a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Проект "Деревья "живут" рядом с нами"

Автор: Пешкова Ольга Васильевна Опубликовано: 2020-09-27 06:32:15

Документы для скачивания

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 5 «Росток» город Радужный 67691022542500 Проект «Деревья «живут» рядом с нами» с детьми группы общеразвивающей направленности от пяти до шести лет № 6 «Ромашка» Руководитель проекта: Пешкова О. В. , воспитатель г. Радужный 2020 год Деревья «живут» рядом с нами Где было пустое место, Где не было ничего, Пусть каждый посадит дерево, И не забудет его. В. Берестов Руководитель проекта: Пешкова О. В. Участники проекта: дети, воспитатели и родители старшей группы. Тип проекта: информационно- познавательный, средне срочный, внутригрупповой. Срок реализации: октябрь – декабр ь. Актуальность В. А. Сухомлинский: «Мир, окружающий ребёнка, - это, прежде всего, мир природы с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе, вечный источник детского разума». Взаимоотношения человека с природой актуальный вопрос современности. Дети мало общаются с природой. Деревья прекрасные объекты для наблюдений, так как имеют ярко выраженные сезонные изменения. Хотя деревья «живут» рядом с нами постоянно, дети не замечают их и очень часто не считают живыми объектами природы. На протяжении многих веков человечество живет рядом с удивительными живыми существами- деревьями. Мы редко задумываемся о том, насколько они важны для жизни людей и всего живого на Земле. Бережное отношение к природе, экологическая грамотность стали залогом выживания человека на нашей планете Земля. Каждый знает, что деревья- это легкие Земли, источник кислорода воздуха, источник здоровья людей. Важно не только знать об этом, но и необходимо научиться сохранять то, что нам дает природа. Дошкольное детство- важный период в жизни ребенка, когда закладываются основы личности, в том числе позитивное отношение к природе, окружающему миру. Ребенок уже в дошкольном возрасте способен осознанно понять и принять элементарные сведения о пользе деревьев для здоровья человека и правилах поведения в природе. Цель проекта: Формирование у детей представлений о деревья, как о живых объектах и объектах необходимых для жизни человека. Задачи проекта: Формировать устойчивый интерес детей к познанию мира природы. Расширить знания о деревьях: особенности строения, произрастания и возможности использования человеком. Углубить знания детей о значении деревьев в жизни человека, а та кже в жизни всех живых существ. Вовлекать родителей в совместную работу над проектом, создавая радостную атмосферу совместного с ребенком творчества. Воспитывать эстетическое восприятие, способность видеть красоту родной природы, наслаждаться красот ой деревьев в разное время года, о необходимости бережного и сознательного отношения к природе, желании её беречь и охранять. Предполагаемый результат: У детей будут сформированы устойчивые представления о деревьях. Повысится познавательный интерес к растительному миру Дети научатся любить, охранять и беречь родную природу, соблюдать правила безопасного поведения в лесу. У родителей повысится интерес к данному вопросу, расширится кругозор экологических знаний. Реализация проекта Предварительная работа: Беседа с детьми о деревьях. Рассматривание деревьев на прогулке. Загадывание загадок о деревьях. Этапы реализации проекта I. Подготовительный этап: 1. Постановка целей, определение актуальности и значимости проекта; 2. Подбор методической литературы для реализации проекта; 3. Подготовка предметно- пространственной развивающей среды. 4. Подбор наглядно- дидактического материала, художественной литературы, репродукций картин, организация развивающей среды в группе. II. Основной этап: 1. Беседы с детьми: - «Здравствуй, дерево! »; - «Какие деревья растут на участке»; - «Почему н ужно беречь и охранять деревья». - «Почему могут быть опасны старые, засохшие деревья? »- «Как вести себя в лесу? » 2. Ознакомление детей с художественной литературой: Чтение: К. Д. Ушинский «Спор деревьев», И. Соколов- Микитов « Листопадничек », С. Маршак «Откуда стол пришёл? », М. Михайлов «Лесные хоромы», В. Лескова «Лечебница под сосной», Н. Сладков «Сказки леса», В. Бианки «Сказки». Чтение стихотворений: А. Прокофьев «Березка», «Наш лесок», Н. Некрасов «Зеленый шум», И. Семенова «Березка», И. Токмакова «Дуб», «Ива», Б. Заходер «Почему деревья не ходят». Заучивание стихотворений: И. Бунин «Листопад», И. Токмакова «Дуб», «Сосны», П. Воронько «Берёзка». Загадки, пословицы, приметы. ( Приложение 1) 3. Рассматривание картин с изображением деревьев в разное время года: И. Левитан «Весна. Цветущие яблони», И. И. Шишкин «Зима», И. И. Шишкин «Дубовая роща» и беседы по их содержанию; 4. Прослушивание: Запись «Голоса леса», в музыкально- поэтическом сопровождении: Е. Кочеткова «Дерево», «Дуб» и «Береза» И. Токмаковой. Слушание: П. И. Чайковский – ц икл произведений «Времена года». 5. Экскурсия: Рассматривание деревьев на участке. 6. Совместная и самостоятельная художественно- продуктивная деятельность: - рисование « Осеннее дерево », - рисование « Осенний лес », - аппликация из листьев деревьев, - аппликация «Дерево осенью», - лепка «Ветка рябины», Выставка поделок из природного материала( родители – дети) 7. Дидактические игры: 1. «Что сначала, что потом». Цель: формировать представление о деревьях в разное время года; воспитывать эстетическое восприятие; бережное отношение к деревьям. 2. «С какого дерева листок». Цель: совершенствовать умение сопоставлять листья с деревьями, обогащать словарный запас. 3. «Подбирай, запоминай, называй» Цель: учить находить картинку, называть изображение на них в соответствии со временем года. 4. «Что лишнее». Цель: развивать внимание, логику, умение сравнивать и сопоставлять. 5. «Опиши, я отгадаю». Цель: формировать правильное представление о деревьях, развивать речь детей. 8. Комплексное занятие «Люблю березку русскую»( Приложение 2) 9. Консуль тация «Природа как воспитатель»( Приложение 3) III. Заключительный этап Цель- подведение итогов работы над проектом. Оформление выставки « Дары осени ». Оформление альбома «Гербарий». Фотографии. Выводы: Каждый ребенок участвовал в проекте с желанием, проявляя инициативу; рассказывали о бережном отношении к дереву, о дружбе с ним; старались обнять его, шепнуть, погладить кору, послушать, что «шепчут» листья. У детей появились высказывания: «буду ухаживать за всеми деревьями», «нельзя обижать деревья», «чтобы не было скучно, надо с деревьями разговаривать», «посадим много деревьев и нам будет лучше». Дети запомнили правила поведения в природе, научились их соблюдать. Литература: С. Н. Николаева «Юный эколог». Программа экологического воспитания в детском саду, - М. : «Мозаика – Синтез» 2010. В. Н. Волчкова, Н. В. Степанова «Конспекты занятий в старшей группе д/ сада. Экология. Воронеж, ТЦ «Учитель» 2004. Л. П. Молодова «Игровые экологические занятия с детьми»- М. : ЦГЛ, 2003. А. И. Иванова «Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду», - М. : ТЦ «Сфера» 2009. Т. С. Комарова «Изобразительная деятельность в детском саду», Просвещение 1973. М. Н. Сигимова «Познание мира растений», Детство пресс 2010. Т. А. Шорыгина «Деревья. Какие они? », - М. : 2006. Приложение 1 Загадки Летом одевается, зимой раздевается. ( Лиственница) Много рук, а нога одна. ( Дерево) Ножками кушает, руками растёт. ( Дерево) Весной веселит, летом холодит, осенью питает, зимой согревает. ( Дерево) Растут- зеленеют, упадут – пожелтеют, полежат – почернеют. ( Листья) Нам в дождь и в зной поможет друг, зелёный и хороший- протянет нам десятки рук и тысячи ладошек. ( Дерево) Когда лето оно – оно одето, а зима настала- и нет покрывала. ( Дерево) Его весной и летом, мы видели одетым, а осенью с бедняжки, сорвали все рубашки, но зимние метели в меха одели. ( Дерево) Меня в лесу оставили, весь век торчать заставили: В ушанке заячьей зимой, а летом с бритой головой. ( Пень) Закутан ребёнок в семь тонких пеленок, И спит без постели в мороз и метели. ( Почка) Где зимою на кусточке, есть листочки и цветочки? ( Почки) Висят на ветке золотые монетки. ( Листья) Приложение 2 Комплексное занятие «Люблю березку русскую» Цель: продолжать формировать интерес детей к родной природе; обобщать знания о берёзке; расширять представления детей об образе берёзы в поэзии, музыке, произведениях изобразительного искусства; воспитывать любовь к русской берёзке. Материал к занятию: Иллюстрация с изображением берёзы. Магнитофон с аудиозаписью песни «Во поле берёзка стояла»( русская народная песня) , «Времена года» П. И. Чайковского. Репродукции картин И. Левитана «Весна. Большая вода», «Золотая осень», К. Юнона «Мартовское солнце». И. Грабаря «Февральская Лазурь», И. Шишкин «Лесная глушь». Ход занятия Загадка: Стоит Аленка, платок зелёный, Тонкий стан, белый сарафан. ( Берёза) Воспитатель предлагает рассмотреть иллюстрацию с изображением берёзы. - Как в любое время года мы можем узнать берёзу? ( Белый ствол только у берёзы. ) - Как в народе называют берёзку? ( Русская, белоствольная, кудрявая, нарядная, золотая, ненаглядная. ) - Какие у берёзки бывают листочки? ( Зелёные, изумрудные, клейкие, золотые. ) - Из всех деревьев русского леса всех милее наша берёзка. Хороши и чисты берёзовые светлые рощи. Белые стволы покрыты тонкой берестой. Есть в русской природе особенный день, когда на берёзах начинает распускаться молодая листва. Войдёшь в лес и радостно ахнешь: зелёной нежной дымкой покрылись лесные опушки. Какая красота! Какое блаженство! - С кем на Руси сравнивали красавицу- берёзу? ( С девушкой, у которой тонкая, гибкая талия, с невестой. ) - В июне месяце на Руси справляли праздник «Русской берёзки». Утром яркая красочная толпа направлялась к берёзовой роще. Девушки выбирали одну из берёзок и украшали её, привязывали к ветвям цветные лоскутки, ленточки, подвешивали пряники, конфеты. Вокруг водили хороводы, плясали, заводили игры. - О белоствольной красавице сложено немало стихов и песен. Слушание русской народной песни «Во поле берёза стояла». - А теперь давайте прочтём стихи о берёзе. Чтение стихотворений: А. Прокофьева «Люблю берёзку русскую», С. Есенина «Белая берёза». - Многие талантливые художники- пейзажисты запечатлели берёзу на своих картинах. По- своему хороша она в разные времена года! Предлагаю детям рассмотреть репродукции картин и рассказать о них. - На картинах художников берёзки прямые, стройные, белоствольные. - Наша красавица- берёзка умеет предсказывать погоду. Послушайте приметы: Если из березы весной течет много сока- к дождливому лету. Если осенью листья берёзы начнут желтеть с верхушки- весна будет ранняя. Берёза перед ольхой лист распустит- лето будет сухое, ольха перед берёзой- мокрое. Под русские народные мелодии выполняется коллективная аппликация «Берёзка». Приложение 3 Консуль тация «Природа как воспитатель» Воспитание правильного отношения детей к природе, умение бережно обращаться с животными существами, может быть полноценно осуществлено в дошкольный период лишь в том случае, если система работы в детском саду сочетается с воздействием на ребёнка в семье. В детском саду воспитатели большое внимание уделяют прививанию навыков ухода за растениями, животными, птицами. Замечательный педагог В. А. Сухомлинский писал: «Человек всегда был и остается сыном природы, и то, что роднит его с природой, должно использоваться для его приобщения к богатству духовной культуры. Мир, окружающий ребёнка- это прежде всего мир природы с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе источник детского разума. Все дети от природы любознательны. Круг их интересов очень широкий. Среди вопросов, которые они задают нам взрослым, есть и такие, что вызваны различными явлениями, объектами природы. Чтобы лучше понять всё живое, что нас окружает, надо родителям чаще бывать в поле, на лугу, в лесу, у реки, в парке, уметь увидеть красоту во всём и замечать всё интересное. Как распускаются первые листочки, почему зимой ель очень зелёная, а у других листья попадали. От нас взрослых, зависит, будет ли ребёнок любознательным, как у него развивается речь. Чем больше ребёнок увидел и понял, тем ярче и образнее его речь, тем охотнее он общается со сверстниками, легче входит в контакт с взрослыми. Умение излагать свои мысли, помогает лучше учится в школе. Он на деле убедится в том, что ни одно явление не возникает беспричинно, само по себе и ни что не исчезает бесследно. В процессе систематических целенаправленных наблюдений, ребёнок учиться думать и отвечать на вопросы «Почему? » И пусть такая работа сложная, многотрудная, но в результате её, в сознании ребёнка с раннего детства закладываются основы любознательности, пытливости, умение логически мыслить, делать умозаключения, выводы. Дети любят ходить с взрослыми в лес, не забудьте с ним поздороваться: «Здравствуй лес, дремучий лес, полный сказок и чудес! », а уходя попрощаться с ним: Солнце прячется в тумане, Лес дремучий до свиданья! Защитил ты нас от зноя Дал здоровья, свежих сил И гостинцем угостил. Надо всегда напоминать детям, много видит и слышит только тот, кто идет не спеша, ступает неслышно, тогда он многое увидит, как шелестят листья, роса на траве, бельчонок лакомится сладкой земляникой, а птицы кормят своих птенцов, а вот тут и ежиха с ежатами. Поиграйте с детьми в игру: «Лесные запахи». Предложите сначала детям понюхать, как пахнет земляника, мох, листья мяты, ромашки аптечной и т. д. Сначала брать 2- 3 растения, а потом побольше, дети понюхают, а потом узнают с закрытыми глазами каким растением пахнет. Вспомните загадки, маленькие стихи о растениях, приметы. Заметали муравейник- понаблюдайте за жизнью муравьев, какие они дружные, навалились кучей на гусеницу, тащат её к своему домику- это они очищают лес от вредителей. Угостите их сахаром или конфеткой и понаблюдайте, как они любят сладкое. В лес можно ходить в разное время года и любоваться им, замечать неполадки и устранять их. Убрать сухие ветки на тропинке, подвязать надломанную ветку, посадить дерево. Правильно делают те родители, которые во время прогулки обращаются с природой и ребёнком. «Смотри как красиво! », «Какой сегодня белый, пушистый снег! », «Как тебе кажется, на что похоже облако! » и т. д. Дети после игр со снегом радостные возвращаются домой. Здесь тепло и уютно. Часто в воскресные дни пекутся дома пироги, а в хлебном магазине пахнет хлебом. Дайте детям толчок на раздумья сказав поговорку: «Много снега, много хлеба», «Снег подул- хлеба надул». Покажите детям хлебное поле в разное время года, объясните, почему говорят: «Хлеб всему голова»; значит, его надо беречь. Рассказать сколько людей трудятся, чтобы эта пахучая буханка хлеба пришла к нам на стол. Каждый, даже самый маленький ребенок должен беречь хлеб. А у кого есть дома животные не забывать их кормить. Сначала вмести с вами дорогие па пы и мамы, а потом это войдёт в привычку, и ваш ребёнок сам всё будет делать. Умение видеть и понимать другого живого существа, тонкое движение души ребёнка, зависит от интереса к растению, животному- от степени развития наблюдательности, нравственных чувств. С этого начинается ответственность за всё живое на планете. Когда мы, взрослые, говорим( не рви, не топчи, не ломай, не трогай и т. д. ) необходимо объяснять почему «Не рви». Для расширения и закрепления знаний об экологии необходимо рассматривать картины, наблюдать за растительным и животным миром, читать художественную литературу. Надо всегда помнить всем взрослым и детям, что Земля- это общий наш дом, человек живя в этом доме должен быть добрым, заботиться, чтобы всему живому было хорошо. «Наша планета Земля, Очень щедра и богата Горы, леса и поля Дом наш родимый друзья! Давайте вместе будем беречь планету. Другой такой на свете нет. Разведём над нею и тучи, и дым. В обиду её никому не дадим. Беречь будем птиц, насекомых, зверей. От этого станем мы только добрей. Украсим всю Землю садами, цветами, Такая планета нужна нам с вами».

Оставить комментарий: