Проект "Создание условий для развития речевой активности детей с ОВЗ в процессе исследовательской деятельности""

Опубликовано: 11:22:21 03-10-2020

Автор: Титова Лиля Александровна

Документы для скачивания:

56453_Proekt po sozdaniu usloviy dlya rechevoy aktivnosti detey s OVZ v protsesse issledovatelskoy detelnosti.docx
Формат: .docx

Содержимое файтов:

56453_Proekt po sozdaniu usloviy dlya rechevoy aktivnosti detey s OVZ v protsesse issledovatelskoy detelnosti.docx

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 9 «Калинка» г. Назарово Красноярского края Организация детской проектной деятельности Название проекта: «Создание условий для развития речевой активности детей с ОВЗ в процессе исследовательской деятельности » Образовательные области: речевое, познавательное, социально- коммуникативное развитие Выполнили: Титова Л. А – воспитатель I кв. категории Гантимурова Н. А- воспитатель высшей кв. категории 2020 г. Проект Название проекта: «Создание условий для развити я речевой активности детей с ОВЗ в процессе исследовательской деятельности». Тема проекта: Формирование речевой активности детей с ОВЗ через исследовательскую деятельность. Проблемное поле: К. Д. Ушинский писал: «Язык не есть что- нибудь прирожденное, и не дар, упавший с небес. Это плод долгих трудов человечества, усваивая который, ребенок овладевает огромным богатством». Умение общаться со сверстниками и другими людьми – одно из необходимых условий нормального личностного и социального развития ребенка. Именно речевая активность, ее объем и характер становятся главными показателями успешности учебно- познавательной, игровой, коммуникативной, трудовой и других видов деятельности. Развивать речь ребенка, не включая его в познавательно- исследовательскую деятельность невозможно, так как речь сопровождает и совершенствует познавательную деятельность детей. Ведь дошкольники – прирожденные исследователи. И тому подтверждение – их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решение в проблемной ситуации. В связи с появлением в дошкольном учреждении детей с ограниченными возможностями здоровья, возникла необходимость находить новые формы, методы и приёмы педагогической деятельности для развития речевой активности детей, которые бы учитывали индивидуальные потребности такого ребёнка и его состояние здоровья. Ребёнок с ОВЗ быстро утомляется, у него снижено работоспособность, он часто отвлекается на посторонние предметы. Поэтому, одним из приёмов работы с такими детьми стала исследовательская деятельность. В процессе исследовательской работы у ребёнка задействованы все каналы получения информации: слух, зрение, осязание, обоняние. Обследуя тот или иной предмет, ребёнок манипулирует им, что непременно сказывается на развитие его психических процессов. Исследовательская деятельность, как форма работы с детьми, позволяет удерживать педагогическую задачу, расширять поле деятельности, активизировать восприятие, стимулировать познавательны е и речевые функции. Педагогические методы и приёмы: - словесный( беседы) - практический( экспериментирование, игры) Цель: Создание условий для развития речевой активности детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ через исследовательск ую деятельность. Задачи: Повы сить уровень профессиональной компетенции педагога в вопроса х развития речевой активности детей с ОВЗ. С пособствовать обогащению активного словаря детей с ОВЗ через исследовательскую деятельность. Дополнить центр исследовательской деятельности: картотека опытов и экспериментов, картотека схем проведения опыто в и экспериментов, дидактические игр ы и пособий, мини лаборатория. П оддерживать условия для развития познавательно- речевых процессов дошкольников с ОВЗ в исследовательской деятельности и активизации речевой активности путем постоянного пополнения исследуемых материалов. О богащать эмоционально – чувственный опыт детей в процессе непосредственного общения с предметами, явлениями. П ривлечь родителей к оформлению и пополнению центра исследовательской деятельности, а так же к совместной с детьми исследовательской, продуктивной деятельности, способствующей возникновению речевой активности Планируемые результаты: А) Личностные качества: Ребёнок владеет средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками. Ребёнок адекватно использует вербальные и невербальные средства общения, владеет диалогической речью и конструктивными способами взаимодействия с взрослыми и сверстниками; Способен управлять своим поведением и соблюдать элементарные общепринятые нормы и правила поведения. Б) И нтеллектуальные качества: Познавательная активность: - Ребёнок любознательный, активный, интересуется новым, неизвестным в окружающем мире( мире вещей и предметов) - Способен формулировать и задавать вопросы взрослому, сам может отвечать на поставленные перед ним вопросы, делать элементарные умозаключения, выводы. - Способен самостоятельно проводить несложные опыты и эксперименты, проговаривая каждое своё действие. Общие интеллектуальные умения: - Ребёнок способен самостоятельно решать интеллектуальные задачи( проблемы) адекватные возрасту ребёнка и его индивидуальным способностям; - Ребёнок может самостоятельно применять усвоенные знания и способы деятельности для решения задач, поставленных как взрослыми, так и детьми. - Умеет работать по правилу и по образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции. В) Физические качества: Способен проявлять волевые усилия, доводить начатое дело до логического завершения; Проявляет усидчивость при проведении элементарных опытов и экспериментов; Проявляет упорство и заинтересованность в проигрывании дидактических игр. Сценарий совместной деятельности по решению задач( основные шаги по реализации проекта) . Пополнение и оформление различными материалами центра исследовательской деятельности «Хочу всё знать»: а) р одители вместе с детьми подбирают и приносят в группу различный материал для проведения несложных опытов и экспериментов( различные виды ткани, бумаги, камн и, ракушки, семян, магнитов и т. д. ) ; для оформления альбомов( « Такая разная ткань», «Мир бумаги» «Семена») ; б) воспитатели данный материал используют для проведения опытов и экспериментов, оформления альбомов. 2. Пополнение центра исследовательской деятельности «Хочу всё знать» картотекой элементарных опытов и экспериментов, ка ртотекой схем проведения опытов: а) р одители находят описание того или иного опыта и эксперимента; б) в оспитатели оформляют картотеки. 3. Оформление дидактических игр и пособий на развитие речи и познава тельной сферы ребёнка: а) р одители находят и принося т картинки по заданной тематике; б) в оспитатели создают и оформляют дидактические игры и пособия для детей. 4. Оформление альбомов « Такая разная ткань », «Мир бумаги», «Семена» и коллекции «Зерновые и бобовые культуры»: а) р одит ели находят и приносят материал; б) в оспитатели оформляют коллекцию и альбомы. 5. Пополнение научн о- энциклопедической литературой: а) р одители вместе с детьми находят и приносят энциклопедическую литературу; б) в оспитатели оформляют раздел в центре «Хочу всё знать» нау чно- энциклопедической литературой. Ключевые моменты проекта. 1) Формы работы по введению участников в форму проекта: - подбор методической и научно- энциклопедической литературы; - подбор материала для проведения элементарных опытов и экспериментов; - подбор материала для создания альбомов; - подбор дидактических игр. 2) Содержание деятельности к аждой группы участников по реализации проекта. Педагоги: - коррекция деятельности всех участников проекта; - создание картотек опытов и экспериментов; - создание схем проведения опытов и экспериментов; - создание альбомов и коллекции; - подбор и проведение дидактических игр исследовательского характера по обогащению словаря и активизации речи детей с ОВЗ. Дети: - проигрыва ние дидактических игр; - участие в проведении опытов и экспериментов; - самостоятельное проведение простых опытов. Родители: - участие в оформлении центра исследовательской деятельности «Хочу всё знать»; - участие в поиске научно- энциклопедической литературы; - участие в поиске различного материала для проведения опытов и экспериментов; - участие в подборе материалов для создания альбомов и коллекций. 3) Итоговое мероприятие: Форма – презентация проекта. Название: «Создание условий для речевой активности детей с ОВЗ в процессе исследовательской деятельности». Краткое содержание: процесс реализации проекта зафиксирован в фото отчёте и доступен для ознакомления, как в печатном виде, так и в электронном. Описание продукта полученного в результате проекта: Оформлен альбом « Такая разная ткань » Родители вместе с детьми подбира ли лоскутки различного вида ткани. Воспитатели оформ или альбом. Оформлен альбом «Мир бумаги» Родители вместе с детьми подбира ли образцы различного вида бумаги. Воспитатели оформ или альбом. Оформлен альбом «Семена» Родители вм есте с детьми подбира ли семена овощей, ягод, фруктов, деревьев, цветов. Воспитатели оформ или альбом. Оформлен а коллекци я «Зерновых и бобовых культур» Родители нашли и прин если семена зерновы х и бобовых культур. Воспитатели оформ или коллекцию. Оформлен ы дидактически е игр ы «Помоги домашним и диким животным», « Свари компот для мамы», «НЛО и инопланетяне», «Полезные продукты», «Зимующие и перелётные птицы». Родители вместе с детьми помог ли под обрать материал для игр. Воспитатели оформ или игры. Оформлена картотек а опытов и эксперимен тов, картотека схем проведения опытов и экспериментов. Родители помогли в нахождении и подборе материал а( описание опытов и экспериментов) . Воспитатели оформ или картотеки. Вид проекта: познавательно- речевой. Состав участников: Дети с ОВЗ старшей группы № 7 «Колобок». Нормативно развивающиеся д ети старшей группы № 7 «Колобок» Педагоги: Гантимурова Наталья Анатольевна, Титова Лиля Александровна. Помощник воспитателя: Бондаренко Лариса Александровна. Родители старшей группы № 7 «Колобок» Интеграция образовательных областей: Название образовательных областей Содержание Задачи. Познавательное развитие Проведение опытов и экспериментов с водой, магнитом, бумагой. Формирование представлений о различных сторонах изучаемого объекта, обогащение памяти ребёнка, активизация мыслительных процессов, умение анализировать, классифицировать, обобщать, делать выводы, развитие речевой активности детей. Речевое развитие Проведение дидактических игр «Помоги домашним и диким животным», «Свари компот для мамы», «НЛО и инопланетяне», «Полезные продукты», «Зимующие и перелётные птицы». Развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи, обогащение словаря детей с ОВЗ. Речевое развитие Ра ссматривание альбомов «Такая разная ткань », «Мир бумаги», «Семена». Рассматривание коллекции «Зерновых и бобовых культур» Рассматривание научно- энциклопедической литературы Развитие речи детей с ОВЗ за счёт обогащения словарного запас а новыми словами и выражениями. Развитие умения детей задавать вопросы, отвечать на поставленные перед ними вопросы. Дополнительная информация для выполнения проекта: - Интернет сайты; - помощь родителей в подборе информационного материала; - научно – энциклопедическая литература. Материально- технические ресурсы необходимые для выполнения проекта. Центр исследовательской деятельности «Хочу всё знать»: - Для реализации проекта центр был пополнен новыми дидактическими играми, картотекой опытов и экспериментов, картотекой схем по проведению опытов и экспериментов, научно- энциклопедической литературой, мини лабораторией( лупы, микроскоп, различные ёмкости, одноразовая посуда и т. д) , альбомами « Такая разная ткань », «Мир бумаги», « Семена », ко ллекцией зерновых и бобовых культур. Планируемое время на реализацию проекта по этапам: Время года: зима – весна. Продолжительность проекта: долгосрочный( январь- март) . Этапы Содержание деятельности Сроки Поисковый Подбор методической и научно –э нциклопедической литературы. Подбор материала для проведения опытов и экспериментов. Подбор материала для создания альбомов, коллекции, картотек. январь Аналитический Анализ собранной информации январь Практический Дети: - п роводят опыты и эксперименты; - п роигрывают дидактические игры; - р ассматривают энциклопедии, альбомы, коллекцию. Родители: - приносят материал для проведения опытов и экспериментов; - подбирают и приносят материал для создания альбомов и коллекции, картотек. Педагоги: - с оздают альбомы «Мир тканей», « Мир бумаги», «Семена», коллекцию зерновых и бобовых культур; - с оздают картотеку опытов и экспериментов; - с оздают картотеку схем проведения опытов и экспериментов; - о формляют дидактические игры на развития речи детей с ОВЗ в исследовательской деятельности. - п роводят итоговое мероприятие. Январь- Март Презентация Проведение итогового мероприятия, фотоотчёт Март Организованные формы работы над проектом. № Формы работы Названия темы Сроки 1 Дидактические игры «Помоги домашним и диким животным», «Свари компот для мамы», «НЛО и инопланетяне», «Полезные продукты», «Зимующие и перелётные птицы». Январь- март 2 Опыты и эксперименты Опыты и эксперименты с водой, бумагой, тканью, магнитом Январь- март 3 Самостоятельная деятельность Рассматривание альбомов « Такая разная ткань », «Мир бумаги», «Семена», коллекцию зерновых и бобовых культур; Январь – март 4 Взаимодействие с родителями Подбор материала для создания альбомов, коллекции, картотек опытов и экспериментов. Подбор энциклопедий. Январь- март

Оставить комментарий: