a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Консультация " Использование мяча как коррекционного инструмента в работе с детьми"

Автор: Мищенко Ирина Николаевна Опубликовано: 2020-09-21 10:43:02

Консультация: « Использование мяча как коррекционного инструмента в работе с детьми ». Подг отовила: Учитель- логопед МБДОУ д/ с « Теремок » г. Цимлянска Мищенко И. Н. Игры с мячом известны с древних времён, хотя история не знает точно ни ме ст а, ни времени рождения этих игр. Практически каждый ребёнок с раннего возраста знаком с мячом и имеет возможность играть с ним. И выбор их достаточно широк: в продаже имеются мячи различного цвета, размера, качества – на любой вкус. Однако играм с мячом уделяется недостаточно внимания. А ведь мяч может быть прекрасным инструментом, используемым в коррекционной практике. Игры с мячом ещё удобны тем, что не требуют сложного оборудования, длительной подготовки, больших временных затрат. Используя обычный мяч, можно не только играть с ребёнком, но и способствовать его речевому развитию. Углубленно работая в этом направлении, мы сделали следующие выводы: - игры с мячом отвлекают внимание ребёнка от речевого дефекта и побуждают его к общению; - освобождают детей от утомительной, неестественной для их возраста неподвижности на занятиях; - помо гают разнообразить виды деятельн ости детей на коррекционном занятии по всем разделам программы, включая в работу различные уровни регуляции; - развивают общую и мелкую моторику, умение ориентироваться в пространстве; - помогают проводить работу над развитием просодических( мелодико- интонационных) компонентов речи; - регулируют силу и точность движения; - самодвижение мяча активизирует непроизвольное внимание, а то, что он может быть брошен любому из детей, формирует произвольное внимание; - игры с мячом развивают и нормализуют эмоционально- волевую сферу, что особенно важно для гипервозбудимых детей; - развивают глазомер, силу, ловкость, быстроту реакции; - развивая мышечную силу, усиливают работу важнейших органов- лёгких, сердца, улучшают обмен веществ. Всё это способствует лучшему функционированию речевых органов и оказывает положительное влияние на выработку у детей правильных речевых навыков. Сегодня мы предложим вам подборку игр с мячом, которые могут быть использованы на различ ных этапах коррекцион ной работы. Опираясь на знание уровневой теории организации движений, описанной известным физиологом Н. А. Бернштейном в своих «Очерках по физиологии движений и физиологии активности», можно подбирать игры с мячом для каждого отдельного ребёнка или группы детей. Если у детей наблюдается тремор органов артикуляционно го аппарата, кончиков пальцев( в состоянии покоя или при письме) , исходя из особенностей движений этих детей, мы рекомендуем особое внимание уделять играм и упражнениям с мячом на занятиях по физической культуре, а именно: - подбрасывание мяча; - игры с ударом мяча об пол; - игры с ударом мяча о стену; - перебрасывание мяча; - перебрасывание мяча через верёвку или сетку; - передача и перебрасывание мяча в кругу. ( комплексы игр и упражнений распечатать каждому, см. приложение) Таким детям также рекомендуется различные виды массажа с мячом. Примерный комплекс массажа с мячом. 1. Возьмите массажный мяч в правую руку, обхватите его пальцами, сожм ите и разожмите несколько раз. Переложите мяч в левую руку и повторите упражнение. Покатайте массажный мяч между ладонями круговыми движениями кистей рук. 2. Возьмите мяч и зажмите его м ежду пальцами: большой палец сни зу, а четыре сверху. Локти поставьте на стол. Мячи сжимайте и разжимайте. ( Можно усложнить: взять сразу два мяча, взять мячи разного диаметра. ) 3. Возьмите мяч, зажмите между ладонями. Сожмите и разожмите его. 4. Зажмите мяч между ладонями, пальцы обеих рук сцепите в «замок». Сжимайте и разжимайте мяч между ладонями, не расцепляя пальцев рук. 5. Возьмите мячи по одному в каждую руку, сожмите и разожмите их. Опустите руки с мячами вниз и встряхните ими. Если дети отличаются неловкостью, у них возникают трудности в о внешней увязке целостного движения, ослабление выразительности движений, мимики, может обедняться голос. Например, при рисовании они затрудняются придерживать лист бумаги, а буквы при письме у них получаются разновысокие. Суть коррекции заключается во внутренней увязке целостного большого движения, в согласовании его составных частей. Для детей с данными нарушениями очень полезны спортивны е игры( волейбол, баскетбол) , упражнения с мячом и комплексы с э лементами самомассажа. Если у детей наблюдаются парезы, нарушение координации движений, ребёнок не может попасть ногой по мячу, поставить точку в квадратике, поставить язык в точно указанное место при выполнении артикуляционных упражнений, то для коррекции нарушений этого уровня мы предлагаем детям упражнения с мячом, направленные на ориентировку в пространстве, спортивные упражнения с мячом, игру в футбол( особенно в позиции вратаря) , а также упражнения для развития мелкой моторики( комплекс «Разминка») , игры с панно( «Разноцветные шары», «Дождик», «Плывёт, едет, скачет», «Спираль», «Снежинки» и др. ) . Если у детей страдает не координация движений, а их смысловая орган изация и реализация( апраксия- нарушение произвольных целенаправленных движений и действий, не являющееся следствием параличей и парезов) и диспраксия) , ориентировка в пространстве( право, лево) , затруднена выработка любого навыка, то для коррекции нарушений этого уровня детям предлагаются подвижные игры и упражнения с мячом на ориентировку в пространстве. Эти игры с мячом направлены на отработку силы, точности движения, возможности определения себя и предмета в пространственном поле. Для их проведения можно использовать резиновые, теннисные и сшитые из ткани мячи. Все эти игры не требуют большого пространства. Варианты игр: «Вратарь» Цель: закрепление умения различать правую и левую стороны, развитие быстроты реакции, точности движения. Ход игры: Взрослый бросает мяч ребёнку, одновременно предупреждая его, куда должен лететь мяч. Ребёнок должен сделать вратарское движение в заданном направлении. Раз, два, три – Справа( слева, прямо) мяч, смотри! «Вправо, влево прокати, только мяч не упусти» Цель: закрепление умения различать правую и левую стороны пространства, развитие ручной моторики. Ход игры. Дети садятся вокруг стола. Мяч прокатывается от одного ребёнка к другому по инструкции взрослого: «Саша, кати мяч влево. К кому укатился мяч? Кати мяч вправо. К кому укатился мяч? Куда надо у катит ь мяч, чтобы он попал к Диме? » Важно удержать мяч на столе. Если у ребёнка нарушено звукопроизношение и отмечается недоразвитие лексико- грамматического строя речи, то для коррекции этих нарушений можно использовать игры с мячом, направленные на развитие фонематических процессов, на обобщение, расширение словарного запаса, развитие грамматического строя речи. Варианты игр: «Мячик мы ладошкой « стук», повторяем дружно звук» Цель: развитие фонематического восприятия, быстроты реакции, закрепление знания гласных звуков. Взрослый: Когда услышите звук «а», стукните мячом об пол. Поймав мяч, повторите этот звук: А- У- О- А- А- О- У. «Гласный звук услышат ушки, мяч взлетает над макушкой» Цель: разв итие фонематического восприятия, быстроты реакции. Выделение заданного гласного из ряда других. Взрослый: Я буду называть гласные звуки. Подбросьте мяч, когда услышите звук «Э»: А- Э- У- Ы- Э- А- У- О- Э- Ы- Э- Э. «Разноцветные мячики» Цель: закрепление дифференциации гласных и согласных звуков, развитие внимания, быстроты мышления. Ход игры. Вариант 1. Взрослый бросает мяч детям. Поймавший называет гласный звук, если мяч красного цвета, согласный – если мяч синего цвета, и бросает мяч обратно. Вариант 2. Ребёнок называет слово, начинающееся с гласного звука, если мяч красного цвета. А если мяч синий, то ребёнок называет слово, начинающееся с согласного звука. «Мяч передавай – слово называй» Цель: развитие фонематических представлений, быстроты реакции. Ход игры. Играющие вы страиваются в колонну. Ведущий называет звук. Игрок, стоящий первым, называет слово на заданный звук и передаёт мяч назад двумя руками над головой. Следующий игрок самостоятельно придумывает слово на этот же звук и передаёт мяч дальше. «Кто как разговаривает? » Цель: расширение словарного запаса, развитие быстроты реакции. Ход игры. Вариант 1. Взрослый поочерёдно бросает мяч детям, называя животных. Дети, возвращая мяч, должны правильно ответить, как то или иное животное подаёт голос: корова – мычит, тигр – рычит, волк – воет и т. д. Вариант 2. Взрослый, бросая ребёнку мяч, спраши ва ет: «Кто рычит? », «Кто мычит? », «Кто лает? » и т. д. «Один – много» Цель: закрепление в речи детей различных способов образования форм множественного числа имён существительных. Ход игры. Взрослый бросает мяч детям, называя имена существительные в единственном числе. Дети бросают мяч обратно, называя существительные во множественном числе. Можно прокатывать мяч, сидя на ковре. Например: ухо- уши, дерево – деревья, стол – столы и т. д. В старшей группе: • В нужном падеже. • Согласуя с числительным. • Согласуя с прилагательным • Образуя уменьшительно – ласкательную форму. • Употребив нужный предлог, называя слово в нужном падеже. В подготовительной группе: • Употребляет антонимы • Согласовывает существительное с прилагательным в роде, числе, падеже. • Образовани е отглагольных существительных. Бросок мяча о пол руками и ловля его двумя руками. Игры «Я знаю пять» Цель: закрепить знания детей по отработанным раннее темам/ «овощи», «фрукты», «мебель», «транспорт» и мн. др. / . Отрабатывать ритмичный бросок мяча о пол и ловлю его. Бросок и ловля мяча, сопровождаемые рифмовками. Цель: автоматизировать чтение стихотворения или рифмовки, бросая и ловя мяч двумя руками. Бросок мяча о пол и отбивание его одной/ правой или левой рукой/ . Могут быть использованы любые стихи, изучаемые ребенком в группе. Поочередное отбивание мяча правой, левой рукой с одновременным чтением рифмовки- считалки.

Оставить комментарий: