a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Социигровая технология как средство успешной социализации детей

Автор: Цыбулаева Галина Викторовна Опубликовано: 2020-09-20 07:57:44

СОЦИОИГРОВАЯ ТЕХНОЛОГИЯ КАК СРЕДСТВО УСПЕШНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ ДОШКОЛЬНИКОВ Мы не учим, а налаживаем ситуации, когда их участникам хочется доверять друг другу и своему собственному опыту, в результате чего происходит эффект добровольного обучения, тренировки и научения”( , Е. Е. Шулешко В. М. Букатов) Современная действител ь ность, когда родители постоянно заняты, живое общение заменяется виртуальными играми, отсутствие «дворовой» социализации, негативно отража е тся на социализации детей. А дошкольникам, с которыми я работаю, вдвойне труднее, т. к. им характерны индивидуальные особенности развития- замедление темпов созревания   психики( ЗПР) , которое имеет такие выраженные черты,   как: низкая работоспособность, ограниченный запас общих сведений и представлений, несформированность связной речи, неумение планировать свою деятельность, незрелость эмоций и воли( повышенная тревожность, неумение управлять собой в волнующих ситуациях) . Основные трудности, которые они испытывают, связаны прежде всего с социальной  ( в том числе школьной)   адаптацией и обучением. Поэтому о сновными задачами  работы по социализации детей считаю: Развитие индивидуальности, повышение самооценки; • Формирование у   дошкольников   навыков дружеского коммуникативного взаимодействия   с использованием грамматически правильной связной речи; •   Развитие   у детей умений элементарного самоконтроля и саморегуляции своих действий, взаимоотношений с окружающими, снятие страха перед деятельностью; Развитие способности к принятию собственных решений на основе уверенности в себе и приобретенного   социального опыта. За основу в своей работе по социализации я взяла « Социоигровую технологию» Е. Е Шулешко, Букатов а В. М. , Ершов ой А. П, т. к мои педагогические принципы совпадают с принципами, которые лежат в основе данной технологии, и, в первую очередь, понимание того, что именно в условиях социо( по определению авторов- это малые группы) возможно обучение детей умению общаться, взаимодействовать друг с другом, слышать и слушать, высказывать своё мнение, обобщать, анализировать, договариваться, выдерживать условия договора, подчиняться правилу игры, общему решению, что и формирует у детей произвольность поведения и развиваются все психические процессы. А игра – ведущая деятельность, основное и любимое занятие детей. Социоигровая технология наиболее ориентирована на старший дошкольный возраст. Оптимальным для продуктивного общения и развития являются объединения малыми группами в 5- 6 детей. У читывая специфику группы( дети с з адержкой п сихического р азвития, 8 детей и 2 возраста, из них 1- плохо говорящий, 1- неговорящий) в свободной игровой и в непосредственно образовательной деятельности использую игры и приемы, направленные на успешную социализацию детей, об ъединения пара ми. Основываюсь на т ри правила социоигрово й технологии: - двигательная активность воспитанников, смена мизансцен( обстановки- спальня, группа, приемная) . Любая деятельность происходит в движении. Могут общаться в разных уголках   группы: в центре, за столами, на полу, в любимом уголке. - с мена ролей, темпо- ритма в образовательных ситуациях; Менять темп и ритм помогает ограничение во времени, мы делаем это с помощью песочных и обычных часов. У детей возникает понимание, что каждое задание имеет свое начало и конец, и требует определенной  сосредоточенности, если нужно, то взаимопомощи. - работа детей в парах, малыми группами   или, как их еще называют,   «группы ровесников». Сам процесс деления на   пары   представляет собой интересную, захватывающую игру и способствует возникновению дружественных отношений между детьми, умению договориться, сотрудничать. На начальном этапе я сама предлагала детям способы объединения( по цвету волос, глаз, одежды; кто на каком этаже живет; кто сегодня в детский сад приехал на машине, а кто пришел пешком и др. ) , а сейчас дети из своих наблюдений и опыта( кто утром пришел веселый, кто грустный, кто любит компот, кто чай, кто спит в сон час, кто нет, девочка, мальчик) .   Использую ф ормы организации социоигровой технологии, приёмы специально направленные на создание  ситуации успешности и комфортности и коррекции речевых нарушений: Игры с правилами. Игры- соревнования. Игры- драматизации. Сюжетно- ролевые игры. Сказкотерапи ю. Метод создания проблемных ситуаций с элементами самооценки. Приёмы, социально направленные на создание ситуации успеха и комфортности. Для работы с детьми использую игры социоигровой направленности, разработанные Шулешко, Ершовой, Б укатовым, а также подбираю и адаптирую другие игры, приемлемые для данной группы детей. Классификация игр: данная авторами 1. Игры для рабочего настроя; 2. Игры   социо- игрового характера; приобщение к делу; 3. Игры- разминки; 4. Игры творческого самоутверждения 5. Игры вольные  ( на воле) ( можно и на начальном этапе) . 1. Игры для рабочего настроя; В утренние часы использ ую   игровые упражнения для положительного психологического настроя.   Главная задача игр пробудить интерес детей друг к другу, в том числе замкнутым детям вступить в контакт со сверстниками, ( «Летает, не летает», «Встань по пальцам», «Замри», «Где мы были, мы не скажем, а что делали покажем», «Стою на кого- то смотрю», « Мостик дружбы», «Доброе сердечко», « Волшебные очки ». Непосредственн о- образовательная деятельность всегда начинается с приветствия, которое не занимае т много времени, но выполня ет важные функции установления эмоционально- позитивного контакта с ребенком и формирования у него направленности на сверстника и интереса к нему, желание взаимодействовать( между детьми в паре и между парами) - поздороваться частями тела, аплодисментами, обнять « обнимашки ») - У нас в группе есть у голок настроения – можно к нему: отметили и перед деятельностью, после обсудили) . 2. Если дети учатся что- то различать, запоминать, систематизировать и обобщать, то они научатся этому в процессе выполнения игровых заданий и игр социоигрового приобщения к делу, целью которых является постановка участников в какие- то зависимости друг от друга и обеспечивающие мобилизаци ю внимания.   во время выполнения которых выстраиваются деловые взаимоотношения педагога с детьми, и детей друг с другом. «Волшебная палочка», «Встать по пальцам», «Разведчики», «Замри», «Отличись, дополни. повтори, «День наступает – всё оживает, ночь наступает – всё замирает», транспорт, бытовая техника, животные, «Чемодан»- листок разного цвета, работа в парах( отправляемся в путешествие, что возьмем с собой; варим еду, что купим в магазине и сложим в чемодан, у больного болит сердце) Практикую и совместное с детьми планирование. Решение о выборе игры принимается в результате общего группового обсуждения, когда все члены группы, включая педагога, по очереди высказывают свои предложения и обсуждают их. Совместное планирование и выработка группового решения оказывают значительное коррекционное воздействие на личность ребенка. Авторы технологии предлагают постепенное введение игр 3. Для снятия усталости, перехода от одного вида деятельности к другому, можно использовать игры – разминки, объединяются своей всеобщей доступностью, быстро возникающей азартностью и смешным, несерьёзным  выигрышем. Задачи: снять напряжение у ребенка; поднять настроение, развивать координацию движений. В группе провожу такие игры, как: » Пяточки- носочек», « Поводырь», «Замри», вызывающие у детей умение чувствовать своего партнёра, приходить с ним к согласию, тем самым формируя в группе доверительную и дружелюбную обстановку. «Карлики – великаны «Хороводы, «Воробьи – вороны», «Выкуп фантов». 4. Любимыми для детей моей группы являются игры и з адания для творческого самоутверждения   – это задания, выполнение которых подразумевает художественно- исполнительский результат. Задачи: Развивать умения выражать свои чувства и способности, используя разные средства: пластику, мимику, жесты; умение владеть своим телом. Учить понимать внутренний мир окружающих людей. Мною используются такие игры, как игры- пантомимы, игры- инсценировки, хороводы, «Стихи по ролям», «Кривое зеркало», «По правде, понарошку», « Посмотри и повтори », «Животные», «Превращения, «Представь и покажи»( на эмоции) 5. На прогулке и в свободной игровой   деятельности провожу   вольные игры. Они включают в себе такие игровые задания, выполнение которых требует достаточного простора и свободы передвижения.   Игра возникает из особого, необычного сочетания разнохарактерных усилий( слушать, слышать и вслушиваться в речь собеседника) , и тогда дела становятся игрой  : «Считалки», «Прятки». « Воробьи – вороны », «Где( кем) мы были, мы не скажем, а что делали – покажем». Цель игр – физически активный и психологически эффективный отдых, умение доверять, помогать, взаимодействоват ь. В результате применения социоигровой технологии в работе с детьми можно говорить о следующих результатах: • дети могут договариваться, приходить к согласию, слушать и слышать друг друга; • у детей форми р уется позитивное отношение к окружающему миру, другим людям, самому себе; развивается речевое взаимодействие; ( в свободной игровой деятельности) • дети могут выразить свое мнение, в определенных ситуациях дети отстоять свою позицию; • у них нет чувства страха за ошибку, поэтому они с удовольствием берутся за новое дело Общение детей в рамках данной   технологии   организую в три   этапа: - на самом первом этапе учу детей правилам общения, культуре общения( дети учатся договариваться, а значит слушать и слышать партнера, развивается собственная речь) ; - на втором этапе общение является целью- ребенок на практике осознает, как ему надо организовать свое общение в микрогруппе, чтобы выполнить учебную задачу; - на третьем этапе общение – это педагогическое средство, т. е. через общение я обучаю дошкольников.

Оставить комментарий: