консультации для педагога
Документы для скачивания
Методическая разработка по сюжетно- ролевой игре в средней группе Игра- это основной вид деятельности. Очень часто случается так, что игра детей «пущенная на самотек», состоит из действий, которые носят стереотипный характер, а взаимодействия с игрушками является ничем иным как манипулирование предметом. Как следствие, игра не выполняет полноценно ту развивающую функцию, которую она несет, поэтому не редко можно увидеть «одинаковые» по содержанию игры у детей младшего возраста. Точно также как учить детей правильно держать ложку, одеваться, выполнять гимнастику их надо учить играть. Речь идет не о копирование игровых действий взрослого, а о взаимодействии взрослого и ребенка в игре. В игре воспитывается интерес и уважение к труду взрослых: дети изображают людей разных профессий и при этом подражают не только их действия, но и отношения к людям. Часто игра служит побудителем к работе: изготовление атрибутов, конструирование. Игр а- важное средство эстетического воспитания дошкольников, так как в этой деятельности проявляется и развивается творческое воображение, способность к замыслу, развивается ритм и красота движения. Обдуманный подбор игрушек помогает формированию художественного вкуса. Таким образом, в дошкольном детстве игра является важнейшей самостоятельной деятельностью ребенка и имеет большое значение для его физического и психического развития, становление индивидуальности и формирование детского коллектива. Задача при работе с детьми, построить совместную игру таким образом, чтобы ее центральным моментом стало именно ролевое поведение. - расширять представления детей о профессии шофера, кондуктора, механика, заправщика. - закреплять ПДД. - формировать игровую деятельность: развивать сюжет. - уметь взаимодействовать по ходу игры, осуществлять замысел, распределять роли, планировать, подбирать атрибуты, оборудоватьместо игры. Цель – привести к единообразию игры для всех детей в рамках «заданных » с южетов и ролей, а развитие игры каждого ребенка с опорой на его личные интересы. Актуальность- какими умениями должны овладеть дети, чтобы в полной мере использовать роль как специфический способ построения игры? Прежде всего, ребенку нужно уметь принимать на себя игровую роль и обозначать ее для партнера. Однако, чтобы полноценно овладеть игровой ролью, ребенку необходимо не только уметь осуществлять специфические для роли условные предметные действия, но и уметь развертывать специфическое ролевое взаимодействие – ролевой диалог. Более того, уметь изменять в ходе игры ролевое поведение в зависимости от того. к аковы роли партнеров, уметь менять игровую роль в зависимости от развертывания сюжета. Все эти умения формируются постепенно. Для детей 4 года жизни достаточно уметь принимать и обозначать игровую роль, реализовать специфическое ролевые действия направленные на партнера- игрушку, развертывать парное ролевое взаимодействие, элементарный ролевой диалог с партнеро м- сверстником. Показателями успешного формирования ролевого поведения у детей 4 года жизни является: •Развертывание детьми в самостоятельной деятельности специфических ролевых действий и ролевой речи, направленной на кукольных персонажей •Парное ролевое взаимодействие со сверстником, ролевое обращение, короткий диалог. Самостоятельная игра детей во многом зависит от организации предметно- игровой среды и подбора соответствие его игрового материала. Воспитателю необходимо изучать интересы детей, их любые игры, а также использовать темы игр отражающих общественные события и явления, окружающую бытовую жизнь людей. Нужно стремиться к максимальному насыщению игры интересным содержанием, способным увлечь ребенка, и определить предполагаемые роли. Провести беседу, чтобы как можно больше привлекать детей к обсуждению плана игры к разработке содержания ролевых действий. Гипотеза: расширение кругозора детей в мире современных профессий, активное вовлечение родителей в игровое прост ранство детского сада, позволит значительно повысить уровень игровой деятельности дошкольников. Новизна: заключается в том, что мы рассматриваем проблему развития сюжетно ролевой игры через знакомство со сверстниками, профессиями. Кроме того, в образовательный процесс ДОУ введены инновационные методы. Формы работы- вовлечение родителей. Практическая значимость: заключается в разработке и опытной проверке методических рекомендаций, направленных на игровой процесс. Пополнение предметно- развивающей среды, расширение диапазона игровых действий, пополнение словарного запаса у детей. Предполагаемый результат: 1. Сформируется активная позиция в педагогическом процессе ДОУ 2. Дети приобретут опыт игрового досуга 3. Познакомятся с профессией через игровые сюжеты, разнообразят игровые действия Развитие игры под влиянием развития речи Сюжетно- ролевая игра, формируясь, выставляет на передний план игровое правило, которое начинает исполнять основную роль, и на сцене появляется новый вид игры — игра с правилами. Одна из причин неумения современных детей играть в том, что взрослые не умеют и чаще не хотят учить. Сейчас появилось много родителей- энтузиастов, которые учат своих детей плавать с рождения, читать в два года, решать уравнения в три, но практически нет тех, кто бы специально учил ребенка играть. Это, кажется непрестижным, этим нельзя похвастаться, это не может быть предметом для гордости, и игру оставляют «на откуп» детям: если научатся, то хорошо, а не научатся то с точки зрения взрослых, двойку не поставят. На самом деле, все наоборот: двойки в первом классе многие дети получают за то, что они не играли или не доиграли в дошкольном возрасте. Первая особенность дошкольников, связана с содержанием игровой деятельности: далеко не всегда дети этого возраста способны вычленить в ситуации ее основную сущность. Вторая особенность детей дошкольного возраста — небольшой опыт дошкольников. Многие сюжеты их игр бывают взяты из образовательных программ, рассказов других, чтения книг и т. п. С одной стороны, очень важно расширять опыт ребенка таким образом. С другой стороны, особенности восприятия ребенка дошкольного возраста таковы, что он нередко не понимает смысла того, что ему рассказывают или читают. В основном рассказы или пересказы состоят из одних существительных. Сюжетно- ролевая игра требует ознакомления ребенка с той сферой деятельности, которую он будет обыгрывать. Если посмотреть на арсенал детских игрушек современного ребенка, говоря о сюжетно- ролевой игре, можно найти очень много таких, до которых он еще не дорос. А значит, что они будут мешать развитию игры и связной речи. Развитие речи детей пяти лет необходимо осуществлять на занятиях в ДОУ, в режимные моменты( в игровой, художественной и другой деятельности) , в повседневной жизни, используя в этом процессе разные виды деятельности ребенка и, прежде всего, ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте – игру. Для формирования связной речи вне занятий следует постоянно разговаривать с детьми, побуждая их к самостоятельному речевому общению с взрослыми и сверстниками. Чтобы дети научились играть в полноценную сюжетно- ролевую игру, взрослому совместно с ними необходимо поочередно пройти пять ступеней. На первой ступени взрослый знакомит ребенка с той действительностью, которая впоследствии будет отображена в игре. Для этого он придумывает любую свою историю, подбирает соответствующие открытки и книги, напоминает ребенку то, что тот уже знает, привлекает к рассказу его самого, других ребят( особенно старших) , взрослых. Достаточно обычная ошибка — взрослые начинают игру сразу же после сочинения рассказов. Не следует этого делать. Так как дошкольник, владеющий хорошей памятью, просто конкретно воспроизведет то, что ему рассказывали, и для его воображения не будет места. По этой причине лучше, чтобы полученная информация «отстоялась». На второй ступени взрослый играет вместе с детьми в особый вид сюжетно- ролевой игры- отобразительную игру. Сюжетно- отобразительную игру можно организовать и по «чужим» сценариям( на основе мультфильма, рассказа) , и как повторение того, что происходило с самим ребенком. Надо предложить им поиграть в то, что они только что узнали, увидели, договориться, кто кем будет, и просто воспроизвести все это. Обыгрывание настоящих взаимоотношений, происшествий предоставляет ребенку вероятность открыть для себя волшебные слова детства: «не по- настоящему», «как будто бы», что немаловажно для дальнейшего развития и игры, и воображения. На третьей ступени взрослый играет с детьми в еще один вид сюжетно- ролевой игры — в игру- драматизацию. На данном этапе, в отличие от предыдущего, дошкольник способен ранее согласно собственному хотению изменять развитие игры либо концентрировать в таком случае то, что ему больше всего нравится, доступно, знакомо и ближе. На четвертой ступени, непосредственно игры с ребенком. Немаловажно, чтобы взрослый или более старший ребенок, который учит малыша, играл с ним каждый раз по- разному, чтобы избежать простого запоминания и слепого повторения действий другого. Непосредственно игры с ребенком. На пятой ступни происходит самостоятельная игра ребенка. Это важный элемент для того, чтобы дошкольник имел возможность принимать участие в коллективной сюжетно- ролевой игре. Как правило, эта игра практически целиком воспроизводит игры предыдущих этапов, только лишь взамен настоящего партнера ребенок обязан играть с воображаемым, за которого он тоже станет говорить. И на этой стадии очень напоминает режиссерскую игру, где ребенок играет одновременно все роли. В настоящее время он, например, парикмахер, и к нему приходит стричься мишка, который может быть и сердитым, и капризным, и каким- либо еще. Ребенок обязан являться одновременно и этим мишкой, и мастером. Подобная игра учит детей соподчинению ролей, взаимопониманию, учит контактировать с партнерами. Уровни развития сюжетно- ролевой игры: На первом этапе главным содержанием игры становятся действия с предметами. Они реализуются в конкретной очередности, хотя эта очередность часто не соблюдается. Последовательность действий имеет сюжетный характер. Главные сюжеты — бытовые. Действия детей монотонны и зачастую повторяются. Роли не отмечены. По форме это игра рядом либо одиночная игра. Дети с желанием играют со старшими. Самостоятельная игра кратковременна. Как правило, причиной появления игры считается игрушка или предмет- заместитель, который раньше использовался в сюжетно- ролевой игре. На втором этапе основное содержание игры- действия с предметом. Эти действия реализуются наиболее подробно и поочередно в соответствии с ролью, которая ранее обозначается словом. Очередность действий становится правилом. Появляется первое взаимодействие между участниками на основе использования общей игрушки( или направленности действия) . Объединения кратковременны. Главные сюжеты — бытовые. Одна и та же игра может много раз повторяться. Игрушки предварительно не подбираются, однако дети чаще используют одни и те же — любимые. В игре уже могут объединяться два- три человека. На третьем этапе главная сущность игры- также действия с предметами. Но они расширяются действиями, которые направлены на установление разных контактов с партнерами по игре. Роли отчетливо отмечены и распределяются вплоть до начала игры. Предметы и игрушки подбираются( чаще всего по ходу игры) в соответствии с ролью. Логичность, вид действий и их нацеленность определяются ролью. Это становится главным правилом. Игра чаще проходит как совместная, хотя взаимодействие перемежается с параллельными действиями партнеров, не связанные друг с другом, не соотнесенные с ролью. Длительность игры возрастает. Сюжеты становятся более разными: дети отражают быт, труд взрослых и яркие общественные явления. На четвертом этапе главное содержание игры — отображение взаимоотношений и взаимодействий взрослых друг с другом. Тема игры разная: она определяется непосредственным и опосредованным навыком детей. Игры носят коллективный, совместный вид. Объединения устойчивы. Они возводятся либо на интересе детей к одним и тем же играм, либо на основе личных симпатий и привязанности. Игры одного содержания долго повторяются и формируются, обогащаются, существуют длительный период. В игре на этом этапе отчетливо акцентируется подготовительная работа: разделение ролей между детьми, подбор игрового материала, а порой и его изготовление( игрушек- самоделок) . Условие соответствия жизненной логике распространяется на действия и на все поступки и ролевое поведение участников. В игре могут участвовать шесть, семь детей. Все уровни отображают общее развитие сюжетно- ролевой игры, но в определенной возрастной группе смежные уровни сосуществуют. Развитие игры под влиянием развития речи И гра есть деятельность, в которой дети сами моделируют общественную жизнь взрослых. Большое значение в речевом развитии детей придается игре: во- первых, в игре проявляется творческая деятельность ребенка; во- вторых, игра является первой ступенью трудового воспитания; в- третьих, игра развивает язык, а язык организует игру; в –ч етвёртых, играя, ребенок учится, а не одно учение немыслимо без помощи основного учителя — языка; в- пятых, игра является сильнейшим стимулом для проявления детской самостоятельности в области языка. Слово в игре помогает ребенку выявить свои мысли и чувства, понять переживания партнера, согласовать с ним свои действия. В итоге: все умения и навыки, которые ребенок приобретает в игре, связаны с развитием речи Д ля речевого развития используются все виды игровой деятельности в зависимости от возраста ребёнка. К четырём годам у детей формируются основы сюжетно- ролевой игры. Игра начинает приобретать развернутый характер, в ней единым смыслом связаны несколько задач: повышается словарный запас, развивается звуковая и связная диалогическая, монологическая речь. В сюжетно- ролевой игре ребёнок создаёт образ, а для создания образа необходимо слово. Слово помогает ребенку выявить свои мысли и чувства, понять переживания партнеров, согласовать с ними свои действия. Развитие целенаправленности, способности комбинирования связано с развитием речи, с все возрастающей способностью облекать в слова свои замыслы. Л. С. Выготский доказывал, что развитие детского воображения непосредственно связано с усвоением речи. Задержанные в своем речевом развитии дети оказываются отсталыми и в развитии воображения. Для того, чтобы понять, что такое сюжетно- ролевая игра, нужно углубиться в научное определение игры. Игра — вид непродуктивной деятельности, мотив которой заключается не в её результатах, а в самом процессе. В играх на бытовые сюжеты: в «дом», «семью», «праздники», «дни рождения». В играх на производственные и общественные темы, в которых отражается труд людей. Где сюжеты берутся из окружающей жизни( школа, магазин, библиотека, почта, парикмахерская, больница, транспорт( автобус, поезд, самолет, корабль) , милиция, пожарные, цирк, театр, зверинец, завод, фабрика, шахта, строительство, колхоз, армия) . Игры на героико- патриотические темы, в играх на темы литературных произведений, кино, телепередач: в «моряков» и «летчиков», в Зайца и Волка, крокодила Гену и Чебурашку( по содержанию мультфильмов) . Нельзя обойтись без слова, ведь в этих играх ребята отражают целые эпизоды из литературных произведений, подражая не только своими действиями героям, усваивая их поведение, но и с удовольствием копируют их речь, тем самым обогащая свой словарный запас. В совместных с воспитателем играх, содержащих 2–3 роли, совершенствуются умение объединяться в игре, распределять роли( мать, отец, дети) , выполнять игровые действия, поступать в соответствии с правилами и общим игровым замыслом. Формируется умение договариваться о том, во что они играть, и как распределять между собой материал, согласовывать действия и совместными усилиями достигать результата. Таким образом, все виды сюжетно- ролевой игры способствуют развитию связной речи, так как с помощью слова дети организуют сюжет и передают то, что знают о своих сверстниках, взрослых, их отношениях. Применение сюжетно–ролевых игр в работе с детьми позволяет пополнять и активизировать словарь на основе углубления знаний детей о ближайшем окружении. Расширяются представления о предметах, явлениях, событиях, не имевших места в собственном опыте дошкольников. Активизируется речь ребёнка, совершенствуется интонационная выразительность речи, улучшается дикция. Совершенствуется диалогическая речь, дети в процессе ролевых взаимоотношений учатся участвовать в беседе, понятно для слушателей отвечать на вопросы и задавать их, развивается умение рассказывать. Таким образом, сюжетно- ролевая игра считается высшей формой развития детской игры. Она достигает своего расцвета в дошкольном возрасте, выступая в этот период в качестве ведущей деятельности, а затем уступает свою ведущую роль учебе и больше не рассматривается в качестве самостоятельной движущей силы дальнейшего развития. Среди всего многообразия детских игр наибольшее значение имеет сюжетно- ролевая игра. Она отличается тем, что действие ее происходит в некотором условном пространстве. Детская комната вдруг превращается в больницу или в магазин, или в поле сражения. А играющие дети берут на себя соответствующие роли( врача, продавца, солдата) и действуют от имени этих ролей. В ролевой игре это всегда парные или дополнительные роли, поскольку всякая роль предполагает другого участника: ребенок может быть врачом, только если рядом есть больной, покупателем, только если есть продавец, и т. п. Поэтому ролевая игра — это деятельность коллективная: она обязательно предполагает других участников и прежде всего сверстников. Именно называние предметов новыми именами, обозначение действий, совершаемых с этими предметами, дает новый смысл каждой отдельной вещи, действию, поступку. Когда дети играют, они не только действуют, жестикулируют и манипулируют с игрушками, они еще всегда объясняют, что именно они делают. Без таких объяснений, придающих новый смысл предметам и действиям, невозможно ни принятие роли, ни создание условного пространства игры. Причем речь ребенка, объясняющая игру, должна быть кому- то адресована. Игровое действие должно иметь партнера или зрителя, которому необходимо объяснить, что означает тот или иной предмет или действие. Играя в больницу, обязательно следует договориться, кто врач, а кто больной, где шприц, а где градусник, когда врач дает таблетки, а когда слушает пациента. Без такой договоренности и без взаимного понимания игровая ситуация перестает существовать и рассыпается. Д. Б. Эльконин, сделавший большой вклад в изучение игры дошкольников, писал, что в игре у детей возникает чрезвычайно богатая речевая связь, которая освобождает речь детей от ситуационной связности. Игра является своего рода переходным, промежуточным звеном между полной зависимостью речи от вещей и предметных действий к свободе слова от реальной, воспринимаемой ситуации. Именно в этом «освобождении слова» и состоит значение игры со сверстниками для речевого развития детей. Однако умение играть в ролевые игры предполагает достаточно высокий уровень речевого развития. Известно, что дети, плохо владеющие речью, не могут играть в сюжетно- ролевые игры: они не умеют планировать сюжет, не могут взять на себя роль, их игры носят примитивный характер( в основном это манипуляции с предметами) и распадаются под влиянием любых внешних воздействий. Таким образом, через игру активно развивается связная речь ребенка. Подготовила Куданова О. В Казанкова Ю. Ю. Сюжетно- ролевая игра как средство развития связной речи детей среднего дошкольного возраста/ / Молодой ученый. — 2016. — №27. — С. 669- 673. — URL https: / / moluch. ru/ archive/ 131/ 36256/ .