Картотека "Пальчиковых игр"
Документы для скачивания
Картотека пальчиковой гимнастики для 1- й младшей группы Мы пришли в детский сад. «Солнце» Пальцы широко раздвину. ( Перекрещенные ладони прижать друг к другу, Руки так соединю. ( п альцы раздвинуты в стороны) , Это солнышко с лучами. ( п ошевелить пальцами) Рады все его теплу. Наши игрушки. Пальчиковая гимнастика «Игрушки» Я с игрушками играю: ( Руки перед собой, сжимаем- разжимаем пальцы обеих рук. ) Мячик я тебе бросаю, ( Протягиваем руки вперёд – «бросаем мяч». ) Пирамидку собираю, ( Прямые кисти ладонями вниз поочерёдно кладём друг на друга несколько раз. ) Грузовик везде катаю. ( Двигаем перед собой слегка раскрытой кистью правой руки – «катаем машинку». ) Наша группа. «Встали пальчики» Этот пальчик хочет спать, ( поочередно пригибать пальцы к ладошке, начиная с мизинца) Этот пальчик – прыг в кровать, Этот пальчик прикорнул, Этот пальчик уж заснул. Тише, тише, не шуми, ( Затем большим пальцем касаться всех остальных – «будить») Пальчики не разбуди. Встали пальчики – «Ура! »( С восклицанием «Ура! » — кулачки разжать, широко В детский сад идти пора! расставив пальцы. ) Осень Если листья пожелтели, ( Сжимаем и разжимаем кулачки) Дождь холодный моросит, ( Стучим пальцем) Птицы к югу полетели, - ( Изображаем крылья) Значит, осень к нам спешит. ( Хлопаем в ладоши) Овощи – фрукты В огороде много гряд, ( Сжимают и разжимают пальцы. ) Тут и репа, и салат, ( Загибают пальцы поочерёдно. ) Тут и свёкла, и горох, А картофель разве плох? Наш зелёный огород( Хлопают в ладоши. ) Нас прокормит целый год. Посуда Из тарелок, как один, ( Ладони вместе перед собой «тарелка». ) Суп мы ложками едим. ( Вращательные движения рукой с воображаемой ложкой. ) Вилкой кушаем котлеты, ( Указательный и средний пальцы выпрямлены, большой палец придерживает безымянный и мизинец – «держим вилку». ) Ножик режет нам омлеты. ( «Режем» прямой ладонью взад- вперёд. ) Домашние животные Вот, убрав царапки, кошка моет лапки. ( « Моем руки». ) Мордочку и ушки( Круговые движения ладонью по лицу. ) На своей макушке. ( Чуть согнутые ладошки движутся за ушами – показываем, как кошка моет ушки. ) Побежали вдоль реки( Двигают указательными и средними пальцами по поверхности стола от себя к краю. Повторяют несколько раз. ) Котята наперегонки. Домашние птицы Зёрна курочка клюёт, ( Обе ладошки вместе отклоняем от себя. ) И цыплятки тут как тут. ( Щепотки «клюют» по очереди. ) В воду уточка нырнёт, ( Ладошки вместе «ныряют» вперёд. ) А цыплятки не нырнут. ( Погрозили пальчиком. ) Комнатные растения У нас в горшке расцвёл цветок. ( Ладошки изображают бутон) Чтоб стал красив он и высок, ( Поднимаем «бутон» вверх) Раскрыл на утро лепестки, ( Раскрываем ладошки) Должны работать корешки. ( Опускаем ладошки вниз, соединив тыльной стороной) Одежда Обуваем ножки бегать по дорожке. ( Двумя пальцами «шагают» по столу. ) Повторяй за мной слова: ( Сжимают и разжимают пальцы. ) Ножка – раз, ножка – два! ( Ставят два пальца на стол и поднимают по одному. ) В магазине покупают( Сжимают и разжимают пальцы. ) И на ножки надевают Папа, мама, брат и я –( Загибают пальцы на руках. ) Любит обувь вся семья. ( «Шагают» пальцами по столу. ) Я надену сапоги, ( Показываем на ноги, туловище, голову. ) Курточку и шапку. И на руку каждую( Одна рука выпрямленными пальцами вверх, другая – проводит по мизинцу и ребру ладони, показывая направление надевания перчаток. ) Натяну перчатку. ( Смена рук. ) Новый год- Здравствуй, Дедушка Мороз! ( Ладонь поглаживает подбородок – «бороду» Деда Мороза. ) Что в подарок нам принёс? ( Руки вперёд ладонями вверх. ) - Громкие хлопушки, ( Хлопнуть в ладоши. ) Сладости, игрушки. ( Вертим кистями. ) Зима Снег ложится на дома, ( Руки разводим в стороны, ладонями вниз. ) Улицы и крыши. ( Руки «домиком». ) Тихо к нам идёт зима, ( Палец к губам. «Идём» указательным и средним пальцами одной руки. ) Мы её не слышим…( Рука за ухом. ) Что зимой мы любим делать? ( Поочерёдно соединяют большой палец с остальными. ) В снежки играть, На лыжах бегать, На коньках по льду кататься, Вниз с горы на санках мчаться. Дикие животные Заяц и ёжик навстречу друг другу( Указательные и средние пальцы обеих рук «идут» навстречу друг другу. ) Шли по дорожке по полю, по лугу. Встретились – и испугались они. ( Стукнуть кулачками. ) Быстро бежали – поди догони! ( Снова пальцы «идут», но теперь в разные стороны. ) Это зайчонок, это бельчонок, ( Сгибают пальцы в кулак, начиная с мизинца. ) Это лисёнок, это волчонок, А это спешит, ковыляет спросонок( Вращают большим пальцем. ) Бурый, мохнатый, смешной медвежонок. Дикие птицы Дятел дерево долбит: ( Одна ладонь прямая – это «дерево», другая – «дятел»- кулачком стучите о неё. ) Тук- тук- тук. Целый день в лесу стоит( Смена рук. ) Стук- стук- стук. Безопасность и здоровье Айболит зверей лечил, Всех зверюшек угостил: Белочке – орешки, Морковку – зайчишке, Мишке – медок, Ежику – грибок, Ну, а лисоньке – цветок! Каждый зверь благодарит: - Вот спасибо, Айболит! Рыбы Жил да был один налим, ( Движения имитирующие движения плавников. ) Два ерша дружили с ним. Прилетали к ним три утки( Взмахи ладонями. ) По четыре раза в сутки( Сжимать и разжимать кулачки. ) И учили их считать: Раз, два, три, четыре, пять. ( Загибать пальчики. ) Разные материалы «Рубим дрова» Чтобы печку растопить, ( Складываем пальцы в замок) Надо дров нам нарубить. Рубим, рубим мы дровишки –( Имитируем действия дровосека) Пусть тепло будет детишкам. Мама – солнышко мое Мамочка хорошая, ( Воздушный поцелуй над ладонью. ) Мамочка любимая! ( Поцелуй над другой ладонью. ) Очень я её люблю, ( Сдуваем с ладони поцелуй. ) Поцелуи ей дарю! ( Сдуваем поцелуй с другой ладони. ) Туалетные принадлежности Мы белье стирали, ( тереть один кулачок об другом) ; В речке полоскали, ( движения ладонями вправо- влево) Выжали, развесили( сжимать – разжимать кулачки, имитировать движения, развешивание белья) То- то стало весело! ( круговые движения кистями, ладони вверх, пальцы разведены в сторон ы( фонарики) . Мебель На кроватке мы поспали, ( Руки под щёку. ) Вещи в шкаф уже убрали. ( Свободно двигаем руками – «убираем вещи». ) Мы на стуле посидели( Ладонью одной руки накрываем кулак другой. ) И за столиком поели. ( Вращательные движения рукой с воображаемой ложкой. ) Цирк. Зоопарк В зоопарк пришли зайчата, Медвежата, барсучата, Лягушата и енот: На зелёный, на лужок, Приходи и ты, дружок. Сгибание пальцев в кулак в ритме потешки. При перечислении животных считать пальцы на обеих руках поочерёдно Наступила весна Вот уж две недели( Опускаем по очереди руки вниз, пальцы вместе. ) Капают капели. Снег на солнце тает( Руки ладонями вниз разведены в стороны. ) И ручьём стекает. ( Обе руки ладонями вниз двигаются в одну сторону. ) Транспорт По шоссе идут машины, ( Крутим воображаемый руль. ) По асфальту едут шины. ( Локти прижаты к туловищу, ладони двигаются параллельно друг другу. ) По дороге не беги, ( Погрозили пальцем. ) Я скажу тебе: «Би- би ». ( Рука сжата в кулак, большой палец выпрямлен – «сигналим». ) Цвет и форма Мой весёлый круглый мяч, ( Одной рукой бьём по воображаемому мячу. ) Щёки круглые не прячь! ( Смена рук. ) Я тебя поймаю, ( Двумя руками, соединив одноимённые пальцы, показываем мяч. ) В ручках покатаю! ( Покатали воображаемый мяч между ладоней. ) Праздник «Солдаты» Мы солдаты, мы солдаты, Бодрым шагом мы идём. ( Пальцы маршируют по столу. ) В нашу армию, ребята, Просто так не попадёшь. ( Пальцы сжаты в кулак, указательный палец поднят вверх и покачивается вправо- влево. ) Нужно быть умелыми, Сильными и смелыми( Ладонь вверх, пальцы растопырены, сжимаются и разжимаются. ) Цветы Ромашки белые цветки –( Ладонь вперёд, пальцы раздвинуть – это «ромашка». ) Как пальцы маленькой руки. И вот слетаются жуки( Перебираем пальцы «руки- ромашки» по одному. ) Считать ромашки лепестки. Скоро лето Солнцем ласковым согрето, ( «Идём» указательным и средним пальцами одной руки. ) За весной приходит лето. Будем в озере нырять( «Ныряем» соединёнными вместе ладонями от груди вперёд. ) И цветочки собирать. ( «Срываем» одной рукой и «собираем» в другую. ) Вот какие мы большие У меня есть голова, Грудь, живот, а там – спина, Ножки – чтобы поскакать, Ручки – чтобы поиграть. ( Слушаем стихотворение и указываем на соо тветствующие части тела_ _