a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Использование технологии проблемного обучения

Автор: Дикарева Татьяна Алексеевна Опубликовано: 2020-10-04 18:54:26

«Использование технологии проблемного обучения в начальной школе» Основная цель обучения в начальной школе- научить каждого ребенка за короткий промежуток времени осваивать, преобразовывать и использовать в практической деятельности огромные объёмы информации. Я работаю в системе традиционного обучения. Признавая урок в качестве основной формы обучения, я ищу пути его дальнейшего совершенствования. Приоритетным направлением в новых стандартах образования лежит системно- деят ельностный подход. Развивать обучающихся- это задача моей работы. Для решения этой задачи я выбрала технологию проблемного обучения и применяю на любом предметном содержании и любой образовательной ступени, проблемно- диалогически е методы обучения универсальны. Проблемное обучение – система методов и средств обучения, основой которого выступает моделирование реального творческого процесса за счет создания проблемной ситуации и управление поиском решения проблемы. Усвоение новых знаний при этом происходит как самостоятельное открытие их учащимися с помощью учителя. Проблемное обучение предполагает также организованный преподавателем способ активного взаимодействия субъекта с проблемно поставленным содержанием обучения, в ходе которого он приобщается к объективным противоречиям научного знания и способам их разрешения, учится мысли ть, творчески усваивать знания. Гла вные цели проблемного обучения: 1. Усвоение об уча ю щимися знаний, умений, добытых в ходе активного поиска и самостоятельного решения проблем, в результате эти знания, умения более прочные, чем при традиционном обучении. 2. Воспитание активной творческой личности обу чаю щ егося, умеющего видеть, ставить и ра зрешать нестандартные проблемы. 3. Развитие професси онального проблемного мышления. Далеко не всё в учебном процессе может быть для обучающихся интересным. Чтобы возбудить желание учиться, нужно развивать потребность обучающегося заниматься познавательной деятельностью, а это значит, что в самом процессе получения знаний школьник должен находить привлекательные стороны, чтобы сам процесс учения содержал в себе положительные заряды интереса. Проблемное обучение вызывает со стороны учащихся живые споры, обсуждения, эмоции, создаётся обстановка увлечённости, раздумий, поиска. Дети сами планируют свои действия, отбирают материал для достижения цели, контролируют свою деятельность и оценивают её результаты. Это положительно сказывается н а отношении школьника к учению. При проблемном обучении обучающиеся становятся активными участниками процесса поиска решения, а не просто заучивают этапы получения результата. В начальной школе проблемные ситуации можно использовать практически на всех предметах, на различных этапах урока: при объ яснении, закреплении, контроле. С использованием на уроках проблемных ситуаций существенно меняется роль учителя в учебном процессе. Он осмысленно идёт на творческое сотрудничество со школьниками при выполнении учебных задач, что предполагает совместное обсуждение различных подходов к решению, борьбу мнений, столкновение точек зрения. Учитель и учащиеся становятся равноправными участниками совместной учебной деятельности. Проблемное обучение обеспечивает более прочное усвоение знаний; развивает аналитическое мышление, делает учебную деятельность для учащихся более привлекательной, основанной на постоянных трудностях; оно ориентирует на комплексное использование знаний. Важно и то, что решение проблем на уроках, приучают учащихся думать, искать решение, а это является одним из средств формирования мышления. На уроках математики использую проблемную ситуацию с затруднением. Сначала классу предлагаю задание на пройденный материал, с которым ученики успешно справляются. В последнюю очередь – задание на новый материал, которое при отсутствии знаний, как правило, вызывает у детей затруднение. Далее планирую побуждающий диалог с целью осознания учениками противоречия. Диалог, как правило, начинаю с вопроса: «В чем затруднение? Чем это задание не похоже на предыдущее? Какой возникает вопрос? Какая будет тема урока? » Тему записываю на доске, этап постановки проблемы завершаетс я. Например, на уроке математики в 3 классе по теме: «Умножение двузначного числа на однозначное» подвела класс к постановке проблемы через задания устного счёта. Включила выражения на знание таблицы умножения, с которыми ученики справились без затруднений: 4х6, 20х3, 9х8, 10х6 и т. д. Последним был о выражение 14х6, которое вызвало у детей затруднение. Возникла проблемная ситуация. Для вывода из неё начинаю побуждающий диалог, который направлен на осознание затруднения и формулирование проблемы. Учитель. – Почему затрудняетесь в нахождении результата? Дети. – Мы такие ещё не решали. Учитель. – В чём затруднение? Дети. – Не умеем умножать двузначное число на однозначное. Учитель. – Кто догадался, какая задача стоит сегодня перед вами? Дети. – Научиться умножать двузначное число на однозначное. Тема урока сформулирована. У всех появилась личная заинтересованность в усвоении нового, так как никто не знает, как найти результат этого выражения. Возникла ситуация «с затруднением». Далее приступаем к поиску решения. Дети работают в группах. Каждая группа получает карточку с выражением 14х6 и пытается выдвинуть свою гипотезу решения. По окончании работы начинается фронтальная дискуссия. Представители групп озвучивают свой вариант реше ния. Принимаю каждую версию. Те ма: Число имён существительных. На доске записаны слова: окно, парта, картофель, доброта. Задание: поставьте и запишите данные имена существительны е в форме множественного числа. Можно предложить детям другое задание: на йти «лишнее слово». Ребята решают проблемную ситуацию, выдвигают гипо тезы, аргументируют свой выбор. Сталкиваются с проблемой не возможности выполнения задания. Тема: Сложные слова. Ст олкнуть разные мнения учеников. На доске записано слово мухомор. Работа в парах. Группам пред лагается выделить корень слова. Задание выполняют по- разному. Разные мне ния вызывают реакцию удивления. Тема: Склонение имён существительных. Дать противоречие между житейским представле нием учащихся и научным фактом. Учитель предлагает среди записанных слов на доске, найти «лишнее слово ». На доске записаны слова: окно, дерево, море, кино. Разберите их по составу( п рактическое задание на ошибку) . - Что вас удивило? - Что интересного заметили? - Какие факты налицо? - Задание было одно? А как его выполнили? - Почему та к получилось? Чего мы не знаем? - Вы смогли выполн ить задание? В чем затруднение? Предъявить научный факт сообщение м, экспериментом, наглядностью. Учитель: Вспомните, как называются такие слова как кино? ( неизменяемые) . Учитель: чего не может быть у неизменяемых слов? Реакция удивления. Совершенствование процесса обучения определяется стремлением учителей активизировать учебно- познавательную деятельность учащихся. Суть активизации обучения младшего школьника заключается в такой организации учебной деятельности, при которой учащийся приобретает основные навыки получения знаний и на основе этого научится са мостоятельно «добывать знания». Идея активизации обучения имеет большую историю, начиная с учений античности и кончая современными, психолого- педагогическими исследованиями. Разработка данной педагогической проблемы нашла глубокое всестороннее освещение в теории педагогики и психологии. Вопрос о роли проблемной ситуации стал рассматриваться психологами в связи с задачами активизации познавательно- мысл ительной деятельности учащихся. Психологами доказано, что «проблемная ситуация» является главным средством активизации учебно- познавательной деятельности учащихся и управления процессом, усвоения новых знаний. Педагогическая практика показывает, что возникновение проблемной ситуации, и ее осознание учащимися, возможно при изучении почти каждой темы. Подготовленность ученика к проблемному обучению определяется, прежде всего, его умением( или возникшую в ходе урока) увидеть выдвинутую учителем проблему, сформулировать ее, найти решение и решить ее эффективными приемами. На основе анализа психолого- педагогических исследований можно сделать вывод, что проблемная ситуация представляет собой затруднение, новых знаний и действий. В проблемной ситуации ученик ставится перед противоречиями и потребностью самостоятельного поис ка выхода из этих противоречий. Основными элементами проблемной ситуации являются вопросы, задача, наглядность, задание. Вопрос имеет первостепенное значение, т. к. стимулирует и направляет мысл ительную деятельность учащихся. Задача является важным фактом повышения познавательной активности учеников. Наглядность служит инструментом «схватывания» обобщенного «видения» содержания новых абстрактных понятий и представлений и облегчае т формирование научных понятий. Человечество постоянно развивается, поток информации постоянно увеличивается, но сроки ее интерпретации в школе остаются прежними. Приоритет отдается осознанному усвоению знаний. При этом второстепенные не столь значимые факты служат либо общим фоном развития данной научной области, либо вовсе не принимается во внимание. Тем самым осуществляется координация наиболее значимых понятий, их систематизация, позволяющая видеть не отдельные факты, целостную картину явления. Опора на мотивационную сферу позволяет удерживать внимание к данному предмету, развивая не только интеллектуальные, но и личностные качества учащихся. Учить, используя традиционные формы, не оптимально. Поэтому именно за проблемное обучение- будущее современной школы. На основе использования технологии проблемного обучения на уроках в начальной школе реализуются следующие задачи: развиваются умения учащимися самостоятельно мыслить, ориентироваться в новой ситуации, находить свои подходы к решению проблемы. У учащихся повышается интерес к овладению новых знаний, умений и практическому их применению. СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образ ования – М. : Просвещение, 2010. 2. Анащенкова С. В. , Бойкина М. Д. , Виноградская Л. А. Оценка достижений планируемых результатов в начальной школе. Система заданий. В 3- х чч. Ч. 3. ФГОС. – М. : Просвещение, 2012. 3. Большая Российская энциклопедия: В 30 т. / Председатель науч. - ред. совета Ю. С. Осипов. Отв. Ред. С. Л. Кравец, Т. 7 – М. : Большая Российская энциклопедия, 2007. 4. Брайтовская С. И. Простейшие исследовательские задания. – Начальная школа. – 2006 №7

Оставить комментарий: