Методическая система по формированию духовно-нравственных чувств у детей старшего дошкольного возраста.
муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Солнышко» Кардымовский район Смоленской области
Методическая система по формированию духовно-нравственных чувств у детей дошкольного возраста.
Разработал старший воспитатель Геронтьева О.А.
Патриотическое воспитание одно из важнейших звеньев системы воспитательной работы. В последнее время появился термин «новый патриотизм», который включает в себя чувство ответственности перед обществом, чувство глубокой духовной привязанности к семье, дому, Родине, родной природе, толерантное отношении к другим людям. Формирование личности ребёнка, его воспитания начинается с воспитания чувств через мир положительных эмоций, через обязательное приобщение к культуре, обеспечение духовной и интеллектуальной пищей, в которой он нуждается.
Суть патриотического воспитания состоит в том, чтобы посеять и взрастить в детской душе семена любви к родной природе, к родному дому и семье, к истории и культуре родного края, страны, созданной трудом родных и близких людей, тех, кого зовут соотечественниками. Наследие нравственных и эстетических ценностей родной культуры – это и есть самый естественный, а поэтому и верный способ патриотического воспитания, воспитания чувства любви к малой родине.
Приступая к работе над данной проблемой, я хорошо понимала, что для целенаправленного результативного осуществления воспитательно-образовательного процесса необходим основательный теоретический и практический опыт. Поэтому я взяла тему по самообразованию «Формирование патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста посредством приобщения их к природе и традициям родного края».
Целью моей работы является воспитание нравственно-патриотического чувств, развитие личной культуры ребенка посредством ознакомления с природой и традициями родного края.
Для достижения этой цели я поставила перед собой следующие задачи:
- Подобрать методическую литературу, пособия, художественную литературу для детей, познакомиться с опытом работы по данной теме других педагогов.
- Разработать систему работы по патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста посредством ознакомления с природой и традициями родного края.
- Обогатить развивающую предметно-пространственную среду материалами по родному краю.
Для работы с детьми старшего дошкольного возраста посредством ознакомления с природой и традициями родного края я наметила следующие задачи:
- Сформировать чувства привязанности к своему дому, своим близким, детскому саду, родному краю.
- Познакомить и закрепить знания детей о родной природе, культуре, традициях Смоленского края.
Содержание работы по реализации поставленных задач, я выстроила по следующим этапам:
1-й этап – «подготовительный»
2-й этап – «практический»
3-й этап – «итоговый»
В результате первого этапа:
- Мною изучен опыт работы по формированию гражданско-патриотических основ у детей в практике дошкольного воспитания.
- Подобраны диагностические материалы для проведения диагностики детей старшего дошкольного возраста по выявлению первоначальных знаний о природе и традициях родного края.
Реализация второго этапа велась следующим образом: на этом этапе были выявлены знания и умения детей по данной теме и разработана система работы.
Проанализировав методическую литературу по данной теме, я выявила следующие критерии по воспитанию патриотических чувств у детей:
- Наличие представлений у детей о семье, доме, поселке,
- Наличие знаний о символике государства, областного города, поселка Кардымово.
- Наличие знаний о памятных местах малой Родины и об известных людях поселка и Смоленской области.
- Умение ориентироваться в названиях улиц поселка.
- Наличие знаний о пословицах, поговорках, русских народных сказках, народных праздниках.
- Наличие сформированности бережного отношения к природе и всему живому.
- Наличие сформированности чувства уважения к культуре и традициям своей малой родины.
Выше названные критерии позволили определить уровень сформированности знаний о родном крае у детей старшего дошкольного возраста.
Первоначальная диагностика уровня сформированности знаний у детей старшего дошкольного возраста о своем родном крае
Уровень развития |
2017 год |
Высокий |
20% |
Средний |
50% |
Низкий |
30% |
Результаты диагностики показали, что 30% детей старшего дошкольного возраста имеют низкий уровень сформированности знаний о родном крае. У детей не сформированы конкретные представления о природе родного края, низкий интерес к истории родного края, плохо ориентируются в семейных ценностях и традициях. Это объясняется недостаточностью жизненного опыта у детей, отсутствием систематических занятий и слабым интересом по данной теме у родителей.
На основании проведенной диагностики я разработала систему работы с детьми старшего дошкольного возраста посредством ознакомления с культурой и традициями родного края.
Тематическое планирование в старшей группе «Непоседы» по нравственно-патриотическому воспитанию в детском саду.
Сентябрь. Тема "Моя семья»
Рассказы детей о членах своей семьи на основе личного опыта.
Оформление стенгазеты «Семья – это важно!».
Беседы на тему "Семейный отдых" (рассматривание фотографий).
Сюжетно-ролевая игра "Семья".
Игра-викторина «Что объединяет семью?»
Октябрь. Тема "Мой любимый детский сад.
Беседа о важности труда всех людей, работающих в детском саду.
Оформление альбома « Мой любимый детский сад»
Экскурсия по детскому саду и знакомство с трудом сотрудников.
Выставка детских рисунков на тему "Мой любимый детский сад".
Игра- викторина «Почему я люблю приходить в детский сад».
Ноябрь. Тема " Поселок, в котором я живу.
Беседы о поселке Кардымово, его достопримечательностях, знаменитых людях. Экскурсии в парк, по улицам поселка, в районную библиотеку, историко-краеведческий музей.
Рассматривание фотографий с изображением самых знаменитых мест в поселке.
Изготовление альбома «Наш поселок».
Выставка детских рисунков «Мой любимый уголок».
Декабрь. Тема История малой родины.
Беседы с детьми о возникновении поселка, о том, как жили наши предки, во что одевались, что ели.
Экскурсия в историко-краеведческий музей с целью ознакомления с тематической выставкой «Как жили наши предки» (макеты жилищ, предметы быта, смоленская керамика, смоленская игрушка, старинная вышивка).
Знакомство детей с народными праздниками и традициями.
Январь. Тема "Наша Родина – Россия"
Беседы о Москве: «Москва- главный город нашей Родины.
Объяснение значения пословиц о Родине.
Рассказ о Российском флаге (раскрашивание нарисованного флага).
Рассматривание иллюстраций с изображением природы различных уголков нашей Родин.
Рождественские развлечения, народные игры, пение русских народных песен, частушек, колядок.
Февраль 1-2 недели
Тема «Природа нашего края»
Беседы, рассказы, рассматривание иллюстраций на данную тематику.
Участие детей в районной выставке детского творчества «Природа родного края»
Выпуск стенгазеты: «Я люблю тебя, мой край родной».
Акция «Покорми птиц зимой».
Февраль. 3-4 неделя. Тема "Наши защитники" (ко Дню Защитника Отечества)
Рассказ приглашенного воина (из пап) о защитниках Отечества.
Просмотр видеофильма "Защитники Отечества"
Спортивное развлечение «Вместе мы сила!».
Рассказы пап о службе в армии, пение армейских песен.
Оформление фотовыставки: «Как я в армии служил» (фотографии пап и дедушек).
Март. Тема "Мамочка, милая, я тебя люблю"
Беседы о мамах.
Составление рассказов на тему "За что я люблю свою маму. Как я помогаю ей".
Пение песен о маме, чтение стихов.
Семейные посиделки «Вместе с мамой»
Оформление выставки детского рисунка: « Портрет любимой мамы».
Апрель. Тема "Космонавты"
Рассказ воспитателя о первом космонавте - нашем земляке - Ю.А.Гагарине.
Рассказы воспитателя о космонавтах и космосе (с просмотром видеофильмов.)
Изготовление атрибутов для сюжетно-ролевой игры "Космонавты". Игра « Космонавты ».
Рисование на данную тему.
Конструирование космического корабля, обыгрывание постройки.
Май. Тема «День Победы»
"Беседы и рассказы о войне. Чтение и рисование на данную тематику в группе.
Встреча с ветераном с последующим вручением ему памятного подарка, изготовленного руками детей.
Беседа о войне с просмотром фрагментов фильмов в районной библиотеке.
Слушание и пение фронтовых песен в историко-краеведческом музее.
Игры (соревновательного характера)
Экскурсия к Вечному огню, возложение цветов.
Экскурсия к памятному камню-месту расстрела подпольщиков в годы ВОВ.
Оформление стенда: «Смоленск-город герой».
Тематический план работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей подготовительной к школе группы «Непоседы»
Сентябрь. Тема: «Моя семья»
Работа над понятием «семья», чтение художественных произведений и рисование на данную тематику.
Беседы с детьми об их домашних обязанностях, о семейных традициях и праздниках.
Лепка и рисование домашней утвари для игры в игру «Семья».
Изготовление панно "Моя семья".
Презентация «С чего начинается Родина».
Октябрь 1 – 2 недели. Тема "Я люблю свой детский сад и поселок, в котором я живу"
Беседа о профессиях людей, работающих в детском саду.
Рассказы заранее подготовленных детей (вместе с родителями) об исторических местах поселка и его знаменитых людях (в честь кого названы улицы). Рассматривание фотографий
Экскурсия (пешая) по поселку.
Семейный праздник «Моя родословная»
.Развлечение для детей «Осенняя пора, очей очарованье».
Октябрь 3 - 4 недели. Тема «Град на Днепре» (путешествие по фотографиям и иллюстрациям)
Просмотр фотографий и иллюстраций с изображением города Смоленска.
Рассказ воспитателя об истории города Смоленска (местоположение, особенности застройки, боевое прошлое).
Знакомство с Крепостной стеной (история построения).
Слушание песен о Смоленске.
Экскурсия в краеведческий музей на базе нашего детского сада.
Экскурсия по городу через просмотр фильмов в районном историко-краеведческом музее.
Изготовление панно из природного материала «Герб Смоленска»
Участие детей в районной выставке детского рисунка: "Мой любимый город".
Ноябрь. Тема «Этими людьми гордится Смоленщина»
Беседы об известных людях Смоленщины, (Ю.А. Гагарин М.И.Глинка, С.Т. Коненков,
М.В. Исаковский, А.Т. Твардовский, А. Мишин, Ю. Никулин, А. Папанов, И Соколов-Микитов и др.) ознакомление с их деятельностью.
Посещение выставки в районной библиотеке «Нам есть, кем гордиться!».
Конкурс чтецов «Поэты родного края – детям».
Оформление альбома «Гордость земли Смоленской».
Декабрь. Тема «Встречаем Новый год».
Рассказ воспитателя о встрече Нового года в прошлом и сегодня.
Беседа о Новогодних символах, о Новогодних обычаях.
Рассказ детей о том, как в их семьях принято встречать Новый год.
Показ вертепа (вид кукольного театра) со сценами рождения Христа.
Зимние постройки из снега для малышей.
Акция "Поможем птицам зимой".
Январь. Тема «Мы живем в России»
Беседа о людях разных национальностей, живущих в России.
.Беседа о березке – символе России.
.Прослушивание стихов и песен о Родине, о березке.
Рассматривание фотографий, предметов одежды людей разных национальностей.
Составление рассказов о будущем Родины.
Семейные национальные праздники, народные игры.
Февраль. Тема "Сильны и могучи богатыри славной Руси" (ко Дню Защитника Отечества)
Рассказ воспитателя о славном русском народе, о его могучих и бесстрашных защитниках.
Беседа о характере богатырей Руси и о защитниках Родины.
Оформление фотовыставки «Растем патриотами»
Просмотр видеофильмов «Защитники Отечества».
Спортивные развлечения "Вместе с папой".
Март. Тема "Мамочка милая, самая родная"
Мама — самое прекрасное слово на земле (обсуждение).
Викторина "Что ты знаешь о своих родителях".
Экскурсия в историко- краеведческий музей, с целью ознакомления с образцами старинной русской женской одежды.
Апрель 1 - 2 недели. Тема "Наши космонавты"
Рассказ воспитателя о первом космонавте – Ю.А. Гагарине.
Беседа о космонавтах и космосе (с просмотром видеофильма).
Конкурс детских рисунков «Планета моей мечты».
Спортивное развлечение "Мы — космонавты".
Конструирование космического корабля, обыгрывание постройки -сюжетно-ролевая игра «Летим в космос».
Апрель 3 - 4 недели. Тема "Наше государство — Российская Федерация"
Беседа о государстве — "Российская Федерация".
Знакомство с различными городами России.
Знакомство с флагом, гербом и гимном России.
Разукрашивание в альбомах Российского флага.
Оформление на карте Российской федерации мест, где были дети.
Май. Тема "Этот День Победы"
Рассказы воспитателя о героях ВОВ, отдавших жизнь за Родину.
Экскурсия в историка - краеведческий музей с целью просмотра и обсуждения документального фильма «Как началась война».
Встреча с ветераном с последующим вручением ему подарка изготовленного руками детей.
Экскурсия к Вечному огню, возложение цветов.
Экскурсия к памятному камню – месту казни героев – подпольщиков, возложение цветов.
Праздничный концерт, посвященный Дню Победы.
Работа велась одновременно по трем направлениям:
- с детьми - согласно разработанного плана,
- с родителями (пропаганда патриотического воспитания, повышение уровня знаний о материале, привлечение к совместной деятельности),
- обогащение развивающей предметно-пространственной среды
Наиболее эффективная форма работы по ознакомлению с малой родиной и привитию любви к родному краю – тематические прогулки, экскурсии. Изучение родных мест я начинала со знакомства с детским садом, его местонахождением. Используя повседневные наблюдения за тем, что встречают дети на своем пути в детский сад, замечая изменения в погоде, смену времен года, сезонные работы, производственные и социокультурные объекты, педагог учит детей выделять интересное, красивое. Целевые экскурсии в библиотеку, школу, музей , на почту формируют у дошкольников представления о разнообразных потребностях людей и о том, кто и как заботится о жителях поселка.
Благодаря прогулкам и экскурсиям у детей постепенно складывается интерес к изучению истории места, где они родились. Возникает интерес к тому, как было «раньше». Несмотря на удивление, прошлое дети воспринимают не как сказку, а как действительно происходившие события.
Еще одна форма работы по патриотическому воспитанию – встречи с интересными людьми. Каждый год, в канун празднования Дня Победы, воспитанники встречаются с ветеранами Великой Отечественной войны, которые рассказывают детям о тяжестях и невзгодах военного времени.
Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста включает в себя не только воспитание любви к родному дому, семье, детскому саду, но и воспитание уважительного отношения к людям труда, людям, увлеченным интересным делом.
Невозможно привить любовь к родной земле, не познакомив с ее природными богатствами, красотой. Я знакомлю детей с природой родного поселка на занятиях, экскурсиях и прогулках, в ходе бесед.
- изготовила дидактические папки: «Мой посёлок», «Моя семья» , «Государственная символика России», оформила сюжетно-ролевые игры «Моя семья», «На воде и на суше», «На флоте» и др.;
- подобрала методическую, художественную литературу, через которую дети усовершенствуют знания о подвигах в годы ВОВ, о Смоленском крае, о родном поселке, о Российской армии и др.;
- тематические выставки в ДОУ, в группе «Мои молодые родители» и др.
Неоднократно проводила конкурс чтецов «Поэты родного края - детям»
Оформила альбомы: «Наш город», «Наш поселок», «Наш любимый детский сад»
Дети с удовольствием принимали участие в акциях: «Покорми птиц зимой», «Посади дерево в детском саду».
И, конечно, одним из важнейших аспектов патриотического воспитания детей является тесная взаимосвязь с семьёй. Я переговорила с родителями, выяснила, кто хочет участвовать в моей работе по воспитанию патриотических чувств у детей, заинтересовала даже бабушек, провела родительское собрание. В результате родители «загорелись», поняли благотворное влияние этой работы на своих детей и начали работать. Организовала семейный клуб «Знатоки родного края». Принесли много фотографий прошлых лет, по которым беседовали дома с детьми, а дети в детсаду показывали их друзьям и объясняли, кто на них запечатлён, где и когда это происходит. Мы сделали несколько стенгазет: «Это всё - моя Родина», «Я люблю тебя, мой край родной», «Я и моя семья». Были принесены медали прадедов – участников войны, медали прабабушек, работавших на победу в тылу. Несколько семей составили свои генеалогические древа; родители писали сочинения и снимали фильмы о своих детях, как они любят свой детский сад «Солнышко»; сделали очень трогательную презентацию «С чего начинается Родина…». Некоторые родители привезли свои отчёты о поездках с детьми по памятным местам нашего края, различные игрушки, фотографии, памятные сувениры. Родители сами подают идеи. Принесли семейную утварь прошлых веков Руси: рубель для глажки белья, прялку, самовар, угольный утюг, вышитые в народном стиле полотенца, которым уже больше полувека, прялку, картинки и книжки из истории нашего края. Дети относятся к этому очень серьёзно и с большим интересом.
В нашей группе «Непоседы» стало традицией совместное проведение народных праздников: «Осенины», «Коляда», «Масленица», «Благовещение», «Вербное воскресенье», «Пасха», «Троицын день».
Таким образом, мне удалось преодолеть стандартный взгляд родителей на свою роль в детском саду - роль пассивного потребителя образовательных услуг
Для итоговой диагностики использовались критерий первоначальной диагностики уровня сформированности знаний у детей старшего дошкольного возраста о своем родном крае
Сравнительная диагностика
Уровень развития |
2018 год |
2019 год |
Высокий |
20% |
60% |
Средний |
50% |
40% |
Низкий |
30% |
нет |
Вывод: В процессе познания малой родины воспитанники научились любить ее, уважать людей, живущих рядом. Дети стали открытыми в проявлении чувств: они говорят о своей любви к поселку, родной природе. Дошкольники научились сравнивать и сопоставлять события и явления, видеть старое и новое, научились воспринимать конкретные исторические события. В процессе работы по ознакомлению дошкольников с малой родиной у детей обогатился и активизировался словарь, расширилось представление об окружающем мире.