ТЕХНОЛОГИЯ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РАБОТЕ С СЕМЬЯМИ ВОСПИТАННИКОВ ДЕТСКОГО САДА
Современные педагогические технологии в дошкольном образовании
направлены на реализацию ФГОС ДО. Принципиально важной стороной в
педагогической технологии является позиция ребенка в воспитательно-
образовательном процессе, отношение к нему со стороны взрослых.
Взаимодействие всех субъектов открытого образовательного пространства
ДОО (дети, сотрудники, родители) осуществляется на основе современных
образовательных технологий, в числе которых технология проектной
деятельности.
Особенностью проектной деятельности в дошкольной системе образования
является то, что ребенок еще не может самостоятельно найти противоречия в
окружающем, сформулировать проблему, определить цель (замысел). Поэтому в
воспитательно-образовательном процессе детского сада проектная деятельность
носит характер сотрудничества, в котором принимают участие дети и педагоги
ДОО, а также на добровольной основе вовлекаются родители и другие члены
семьи.
Современные исследователи – психологи (Бедержанова В.П., Газман О.С.,
Маралов В.Г., Ситаров В.А., 2011) отмечают: «Дошкольник еще не может быть
субъектом, т.е. автором, творцом, организатором проектной деятельности. Он
нуждается в помощи взрослых, которые способны понять его интересы, уважают
его склонности и желания, принимают их».
По ходу решения поставленных задач компетентный взрослый помогает
найти ребенку необходимые для этого средства и способы, а зачастую знакомит
детей с новым, еще не известным ему. (В.С. Гайнуллова, Е.М. Зотова, 2011).
Опираясь на помощь взрослых, дети ищут решение проблемы через
вопросы к родителям, совместные походы в библиотеку, чтение детских
познавательных и справочных изданий; поездок, походов; наблюдений и
экскурсий, занятий в кружках и студиях по интересам. Совместно с родителями
они занимаются продуктивными видами деятельности: собирают коллекции,
оформляют альбомы, рисуют, лепят, шьют, мастерят, стряпают,
экспериментируют, изобретают и сочиняют. При этом очень важно, чтобы
взрослые ничего не делали за детей, не мешали их возможности проявлять
максимум способностей, самостоятельности, инициативы и творчества. Как
правило, темой проектов становится определенный раздел образовательной
программы. Но если она возникла по инициативе самих детей, это очень ценно и
обязательно должно найти поддержку со стороны взрослых.
Задачи обучения проектной деятельности для каждого возраста дошкольников
различны. Например, педагоги Киселева Л.С., Лагода Г.С. и Зуйкова М.Б. в
младшем дошкольном возрасте определяют их как:
- вхождение детей в проблемную и игровую ситуацию (ведущая роль взрослого);
- активизация искать пути разрешения проблемной ситуации (вместе со
взрослым);
- формирование начальных предпосылок исследовательской деятельности
(практический опыт).
В старшем дошкольном возрасте это:
- формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной
инициативы;
- развитие умения определять возможные методы решения проблемы с помощью
взрослого, а затем и самостоятельно;
- формирование умения использовать данные методы, способствующие решению
поставленных задач;
- развитие желания пользоваться специальной терминологией, ведение
конструктивной беседы в процессе совместной исследовательской деятельности.
Родителям можно предоставлять различную степень участия в проекте:
руководитель, участие на всех или отдельных этапах; консультант, материально-
техническая поддержка и др.
В МКДОУ Кантемировский детский сад №1 ведётся работа по созданию и
реализации долгосрочных проектов: «Моя семья - моя радость!», «Тропою
познаний и открытий!», «Цветущий детский сад», «Мини-музей», «В здоровом
теле – здоровый дух», «Знатоки в мире финансов», «Сказкотека», «Хранители
природы», «Театр – дети – театр!», «Покорми птиц зимой», «Мы помним!», «Хлеб
всему голова», «Музей советского детства». Участие в их реализации принимают
все педагоги, воспитанники и родители
В МКДОУ Кантемировский детский сад №1 уже стали традиционными
фестивали, выставки и конкурсы семейного проектирования; созданы
краеведческий мини-музей и музей советского детства; появились продукты
совместной деятельности детей, педагогов и родителей: интерактивная карта «На
пути от зёрнышка к хлебу», интерактивные игры «Азбука денег», «Путешествие в
страну финансов». Родители совместно с детьми ежегодно участвуют в
озеленении территории детского сада, посадке «Георгиевской ленточки» на
клумбах, мастерят скворечники и кормушки для птиц, становятся участниками
интересных и увлекательных событий. Технология проектирования позволяет
родителям стать полноценными участниками жизни детского сада, способствует
повышению компетентности родителей и даёт возможность продуктивного
взаимодействия взрослых и детей.