Возрастные особенности детей дошкольного возраста.
Документы для скачивания
Возрастные особенности детей дошкольного возраста. Для того, чтобы воспитание и развитие детей проходило успешно, необходимо учитывать их возрастные и индивидуальные особенности. Дошкольный возраст делится на следующие периоды: младенчество( до 1 года) , ранний возраст( 1- 3 года) и дошкольный возраст( 3- 7 лет) . В каждом из этих периодов свои особенности и своя ведущая деятельность. Эта деятельность, которая веде т за собой развитие, в которой формируются и перестраиваются психические процессы, происходит развитие личности и возникают новые виды деятельности. В младенческом возрасте это общение. В раннем детстве основным видом деятельности является предметная. Именно через эту деятельность идет развитие ребенка( мышление, речь, физическое развитие) Развитие предметной деятельности подготавливает ребенка к игре. Надо предоставлять ему такую возможность: предлагать разнообразные игры- занятия, игрушки с которыми можно действовать, рассматривать предметы и книги. Путем практического экспериментирования с предметами, путем проб ребенок открывает разнообразные свойства и качества предметов, овладевает сенсорными эталонами. Ведущая тенденция в развитии ребенка раннего возраста – стремление к самостоятельности. Необходимо развивать у малышей это стремление, т. к это является условием дальнейшего физического, психического и личностного развития. Что же нужно делать, чтобы помочь в этом своему ребенку? - Расширять круг предметов, осваиваемых ребенком в разных видах деятельности и предоставлять возможность действовать с ними, поощрять любопытство и активность. - Создавать благоприятную, доброжелательную атмосферу общения, поощрять не только за успехи, но и за желание действовать самостоятельно. Это придает ребенку уверенность в своих силах, желание добиваться результатов. - Надо всегда быть готовым помочь ребенку, научить его. Но не спешите действовать за него, дайте возможность поэкспериментировать, понаблюдайте за его действиями. Определите, какого характера затруднения испытывает ребенок и в чем может быть ваша помощь. Что же такое самостоятельность? Это активность самого ребенка в выполнении действий, обусловленных его потребностями. В возрасте 2- 2, 5лет ребенка легче приучить к самостоятельности, поскольку это проявление является одной из основных потребностей детей раннего возраста. Если не воспользоваться этой особенностью возраста, то позже можно не дождаться от ребенка должного рвения, так как основы трудолюбия, стремления к самоорганизации закладываются именно в раннем возрасте. Именно в это время самостоятельность можно рассматривать как черту характера, складывающегося на всю жизнь. Oсновные ошибки взрослых в воспитании детской самостоятельности в раннем возрасте – это две прямо противоположные тактики: гиперопека ребенка и полное устранение от поддержки его действий. В первом случае у него развивается инфантилизм, во втором – синдром беспомощности. Темпы роста и физического развития в сравнении с младенческим, несколько замедляются. Совершенствуются разные виды движений, дети этого возраста очень подвижны, это биологическая необходимость. Поэтому необходимо не только не запрещать, а наоборот, всячески поощрять стремление ребенка двигаться. Необходимо создавать условия для разного вида активности( физ. оборудование) Особое внимание следует уделять малоподвижным детям. Ранний возраст является золотым периодом для развития эмоций. Эмоции ребенка отличаются многообразием, открытостью и частой сменяемостью, подвижностью, импульсивностью, неосознанностью. Они во многом зависят от процессов возбуждения, преобладающих над процессами торможения в ранний период жизни ребенка. Малыши проявляют свои эмоции немедленно, ярко, непосредственно и не способны произвольно контролировать эти проявления. Им легко передается настроение взрослых и других детей. В мире ребенка раннего возраста главной фигурой является взрослый. От него зависит появление у малыша ощущения защищенности или тревоги, тепла или покинутости, радости или уныния. Ребенку необходимо знать и чувствовать, что взрослый всегда готов ему помочь, поддержать и защитить. Поэтому родители должны всегда выражать эмоциональное сопереживание, сочувствие детям. Одобряйте каждое его начинание, стремление что- то сделать самостоятельно. Ранний возраст и особенно с 2 до 3 лет является решающим в развитии речи детей. Это сенситивный период для овладения речью как средством общения. Продолжает развиваться понимание речи, пассивный запас, развивается активная речь. К 2 годам в активе детей должно быть до 300 слов, а к 3 годам – до 1500 слов. Большое значение имеет развитие мелкой моторики пальцев рук. К концу 3- го года жизни речь ребенка должна быть средством общения ребенка со сверстником.