с другими детьми, с учителем. Поэтому так важно, чтобы до школьники умели распределять и разыгры вать роли, умели договариваться. Многие проницательные родители приводят в дет ский сад перед школой своего развитого не по годам ребенка, чтобы он научился быть членом детского коллект ива, умел общаться с взрослыми. Игра помогает сформировать у детей по ложительное отношение к школе, расширяет их представления об учебной деятельности. Интересно, что играя в школу, дети младше го возраста берут на себя роль учителя, старшие же дошкольники предпочитают роль ученика, так как эта роль им кажется особенно значи мой. Практика показала: " недоигравшие" дети приходят в школу с низким уровнем развития воображения, у них часто возникают не только учебные, но и психологические про блемы. Так давайте дадим детям возможность" доиграть" , чтобы учеба в школе стала ус пешн ой и принесла им радость. История от Даши С. , 6 лет 3 месяца. По сещает подготовительную к школе группу, занятия по подготовке к школе, музыкаль ную школу и дополнительные занятия по рисованию в детском саду. Все занятия по сещает охотно. . . на первый взг ляд. - Жил- был мальчик Степа. Было ему всего полтора годика. Он еще не ходил, только пол зал, в штанишки писал и говорить умел толь ко три слова: мама, папа и киса. Он даже иг рать еще не умел ни во что; его только стар шая сестра немного научила. Но он был боль шой и толстый, и родители решили его в шко лу отдать, чтоб Степа учился и пятерки полу чал, а они им бы гордились. А сначала отдали его на курсы, на пятидневку! Учительница там строгая- престрогая. Она спрашивает Степу: " Сколько будет сто плюс двести? " Степа не знает, что сказать, и плачет, плачет. . . Очень громко! Учительница позвонила родителям домой и говорит: " Заберите вашего мальчи ка. Он противно плачет и ничего не знает! " Родители рассердились, Степку отругали, те левизор смотреть ему не разрешили и на дру гие курсы потащили, потому что ведь в школу все равно идти придется. Даже если Степа не захочет, его на коляске отвезут. И даже если заболеет, скажут: " Это ты нарочно кашл яешь, чтобы в школу не ходить" . - Даша, ну и что же Степе делать? Как ему быть? - Ему, наверное, придется спрятаться где- нибудь и там сидеть и ждать, когда он выра стет. Тогда он сможет сам на работу ходить. И дом он купит далеко- далеко от школы. П риложение № 11 Анкета для родителей Уважаемые мамы и папы! Ответьте, пожалуйста, на следующие вопросы нашей анкеты на тему: «КАК ПОМОЧЬ УЧИТЬСЯ». Чему Вы больше отдаете предпочтение: обучению чтению, счету или общему развитию памяти, внимания, любознательности? Почему? Каким Вы желали бы видеть Вашего ребенка на пороге школы? С радостью ли пойдет Ваш ребенок в школу? Готов ли, по Вашему мнению, Ваш ребенок к школе? Что Вас больше всего беспокоит по вопросу подготовки ребенка к школе? Как часто он задает Вам вопросы? Какие? Отражает ли он впечатления в разных видах деятельности? Приведите примеры. Чем интересуется Ваш ребенок больше всего? Трудно ли Вам удается воспитать в ребенке умение управлять собой? Почему? Какие знания, умения, навыки Ваш ребенок должен приобрести в детском саду, чтобы ему было легче учиться? Готовите ли Вы ребенка к обучению в школе? Как готовите? Приложение № 1 2 Рекомендации родителям будущих первоклассников • Испытывать ува жение к ребенку как к личности. • Сохранять доброжелательную эм оцио нальную атмосферу в семье. • Развивать и поддержива ть интерес ре бенка к обучению. • Убеждать ребенка соблюдать правила поддержания здоровья, развивать необхо димые для этого навыки. • Поощрять успехи( " Ты сможешь, ты спо собен" ) , не акцентировать вним ание на не удачах при обучении. • Не требовать любой ценой только высо ких результатов и оценок. • Объяснять, как важно получать новые знания и развивать свои способности. • Не наказывать ребенка ограничением его двигательной активности( не запрещать гулять вместе с дру гими детьми на свежем воздухе) . • Ст рого придерживаться режима дня. • Перенести на субботу просмотр телеви зионных передач, компьютерные игры( с це лью ограничения времени пребывания в статичной позе) . • Совершать в выходные дни семейные прогулки на свежем воздухе, выезды на при роду, по возможности ор ганизовать посеще ние бассейна. • Во время выполнения домашнего зада ния( не более 90 минут) проводить физ культминут ки, следить за осанкой ребенка. • Для мобилизации внимания ребенка напоминать правило" Успеваек" : " Делай все скорее сам, не смотри по сто ронам, Дел ом занимайся, а не отвлекайся! " • Два раза в неделю выполнять с ребенком комплекс из семи упражнений для укрепле ния мышц спины, плечевого пояса и живота( с целью сохранения правильной осанки) . • Вместе с ребенком как можно чаще де лать" пальчиковую" гимнастику, используя песенки для улучшения вентиляции легких и поддержания хорошего настроения. Проводить релаксационную гимнасти ку с использованием аудиозаписи звуков природы( лежа на спине в расслабленном состоянии с закрытым и глазами, в течение 10 минут) . • Следить, чтобы после школы ребенок гу лял на свежем воздухе 30- 60 минут. • Обеспечить отход ребенка ко сну не позже 21. 00. • За 10 минут до отхода ребенка ко сну проветрить комнату. По возможности прове сти аэроионизацию помещения с помощью лампы Чижевского в течение 15- 20 минут. • Перед сном предложить ребенку при нять ванну с водой комфортной температу ры, при этом следить за тем, чтобы он за крыл глаза и лежал не двигаясь. • Для снятия возбуждения перед сном можно использовать аромаламп у с маслом лаванды( 2- 3 капли) . • Посидеть на кровати рядом с ребенком; мягко, плавно погладить его по спине вдоль позвоночника, поцеловать, сказать, что зав тра все будет хорошо, все у него получитс я, что он очень умный и добрый. • Следить, чтобы пробуждение ребенка бы ло плавным( он должен полежать в кровати не менее 10 минут; ставить будильник у изго ловья де тской кровати противопоказано) . • Проводить с ребенком водные гигие нические процедуры, а после проветрива ния комнаты- утреннюю гимнастику под музыку. • Перед завтраком дать ребенку выпить стака н фруктового или овощного сока. • Использовать при приготовлении блюд продукты, богатые минералами и микроэле ментами, белками, л егкими углеводами, ви таминами. • В период риска заболевания ОРВИ да вать в виде добавки к супам чесно к и зеле ный лук. • Обеспечить ребенка одеждой из нату ральных волокон, чтобы она способствовала полноценному кожному дыханию и пра вильному теплообмену. • Нужно убедительно сказать ребенку, что после физкультуры необходимо снять спортивную ма йку и надеть сухую сменную. • Предупредить ребенка, что сразу после физкультуры нельзя пить холодную воду( если очень хочется пить, взять в столовой теплый сладкий чай с лимоном) .

Оставить комментарий: