Программа дополнительного образования "Театр юного актера "В гостях у сказки""

Опубликовано: 13:04:18 03-10-2020

Автор: Титова Лиля Александровна

Документы для скачивания:

56509_programma_v_gostjakh_u_skazki_2020g..docx
Формат: .docx

Содержимое файтов:

56509_programma_v_gostjakh_u_skazki_2020g..docx

ОГЛАВЛЕНИЕ 1. Пояснительная записка …………………………………………………………. … 3 1. 1. Новизна программы…………………………………………………… ………. . . . . . 3 1. 2. Практическая значимость программы …… ……………………………………. . . . . 4 1. 3. Цель и задачи реализации программы …………. . . ………… …. …………………4 1. 4. Принципы реализации программы …………………………. . . …………………. . . 5 1. 5. Планируемые результаты освоения программы ………. . ………………………. 5 1. 6. Организационно- педагогические условия …………………………………. …… 7 1. 7. Ф орм ы и метод ы работы с детьми … ……………. . . ……………………………. . . 7 1. 8. Основные направления программы( структура занятий) ………………………. . 8 1. 9. Интеграция образовательных областей …………………………………………. . . 9 1. 10. Материально- техническое обеспечение ………………………………………. . 10 2. Учебно- тематический план ……………………………………………………. . . 11 3. Информационно- методическое обеспечение программы …………………… 14 Приложение 1 ……………………………………………………………. …. . . …. . …. . 15 Приложение 2 ……………………………………………………………. …. . . …. . . . …17 Приложение 3 …… ………………………………………………………. …. . . …. . …. . 19 Приложение 4 …… ………………………………………………………. …. . . …. . …. . 21 Приложение 5 …… ………………………………………………………. …. . . …. . …. . 22 1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА В педагогике с давних пор известно, какие огромные возможности для воспитания души и тела заложены в музыкально- театральном искусстве как синтезе музыки и пластики, интеграции различных видов. Театрализованная деятельность – это самый распространенный вид детского творчества. Она близка и понятна ребенку, глубоко лежит в его природе и находит свое отражение стихийно, потому что связана с игрой. Входя в образ, он играет любые роли, стараясь подражать тому, что видел, и что его заинтересовало, и, получая огромное эмоциональное наслаждение. Занятия театрализованной деятельностью помогают развивать интересы и способности ребенка; способствуют проявлению любознательности, познанию новой информации, усвоению новых способов действий, развитию ассоциативного мышления; целеустремленности, проявлению общего интеллекта, эмоций при проигрывании ролей. Кроме того, занятия театрализованной деятельностью требуют от ребенка решительности, систематичности в работе, трудолюбия, что способствует формированию волевых черт характера. Частые выступления на сцене перед зрителями способствуют реализации творческих способностей ребенка, раскрепощению и повышению его самооценки. Чередование функций исполнителя и зрителя, которые постоянно берет на себя ребенок, помогает ему продемонстрировать свою позицию, умения, знания, фантазию, способность к импровизации. Выполнение игровых заданий в образах животных и персонажей из сказок помогает лучше овладеть своим телом, осознать пластические возможности движений. Упражнения на развитие речи, дыхания и голоса совершенствуют речевой аппарат ребенка. Театрализованные игры и спектакли позволяют ребятам с большим интересом и легкостью погружаться в мир фантазии, учат замечать и оценивать свои и чужие промахи. Дети становятся более общительными; они учатся четко формулировать свои мысли и излагать их публично, тоньше чувствовать и познавать окружающий мир. Театрально- игровая деятельность обогащает детей новыми впечатлениями, знаниями, умениями, развивает интерес к литературе, активизирует словарь, разговорную речь, способствует нравственн о- эстетическому воспитанию каждого ребёнка. Приобщение ребенка к театрализованной деятельности требует целенаправленного руководства со стороны педагога. Важно создать в детском коллективе атмосферу свободного выражения чувств и мыслей, важно поощрять каждого ребенка быть не похожим на других, разбудить его фантазию и попытаться максимально реализовать его способности. 1. 1. Новизна программы Отличительными особенностями данной программы является её практическая направленность, реализуемая через участие детей в различных формах театрализованной деятельности, а также использование современных информационно- коммуникативных технологий в образовательном, воспитательном и развивающем процессах. Новизна заключается в том, что в работе кружка могу т принимать участие и родители. Расширение круга общения создает полноценную среду развития, помогает каждому ребенку найти свое особенное место, стать полноценным членом общества. Таким образом, подобная организация театрализованной деятельности способствует самореализации каждого ребенка и взаимообогащению всех, так как взрослые и дети выступают здесь как равноправные партнеры взаимодействия. 1. 2. Практическая значимость Участвуя в театрализованных занятиях, ребёнок знакомится с окружающим миром через образы, звуки, краски. Театрально – игровая деятельность способствует нравственно – эстетическому воспитанию детей, развивает интерес к литературе, увеличивает словарный запас, разговорную речь, обогащает детей новыми знаниями, умениями, впечатлениями. С переходом в школу, ребёнок сталкивается трудностями- эмоциональной адаптацией. Театральная же игра эмоционально раскрепощает ребёнка, снимается его «зажатость». 1. 3. Цель и задачи реализации программы Цель  программы: Развитие творческих способностей и речи детей старшего дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности. Задачи: 1. Образовательные: - Ознакомить детей с различными видами театров( кукольный, драматический, музыкальный, детский, театр зверей и др) . - Приобщить детей к театральной культуре, обогатить их театральный опыт: знания детей о театре, его истории, устройстве, театральных профессиях, костюмах, атрибутах, театральной терми нологии. - Обучить детей приемам манипуляции в кукольных театрах различных видов. - Формировать умение свободно чувствовать себя на сцене. - Учить импровизировать игры- драматизации на темы знакомых сказок. 2. Развивающие: - Развивать интерес к театрализованной игре, желание попробовать себя в разных ролях; - Развивать память,   внимание, воображение, фантазию; - Формировать умение выстраивать линию поведения в роли, используя атрибуты, детали костюмов, маски; - Развивать речь у детей и корректировать ее нарушения через театрализованную деятельность; - Развивать желание выступать перед родителями. - Развивать интонационно- речевую выразительность, побуждать к импровизации средствами мимики, выразительных движений и интонации. - Развивать психические процессы: память, восприятие, внимание, мышление, фантазию, воображение детей. - Создать условия для совместной театрализованной деятельности детей и взрослых( постановка совместных сценок, этюдов, небольших спектаклей, с участием детей, родителей, сотрудников ДОУ) , организация выступлений детей старших групп перед младшими и пр. 3. Воспитательные: - Создать условия для развития творческой активности детей, участвующих в театрализованной деятельности, а также поэтапного освоения детьми различных видов творчества. - Воспитывать артистические качества, способствовать раскрытию творческого потенциала; - Воспитание коммуникативных способностей детей. 1. 4. Принципы: Принцип адаптивности, обеспечивающей гуманный подход к развивающейся личности ребёнка. Принцип развития, предполагающий целостное развитие личности  ребёнка и обеспечение готовности личности к дальнейшему развитию. Принцип психологической комфортности. Предполагает психологическую защищённость ребёнка, обеспечение эмоционального комфорта, создание условий для самореализации. Принцип целостности содержания образования. Представление дошкольника о предметном и социальном мире должно быть единым и целостным. Принцип смыслового отношения к миру. Ребёнок осознаёт, что окружающий его мир – это мир, частью которого он является и который так или иначе переживает и осмысляет для себя. Принцип систематичности. Предполагает наличие единых линий развития и воспитания. Принцип ориентировочной функции знаний. Форма представления знаний должна быть понятной детям и принимаемой ими. Принцип овладения культурой. Обеспечивает способность ребёнка ориентироваться в мире и действовать в соответствии с результатами такой ориентировки и с интересами и ожиданиями других людей. Принцип обучения деятельности. Главное – не передача детям готовых знаний, а организация такой детской деятельности, в процессе которой они сами делают «открытия», узнают что- то новое путём решения доступных проблемных задач Принцип опоры на предшествующее( спонтанное) развитие. Предполагает опору на предшествующее спонтанное, самостоятельное, «житейское» развитие ребёнка. Креативный принцип. В соответствии со сказанным ранее необходимо «выращивать» у дошкольников способность переносить ранее сформированные навыки в ситуации самостоятельной деятельности. 1. 5. Планируемы результаты освоения программы: 1. Умение оценивать и использовать полученные знания и умения в области театрального искусства. 2. Использование необходимых актерских навыков: свободно взаимодействовать с партнером, действовать в предлагаемых обстоятельствах, импровизировать, сосредоточивать внимание, эмоциональную память, общаться со зрителем. 3. Владение необходимыми навыками пластической выразительности и сценической речи. 4. Использование практических навыков при работе над внешним обликом героя- подбор грима, костюмов, прически. 5. Повышение интереса к изучению материала, связанного с искусством театра, литературой. 6. Активное проявление своих индивидуальных способностей в работе над спектаклем: обсуждение костюмов, декораций. 7. Создание спектаклей различной направленности, участие в них участников студии в самом различном качестве. Планируемые результаты к концу первого года обучения: Ребёнок должен знать: -  некоторые виды театров; - некоторые приемы и манипуляции, применяемые в знакомых видах театров; - устройство театра( зрительный зал, фойе, гардероб) ; - театральные профессии( актер, гример, костюмер, режиссер, звукорежиссер, декоратор, осветитель, суфлер) Должен уметь: - уметь подобрать рифму к заданному слову; -  разыгрывать сценки по знакомым сказкам, стихотворениям, песням с использованием кукол знакомых видов театров, элементов костюмов, декораций; - чувствовать и понимать эмоциональное состояние героев, вступать в ролевое взаимодействие с другими персонажами; - выступать перед сверстниками, детьми младших групп, родителями, иной аудиторией Планируемые результаты к концу второго года обучения: Ребёнок должен знать: -  все основные виды театров; - основные приемы и манипуляции, применяемые в знакомых видах театров; - основные жанры театрального искусства; - иметь представление о некоторых театральных терминах( амплуа, аншлаг, антракт, бис и т. д. ) Должен уметь: - ориентироваться в пространстве, равномерно размещаясь по площадке; - уметь двигаться в заданном ритме, по сигналу педагога, соединяясь в пары, тройки, четверки; - уметь создавать пластические импровизации под музыку разного характера; - уметь запоминать заданные режиссером мизансцены; - на сцене выполнять свободно и естественно простейшие физические действия; владеть комплексом артикуляционной гимнастики; - уметь менять по заданию педагога высоту и силу звучания голоса; - уметь строить диалог с партнером на заданную тему; - уметь сочинить рассказ от имени героя; - уметь составлять диалог между сказочными героями; - разыгрывать сценки по знакомым сказкам, стихотворениям, песням с использованием кукол знакомых видов театров, элементов костюмов, декораций; - чувствовать и понимать эмоциональное состояние героев, вступать в ролевое взаимодействие с другими персонажами; - выступать перед сверстниками, детьми младших групп, родителями, и аудиторией. 1. 6. Организационно- педагогические условия реализации программы Программа адресована для работы с детьми старшего дошкольного возраст а( 5- 6, 6- 7 лет) Срок реализации: 2 года. На полное освое ние программы требуется 72 часа Форма обучения –  очная Особенности орган изации образовательного процесса: Набор детей в кружок – свободный. Программа предусматривает индивидуальные, групповые, фронтальные формы работы с детьми. Состав групп ы 10- 15 человек. Режим занятий, периодичность и продолжительность занятий: Общее количество часов в первый год обучения – 36, второй год – 36. Занятия проводятся 1 раз в неделю. Продолжительность 25- 30 минут. Условия реализации программы: - с оздание развивающей предметно- пространственной среды; - н асыщение театрализованной деятельности интерес ным и эмоционально– значимым для детей содержанием; - п оследовательность ознакомления с разнообразными вербальными и невербальн ыми средствами выразительности; -   у важение педагогов к человеческому достоинству воспитанников, формирование и поддержка их положительной самооценки, уверенности в собственных возможностях и способностях; -  и спользование в образовательном процессе форм и методов работы с детьми, соответствующих их возрастным и индивидуальным особенностям; -  п остроение образовательного процесса на основе взаимодействия взрослых( педагогов и родителей) с детьми, ориентированного на интересы и возможности каждого ребёнка и учитывающего социальную ситуацию его развития; -  п оддержка педагогами положительного, доброжелательного отношения детей друг к другу и взаимодействия детей друг с другом в разных видах деятельности; -  п оддержка инициативы и самостоятельности детей в специфиче ских для них видах деятельности. 1. 7. Формы и методы работы с детьми Формы работы с детьми-   индивидуальные и групповые, теоретические и практические: • объяснение; • чтение воспитателя; • беседы; • просмотр презентаций и видео; • разучивание произведений устного народного творчества; • обсуждение; • наблюдения; • словесные, пальчиковые и подвижные игры; • пантомимические этюды и упражнения; • артикуляционная и дыхательная гимнастика; • импровизация; • инсценировки и драма тизация. Методы  организации образовательного процесса: - словесный( объяснения, вопросы, указания, образные сюжетные рассказы) ; - наглядный( показ упражнений, использование пособий, имитация, зрительные ориентиры и т. д. ) ; - практический( повторение упражнений, проведение в игровой форме) ; Формы подведения итогов реализации программы Формой подведения промежуточных и заключительных итогов реализации программы являются выступления детей на праздниках и досугах внутри ДОУ и участие детей в ежегодном муниципальном конкурсе « Театральная весна ». Механизм оценивания образовательны х результатов Акцент в организации театрализованной деятельности с дошкольниками делается не на результат, в виде внешней демонстрации театрализованного действия, а на организацию коллективной творческой деятельности в процессе создания спектакля. Диагностика проводится на основе творческих заданий. ( Приложение 1) 1. 8. Основные направления программы( структура занятий) : Основы театральной культуры- обеспечивает условия для овладения дошкольниками элементарными знаниями о театральном искусстве: Что такое театр, театральное искусство; Какие представления бывают в театре; Кто такие актеры; Какие превращения происходят на сцене; Как вести себя в театре. Эмоционально- образное развитие Включает в себя комплексные ритмические, музыкальные, пластические игры и упражнения, призванные обеспечить развитие естественных психомоторных способностей дошкольников, обретение ими ощущения гармонии своего тела с окружающим миром, развитие свободы и выразительности телодвижений. Содержит: упражнения на развитие двигательных способностей, ловкости и подвижности; игры на развитие чувства ритма и координации движений, пластической выразительности и музыкальности; музыкально- пластические импровизации. Художественно- речевая деятельность Объединяет игры и упражнения, направленные на совершенствование речевого дыхания, формирование правильной артикуляции, интонационной выразительности и логики речи, сохранение русского языка. Содержание: упражнения на развитие речевого дыхания, дикции, артикуляционная гимнастика; игры, позволяющие сформировать интонационную выразительность речи( научиться пользоваться разными интонациями) , расширить образный строй речи; игры и упражнения, направленные на совершенствование логики речи. Основы колле ктивной творческой деятельности   Направлено на развитие игрового поведения детей, формирование умения общаться со сверстниками и взрослыми людьми в различных жизненных ситуациях. Содержит: игры и упражнения, развивающие способность к перевоплощению; театрализованные игры на развитие воображения  фантазии; инсценировки стихов, рассказов, сказок. Навыки кукловождения. Работа над сценками, спектаклем Базируется на  сценариях и включает в себя темы «Знакомство с пьесой» и «От этюдов к спектаклю»( обсуждение ее с детьми; работа над отдельными эпизодами в форме этюдов с импровизированным текстом; поиски музыкально- пластического решения отдельных эпизодов, постановка танцев, разучивание песен; создание эскизов и декораций) . К работе над спектаклем широко привлекаются родители. 1. 9. Инте грация образовательных областей Социально- коммуникативное развитие Воспитываются дружеские взаимоотношения между детьми, развивается умение самостоятельно объединяться для совместной игры и труда, заниматься самостоятельно выбранным делом, договариваться, помогать друг другу. Воспитывается организованность, дисциплинированность, коллективизм, уважение к старшим. Формируются такие качества, как сочувствие, отзывчивость, справедливость, скромность. Развиваются волевые качества. Дети включаются в систему социальных отношений через образы своих героев. Они «проживают» жизнь своего персонажа, «примеряют» на себя его характер, учатся оценивать поступки героев художественного произведения. Познавательное развитие Углубляются знания детей о театре как о виде искусства, предметами ближайшего окружения, природными явлениями, расширяется кругозор, что служит материалом, входящим в содержание театрализованных игр и упражнений. Речевое развитие Развивается четкая, ясная дикция, ведется работа над развитием артикуляционного аппарата с использованием скороговорок, чистоговорок, потешек. Происходит развитие всех сторон речи. Активизируется словарь, совершенствуется звукопроизношение, дети учатся выстраивать диалоги.   Через знакомство с художественными произведениями различных жанров происходит приобщение детей к словесному искусству, развитие литературной речи. Худо жественно- эстетическое развитие Развивается эмоциональная восприимчивость, эмоциональный отклик на литературные и музыкальные произведения, красоту окружающего мира, произведения искусства. В процессе совместного с детьми изготовления атрибутов, различных видов кукольных театров, элементов костюмов к выбранной для разыгрывания сказке у детей происходит развитие продуктивной деятельности, творческих способностей, приобщение к изобразительному искусству. Физическое развитие Через повышение двигательной активности, создание благ о приятного эмоционального климата и использование элементов здоровьесберегающих технологий, укрепление физического здоровья детей. Здоровьесберегающие технологии • дыхательная гимнастика • артикуляционная гимнастика. • пальчиковые игры со словами, • физкультминутки, динамические паузы. 1. 10. Материально- техническое обеспечение реализации программы Помещение – музыкальный зал, изостудия 1. Театральная ширма 2. Разные виды кукольных театров: - пальчиковый- настольный- конусный- би- ба- бо( перчаточный) - магнитный- масочный- варежковый- театр матрёшки- игрушечный( резиновые, деревянные, мягкие куклы) 3. Ноутбук, колонки, музыкальный центр; 4. Проектор, презентации 5. Костюмерная 6. Декорации 7. Атрибуты к играм и инсценировкам 8. Музыкальные инструменты 2. УЧЕБНО- ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ПРОГРАММЫ 1- й год обучения Месяц Раздел Тема Теория Практика Всего занятий С ентябрь 1. Вводное занятие «Волшебный мир театра» 2. « Что такое балет? » 1. " Здравствуй, театр! " 2. " Что такое театр? " 3. " Играем в профессии" 4. " Веселые сочинялки" 0, 25 0, 25 0, 25 0, 25 0, 75 0, 75 0, 75 0, 75 1 1 1 1 О ктябрь Театр на ко вролине 1. «Три медведя» 2. Осень в лесу 3. «Репка» 4. Осень в деревне 0, 25 0, 25 0, 25 0, 25 0, 75 0, 75 0, 75 0, 75 1 1 1 1 Н оябрь Пальчиковый театр Настольный театр 1. «Теремок» 2. Осень в лесу 3. Сказка «Волшебная дудочка» 4. Сказка «Волк и 7 козлят» 0, 25 0, 25 0, 25 0, 25 0, 75 0, 75 0, 75 0, 75 1 1 1 1 Д екабрь Варежковый театр 1. Сказка «Варежка» 2. Зима в лесу 3. Ёлочка 4. Новый год 0, 25 0, 25 0, 25 0, 25 0, 75 0, 75 0, 75 0, 75 1 1 1 1 Я нварь Театр матрёшки 1. Весёлая Коляда 2. Колобок 3. Весёлые матрёшки 4. Волшебный сундучок 0, 25 0, 25 0, 25 0, 25 0, 75 0, 75 0, 75 0, 75 1 1 1 1 Ф евраль Театр маски 1. Кто в доме главный 2. Наша дружная семья 3. Бабушка- забавушка 4. Весёлое представление 0, 25 0, 25 0, 25 0, 25 0, 75 0, 75 0, 75 0, 75 1 1 1 1 М арт Музыкально- драматический театр Постановка сказки, с водные репетиции старших и подг. г рупп к муниципальному фестивалю « Театральная весна »- 4 4 А прель Музыкально- драматический театр П оказ сказки на муниципальном фестивал е « Театральная весна »- 4 4 М ай Театр игрушки 1. «Кто сказал « мяу »? » 2. На пруду 3. На птичьем дворе 4. Весна в лесу 5. Диагностика 0, 25 0, 25 0, 25 0, 25 0, 75 0, 75 0, 75 0, 75 1 1 1 1 Итого 9 27 36 2- й год обучения Месяц Раздел Тема Теория Практика Всего занятий С ентябрь Волшебный мир театра « Что такое опера? » 1. «Наш любимый зал опять очень рад ребят встречать» 2. Играем в профессии( актер, режиссер, художник, композитор, костюмер) 3. «Волшебный мир театра- опера» 4. «Сказка в опере» 0, 25 0, 25 0, 25 0, 25 0, 75 0, 75 0, 75 0, 75 1 1 1 1 О ктябрь Знакомство с конусным театром 1. Сказка своими руками 2. «Сказки Осени» Драматизация сказки «Осенняя История» 3. Музыка ветра, листвы и травы 4. «Сказки сами сочиняем, а потом мы в них играем» 0, 25 0, 25 0, 25 0, 25 0, 75 0, 75 0, 75 0, 75 1 1 1 1 Н оябрь Театр на магнитах, трафаретные куклы 1. Спешим в театр 2. Куклы на магнитах 3. Учимся быть артистами. Эмоции. 4. Учимся быть артистами( пантомима) 0, 25 0, 25 0, 25 0, 25 0, 75 0, 75 0, 75 0, 75 1 1 1 1 Д екабрь Театр настольный 1. «Одну простую сказку хочу вам показать…» 2. «Сделаем сами своими руками» 3. Такое разное настроение 4. Инсценирование сказки «Новогодняя сказка» 0, 25 0, 25 0, 25 0, 25 0, 5 0, 75 0, 75 0, 75 1 1 1 1 Я нварь Театр Би- ба- бо 1. Сказки из сундучка 2. «Учимся быть артистами» 3. Сказка «Рождественская елочка» 4. Мы любим театр- в икторина 0, 25 0, 25 0, 25 0, 25 0, 75 0, 75 0, 75 0, 75 1 1 1 1 Ф евраль Театр маски 1. Попробуем измениться( мимика, жест, голос) 2. «Изменю себя, друзья, догадайтесь, кто же я? » 3. Творческое задание: «Рассказываем и показываем знакомые сказки» 4. Инсценирование «Как звери маму поздравляли» 0, 25 0, 25 0, 25 0, 25 0, 75 0, 75 0, 75 0, 75 1 1 1 1 М арт Музыкально- драматический театр Постановка сказки, с водные репетиции старших и подг. г рупп к муниципальному фестивалю « Театральная весна »- 4 4 А прель Музыкально- драматический театр П оказ сказки на муниципальном фестивал е « Театральная весна »- 4 4 М ай Театр кукол 1. Сказка «Весна в лесу» 2. Играем с Каркушей 3. Мы – матрёшки 4. Инсценирование сказки «Полёт в космос» 5. Диагностика 0, 25 0, 25 0, 25 0, 25 0, 75 0, 75 0, 75 0. 75 1 1 1 1 Итого: 9 27 36 3. И НФОРМАЦИОННО- МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ Интернет- ресурсы: NSPORTAL Портал Маам Портал Мультиурок Методическое обеспечение программы: Григорьева Т. С. Программа" Театр Маленького актёра" для детей 5- 7 лет. Москва, ТЦ «Сфера», 2012 Князева О. Л. «Я – Ты – Мы» Программа социально- эмоционального развития дошкольников. М. : Мозаика- Синтез, 2003. Крюкова С. В. , Слободяник Н. П. «Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь». Программы эмоционального развития детей дошкольного и младшего школьного возраста: Практическое пособие – М. : Генезис. 2002. – 208 с. , Маханева М. Д. « Театрализованные занятия в детском саду. Пособие для работников дошкольных учреждений » Автор составитель: Издательство: Сфера, 2001 Мирясова В. И. « Играем в театр. Сценари и детских спектаклей о животных» М. , 2000. Петрова Т. И. , Сергеева Е. Л. , Петрова Е. С. « Театрализованные игры в детском саду » – М. : « Шко льная Пресса», 2000. Поляк Л. « Театр сказок »- СПб. , 2001. Сорокина Н. Д. Программа «Театр – Творчество – Дети»: Пособие для воспитателей, педагогов дополнительного образования и музыкальных руководителей детских садов, АРКТИ, 2004г. Сорокина Н. Ф. «Сценарии театральных занятий в детском саду» Москва 2004 год. Сорокина Н. Ф. «Играем в кукольный театр» – М. : «АРКТИ», 2001. Сборник" Т еатральные игры, этюды, сценки, пьесы" . Приложение 1 Характеристика уровней знаний и умений театрализованной деятельности 1. Основы театральной культуры Высокий уровень  –  3 балла: проявляет устойчивый интерес к театральной деятельности; знает правила поведения в театре; называет различные виды театра, знает их различия, может охарактеризовать театральные профессии. Средний уровень  – 2 балла: интересуется театральной деятельностью; использует свои знания в театрализованной деятельности. Низкий уровень  – 1 балл: не проявляет интереса к театральной деятельности; затрудняется назвать различные виды театра.     2. Речевая куль тура Высокий уровень  – 3 балла: понимает главную идею литературного произведения, поясняет свое высказывание; дает подробные словесные характеристики своих героев; творчески интерпретирует единицы сюжета на основе литературного произведения. Средний уровень  – 2 балла: понимает главную идею литературного произведения, дает словесные характеристики главных и второстепенных героев; выделяет и может охарактеризовать единицы литературного изведения. Низкий уровень  – 1 балл: понимает произведение, различает главных и второстепенных героев, затрудняется выделить литературные единицы сюжета; пересказывает с помощью педагога. 3. Эмоционально- образное развитие Высокий уровень  – 3 балла: творчески применяет в спектаклях и инсценировках знания о различных эмоциональных состояниях и характерах героев; использует различные средства выразительности. Средний уровень  – 2 балла: владеет знания о различных эмоциональных состояниях и может их продемонстрировать; использует мимику, жест, позу, движение. Низкий уровень  – 1 балл: различает эмоциональные состояния, но использует различные средства выразительности с помощью воспитателя. 4. Навыки кукловождения Высокий уровень  – 3 балла: импровизирует с куклами разных систем в работе над спектаклем. Средний уровень – 2 балла: использует навыки кукловождения в работе над спектаклем. Низкий уровень  – 1 балл: владеет элементарными навыками кукловождения. 5. Основы колле ктивной творческой деятельности Высокий уровень  - 3 балла: проявляет инициативу, согласованность действий с партнерами, творческую активность на всех этапах работы над спектаклем. Средний уровень  – 2 балла: проявляет инициативу, согласованность действий с партнерами в коллективной деятельности. Низкий уровень  – 1 балл: не проявляет инициативы, пассивен на всех этапах работы над спектаклем. Так как программа является развивающей, то достигнутые успехи демонстрируются воспитанниками во время проведения творческих мероприятий: концерты, творческие показы, вечера внутри группы для показа другим группам, родителям. Высокий уровень( 18- 21 баллов) . Проявляет устойчивый интерес к театральному искусству и театрализованной деятельности. Понимает основную идею литературного произведения( пьесы) . Творчески интерпретирует его содержание. Способен сопереживать героям и передавать их эмоциональные состояния, самостоятельно находит выразительные средства перевоплощения. Владеет интонационно- образной и языковой выразительностью художественной речи и применяет в различных видах художественно- творческой деятельности. Импровизирует с куклами различных систем. Свободно подбирает музыкальные характеристики к персонажам или использует ДМИ, свободно поет, танцует. Активный организатор и ведущий коллективной творческой деятельности. Проявляет творчество и активность на всех этапах работы. Средний уровень( 11- 17 баллов) . Проявляет эмоциональный интерес к театральному искусству и театрализованной деятельности. Владеет знаниями о различных видах театра и театральных профессиях. Понимает содержание произведения. Дает словесные характеристики персонажам пьесы, используя эпитеты, сравнения и образные выражения. Владеет знаниями о эмоциональных состояниях героев, может их продемонстрировать в работе над пьесой с помощью воспитателя. Создает по эскизу или словесной характеристике- инструкции воспитателя образ персонажа.  Владеет навыками кукловождения, может применять их в свободной творческой деятельности. С помощью руководителя подбирает музыкальные характеристики к персонажам и единицам сюжета. Проявляет активность и согласованность действий с партнерами. Активно участвует в различных видах творческой деятельности. Низкий уровень( 7- 10 баллов) . Малоэмоционален, проявляет интерес к театральному искусству только как зритель. Затрудняется в определении различных видов театра. Знает правила поведения в театре. Понимает содержание произведения, но не может выделить единицы сюжета. Пересказывает произведение только с помощью руководителя. Различает элементарные эмоциональные состояния героев, но не может их продемонстрировать при помощи мимики, жеста, движения. Владеет элементарными навыками кукловождения, но не проявляет инициативы их продемонстрировать в процессе работы над спектаклем. Не проявляет активности в коллективной творческой деятельности. Не самостоятелен, выполняет все операции только с помощью руководителя. Приложение 2 Примеры оценочного материала Творческое задание № 1 Разыгрывание сказки «Лисичка- сестричка и серый волк» Цель: разыграть сказку, используя на выбор настольный театр, театр на фланелеграфе, кукольный театр. Задачи: П онимать основную ид ею сказки, сопереживать героям. Уметь передать различные эмоциональные состояния и характеры героев, используя образные выражения и интонационно- образную речь. Уметь составлять на столе, фланелеграфе, ширме сюжетные композиции и разыгрывать мизансцены по сказке. Подбирать музыкальные характеристики для создания образов персонажей. Уметь согласовывать свои действия с партнерами. Материал: наборы кукол театров кукольного, настольного и на фланелеграфе.   Ход проведения. 1. Воспитатель вносит «волшебный сундучок», на крышке которого изображена иллюстрация к сказке «Лисичка- сестричка и серый волк». Дети узнают героев сказки. Воспитатель поочередно вынимает героев и просит рассказать о каждом из них: от имени сказочника; от имени самого героя; от имени его партнера.  2. Воспитатель показывает детям, что в «волшебном сундучке» спрятались герои этой сказки из различных видов театра, показывает поочередно героев кукольного, настольного, теневого, театра на фланелеграфе. Чем отличаются эти герои? ( Дети называют различные виды театра и объясняют, как эти куклы действуют. )  3. Воспитатель предлагает детям разыграть сказку. Проводится жеребьевка по подгруппам. Каждая подгруппа разыгрывает сказку, используя театр на фланелеграфе, кукольный и настольный театры. 4. Самостоятельная деятельность детей по разыгрыванию сюжета сказки и подготовке спектакля. 5. Показ сказки зрителям. Творческое задание № 2 Создание спектакля по сказке «Заячья избушка» Цель: изготовить персонажи, декорации, подобрать музыкальные характеристики главных героев, разыграть сказку. Задачи: П онимать главную идею сказки и выделять единицы сюжета( завязку, кульминацию, развязку) , уметь их охарактеризовать. Давать характеристики г лавных и второстепенных героев. Уметь рисовать эскизы персонажей, декораций, создавать их из бумаги и бросового материала. Подбирать музыкал ьное сопровождение к спектаклю. Уметь передать эмоциональные состояния и характеры героев, используя образные выражени я и интонационно- образную речь. Проявлять активность в деятельности. Материал: иллюстрации к сказке «Заячья избушка», цветная бумага, клей, цветные шерстяные нитки, пластиковые бутылочки, цветные лоскутки.   Ход проведения. 1. К детям приходит грустный Петрушка и просит ребят помочь ему. Он работает в кукольном театре. К ним в театр приедут малыши; а все артисты- куклы на гастролях. Надо помочь разыграть сказку малышам. Воспитатель предлагает помочь Петрушке, изготовить настольный театр самим и показать сказку малышам. 2. Воспитатель помогает по иллюстрациям вспомнить содержание сказки. Показывается иллюстрация, на которой изображена кульминация, и предлагаются вопросы: «Расскажите, что было до этого? », «Что будет потом? » Ответить на этот вопрос надо от лица зайчика, лисы, кота, козлика и петуха. 3. Воспитатель обращает внимание, что сказка будет малышам интересна, если она будет музыкальной, и советует выбрать музыкальное сопровождение к ней( фонограммы, детские музыкальные инструменты) . 4. Воспитатель организует деятельность по изготовлению персонажей, декораций, подбору музыкального сопровождения, распределению ролей и подготовке спектакля. 5. Показ спектакля малышам. Творческое задание № 3 Сочинение сценария и разыгрывание сказки Цель: импровизировать на тему знакомых сказок, подбирать музыкальное сопровождение, изготовить или подобрать декорации, костюмы, разыграть сказку. Задачи: П обуждать к импровизации на темы знакомых сказок, творчески интерпретируя знакомый сюжет, пересказывая его от разных лиц героев сказки. Уметь создавать характерные образы героев, используя мимику, жест, движение и интонационно- образную речь, песню, танец. Уметь использовать различные атрибуты, костюмы, декорации, маски при разыгрывании сказки. Проявлять согласованность своих действий с партнерами. Материал: иллюстрации к нескольким сказкам, детские музыкальные и шумовые инструменты, фонограммы с русскими народными мелодиями, маски, костюмы, атрибуты, декорации. Ход проведения. 1. Руководитель объявляет детям, что сегодня в детский сад придут гости. Они услышали, что в нашем детском саду есть свой театр и очень захотели побывать на спектакле. Времени до их прихода остается мало, давайте придумаем, какую сказку мы покажем гостям. 2. Руководитель предлагает рассмотреть иллюстрации сказок «Теремок» «Колобок», «Маша и медведь» и другие( по выбору воспитателя) . Все эти сказки знакомы детям и гостям. Воспитатель предлагает собрать всех героев этих сказок и поместить их в новую, которую дети сочинят сами. Чтобы сочинить сказу, нужно придумать новый сюжет. • Как называются части, которые входят в сюжет? ( Завязка, кульминация, развязка) . • Какие действия происходят в завязке, кульминации, развязке?       Воспитатель предлагает выбрать главных героев и придумать историю, которая с ними произошла. Самая интересная коллективная вер сия берется за основу. 3. Организуется деятельность детей по работе над спектаклем. 4. Показ спектакля гостям. Приложение 3 Игры- этюды Цель: развивать детское воображение. Обучать детей выражению различных эмоций и воспроизведению отдельных черт характера. 1. Представьте раннее утро. Вчера вам подарили новую игрушку, вам хочется везде носить ее с собой. Например, на улицу. А мама не разрешила. Вы обиделись( губки «надули») . Но это, же мама — простили, улыбнулись( зубы сомкнуты) . 2. Представьте себя собачкой в будке. Серьезная собачка. Ага, кто- то идет, надо предупредить( рычим) . 3. Берем снежинку в руку и говорим ей хорошие слова. Говорим быстро, пока не растаяла. 4. Я работник сладкий, Целый день на грядке: Ем клубнику, ем малину, Чтоб на всю наесться зиму… Впереди арбузы — вот! . . Где мне взять второй живот? 5. На носочках я иду — Маму я не разбужу. 6. Ах, какой искристый лед, А по льду пингвин идет. 7. Мальчик гладит котенка, который прикрывает глаза от удовольствия, мурлычет, трется головой о руки мальчика. 8. У ребенка в руках воображаемый кулек( коробка) с конфетами. Он угощает товарищей, которые берут и благодарят. Разворачивают фантики, кладут конфеты в рот, жуют. Вкусно. 9. Жадный пес Дров принес, Воды наносил, Тесто замесил, Пирогов напек, Спрятал в уголок И съел сам. Гам, гам, гам! 10. Мама сердито отчитывает своего сына, промочившего ноги в луже 11. Дворник ворчит, выметая из подтаявшего снега прошлогодний мусор. 12. Весенний снеговик, которому весеннее солнце напекло голову; испуганный, ощущает слабость и недомогание. 13. Корова, тщательно пережевывающая первую весеннюю травку. Спокойно, с наслаждением. 14. Был у зайца дом как дом Под развесистым кустом И доволен был косой: —  Крыша есть над головой! — А настала  осень, Куст листочки сбросил, Дождь как из ведра полил, Заяц шубу промочил. – Мерзнет заяц под кустом: —  Никудышный этот дом! 15. Шерсть чесать — рука болит, Письмо писать — рука болит, Воду носить — рука болит, Кашу варить — рука болит, А каша готова — рука здорова. 16. У забора сиротливо Пригорюнилась крапива. Может, кем обижена? Подошел поближе я, А она- то, злюка, Обожгла мне руку. 17. Шар надутый две подружки Отнимали друг у дружки. Весь перецарапали! Лопнул шар, А две подружки посмотрели — Нет игрушки, сели и заплакали… 18. Что за скрип? Что за хруст? Это что еще за куст? —  Как быть без хруста, Если я — капуста. ( Руки отведены в стороны ладонями вверх, плечи приподняты, рот раскрыт, брови и веки приподняты. ) 19. Полюбуемся немножко, Как ступает мягко кошка. Еле слышно: топ- топ- топ, Хвостик книзу: оп- оп- оп. Но, подняв свой хвост пушистый, Кошка может быть и быстрой. Ввысь бросается отважно, А потом вновь ходит важно. Приложение 4 Игры на развитие пластической выразительности Цель: закреплять выразительные приемы создания игрового образа, следить за тем, чтобы дети сами подмечали различия в исполнении своих друзей и стремились находить свои движения, мимику. 1. Предложить детям пройти по камешкам через ручей от лица любого персонажа( сказки, рассказа, мультфильма) по их выбору. 2. Предложить ребенку от лица любого персонажа подкрасться к спящему зверю( зайцу, медведю, волку) . 3. Предложить ловить бабочку или муху от лица различных персонажей. 4. Изобразить прогулку семейства трех медведей, но так, чтобы все три медведя вели себя и действовали по- разному. Примечание. Приведенные выше задания показывают путь, по которому можно искать. Игры н а развитие выразительной мимики Цель: учить использовать выразительную мимику для создания яркого образа. 1. Соленый чай. 2. Ем лимон. 3. Сердитый дедушка. 4. Лампочка потухла, зажглась. 5. Грязная бумажка. 6. Тепло- холодно. 7. Рассердились на драчуна. 8. Встретили хорошего знакомого. 9. Обиделись. 10. Удивились. 11. Испугались забияку. 12. Умеем лукавить( подмигивание) . 13. Показать, как кошка выпрашивает колбасу( собака) . 14. Мне грустно. 15. Получить подарок. 16. Две обезьяны: одна гримасничает — другая копирует первую. 17. Не сердись! 18. Верблюд решил, что он жираф, И ходит, голову задрав. У всех он вызывает смех, А он, верблюд, плюет на всех. 19. Встретил ежика бычок и лизнул его в бочок. А лизнув его бочок, у колол свой язычок. А колючий еж смеется: « В рот не суй что попадется! » 20. Будь внимателен. 21. Радость. 22. Восторг. 23. Я чищу зубы. Приложение 5   Игры, считалки, скороговорки Игра" Угадай, кто я" Игра проходит веселее, когда в ней принимает участие много ребят. С помощью считалки выбирают водящего. Ему завязывают глаза. Дети берутся за руки и встают в круг вокруг водящего. Водящий хлопает в ладоши, а дети двигаются по кругу. Водящий хлопает еще раз – и круг замирает. Теперь водящий должен указать на какого- либо игрока и попытаться угадать, кто он. Если ему удается сделать это с первой попытки, то игрок, угаданный им, становится водящим. Если же водящий с первой попытки не угадал, кто перед ним, он имеет право дотронуться до этого игрока и попробовать угадать второй раз. В случае правильной догадки водящим становится ребенок, которого опознали. Если же водящий так и не смог правильно догадаться, он водит по второму кругу. Вариант игры.  Можно ввести правило, по которому водящий может попросить игрока что- либо произнести, например, изобразить животное: прогавкать или мяукнуть. Если водящий не узнал игрока, он водит еще раз. Игра" Цепочка слов от А до Я" Играющие садятся в кружок и по часовой стрелке называют: первый называет слово на букву  а,  например, арбуз, второй на последнюю букву этого слова, на  з –  заяц, третий – на  ц,  цапля, четвертый – яблоко и т. д. Игра" Горячий картофель" Традиционно в игре используется настоящий картофель, но его можно заменить теннисным мячиком или волейбольным мячом. Дети садятся в круг, водящий находится в центре. Он бросает" картошку" кому- нибудь из игроков и тут же закрывает глаза. Дети перебрасывают" картошку" друг другу, желая как можно быстрее от нее избавиться( как будто это настоящая горячая картошка) . Вдруг ведущий произносит: " Горячий картофель! " Игрок, у которого оказалась в руках" горячая картошка" , выбывает из игры. Когда в кругу остается один ребенок, игра прекращается, и этот игрок считается победившим. Игра" Музыкальный стул" Несколько стульев ставят в круг, спинками внутрь; стульев должно быть на один меньше, чем игроков. Звучит музыка, дети медленно идут вокруг стульев. Когда музыка прекращается, игроки должны попытаться занять стулья. Тот, кому не досталось стула, выбывает из игры. Убирают один стул, так как игроков стало на одного меньше, и игра продолжается. Выигрывает тот, кто остался один и сидит на последнем стуле. Игра" Проверка памяти" Педагог кладет на поднос несколько разных предметов и накрывает их полотенцем. Дети садятся в круг, педагог открывает перед ними поднос на несколько секунд, затем накрывает вновь полотенцем и уносит. Дети получают задание нарисовать как можно больше предметов, которые они запомнили. Игра" Музыкальный стул" Несколько стульев ставят в круг, спинками внутрь; стульев должно быть на один меньше, чем игроков. Звучит музыка, дети медленно идут вокруг стульев. Когда музыка прекращается, игроки должны попытаться занять стулья. Тот, кому не досталось стула, выбывает из игры. Убирают один стул, так как игроков стало на одного меньше, и игра продолжается. Выигрывает тот, кто остался один и сидит на последнем стуле. Игра" Угадай, кто главный! " Дети с помощью считалки выбирают водящего. Он на одну минуту покидает комнату, а в это время дети назначают" главного" . Когда ведущий возвращается, по его команде" главный" начинает делать различные движения, например, качать головой, топать ногами, хлопать в ладоши, а дети должны повторять эти движения за" главным" . Они должны это делать так, чтобы водящий не догадался, кто эти действия придумывает. Задача водящего – попытаться быстро отгадать, кто" главный" , и если ему это удалось, то" главный" становится водящим в следующем кону. Игра" Краски" Дети выбирают по жребию" хозяина" и" покупателя" . Остальные игроки –" краски" . Каждая краска придумывает себе цвет и тихо называет его" хозяину" , он приглашает" покупателя" . " Покупатель стучит" : –  Тук, тук! –  Кто там? –  Покупатель! –  За чем пришел? –  За краской. –  За какой? –  За голубой. Если голубой краски нет, " хозяин" говорит: " Иди по голубой дорожке, найди голубые сапожки, поноси да назад принеси! " или" Скачи на одной ножке по голубой дорожке, принеси мне голубые сапожки! " Если же" покупатель" угадал цвет краски, то игрок а- " краску" он забирает себе. Когда" покупатель" отгадает несколько красок, он становится" хозяином" , а" хозяин" выбирает из числа угаданных красок. При большом количестве участников можно выбрать двух покупателей. Сначала с" хозяином" разговаривает один" покупатель" , затем другой. Они подходят по очереди и выбирают краски. Выигрывает" покупатель" , который угадал больше красок. Игра может быть усложнена тем, что покупателю предлагается" поймать" угаданную" краску" . При этом в комнате определяются границы, до которых можно ловить играющих. Игра" Поехали- поехали" Дети встают в круг, в середине встает водящий. Дети должны его внимательно слушать, следить за ним, но думать и показывать нужные движения самостоятельно. Задача водящего – говорить одно, а показывать другое. Он ходит по кругу и похлопывает руками по коленям, приговаривая" Поехали- поехали" . Ребята повторяют движения за ним. Неожиданно для играющих он кричит" Самолет! " , а показывает на пол, дети же должны показать наверх, так как самолеты летают в небе. Водящий может крикнуть" Нога! " , а схватить себя за нос. Дети должны показать то, что называет, а не показывает ведущий. Слова могут быть разные: ракета, вертолет, собака, чайка, поезд, лошадь, глаз, лоб, нос, рука, лев. В определенный момент показ движений должен стать обманным. Тот, кто ошибся, выходит из игры. Таким образом выявляется самый внимательный ребенок. Игра" Кто из нас самый наблюдательный? " Эту игру любят все дети и охотно играют в нее. Выбирают водящего, который внимательно осматривает играющих: их одежду, обувь, кто где сидит или стоит, запоминает позы игроков. Водящий выходит из комнаты. Ребята меняются местами; изменяют позы, переобуваются; обмениваются кофточками, сумочками, ленточками, платочками, шарфиками. Входит водящий и ищет изменения. Чем больше изменений он находит, тем лучше, тем он наблюдательнее. Игра" Подскажи словечко" Ведущий выразительно читает несложный текст, дети должны подсказать слово, подходящее по смыслу и рифме. Можно придумать простенькую мелодию, если вы готовитесь заранее, или подобрать что- то по ходу игры. Музыка всегда оживляет обстановку, все могут хлопать в ладоши в такт музыке. Считалки На златом крыльце сидели Царь, царевич, Король, королевич, Сапожник, портной. Кто ты будешь такой? Говори поскорей. Не задерживай добрых И честных людей. Раз, два, три, четыре, пять, Выходи, тебе искать! Шла лисичка по тропинке И несла грибы в корзинке- Пять опят и пять лисичек Для лисят и для лисичек. Кто не верит – это он, Выходи из круга вон! Раз, два, три, четыре, пять, Вышел зайчик погулять. Вдруг охотник выбегает, Прямо в зайчика стреляет: Пиф- паф, ой- ой- ой! Умирает зайчик мой. У ребят Спрятан клад, Кто отыщет, будет рад, Кто отыщет, тот расскажет, Тот расскажет и покажет. Если сможешь отыскать, Не забудешь рассказать, Не забудешь показать, Как у нас на сеновале Две лягушки ночевали. Утром встали, щей поели И тебе водить велели. Испекла пирог Надюша, По куску дала Катюше, И Валюте, и Иринке, И Светланке, и Маринке. У Катюши и Маринки Два куска в одной корзинке. Кто пирог умеет печь, Растопи скорее печь! Раз, два, три, четыре, пять, Ты иди скорей искать! Жили- были два дружка, Два заядлых рыбака. На заре до петухов Накопали червяков И другой приманки Две стеклянных банки. ( Е. Ружанский. Рыбаки) Наша Маша рано встала, Кукол всех пересчитала: Две Маринки на окошке, Две Аринки на перинке, Две Танюшки на подушке, А Петрушка в колпачке На дубовом сундучке. ( Е. Благинина. Считалка) Скороговорки Скороговорки полезны и занимательны. Они помогают сформировать правильную речь и нравятся людям любого возраста. Попробуйте произнести скороговорки 3 раза – быстро, без ошибок. Едет с косой косой козел. Ехал Пахом на козе верхом. Ткач ткет ткани на платок Тане. Все бобры добры до своих бобрят. Шла Саша по шоссе и сосала сушку. Щуку я тащу, тащу, щуку я не упущу. Дали Клаше каши с простоквашей. Не любила Мила мыло, мама Милу мылом мыла. Карл у Клары украл кораллы, а Клара у Карла украла кларнет. Маша дала Ромаше сыворотку от простокваши. Купила бабуся бусы Марусе. Носит Сеня в сени сено, спать на сене будет Сеня. Шапкой Мишка шишки сшиб. Маленькая болтунья молоко болтала- болтала, не выболтала. Если бы да кабы, во рту выросли бобы, и был бы не рот, а целый огород. Осип охрип, Архип осип. Летели лебеди с лебедятами. Кукушка кукушонку купила капюшон. Надел кукушонок капюшон. Как в капюшоне он смешон.

Оставить комментарий: