Эколого-краеведческое направление по самообразованию

Опубликовано: 00:13:33 26-09-2020

Автор: Воробьёва Людмила Александровна

     «Все хорошее в людях из детства!
Как истоки добра пробудить?
Прикоснуться к природе всем сердцем!
Удивиться, узнать, полюбить!
Мы хотим, чтоб земля расцветала,
И росли, как цветы, малыши!
Чтоб для них экология стала
Не наукой, а частью души!»

Документы для скачивания:

56373_Ekologo-kraevedcheskoe napravlenie po samoobrazovaniu..docx
Формат: .docx

Содержимое файтов:

56373_Ekologo-kraevedcheskoe napravlenie po samoobrazovaniu..docx

Эколого- краеведческое  направление по самообразованию.      Мир ребенка – это его дом, его семья, детский сад, ближайший лес, поле, достопримечательности родного города – все то, что окружает его и самым непосредственным образом влияет на его жизнь. Взрослым необходимо помочь детям научиться видеть и понимать красоту и величие родного края – это дает возможность ребенку ощутить свою причастность к большому и прекрасному миру, к Родине.      Осознание значимости проблемы воспитания любви к родному краю, его природе побудило коллектив нашего детского сада выбрать эколого- краеведческое направление работы – как одно из приоритетных. Ведь яркие впечатления  о природе, истории, традициях родного края, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь.      Поэт К. Симонов в стихотворение «Родина» пишет: «Ты вспомнишь не страну большую, которую изъездил и узнал.   Ты вспомнишь Родину такую, какой её ты в детстве увидал». И действительно, как невелика страна, человек связывает своё чувство любви к ней с теми местами, где он родился, вырос, с улицей по которой ходил не раз, с местом, где посадил первое деревце.      Детям дошкольного возраста уже могут быть доступны знания о некоторых событиях истории, фактах географии, культуры и искусства, если они преподнесены в доступной форме, затрагивают чувства, т. е. детям этого возраста доступны занятия краеведением.        Уточним, что такое краеведение. Краеведение – совокупность знаний о том или ином крае, изучение его природы, истории, быта. «Край» понятие условное и зависит от того, кто и с какой целью его изучает. Это может быть район, город, поселок, улица.      Для дошкольников природное краеведение – это ознакомление с растительным и животным миром, который его окружает, это ближайший лес, это водоём и поле, парк, участок детского сада.        Формы работы с детьми разнообразны:   беседы, викторины, прогулки, экскурсии, наблюдения.       Наше дошкольное учреждение  расположено рядом с  речкой и лугом. Дети очень частые гости нашего луга  во все времена года.       Удачное расположение детского сада рядом с речкой, дало возможность разработать маршруты экологической тропы в естественных природных условиях. На лугу дети знакомятся с разнообразным животным и растительным миром, слушают нежное журчание реки, наблюдают  за ней. На экологической тропе встречаются и редкие охраняемые  растения –  белые кувшинки. Объекты выбраны интересные и в познавательном и эмоциональном отношении: цветущая полянка, большой муравейник и  так далее.      Продуманные экскурсии, походы, прогулки в лес имеют большое воспитательно- образовательное значение. Они обеспечивают непрерывное общение детей с природой в разные сезоны, активную деятельность в ней, ознакомление с экосистемой леса.        Какую радость и удовольствие приносят детям экскурсии в лес: они видят природу во всем многообразие, слушают звуки леса, любуются его красотой. Детям дается возможность побродить, отыскать что- нибудь необычное для себя, прижаться к белоствольной березе, рассмотреть небесную высь сквозь ажурное переплетение деревьев.     Чтобы восприятие природы вызывало у детей яркие впечатления, воспитатели широко используют  стихотворения, народные приметы, пословицы, фольклорный материал. Нами разработаны занятия на экологической тропе в разное время года «Природа – чудесница».     Основная  задача таких экскурсий – пробудить у детей исследовательский интерес, любознательность, зажечь огонёк любви к родному краю, вызвать желание познать его через удивление, восхищение родной природой. К великому огорчению, в лесу приходится отмечать факты грубого отношения людей к природе.      Для реализации задач эколого- краеведческой работы в детском саду  создана определенная предметно- развивающая среды в помещении и на территории, где важным является непосредственный контакт ребёнка с объектами природы, живое общение с растениями и  животными, практическая деятельность по уходу за ними.   Много внимания уделяем благоустройству территории: вырубили старые, посадили молодые деревья и кустарники. Всё  приобретает в настоящее время большое эстетическое, познавательное и природоохранное значение. .     На площадке природы  беседка для отдыха, на деревьях скворечники и кормушки, которые служит для привлечения пернатых: зимой здесь подкормка, весной и летом – выведение птенцов   .    Для решения задач эколого- краеведческой работы таких как:  - сообщение новых, закрепление и обогащение имеющихся знаний о природе нашего города, - воспитание привычки заботится о природе родного края, и её обитателях, находить  взаимосвязи явлений в природе, умений делать выводы, воспитание любви к природе своего поселка помогло создание экологической тропы на территории ДОУ. Экологическая тропа – это разнообразные и привлекающие внимание детей объекты:   Вдоль тропы находятся типичные для нашей местности деревья, кусты, травянистые растения. Помимо растительности на тропе имеются объекты животного мира, наблюдаем насекомых: пчел, шмелей, различных  жуков. Отмечаем места пребывания птиц, если повезет, наблюдаем белку.      В групповых уголках природы созданы необходимые условия для содержания комнатных растений, аквариума, птиц, млекопитающих продумано размещение и хранение оборудования для организации трудовой деятельности. Воспитатели ежедневно обучают детей уходу за растениями, животными, наблюдению и изучению особенностей их развития.  Давно существует эколого- краеведческая комната – одно из любимейших мест нашего детского сада. Здесь любят бывать все: дети, сотрудники и родители. По сути, эта комната является экологическим комплексом, включает в себя небольшой экологический музей, который представлен близкой и понятной детям темой: «Лес и его значение в жизни человека», и мини лабораторию, где провидится опытническая работа, организованны выставки совместного творчества взрослых и детей «Эти забавные животные», «Мир вокруг нас», «Наш Светлячок», оформлен макет нашего поселка, макеты природных зон, подобраны методические пособия и материалы, мини- музей «Куклы из бабушкина сундука»  Самое светлое место выделено под огород – на окне зимой выращиваются овёс, зелёный лук, петрушка.   Здесь дети знакомятся с литературными произведениями о природе, живописью, читают стихи, рисуют с натуры своих питомцев: хомяка, морскую свинку, черепаху, наблюдают за рыбками, волнистыми попугайчиками, с помощью взрослых создают книги- самоделки, где отражены в рисунках, рассказах их впечатления об окружающем мире.     Кроме экскурсий в природу, проводим экскурсии по поселку; в музей, комнату русского быта, библиотеку. В ходе этих экскурсий знакомим детей с историей нашего города, с происхождением его названия.       Дошкольники посещают  музей им. И. Н. Крамского, знакомятся с жизнью  земляка Героя России – летчика –к осмонавта А. В. Филипченко, известного писателя С. Я. Маршака.      Знакомство с родным поселком, его природным окружением вызывают у детей положительные чувства и эмоции, а так же стремление и желание ребёнка нарисовать то, о чем только что услышал и увидел.     Свои впечатления от наблюдений на экскурсиях прогулках  дети отображают в рисунках. Под руководством воспитателя Антоновой Н. В. в детском саду организуются выставки детских работ; «Край, в котором мы живем», «Родина наша – нет её краше», «Как прекрасен этот мир», «Природа и дети».      Эколого- краеведческая работа невозможна без приобщения к народным традициям и обычаям. Нам хочется, чтобы дети узнали истоки отечественной культуры, нравы и обычаи своего народа, которые возникли в далёком прошлом, ведь недаром говорится: «У народа, который не знает своего прошлого, не может быть будущего». Необходимо дать  детям представление о русских народных песнях, плясках, хороводах, запевках, закличках; познакомить детей старшего дошкольного возраста с элементами некоторых, доступных пониманию детей народных обрядов и праздников. Полнейшая зависимость от природы заставляли людей тщательным образом изучать окружающий мир, примечать даже малейшие изменения в природе, улавливать закономерности и связи одних явлений с другими. Все эти наблюдения  вылились в целый ряд правил, примет, тонких и верных замечаний, пословиц, поговорок, которые о многом рассказывают нам современным людям.      Традиционными стали фольклорные праздники, которые дети любят: « Осенины », «Коляда», «Масленица», «Троица» и узнают много нового и интересного о родной крае, а главное они учатся добру, любви к Родине, родной природе.        Для успеха любого дела необходима хорошая подготовка и активное дружеское участие всего коллектива.   Эффективность эколого- краеведческого направления работы ДОУ   во многом обуславливается тем, насколько грамотно строит педагог взаимодействие с детьми. Осваивая новые педагогические технологии  воспитания детей, совершенствовалось мастерство педагогического коллектива. Вопросы эколого- краеведческой работы  регулярно обсуждаются на педсоветах, консультациях, семинарах- практикумах, используется анкетирование педагогов, открытые мероприятия дают хорошие результаты.     Взрослые, обучающие и воспитывающие детей, создающие для них необходимые условия это решающий фактор. Положительные результаты в работе  будут достигнуты только в том случае, если сами педагоги постоянно повышают свое педагогическое мастерство, понимают цели и задачи данного направления работы, будут знать свой край, его историю, экологию, быт.      И прежде чем учить детей, необходимо научиться самому, уметь преподнести материал доходчиво, понятно. И оттого как он это сделает, зависит, воспримет ли ребенок эти знания, проявят  ли дальнейший интерес к предмету.      Для повышения профессионального мастерства педагогов приобретаем литературу  экологического, краеведческого и биологического содержания.       Для  воспитателей проводятся викторины, деловые игры которые позволяют заинтересовать их экологическими сведениями, вызывают желание читать справочную литературу.      Эколого- краеведческая работа в ДОУ невозможна без сотрудничества  с родителями, без их поддержки. Ежегодно родители активно участвуют в проведении акции «День Земли», трудятся на участке детского сада, высаживают цветы, благоустраивают территорию. Такие акции имеют большое воздействие на дошкольников, служат хорошей экологической пропагандой среди жителей поселка. Охотно участвуют родители в проведении наших традиционных праздников «Масленица», « Осенины », помогают шить костюмы, записывают их на видео. С целью выявления отношения родителей к вопросам экологического воспитания проводится анкетирование, данные используем в дальнейшей работе. Родители приносят в детский сад комнатные растения, рыбок, волнистых попугаев. Детский сад сотрудничает со школой. Дети посещают исторический  музей, русскую избу, выставки на экологическую тематику. Школьники участвуют в проведении праздников, ежегодно  для дошколят показывают кукольный театр.    Хочется закончить стихотворением.      «Все хорошее в людях из детства! Как истоки добра пробудить? Прикоснуться к природе всем сердцем! Удивиться, узнать, полюбить! Мы хотим, чтоб земля расцветала, И росли, как цветы, малыши! Чтоб для них экология стала Н е наукой, а частью души! »

Оставить комментарий: