a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Доклад на тему : "Лего-конструирование в доу"

Автор: Ерохина Екатерина Вячеславовна Опубликовано: 2020-09-16 21:45:04

Документы для скачивания

М униципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Солнышко» с. Шелаево Валуйского района Белгородской области Доклад на тему: «L EGO- конструирование, как средство формирования прединженерного мышления у старших дошкольников» Подготовила: воспитатель Ерохина Е. В. с. Шелаево, 2020г. На современном этапе значительных технических достижений, которые влекут за собой весомые изменения во всех сферах человеческой жизнедеятельности, когда сложные электронные, технические механизмы и объекты окружают человека повсеместно, все большую популярность в дошкольных образовательных учреждениях в работе с дошкольниками приобретает такой вид продуктивной деятельности, как LEGO- конструирование. Актуальность использования LEGO – педагогики в образовательном процессе с дошкольниками: LEGO – одна из самых известных и распространённых систем, широкая использующая трёхмерные модели реального мира и предметно- игровую среду обучения и развития ребёнка. Иг ра – важнейший спутник детства. LEGO позволяет детям учиться, играя и обучаться в игре. LEGO- конструкторы на сегодняшний день незаменимые материалы для зан ятий в дошкольных учреждениях. Дети любят играть в свободной деятельности. В хо де образовательной деятельности дети становятся строителями, архитекторами и творцами, играя, они придумывают и воплощают в жизнь свои идеи. Начиная с простых фигур, ребёнок продвигается всё дальше и дальше, а видя свои успехи, он становится более уверенным в себе и переходит к следующему, более сложному этапу обучения. Так же, использование конструкторов LEGO при организации образовательного процесса дает возможность приобщать детей к техническому творчеству. Это способствует формированию задатков инженерно- технического мышления, а также дает возможность проявлять детям инициативу, самостоятельность, способность к познавательным действиям, что является приоритетным в условиях введения ФГОС ДО и полностью соответствует задачам развивающего обучения. Способствует развитию внимания, памяти, мышления, воображения, коммуникативных навыков, умение общаться со сверстниками, обогащению словарного запаса, формированию связной речи. Образовательные области в детском саду всегда можно интегрировать, а с помощью применения ЛЕГО- конструирования легко можно интегрировать познавательное развитие, куда и входит техническое конструирование с художественно- эстетическим развитием, а творческое конструирование с социально–коммуникативным развитием и с другими образовательными областями. Необходимо развивать техническую пытливость мышления, аналитический ум и другие качества личности. Такое понятие как « прединженерное мышление » вводит Миназова Л. И. и выделяет следующие признаки прединженерного мышления: - формируется на основе научно- технической деятельности, как мышление по поводу конструирования из LEGO и др. ; - рационально, выражается в общедоступной форме как продукт; - не имеет тенденций к формализации и стандартизации, опирается только на экспериментальную и конструкторскую базу; - систематично формируется в процессе научно- технического творчества; - имеет тенденцию к универсализации и распространению на все сферы человеческой жизни. В структуру прединженерного мышления входят рациональный, чувственно- эмоциональный и аксиологический элементы, память, воображение, фантазии, способности и др. Цель: содействовать развитию у детей дошкольного возраста способностей к техническому творчеству, предоставить им возможность творческой самореализации посредствам овладения LEGO- конструированием. Задачи: 1. Развивать у детей умение анализировать условия функционирования будущей конструкции, устанавливать последовательность ее выполнения, способствовать созданию разных оригинальных конструкций на одной и той же основе: достраивать, используя блоки разных конфигураций, встраивать дополнительные элементы. 2. Проводить конструирование по собственному замыслу, с опорой на технологическую карту, карту- схему модели. 3. Использовать созданные конструкции в играх- макетах, сюжетно- ролевых играх. 4. Сформировать у детей устойчивый интерес к конструктивной деятельности, желание экспериментировать, творить, изображать. 5. Расширять словарный запас при изучении основных составных частей простых механизмов. 6. Сформировать у детей целостное представление о мире техники. Конструирование как таковое в детском саду было всегда, но если раньше приоритеты ставились на конструктивное мышление и развитие мелкой моторики, то теперь в соответствии с новыми стандартами необходим новый подход. Конструирование в детском саду проводиться с детьми всех возрастов, в доступной игровой форме, от простого к сложному. Конструктор побуждает работать в равной степени и голову, и руки, при этом работает два полушария головного мозга, что сказывается на всестороннем развитии ребенка. Ребенок не замечает, что он осваивает устный счет, состав числа, производит простые арифметические действия, каждый раз непроизвольно создаются ситуации, при которых ребенок рассказывает о том, что он так увлеченно строил, он же хочет, чтобы все узнали про его сокровище- не это ли развитие речи и умение выступать на публике легко и непринужденно. Конструктивная деятельность занимает значимое место в дошкольном воспитании и является сложным познавательным процессом, в результате которого проис ходит интеллектуальное развитие детей: ребенок овладевает практическими знаниями, учится выделять существенные признаки, устанавливать отношения и связи между деталями и предметами. В большинстве случаев в практических исследованиях в качестве способа формирования прединженерного мышления предлагается LEGO- конструирование. LEGO – это уникальный конструктор, из деталей которого можно построить как обыкновенную башню, высота которой будет отмечена в книге рекордов Гиннеса, так и робота, способного производить замеры освещённости и температуры окружающего пространства или сортировать предметы по корзинам. Конструкторы LEGO на сегодняшний день незаменимые материалы в дошкольных учреждений. Дети в нашей группе любят играть им как в свободной деятельности, так и на занятиях. В работе с LEGO мы учим ребят правильно создавать конструкции по схемам. Это позволяет нам не только развивать в детях навыки конструирования, но и решать проблемы в других образовательных областях, предусмотренных программой ДОУ. Используя конструктор, мы ставим перед детьми простые, понятные и привлекательные для них задачи, при достижении которых они, сами того не замечая, обучаются. Занятия по легоконструированию способствуют: - формированию образного, пространственного мышления; - развивает воображение; - самореализации собственных замыслов; - развитие познавательной, художественно- эстетической способностей; - развитию внимания, памяти, речи; При конструировании с детьми в нашей группе мы используем различные виды конструкторов: • LEGO DUPLO; • LEGO CITY; • MEGA BLOKS; • « Городмастеров »- для старших дошкольников; • « Полесье »; • «Кроха»; • BAUER Classik; • « Магформерс ». Работу с LEGO- конструктором мы начали с подбора разного вида лего- конструктора и оформления уголка. Освоение LEGO велось последовательно, от простого к сложному. На первом этапе я познакомила детей с конструктором LEGO, с его разновидностями и свойствами. Мы исследовали детали: размер, форму, цвет, из чего сделаны. Коллективно обсуждали технологию скрепления деталей: треугольника, прямоугольника, многоугольника, обосновывая выбор и чередования операций, заменяли трудоемкие операции на более простые. Первые постройки дети выполняли с помощью наглядной модели из крупного конструктора. Дети с интересом включались в работу. Выбирали для изготовления постройки детали по форме и цвету. Учились самостоятельно размещать на рабочем месте материалы для работы, учились анализировать рисунок- схему, проверяя соответствие размера, считая кнопки на деталях. Мы начали свою работу с изготовления простейших заборчиков, ограждений для домашних животных, башен, мостов, дорог для машин, мебели для кукол. После подробного знакомства с конструктором и первых совместных опытов конструирования дети ст али чаще играть с конструктором LEGO, причем использовали его не только как самостоятельную игру, но и как способ дополнения в сюжетно- ролевых играх. На следующем этапе своей работы, занимаясь с детьми легоконструированием, я усложнила работу, введя схемы построек. Задания по схемам требуют большей концентрации внимания и четких согласованных действий, безусловно, они более сложны для детей, чем конструирование по наглядной модели, но они развивают максимальную самостоятельность действий у детей. Развивали навыки сотрудничества. Учились выбирать партнеров, распределять между собой работу в подготовке материала, согласовывать друг с другом действия при создании постройки по составленным схемам, совместно проверять правильность выполнения постройки. Если обнаруживали ошибки, то устраняли их. Использовали конструирование и в совместной деятельности. Работа велась по различным тематическим блокам: – «Транспорт» – « Зоопарк»- «Домашние животные» – «Забавные роботы» – «Космос» – « Лего- город » и др. Например, работая над тематическим блоком «Транспорт», дети познакомились с различными видами техники и их конструктивными особенностями. Классифицировали транспорт по видам, приводили примеры транспорта разных видов, определили функции использования и применения разных машин в жизни людей. Моделировали разные виды транспорта по образцу и самостоятельно, осознанно выбирали для изготовления детали по форме и цвету, планировали и обсуждали выбор действий при изготовлении машин, анализировали свои действия, если обнаруживали ошибки, то исправляли их. В блоке «Зоопарк», строили ограждения( вольеры) для животных, обыгрывая их в играх. Анализировали рисунок- схему. В блоке «Домашние животные», дети строили ферму для животных, вспомнили домашних животных и их детенышей. В блоке «Забавные роботы» мы с ребятами учились строить различных роботов. Рассуждали о будущем, каким оно будет и какую роль в нашей жизни будут значить роботы. В блоке «Космос» строили различные летательные и космические аппараты, представляли себя конструкторами, которые помогают космонавтами с полетами в космос к неизведанным планетам. Классифицировали по видам, приводили примеры космического транспорта, определяли функции использования и применения. В блоке « Лего- город » мы были архитекторами и дизайнерами, проектируя новые дома и украшая их. Создавая наш собственный город используя свою фантазию и воображение. Для поддержания интереса к занятиям начальным техническим моделированием мы используем разнообразные формы и методы проведения занятий. - беседы, из которых дети узнают информацию об объектах моделирования; - работа по образцу – где дети нашей группы выполняют задание в предложенной последовательности( по схеме, используя определенные умения и навыки) ; - самостоятельное проектирование для закрепления теоретических знаний и осуществления собственных незабываемых открытий; - коллективные работы, где дети могут работать группами, парами, все вместе. При организации работы необходимо соединить игру, труд и обучение, что поможет обеспечить единство решения познавательных, практических и игровых задач. Перед каждым началом конструктивной деятельности дети обсуждали, что именно будут сегодня моделировать, какое назначение имеет та или иная конструкция в окружающем мире, является ли она помощником человека. Так, мы развиваем у детей социальные навыки: самостоятельность, инициативность, ответственность, взаимопонимание, необходимые при взаимодействии с другими детьми. На данный момент дети нашей группы( 5- 6 лет) овладели умением соизмерять ширину, длину, высоту. Решать конструктивные задачи на глаз. Научились представлять предметы в различных пространственных положениях, мысленно менять их взаимное расположение, тем самым, развивая образное мышление. И так же особое внимание мы уделяем развитию логического мышления. Мы пришли к тому, что научили ребят правильно создавать конструкции. Что позволило нам развивать в детях навык конструирования и прединженерного мышления. Используя, конструктор, мы ставим перед детьми простые, понятные и привлекательные для них задачи, при достижении которых они, сами того не замечая, обучаются. Так же была проведена работа с родител ями, направленная на расширение представлений и возможностях легоконструировния. Родителям были показаны конструкторы, проведены индивидуальные беседы, консультации. Дали понятие о том, что работа с конструкторами LEGO помогают детям становиться творчески мыслящими, обучатся работе в команде. Эта система предлагает детям проблемы, дает в руки инструменты, позволяющие им найти своё собственное решение. Благодаря лего- конструированию у воспитанников нашей группы активизировались мыслительные процессы, зародился интерес к творческому решению поставленных задач, развилась изобретательность, самостоятельность, инициативность. Появилось больше положительных эмоций, наладилось общение со сверстниками. Дети конструируют не потому, что так нужно, а потому что это увлекательно, ребенок хочет сам делать что- то свое. Таким образом, можно сделать вывод о том, что целенаправленное использование ЛЕГО- конструирования создает условия для интенсивного развития элементов логического мышления и способностей де тей к наглядному моделированию, формируя при этом навыки прединженерного мышления. Создает условия не только для расширения границ социализации ребенка в обществе, активизации познавательной деятельности, демонстрации своих успехов, но и закладывает основы профориентационной работы, направленной на пропаганду профессий инженерно- технической направленности.

Оставить комментарий: