a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Программа"Формирование основ финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста"

Автор: Лях Елена Ивановна Опубликовано: 2020-09-16 20:52:00

Документы для скачивания

Утверждаю: Заведующий МБДОУ д етский сад «Солнышко» О. Н. Смирнова « »_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ 2019г. Дополнительная общеразвивающая программа работы кружка «Формирование основ финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста» Воспитатели: Лях Е. И. Родина К. Н. 2019 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА «Можно смотреть на деньги свысока, но ни в коем случае нельзя упускать их из виду». А. Прево Программа по экономическому воспитанию «Формирование основ финансовой грамотности» разработана в рамках кружковой работы комплексно- тематического планирования образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста группы №8 «Непоседы» муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад «Солнышко» Кардымовского район а Смоленской области в соответствии с: Нормативные документы 1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». 2. Приказ Минобрнауки России от 17 октября 2013г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования». 3. «Санитарно- эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений. СанПиН 2. 4. 1. 3049- 13»( утв. Главным государственным санитарным врачом РФ от 15 мая 2013 г. N 26) ; 4. Основной образовательной Программой ДОУ. 5. Примерная парциальная образовательная программа дошкольного образования для детей 5- 7 лет Мероприятия направлены на формирование у дошкольников необходимых представлений о финансовой составляющей современной семьи, организации материальной стороны окружающего пространства. Финансовая грамотность – это психологическое качество человека, показывающее степень его осведомленности в финансовых вопросах, умение зарабатывать и управлять деньгами. Не секрет, что в России очень низкий процент информированности населения какие права имеет потребитель финансовых услуг и как их защищать в случае нарушений. Проведенные статистические исследования говорят o том, что заниматься повышением финансовой грамотностью населения необходимо на государственном уровне. Человек, который уверен в своем будущем, чувствует себя гораздо лучше. И поэтому наши дети достойны того, чтобы быть в курсе, как правильно пользоваться средствами, которые они будут зарабатывать во взрослой самостоятельной жизни! Здесь важно отметить поведение родителей, так как зачастую именно пример родителей становится основополагающим. Все мы хотим для своих детей самого лучшего, но нужно помнить o том, что выполнение любого каприза ребенка, любой ценный подарок просто так не даст нашим детям правильного понимания, как относиться к деньгам, и как с ними обращаться. Безусловно, родители должны объяснить ребенку, что для того, чтобы заиметь то, что хочется нужно потрудиться и заработать на это деньги. Дети должны знать обо всех банковских продуктах, которые появляются на рынке. Например, что такое кредитная карта. Сейчас это очень распространенное явление. Наши дети видят, как просто, достав пластиковую карту легко совершать покупки. Как правило, они не в курсе, к каким тяжким последствиям может привести бесконтрольное пользование кредитными картами Дети должны знать, что жить надо по средствам, тратить надо меньше, чем зарабатывается. Понятно, что счастье за деньги не купишь, но детям не лишним будет знать, что достаточное количество финансовых ресурсов открывают перед ними большие возможности, способные дарить радость. Работа по экономическому воспитанию «Финансовая грамотность» включает следующую информацию: • актуальность экономического воспитания на современном этапе и социальную значимость, • цели и задачи образовательной деятельности с детьми в рамках кружковой работы, • сроки и этапы реализации Постановка проблемы Помочь детям дошкольного возраста сформировать представления об экономических понятиях: экономика, потребности, нормы жизни, деньги, товар, цена в соответствии с их возрастными особенностями. Основные идеи: 1. Человек в современном мире не может сам производить всё, что ему нужно для жизни, поэтому необходима специализация в производстве товаров. 2. Обмен товарами – путь удовлетворения экономических потребностей. 3. Деньги – универсальное и удобное средство обмена. 4. Заработная плата – цена работы по производству товаров. 5. Цена – количество денег, которые люди платят за товар. 6. Рынок – обмен товарами продавцами и покупателями. 7. Семейный бюджет – деньги, которые семья может тратить на свои нужды по своему усмотрению. Образовательные области: социально- коммуникативное развитие, познавательное развитие, художественно- эстетическое развитие, речевое развитие, физическое развитие. Формы реализации: утренний круг, беседа, рассказывание историй и сказок, сюжетно- ролевая игра, игра- драматизация, проблемные ситуации, изготовление поделок для последующих игр: " Ярма рка игрушек" . Основные средства: Информирование родителей о задачах и содержании экономического воспитания детей в детском саду и семье; Участие родителей в работе по экономическому воспитанию детей в дошкольном уч реждении( праздники, конкурсы) ; Создание обогащённой развивающей среды в группе; Проведение бесед, рассказывание историй и сказок, сюжетно- ролевых игр, создание игровых ситуаций; Цели и задачи экономического воспитания дошкольников Цель: Основная цель экономического воспитания дошкольников – содействие формированию первичных социальных компетенц ий воспитанников в сфере личных и семейных финансов. На уровне ДОО экономическое воспитание позволяет решать следующие задачи, зафиксированные во ФГОС ДО. 1. «Создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их в озрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром». Постепенное и дозированное погружение ребенка в современный мир финансово- экономических отношений общества способствует развитию его потенциала как субъекта отношений со взрослыми и миром взрослых, где финансовые отношения играют значимую роль. Изучение дошкольниками основ финансовой грамотности должно быть ограничено определенным перечнем базовых финансово- экономических понятий. Чтобы помочь детям освоить новые понятия и научиться строить простые предложения, рекомендуется использовать театральные постановки, игры в группе из трех- пяти сверстников, развитие речи с помощью небольших сказок, разбора различных ситуационных задач и т. д. 2. «Объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно- нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества». Мир личных и семейных финансов наиболее эффективно позволяет дошкольнику осваивать социокультурные ценност и, принятые в обществе правила и нормы поведения в интересах человека, семьи, общества. Ребенок начинает понимать, что его интересы и потребности не всегда могут быть реализованы из- за отсутствия материальных возможностей и финансовых средств в семье. 3. «Формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирования предпосылок учебной деятельности ». Особое место в познании ребенком социального мира занимают наблюдение и общение, которые берут на себя существенную нагрузку в социализации личности ребенка. 4. «Обеспечение преемственности целей, задач и содержания образования, реализуемы и х в рамках образовательных программ различных уровней – дошкольного начального общего образования». Поскольку в школах Российской Федерации повсеместно внедряются программы обучения финансовой грамотности, начиная с уровня начального общего образования, ДОО следует включить в образовательную деятельность основы экономического воспитания в качестве пропедевтики, чтобы обеспечить преемственность программ при переходе ребенка из детского сада в начальную школу. 5. «Обеспечение психолого- педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей( законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей». Эффективная педагогическая деятельность ДОО по изучению основ финансовой грамотности возможна только в том случае, если в этот процесс активно включаются родители. Следовательно, при включении экономического воспитания в образовательную деятельность каждый педагогический коллектив должен предусматривать финансовое просвещение родителей, обеспечение их необходимыми материалами, которые родители могут использовать вне ДОО, чтобы поддержать интерес ребенка к темам, которые изучаются в ДОО. На уровне развития каждого ребенка следует выделить следующие основные образовательные задачи изучения основ финансовой грамотности: дать дошкольникам первичные финансовые и экономические представления; обогатить словарный запас дошкольников основными финансово- экономическими понятиями, соответствующими их возрасту; способствовать формированию разумных экономических потребностей, умению соизмерять потребнос ти с реальными возможностями их удовлетворения; стимулировать мотивацию к бережливости, накоплению, полезным тратам; положить начало формированию финансово- экономического мышления; способствовать формированию основных качеств по умению принятия самостоятельных решений; сформировать умение рационально организовывать свою трудовую деятельность; содействовать формированию позитивной социализации и личностному развитию дошкольника. В процессе формирования и развития личности ребенка обучение и воспитание неразделимы. Единство обучения и воспитания – важнейшее условие эффективности образовательной деятельности. Поэтому при организации образовательной деятельности обязательно должны ставиться воспитательные задачи. Среди основных воспитательных задач можно выделить: побуждение интереса к изучению мира экономики и финансов; воспитание уважения к своему и чужому труду, добросовестному отношению к посильно му труду, коллективизму в быту, предусматривающему взаимопомощь между членами семьи, друзьями, соседями; воспитание нравственно- экономических качеств личности: трудолюбия, деловитости, предприимчивости, добросовестности, ответственности самоконтроля, уверенности в себе, поиска наилучшего выхода из ситуации; воспитание бережного отношения ко всем видам собственности( личной и общественной) , семейному и общественному достоянию, материальным ресурсам; побуждение к взаимопомощи и поддержке, желанию делиться и отдавать, в случае острой необходимости прийти на помощь ближнему. II. ОБЩИЕ ПОДХОДЫ К ФОРМИРОВАНИЮ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ 2. 1. Принципы экономического воспитания дошкольников Включение основ экономического воспитания в образовательную деятельность должно происходить на основе принципов, сформулированных в пункте 1. 4 ФГОС ДО: 1. «Полноценное проживание ребенком всех этапов детства, включая дошкольный возраст, обогащение детского развития». В основу воспитания и развития ребенка должен быть заложен принцип «не навреди». Интеллектуальные и физические перегрузки детей дошкольного возраста недопустимы. Максимально допустимый объем образовательной нагрузки должен соответствовать санитарно- эпидемиологическим правилам и нормативам СанПиН 2. 4. 1. 3049- 13 «Санитарно- эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций», утвержденным постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 г. № 26 Уровень психологического развития дошкольника позволяет ему осознать понятие выгоды( особенно личной выгоды) . Дошкольник способен отличить успех от неудачи, схитрить, выгадать и даже обмануть. Важно приучать детей 5- 7 лет осуществлять правильную оценку своих действий, не только с точки зрения выгоды для себя, но и с культурно- нравственной позиции. Взаимосвязь нравственного и финансового воспитания очевидна так же, как и важность формирования основ здорового отношения к деньгам в ранний период взросления дошкольника. 2. «Построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования». В старшем дошкольном возрасте происходит интенсивное интеллектуальной, н равственно- волевой и эмоциональной сфер Оформляется новое психическое качество – ценностная ориентация. Поэтому это идеальный возраст для воспитания уважения к труду, вложенному в любую приобретаемую вещь, будь то игрушка или предмет одежды. Нельзя забывать о том, что впечатления детства о значимости денег в семье, личное соприкосновение с денежными купюрами и монетами во многом определяют образ мыслей и действий ребенка в будущем. Формирование основ финансовой грамотности не должно происходить в принудительной форме. Следует помнить, что каждый ребенок индивидуален и для овладения какими- либо знаниями и навыками ему требуется время. 3. «Содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником( субъектом) образовательных отношений». После 5 лет у детей появляется чувство «взрослости», поддерживая которое, М ожно успешно развивать детскую деловитость, самостоятельность, ответственность – качества, столь необходимые для финансово грамотного человека. Приобщение дошкольника к финансовой грамотности через нравственное отношение к таким категориям, как выгода, ценность труда, вещей, является полностью оправданной. Процесс изучения основ финансовой грамотности должен обеспечить тесную С вязь этического, трудового и экономического воспитания, способствовать становлению ценностных жизненных ориентиров дошкольников. 4. «Поддержка инициативы детей в различных видах деятельности». Основная задача воспитателя в процессе изучения основ финансовой грамотности – применять различные формы и способы для раскрытия финансовых понятий, а также закреплять полученные знания на протяжении всего периода обучения в дошкольной образовательной организации. 5. Принцип «сотрудничество дошкольной образовательной организации с семьей» означает, что при включении основ экономического воспитания образовательную деятельность воспитатель должен придерживаться очень важного правила: при изучении темы вопросы не должны касаться условий и качества жизни конкретного ребенка или членов его семьи, например, исключается сравнение доходов семьи, уровня и качества жизни. Ряд вопросов может быть предложен для совместного изучения ребенка и его родителей( законных представителей) . Этот принцип предполагает максимальное включение родителей в обсуждение с ребенком тех вопросов и тем, о которых он говорил на занятиях с воспитателем. 6. «Приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства». Программа по изучению детьми основ финансовой грамотности, включенная Образовательную деятельность ДОО, должна учитывать образовательные потребности, интересы и мотивы детей, членов их семей и воспитателей и, частности, может быть ориентирована на специфику национальных, социокультурных и иных условий, в которых осуществляется образовательная деятельность конкретной ДОО. Одной из форм организации приобщения к финансовому миру могут стать экскурсии в финансовые и иные учреждения, на предприятия малого бизнеса и пр. 7. При реализации принципа «формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности» следует учитывать, что изучение детьми основ финансовой грамотности имеют выраженный прикладной характер. Задача воспитателя в процессе организации образовательной деятельности – активно побуждать детей к дискуссии и высказыванию своей позиции по всем изучаемым на занятии вопросам. Педагог обязательно должен подводить итоги с оценкой правильности и ошибочности высказываний и поведения детей. 8. «Возрастная адекватность дошкольного образования( соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития) ». Выбор модулей и программ и степени погружения в образовательную деятельность зависит от вида ДОО( детский сад; детский сад с приоритетным осуществлением одного или нескольких направлений развития воспитанников; детский сад компенсирующего квалифицированной коррекции отклонений в физическом и психическом развитии воспитанников и др. ) . 9. Учет этнокультурной ситуации развития детей. Введение региональной составляющей дает возможность организовать в ДОО работу по ознакомлению дошкольников с основами финансовой грамотности с использованием фольклора, детской литературы и обычаев своего народа, приобщением к народному искусству. Соответствие программ по экономическому воспитанию дошкольников требованиям ФГОС ДО В соответствии с требованиями ФГОС ДО образовательная программа Дошкольного образования должна обеспечивать развитие личности детей дошкольного возраста в различных видах общения и деятельности с учетом их возрастных, индивидуальных психологических и физиологических особенностей( пункт 2. 1 ФГОС ДО) . При этом во ФГОС ДО подчеркивается возможность реализации разных программ в различных структурных подразделениях одной ДОО, а сама программа формируется как программа психолого- педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации, развития личности детей дошкольного возраста, что полностью соответствует специфике предлагаемого содержания э кономическому воспитанию дошкольников. Ведущим принципом включения экономического воспитания образовательную деятельность выступает интеграция основных видов деятельности дошкольников: коммуникативной, познавательно- исследовательской, художественно- творческой, двигательной. Деятельность ребенка дошкольного возраста, являясь основой интеграции, способна объединять р азрозненные компоненты и обеспечить необходимые условия для появления нового образовательного продукта( новое знание, рисунок, поделка, танец, театральная постановка и др. ) , в создание которого включены воспитатели, дети и родители( законные представители) . В соответствии с требованиями ФГОС ДО образовательной деятельности в ДОО должна обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывать все образовательные области: социально- коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие; художественно- эстетическое развитие; физическое развитие. Экономическое воспитание целесообразно включать в следующие образовательные области: Социально- коммуникативное развитие дошкольника при изучении основ Финансовой грамотности обеспечивает формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества, уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых; создает возможности для обучения приемам безопасного рационального поведения в социуме на примерах из сказок и иных источников, где демонстрируется ошибочное поведение героев. Познавательное развитие осуществляется через исследование ребенком себя и мира вокруг, включая финансовую и социальную сферу. Оно предполагает развитие интересов детей, их воображения и творческой активности, формирование первичных представлений об объектах окружающего мира и их свойствах( форме, цвете, размере, материале, количестве, пространстве и времени, причинах и с ледствиях и др. ) , основных понятиях( деньги, экономия, сбережения и пр. ) . Речевое развитие как компонент активного коммуникативного поведения является важнейшим элементом социализации ребенка в мире финансовых отношений взрослых. При помощи речи дошкольник овладевает конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми. Речевое развитие предполагает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи, речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, знакомство с детской литературой и понимание текстов различных жанров. Художественно- эстетическое развитие очень важно в процессе изучения основ финансовой грамотности и предполагает формирование эстетического отношения к окружающему миру, включая сферы труда, общественной жизни, быта. Этическое воспитание занимает особое место в системе образования детей дошкольного возраста и играет важную роль в общем развитии ребенка, способствует развитию воображения и фантазии, формированию эстетических чувств и ценностей, ценностных ориентаций, в процессе обсуждения художественных произведений развивается устная речь. В процессе физического развития совершенствуются двигательная деятельность детей, равновесие, координация, крупная и мелкая моторика обеих рук, формируются представления о разных видах спорта, навыки подвижных игр, закладываются основы здорового образа жизни, его основные нормы и правила( в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др. ) . ФГОС ДО рекомендует для детей дошкольного возраста такие виды деятельности, как: игровая( включая сюжетно- ролевую игру, игру с правилами и другие виды игры) ; коммуникативная( общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками) ; познавательно- исследовательская( исследование объектов окружающего мира и экспериментирование с ними) , а также восприятие художественной литературы и фольклора, самообслуживание и элементарный бытовой труд( в помещении и на улице) ; конструирование из различного материала, включая конструкторы, модули, бумагу, природный и иной материал; изобразительная( рисование, лепка, аппликация) , музыкальная( восприятие и понимание смысла музыкальных произведений, пение, музыкально- ритмические движения, игры на детских музыкальных инструментах) и двигательная( овладение основными движениями) формы активности ребенка. Задачи: - сформировать первичные экономические понятия; - научить детей правильному отношению к деньгам, способам их зарабатывания и разумному их использованию; - объяснить взаимосвязь между экономическими и этическими категориями: труд, товар, деньги, цена, стоимость- с одной стороны и нравственными понятиями, такими, как бережливость, честность, экономность, щедрость и т. д. ; - научить детей правильно вести себя в реальных жизненных ситуациях, носящих экономический характер( покупка в магазине, плата за проезд в транспорте и т. д. ) • Совершенствовать коммуникативные качества детей. • Содействовать проявлению интереса у детей к профессиональной деятельности взрослых. • Развивать умение творчески подходить к решению ситуаций экономических отношений посредством игровых действий. • Укреплять взаимоотношения в детском коллективе( взаимопомощь, взаимовыручка, дружеские отношения и пр. ) . Участники программы: • дети подготовительной группы «Непоседы»( 5- 7 лет) • воспитатели группы • родители. Сроки реализации программы: сентябрь 2019 –май 2020г. Этапы работы: 1 этап – Организационный: • Изучение справочной, методической, энциклопедической литературы. • Информирование родителей о планировании работы с детьми. • Подбор художественной литературы для детей по выбранной тематике. • Подбор пособий для практического обогащения. 2 этап- Практический: Реализация мероприятий. 3 этап- Заключительный: Подведение итогов реализации кружковой работы в форме развлечения «Мы- бережливые ». Материалы и оборудование: бумага, клей, карандаши, фломастеры, маркеры, ножницы, стенды по экономической тематике, фото и т. д. Мероприятия реализуются в групповом помещении детского сада, 1 занятие в неделю –старшая группа; 1 занятие в месяц –подготовительная группа, продолжительность 25- 30 мин. Реализация проектных мероприятий в детском саду организуется по интегрированному принципу в форме совместной деятельности воспитателя с детьми. А также создание условий для организации самостоятельной деятельности детей в рамках кружка. Формы работы: • беседа, обсуждение, дискуссия, • просмотр слайд- презентации, мультфильма, • коллекционирование, • чтение художественной литературы, • игровые ситуации, • решение проблемных ситуаций, • рассматривание картин, • сюжетно- ролевая игра, • продуктивная деятельность. Ожидаемый результат: Дети понимают и ценят окружающий предметный мир. Уважают людей, умеющих хорошо трудиться и честно зарабатывать деньги; Осознают на доступном им уровне взаимосвязь понятий «труд- продукт- деньги» и то, что стоимость продукта зависит от его качества; Видят красоту человеческого творения; Признают авторитетными качества человека- хозяина: бережливость, расчётливость, экономность, трудолюбие, но одновременно и щедрость, благородство, честность, умение сопереживать, милосердие( примеры меценатства, материальной взаимопомощи, поддержки и т. п. ) ; Ведут себя правильно в реальных жизненных ситуациях. Контролируют свои потребности в соответствии с возрастом. Старшая группа 1 блок Аз бука финансов» Сентябрь. « Откуда пришли деньги? » «Деньги: монета, банкнота, п ластиковая карта» «Сколько стоит папина машина? »  ( понятие цены, стоимости) Октябрь. « Что такое сем ейный бюджет? Планируем вместе» «Идем в магазин» или «Как правильно делат ь покупки» «Магазин или супермаркет: где выгодно? » «Чем пахнут ремесла? »( о важности труда, разнообразии профессий) Ноябрь. Деловая игра «Биржа труда» «Дом, где ж ивут деньги»( Экскурсия в банк) «Услуги и товары» « Карманные деньги у детей » Декабрь. « Наука Экономика» «Большой или маленький? Проблема выбора» «Моя копилка» « Выбираем подарок другу» 2 блок Азбука экономии Январь. «Сохранить и приумножить» «Производители и ресурсы» Февраль. «Как сберечь ресурсы Планеты? » «Какая бывает валюта? » Деловая игра «Финансовая безопасность «Копейка рубль бережет» Март. Как заработать миллион? » «Долг платежом красен» «Что? Где? Почем? » Апрель. «Не имей сто рублей, а имей сто друзей! » «Ты – мне, я- тебе! » Деловая игра «Директор магазина» Май. Сколько нужно человеку? »( потребности человека) «Учимся экономить» «Путешествие на экономическую планету Подготовительная группа 1 БЛОК. РЕКЛАМА Сентябрь 1. Беседа о рекламе. Цель: сформировать у детей взвешенное, осознанное отношение к рекламе. Реклама – это определенная информация, которая упакована в оригинальную форму. Кроме информации реклама несет в себе определенный эмоциональный настрой. Именно поэтому дети так любят рекламу, играют в нее. Дать максимум информации при минимуме слов, выделить основные, характерные черты рекламируемого объекта, выгодно подчеркнуть его отличие от других и доказать преимущества. Рисование на темы: «Моя любимая реклама», «Реклама на плакатах». Октябрь Деньги и бюджет семьи. Дети знакомятся с понятием «деньги» как общим эквивалентом, а также с тем, что они являются тоже товаром, но необычным, т. к. количество его всегда оказывается равноценным другому товару, который может быть на них обменен. Кроме того, деньги это средство платежа при купле- продаже. Необходимо подвести детей к тому, что любой товар имеет свою цену. Одни товары – дорогие, другие стоят меньше( дешевле) 1. Викторина для детей «О какой сказке идет речь? » Ноябрь 1. Инсценирование сказки «Приключения Копеечки» Цель: сформировать у детей внимательное и бережное отношение к финансовым документам; объективное восприятие рекламы Декабрь 1. Сюжетно- ролевая игра «Пиццерия для всей семьи» Цель: сформировать у детей многоаспектное представление о деятельности предприятия общественного питания. 2 БЛОК. ПОЛЕЗНЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАВЫКИ И ПРИВЫЧКИ В БЫТУ Январь 1. Беседа «Полезные экономические навыки и привычки в быту» Цель: формирование у детей полезных навыков и привычек в быту Февраль 1. Игра- эстафета «Хорошо – плохо» Цель: заложить основы экономических навыков и привычек в быту у детей с помощью подвижных игр. Март 1. Обсуждение рассказа Н. Носова «Заплатка» Цель: воспитывать бережное отношение к своим вещам, желание приобретать навыки хозяйственно- бытового труда Апрель 1. Обсуждение сказки К. И Чуковского « Федорино горе» Цель: формировать в детях желание содержать в порядке свои вещи Май 1. Праздник «Мы – бережливые» Цель: сформировать у детей понимание целесообразности бережливости. Свободная самостоятельная деятельность детей Художественно–эстетическое развитие 1) Рисование на темы: «Игрушки моих родителей», «Моя любимая игрушка», «Моя копилка». 2) Создание мастерской по ремонту книг. Заранее отобранные в группе или принесенные из дома ветхие или с испорченными страницами книги предлагаем ребятам склеить, «отремонтировать». 4) Собирание тематических пазлов. 3) Составление рассказов на темы: «Я уважаю чужой труд», «Что будет, если я испорчу игрушку? », «Хороший хозяин — это тот, кто…», «Почему жадничать — это плохо? », «Вещи, сделанные своими руками », «Что значит быть экономным? » Список используемой литературы Рекомендуемая литература 1. Слободчиков В. И. , Короткова Н. А. , Нежнов П. Г. , Кириллов И. Л. Дошкольное образование как ступень системы общего образования: научная концепция/ Под ред. В. И. Слободчикова; М. : Институт развития дошкольного образования РАО, 2005. 28с. 2. Коменский Я. О. Материнская школа. М. : Книга по требованию, 2012. 104с. 3. Липсиц И. В. Удивительные приключения в стране Экономика. М. : Вита- пресс, 2016. 336с. 4. Люнфин О. Е. Экономическое воспитание дошкольников/ / Молодой ученый, 2017. №8. С. 349–351. 5. Михайленко Н. Я. , Короткова Н. А. Модель организации образовательного процесса в старших группах детского сада/ / Дошкольное воспитание, 1995. № 9. 6. Хламова Н. А. Формирование основ экономического воспитания дошкольников в условиях детского сада/ / Теория и практика образования в современном мире: материалы VII Междунар. науч. конф. ( г. Санкт- Петербург, 2015) . СПб. : Свое издательство, 2015. С. 39–41. 7. Шатова А. Д. Тропинка в экономику. Программа. Методические рекомендации. Конспекты занятий с детьми 5–7 лет. М. : « Вентана- Граф», 2015. 176 с. 8. Шатова А. Д. Тропинка в экономику. М. : « Вентана- Граф», 2015. 48с. 9. Шатова А. Д. Экономическое воспитание дошкольников. М. : Педагогическое общество России, 2005. 256 с. Интернет- ресурсы www. cbr. ru — официальный сайт Банка России fincult. info — сайт Банка России по финансовой грамотности «Финансовая культура» минобрнауки. рф — официальный сайт Министерства образования и науки Российской Федерации ваши финансы. рф — сайт национальной программы повышения финансовой грамотности граждан «Дружи с финансами»

Оставить комментарий: