Программа "Здоровый ребенок"
Документы для скачивания
Программа здоровьесбережения в рамках реализации ФГОС «Здоровый ребенок» Срок реализации Программы- 2017- 2020 год воспитатель высшей категории Е. И. Лях Пояснительная записка. Здоровье- бесценный дар, потеряв его в молодости не найдёшь до самой старости. Так гласит народная мудрость. К сожалению, в наш стремительный век новейших технологий, исследований и разработок, проблема сохранения здоровья стоит очень остро. Статистика бьют тревогу. Многие причины- от нас не зависящие и изменить что- либо не в наших силах. Но есть одна, на наш взгляд, очень важная- это формирование у детей дошкольного возраста потребности в сохранение и укреплении своего здоровья. Только физически развитые и практически здоровые дети достигают успехов и вершин познания мира. Сегодня к актуальным проблемам детского здоровья относятся: гиподинамия, детские стрессы, тревожность, агрессия и пр. Движения необходимы ребенку, так как способствуют развитию его физиологических систем, следовательно, определяют темп и характер нормального функционирования растущего организма. Современные дети в большинстве своем испытывают “двигательный дефицит”, т. е. количество движений, производимых ими в течение дня, ниже возрастной нормы. Не секрет, что и в детском саду, и дома дети большую часть времени проводят в статичном положении ( за столом, у телевизора, играя в тихие игры на полу) . Это увеличивает статичную нагрузку на определенные группы мышц и вызывает их утомление. Снижаются сила и работоспособность скелетной мускулатуры, что влечет за собой нарушение осанки, искривление позвоночника, плоскостопие, задержку возрастного развития быстроты, ловкости, координации движений, выносливости, гибкости и силы, т. е. усугубляет неблагоприятное влияние гипокинезии. Гипокинезия, вызывая развитие обменных нарушений и избыточное отложение жира, способствует заболеванию детей ожирением. Одним из приоритетных направлений работы нашего детского сада, является здоровьесбережение в ДОУ. Педагогический коллектив дошкольного учреждения чётко определил пути своего дальнейшего развития. В настоящее время в ДОУ прослеживается тенденция личностно- ориентированной модели взаимодействия, поиск конкретных целей и задач, позволяющих детскому саду обрести собственное лицо, создание оптимальных условий для воспитания, образования и развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями. Разрабатывая программу «Здоровый ребенок», я стремилась к тому, чтобы разработанная мною система оздоровления и физического воспитания, включая инновационные формы и методы, органически входила в жизнь детского сада, решала вопросы психологического благополучия, нравственного воспитания, имела связь с другими видами деятельности, и, самое главное, нравилась бы детям. Развитие детей обеспечивалось бы за счёт создания развивающей среды и реализации определённых педагогических технологий. Программа направлена: - на воспитание основ культуры здоровья, - формирование представления ребенка о себе и о здоровом образе жизни, правилах безопасного поведения, - гигиены, - охраны здоровья. К моменту выпуска в школу дети должны не только получить обо всем этом четкие представления, но и иметь стойкие навыки и привычки. Программа «Здоровый ребенок» предполагает возможность самостоятельного отбора воспитателями, узкими специалистами ДОУ содержания обучения и воспитания. Предлагаются различные методики, позволяющие использовать в работе как традиционные программы и методы, так и инновационные для укрепления и сохранения здоровья детей. Нормативно- правовая база: • Закон РФ «Об Образовании в РФ». • Конвенция ООН «О правах ребёнка». • «Семейный кодекс РФ». • Конституция РФ, ст. 38, 41, 42, 43. • ФЗ «Об основных гарантиях прав ребёнка в РФ» №124 – ФЗ от 24 июля 1998 г. ( с изменениями от 28 июля 2000 г. ) • Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении. • «Санитарно- эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений» • Санитарно – эпидемиологические правила и нормативы «Организация детского питания». • Приказ Минздрава РФ «Инструкция по внедрению оздоровительных технологий в деятельности образовательных учреждений» № 139 от 4 апреля 2003 г. • Устав ДОУ. Участники: • Дети ДОУ; • Педагогический коллектив; • Родители. Особенности осуществления образовательного и воспитательного процесса: Федеральные государственные требования к условиям осуществления дошкольного образовательного и воспитательного процесса представляют собой совокупность требований, обеспечивающих реализацию направленных на достижение планируемых результатов дошкольного образования. Результатом реализации условий является создание развивающей образовательной среды, соответствующей целому ряду требований. Воспитание ребенка дошкольного возраста происходит в деятельности ребенка, поэтому важнейшим условием для обеспечения этой деятельности можно считать создание предметно- развивающей среды. Предметно- развивающая среда в физкультурном зале имеет свои особенности, связанные со специфической направленностью образовательной области. Подбор оборудования определяется задачами как физического, так и всестороннего воспитания детей. В физкультурном зале достаточное количество физкультурного оборудования для обеспечения детей благоприятным уровнем двигательной активности в процессе разных форм физического воспитания дошкольников. Многообразие оборудования и пособий дает возможность продуктивно его использовать в разных видах занятий по физической культуре, при этом создавая их вариативное содержание для развития произвольности движений детей, их самостоятельности и творческих замыслов. Оборудование соответствует возрастным особенностям детей и их антропометрическим показателям. Материалы, из которых изготовлено оборудование, отвечает гигиеническим требованиям, экологически чистые и прочные. Большинство физкультурных пособий используется детьми в процессе выполнения физических упражнений и подвижных игр. Помещение оборудовано системами отопления и вентиляции в соответствии с требованиями. Проветривание и влажная уборка проводится перед каждым занятием. Сквозное проветривание проводят не менее 10 минут через каждые 1, 5 часа. В отсутствии детей. Уровень естественного и искусственного освещения соответствовать санитарно- эпидемиологическим треб ованиям. Виде Для реализации данного направления в педагогической деятельности мной поставлены цели: формирование осознанного отношения к своему здоровью, потребности к здоровому образу жизни и обеспечение максимальной активности детей в преобладающем самостоятельном процессе сознания. задачи: Формировать навыки здорового образа жизни; Воспитывать бережное отношение к своему здоровью; Дать представление о значении для здоровья человека витаминов и физической культуры; Создать условия для накопления материала и оформления полученной детьми информации; Привлечь родителей к решению поставленных задач; Проведение спортивных праздников совместно с родителями. В начале работы мной была разработана и проведена диагностика на выявление знаний о здоровье и здоровом образе жизни. Составлен план совместной работы с детьми и родителями, подобран материал и оборудование для занятий, бесед, игр с детьми, оформлены папки- передвижки для родителей, подобраны фотографии, литература. Работа с детьми о существляется воспитателями, помощниками воспитателей, медицинским работником, м узыкальным работником. 1. Комплексное сопровождение здорового и безопасного образа жизни воспитанников. Диагностика: - медицинские работники, изучая анамнез развития ребёнка, выявляют часто болеющих детей, страдающих хроническими заболеваниями; - воспитатели группы диагностируют знания, умения, навыки, предусмотренные программой, отслеживают достижения ребёнка по начальной здоровьесберегающей компетентности; - музыкальный руководитель обследует состояние уровня музыкального развития. При организации оздоровительной, лечебно – профилактической и коррекционной работы, учитывается физиологическое и психологическое состояние детей, некоторые дети занимаются индивидуально, по щадящему режиму Мониторинг сформированности культуры здорового и безопасного образа жизни воспитанников. Отслеживание динамики показателей здоровья воспитанников( общего показателя здоровья, показателей заболеваемости) , эффективности оздоровления часто болеющих воспитанников; Включение в ежегодный отчет, доступный широкой общественности, обобщенных данных о сформированности культуры здорового и безопасного образа жизни воспитанников; - проведение наблюдения, анкетирования на предмет удовлетворенности воспитанников, родителей( законных представителей) . Диагностика сформированности валеологических знаний у детей. Критериями сформированных представлений старших дошкольников о здоровом образе жизни и валеологической культуре являются: - наличие знаний о влиянии гигиены на здоровье человека, которые соответствуют истинным медицинским знаниям; - отношение к своему здоровью, выражающееся в желании вести здоровый образ жизни, заниматься физкультурой, спортом; помогать товарищам, близким и другим людям в виде выражения внимания, сочувствия, нравственного поступка; - применение полученных знаний о здоровье, культуре спорта, нравственных поступках в жизни. - соблюдение правил поведения, способствующих сохранению и укреплению здоровья. С учетом этого сформированность валеологической культуры старших дошкольников может характеризоваться следующими уровнями и их показателями: Уровни и их показатели: Высокий - ребенок быстро, четко, по существу отвечает на заданные вопросы, называет важные процедуры, мероприятия, способствующие здоровью человека; Средний - ответ не полон, имеется ограниченность представлений о необходимости гигиены в жизни каждого человека, о нравственных поступках; Низкий - ребенок практически не понимает для чего необходимо вести здоровый образ жизни, фантазирует, придумывает; Работа с детьми: Чтение художественной литературы: В. Даль «Война грибов и ягод», К. Чуковский «Доктор Айболит», « Мойдодыр », « Федорино горе», Ю. Тувим «Овощи», Загадки об овощах и фруктах, А. Барто «Девочка чумазая», Е. Шкловский «Как вести себя во время болезни», Маша Трауб « Съдобные сказки», Вадим Коростылев «Королева Зубная щетка», А. Барто «Я расту», пословицы, поговорки, потешки. Просмотр: мультфильмов « Мойдодыр », « Федорино горе», презентаций «Бактерии», «Удивительные превращения внутри нас», «На стеклянной полочке», «Правила поведения на прогулке», «Витамины», Анатомия», «Микробы». Беседы и занятия согласно перспективному планированию. Художественное творчество( аппликация и лепка) : Витаминная корзина, Микробы, Овощи на тарелке, Сюжетно —ролевые игры: «Больница», «Ресторан», «Супермаркет». Дидактические игры: «Умею — не умею» «Правила гигиены» «Мой режим», « Кто я », « Полезная и вредная еда» Физкультурное развлечение «В здоровом теле –здоровый дух » Формы и методы работы с детьми: Широкое использование игрушек, демонстрационного и раздаточного материала, в соответствии с темой проекта; Использование в работе мультимедийные презентации; Изготовление пособий для занятий и декораций для развлечения; Оформление выставок детских работ. Семинар практикум по валеологии; Плакат «Где живут витамины » Работа с родителями. Одним из основных направлений по формированию физически и психически здорового ребёнка является работа с родителями( законными представителями) . Если мы хотим вырастить нравственно и физически здоровой поколение, то должны решать эту проблему «всем миром», семья, детский сад, общественность. Для себя я определила следующие задачи работы с родителями: Повышение педагогической культуры родителей( законных представителей) . Пропаганда общественного дошкольного воспитания. Изучение, обобщение и распространение положительного опыта семейного воспитания. Установка на совместную работу с целью решения психолого – педагогических проблем развития ребёнка. Вооружение родителей основами психолого – педагогических знаний через психологические тренинги, консультации, семинары. Валеологическое просвещение родителей в создании экологической и психологической среды в семье. Работа с родителями: Изготовление печатных консультаций по те мам: «Здоровье и питание»; « Чтобы зубки не болели», «Будь здоров»; «ОРЗ( ОРВИ) » Подбор пословиц и поговорок о здоровье Фото- конкурс «Здоровый образ жизни моей семьи » Родительское собрание «Совместный отдых с пользой для здоровья» Консультация « Здоровый образ жизни в семье – залог здоровья ребёнка » Смотр- конкурс нестандартного физкультурного оборудования О рганизация выставок детских работ: рисунков, аппликаций, лепки. В итоге проводимой работы: И зготовлена и пополнена картотека игр, картотека упражнений для самомассажа природным материалом( кедровые, еловые, сосновые шишки) Изготовлен лепбук «Вкусная и полезная еда» Изготовлены пособия для развития дыхания- «Остуди чай», «Воздушный футбол»- для профилактики плоскостопия – «Веселые лыжи»- тематический альбом «Витаминная корзина! » Показатели результативности: Снижение уровня заболеваемости. Повышение уровня физической подготовленности. Сформированность осознанной потребности в ведении здорового образа жизни. Благотворное влияние на развитие речи, расширение кругозора, физических и нравственных качеств, сохранение и укрепление здоровья. Вовлеченность родителей в совместную деятельность по воспитанию здорового ребенка У детей сформированы следующие представления: что такое здоровье и как его сберечь; что такое режим, гигиена; о самых значимых витаминах, в чём они содержаться и как влияют на здоровье; о том, что есть полезные и неполезные продукты, какие они; что такое микробы и вирусы; какие бывают болезни, что их вызывает; правила оказания первой помощи. Примерное календарно – тематическое планирование по формированию у детей средней группы навыков здорового образа жизни. Дата Тема Задачи Деятельность ребенка и педагога Литература Октябрь Дружи с водой Продолжать формировать навыки личной гигиены. Важно, чтобы правила личной гигиены выступали не как требования взрослых, а как правила самого ребенка, приносящие большую пользу его организму. Дети рассматривают рисунки животных и птиц и рассказывают, кто, как умывается и зачем они это делают. Отвечают на вопрос: зачем моется человек и что может случиться с грязнулей? « Уроки «Айболита» Подарок и Мойдодыр Закреплять название и назначение принадлежностей для умывания. Дети получают посылку от Мойдодыра. Рассматривают принадлежности для умывания, называют их и рассказывают, как их можно применять. Конспект Ноябрь Откуда беруться болезни Дать детям представление о том, что микробы бывают разные: полезные и вредные( болезнетворные) могут жить вне и внутри человеческого организма; Пути проникновения их в человеческий организм. Когда тело чистое ничто не грозит Подвести детей к пониманию, что болезни появляются от микробов попавших внутрь организма человека Дети, рассматривая рисунки, рассказывают каким способом попадают микробы в организм человека. . Уроки Айболита » Как вести себя во время Дать детям возможность рассказать друг другу, что они знают о болезнях, как они себя чувствовали, когда болели, что именно у них болело. Рассматривая рисунки, помочь детям выработать правила как вести себя, когда во время болезни. «Уроки Айболита» Декабрь Театрализованная игра «Витаминная» Через зрелищное представление, познакомить детей с наиболее полезными лесными и садовыми ягодами; воспитывать осознанное отношение к необходимости употреблять в пищу ягоды и фрукты. Дети выкладывают на фланелеграфе красочные картинки с изображением ягод. Воспитатель читает стихи о ягодах Дети рассказывают о правилах питания, важные для здоровья. Белая К. Ю «Как обеспечить безопасность дошкольника » Развлечение «Чтобы нам не болеть» Через зрелищное представление, познакомить детей с наиболее полезными лесными и садовыми ягодами; воспитывать осознанное отношение к необходимости употреблять в пищу ягоды и фрукты. Дети выкладывают на фланелеграфе красочные картинки с изображением ягод. Воспитатель читает стихи о ягодах Дети рассказывают о правилах питания, важные для здоровья. Белая К. Ю «Как обеспечить безопасность дошкольника Январь Развлечение «Чтобы нам не болеть» В игровой форме, используя зрелищные выступления, исполнительские возможности детей; воспитывать доброе отношение к тем, кто заботится о здоровье детей; формировать осознанное отношение к необходимости укреплять здоровье с помощью зарядки, витаминов. Развлечение проводится в спортивном зале. Дети объясняют Петрушкам, чтобы не болеть надо спортом, заниматься и выполняют различные спортивные упражнения и приглашают Петрушек присоединиться. Заканчивается ритмическими танцами. Белая К. Ю «Как обеспечить безопасность дошкольника » Февраль «Чтобы глаза видели» Дать представление о верных помощниках – глазах, ушах. Органы слуха и зрения у зверей и человека. Как нужно заботиться о них. Рассказ воспитателя о значении зрения в жизни животных и человека. Поэтому зрение надо беречь. Рассмотреть картинки – ситуации и провести игру «Полезно – вредно». Предложить детям сделать гимнастику для глаз. Уроки Айболита «Чтобы уши слышали» Дать представление о верных помощниках – глазах, ушах. Органы слуха и зрения у зверей и человека. Как нужно заботиться о них. . Воспитатель предлагает закрыть ушки детям и произносит фразу и просит повторить. Рассказ воспитателя о значении слуха в жизни животных и человека. Дети рассматривают картинки – ситуации и проводит игру «Полезно – вредно» Предложить детям сделать самомассаж ушей Уроки Айболита Приятного аппетита! Знать о пользе витаминов, их значении для жизни. Провести взаимосвязи здоровья и питания. Рассказать какие продукты полезны а какие вредны. У того, кто ест фрукты и сырые овощи, как правило, хорошее самочувствие и чистая кожа. Фрукты и овощиглавные поставщики витаминов. Конфеты, шоколад, мороженное в больших количествах, вредны для здоровья Беседа по сказке о вкусных и здоровых витаминах. Дети пробуют на вкус фрукты и овощи, вспоминают какой был на вкус завтрак. Воспитатель подводит детей, что еда бывает разная. Игра: «Вкусно и полезно» «Угадай по запаху, вкусу, на ощупь продукты» Дети закрепляют правила питания, важные для безопасности. Уроки Мойдодыра Март Крепкие – крепкие зубы. Дать представление о пользе, значении и защите зубов. Познакомить детей с правилами ухода за зубами. Все первые зубы у детей называются молочными, к 6 годам они выпадают, а на их месте вырастают постоянные. Звери тоже меняют зубы. Зубы работают как мельничные жернова, перемалывая пищу во рту. Зубы покрыты твердым слоем эмали( в организме нет ничего более твердого) Как ни тверды наши зубы, но они часто разрушаются и болят( кариес) . Враги зубов( микробы, сладкое и мучное, механическое повреждение, нехватка витаминов) . Дети сравнивают зубы человека и животных. Упражняются в правильной чистке зубов. Д/ игра «Что полезно и что вредно для зубов» Уроки Мойдодыра Апрель Спокойной ночи Важно формировать умение чутко прислушиваться к своему организму, чтобы помогать ему ритмично работать, вовремя реагировать на сигналы «Хочу спать». Обратить внимание на чувство усталости и как его можно устранить. Рассматривание с детьми картинок кто из животных как спит. Как спит человек. Рассказать, почему сон необходим. Об отдыхе и сне надо заботиться. Беседа с детьми о том чего не надо делать перед сном. Уроки Мойдодыра Май Безопасность при общении с животными Животных надо любить. Но при этом надо помнить, что даже домашние животные могут быть опасны. Надо помнить, что от кошек и собак людям передаются болезни – чесотка, лишай, бешенство. Бешенство –очень опасная болезнь, которая может возникнуть после укуса животных. От нее можно даже умереть, если не лечиться Игры «Повстречались»( тренировка мелкой моторики рук, закрепление особенностей голосовых реакций животных) «Кто что любит» Дети знакомятся с правилами безопасного поведения при общении с животными. Рассматривание с детьми картинок – ситуаций. Куда приведет каждая ситуация? » «Азбука общения» Уроки Мойдодыра Примерное календарно – тематическое планирование по формированию у детей старшей группы навыков здорового образа жизни Дата Тема Задачи Деятельность ребенка и педагога Литература Октябрь Как устроено тело человека( Кто Я? ) Познакомить детей с т ем, как устроен человек. Обратить внимание на индивидуальные особенности( рот, возраст, пол, походку) Помочь детям понять собственную индивидуальность в окружающем мире. Рассматривание иллюстраций в энциклопедии. Рассказ воспитателя о том, как устроен человек. Дети рисуют человека, сохраняя пропорции, рассказывая при этом для чего нужен нос, глаза, уши, руки, ноги. Вспомнить с детьми какие они были маленькими, какое у них было тело. Занятие проводится в спортивном зале. Авдеева Н. Н. «Безопасность» стр. 84 Я и мое тело: Основные звенья в человеке Учить чувствовать собственное тело по его основным звеньям Детям предлагается представить себя отлаженным механизмом: горючее – воздух, двигатель – сердце, колеса – конечности. Во время выполнения упражнений, движений обращать внимание на слаженную работу всего тела Радионов В. Готовимся к школе методами физической активности. Ноябрь Кожное чувство и кожное осязание Формировать у детей представление о кожном чувстве и органах осязания Предложить детям приложить к коже теплый, холодный предмет. Вспомнить, как делали укол. Чувствовать можно и губами, пальцами, языком( провести эксперименты) Определение на ощупь – игра «Чудесный мешочек» «Ящик ощущений» Конспект Мое сердечко Познакомить с работой сердца: сердце как моторчик «гоняет кровь » по всему телу и кормит все остальные органы. Показать роль сердца в организме человека. Тело пронизано сетью кровеносных сосудов. Пульс Дети рассматривают иллюстрации, находят где располагается сердце, чем оно защищено, каковы его размеры. Послушать работу сердца через фонендоскоп, прощупать пульс в разных ситуациях( после бега, спокойном состоянии) . Авдеева Н. Н. Безопасность Стр. 86 Декабрь Откуда берутся болезни Закрепить представления о том, что микробы бывают разные: полезные и вредные могут жить вне и внутри человека. Пути проникновения. Дети рассказывают по картинкам, как микробы попадают внутрь человеческого организма. Поговорить о профилактике заболеваний: личная гигиена, закаливание прививки. Тренинг «Что делать, если ты заболел и никого не дома». Уроки Айболита Белая К. Как обеспечить безопасность дошкольников. Вредные привычки Учить детей осознавать некоторые из своих привычек вредными для организма и постепенно отказываться от них. Проговорить, чем вредны они. Рассматривание картинок –ситуаций из жизни детей, оценка увиденного Игра «Да – Нет». Чтение коротких произведений и обсуждение привычек и чем они вредны для организма. Январь Кости и мышцы Дать детям представление о строении костно – мышечной системы у человека; ее отличия от аналогичной системы у животного, о ее роли и значении; о значении физкультуры, правильной осанки. Рассказ воспитателя о функциях костно –мышечной системы у животных и человека. Самооценка своей осанки и рассказывают, как они заботятся о своем позвоночнике. Выполнение детьми упражнений по профилактике сколиоза плоскостопия. Уроки здоровья Уроки Мойдодыра Авдеева Безопасность Развлечение тема: Создать у детей радостное настроение. Стать участниками всего происходящего в зале. Закреплять представление о костно – мышечной системе. В зале детей встречают Кощей Бессмертный, Баба- Яга, Страшило. Дети ведут диалог с персонажами, оказывают им первую помощь. Сценарий Февраль Полезная еда Учить детей осознанно подходить к своему питанию, отличать полезные продукты от неполезных. Рассказ о пользе и значении витаминов. Кукольный персонаж Хрюша рассказывает о своих проблемах. Дети беседуют о рекламе на продук ты. Дети выбирают из общего числа продуктов полезные. Игра «Огородник» Конспект Зачем нам нужны зубы Первые зубы у детей – молочные. Они выпадают и вырастают постоянные, звери тоже меняют зубы, дать понятие о строение зубов, их в пищеварении. Закреплять правила ухода за зубами Дети упражняются в правильной чистке зубов. Предложить детям нарисовать Зубик больной и Зубик здоровый. Поупражняться в выборе полезных продуктах для зубов. Уроки здоровья Март Цветок здоровья Иметь представление о себе, как о члене семьи. Построить свое генеалогическое дерево. Учиться строить свои отношения гармонично с окружающими. Занятие начинается с песни о здоровье. Дается понятие «колено», «поколение» Дети составляют свое генеалогическое дерево из фотографий своей семьи. Знакомятся с цветком здоровья и кто помогает сохранять нам наше здоровье. Конспект Одежда и здоровье Дать представление о том, что одежда защищает человека от жары и от холода, дождя и ветра. Чтобы сохранить здоровье и не болеть, надо правильно одеваться. Рассмотреть с детьми фотографии, иллюстрации людей в профессиональной одежде( пожарные, спорт и т. д) Рассказать об основном назначении одежды человека. Игра «Одень кукол" Раскрашивание. Авдеева Н. Н. Безопасность Апрель Умей чувствовать себя Развивать базовые двигательные стереотипы для ощущения «схемы тела». Дать понять детям, как важно быть физически хорошо развитым и ловким Занятие проводится в физкультурном зале. . Выполнение основных видов движений, подвижные игры. Обсуждение с детьми, какие упражнения наиболее трудные и почему. Будет ли полезно научиться их выполнять Почему? Май Как можно изменить настроение Дать понять, что наши эмоции –это часть нашего здоровья. Важно для организма быть в хорошем настроении и каким способом его можно поднять Беседа с детьми о настроении о возможности создать положительное настроение. Игра «Азбука волшебных слов» Игра «Угадай по мимике мое настроение» Игра «Закончи рассказ» Родионов Уроки здоровья Уроки Мойдодыра Май Скорая помощь и правила на всю жизнь Познакомить детей с номером «03», Научить называть «скорую помощь»( назвать свою фамилию, имя, возраст, домашний адрес) Учить детей не теряться в различных ситуациях, учить находить выход из них. Поговорить о том в каких случаях вызывается врач на дом. Чем отличается машина «скорой помощи» от любой другой. Проиграть и проговорить различные ситуации с детьми. Кто еще может помогать детям в различных ситуациях. Как необходимо вести себя дома, на улице, в детском саду. Авдеева Н. Н. Безопасность. Белая К. Ю. Как обеспечить безопасность дошкольника Уроки Айболита. Примерное календарно – тематическое планирование по формированию у детей подготовительной группы навыков здорового образа жизни Дата Тема Задачи Деятельность ребенка и педагога Литература Октябрь Наш организм Продолжать учить детей различать индивидуальные особенности своей внешности( лица, роста, возраста, пола, походки) ; осознавать свои собственные мышечные и эмоциональные ощущения. Этюды: «Мой автопортрет», «Отражение в озере». Дети рисуют фигурки Неболейки и Нехворайки, наклеивают их на кусочки картона. Слушают стихотворение « Неболейка и Нехворайка » Основы коммуникаци и Л Шипицина В мире я такой оди н Помочь детям понять собственную индивидуальность в окружающем мире и дать понятие, что каждый человек изначально хорош и имеет свое предназначение. Дать детям общее представление о здоровом образе жизни. Игра- путешествие «Дорога к здоровью» Уроки Айболита Безопасность Авдеева Откуда берутся болезни? Лекарства – наши спасители и помощники в болезнях, но обращаться с ними надо умело. Дать детям элементарные понятия о правилах и необходимости их проведения Дети рассказывают друг другу что они знают о болезнях, как себя чувствовали, когда болело горло, живот, голова. Рассматривание ситуаций, которые могут привести к заболеванию. Наклеить вместе с детьми различные картинки, где ребенок ведет себя правильно. Уроки здоровья Обухова Уроки Айболита Ноябрь Зачем человеку нужна кожа Закреплять элементарные представления о коже, ее строении, функциях. Закреплять правила ухода за кожей. Тренировка кожи. Проведение опытов: 1. Кожные ощущения теплого и холодного предмета. 2. Легкий укол пальца острым предметом. Рассматривание иллюстрации о строении кожи. Рассказ воспитателя о том, зачем человеку нужна кожа. Оздоровительная минутка «Солнышко». Закрепление правил ухода за кожей. Рассматривание иллюстраций – ситуаций в которых изображено в каких ситуациях может повреждаться кажа, дети добавляют рассказы из собственного опыта и родных Уроки здоровья Обухова Уроки Мойдодыр Если кожа поврежден а Закреплять элементарные представления о коже, ее строении, функциях. Если кожа пострадала: травмы, заболевания кожи( сыпь, ожог, обморожения) Уроки здоровья Игра «Как помочь больной коже» Дети имитируя повреждение кожи оказывают первую помощь( работают в парах) . Совместно с детьми сделать вывод. Обухова Уроки Мойдодыра Декабрь Глаза –главные помощники Знакомить детей со значением зрения в жизни человека. Закреплять правила поведения не приводящие к ухудшению зрения. Беседа о значении зрения в жизни животных, птиц и человека. Проводится опыт( яркий свет- зрачок сужается, слабый – расширяется) Гимнастика для глаз. Игра «Полезно – вредно» Уроки здоровья Обухова Уроки Мойдодыра Чтобы уши слышали Продолжать знакомить детей со значением слуха в жизни человека. Закреплять правила поведения, чтобы сберечь органы слуха. Сценка: диалог 2 детей, которые говорят каждый о своем. Дети обсуждают ситуацию. Предложить детям вставить в уши ватные тампоны и попробовать послушать. Определить чувствительный порог уха. Самомассаж ушей. Дети рассказывают, что необходимо делать, чтобы уши слышали. Уроки здоровья Обухова Уроки Мойдодыр Январь Волосы. А что это такое? Познакомить с волосяным покровом человека. Сравнить с покровом животных и птиц. Дать элементарные знания о строении и особенностях волос. Рассматривание иллюстраций. Беседа с детьми где растут волосы на теле человека( нет только на ладонях, губах, подошвах) Сравнение меха животных и перьев птиц. Для чего нужны. Сравнить длину волос на голове, бровях, коже. Рассматривание схематичного изображения строения волоса сравнить с растение( ствол, корень) Волосы живые – потянуть будет больно. Игра «Узнай свой организм»( чего у нас по1, по 2, чего много) Конспект Для чего нужны волосы. Познакомить с разнообразием волос у людей, их формой, цветом. Рассказать о значении волос Дети рисуют автопортреты и портреты родителей. Послушать песенку о рыжих( из мультфильма) Конспект День здоровья Прививать детям санитарные и гигиенические навыки, потребность быть здоровыми, закаленными, учение в случае заболевания не бояться лечиться, принимать лекарства, делать уколы, воспитывать уважительное отношение к врачам. Устраивается вернисаж. К детям приходит доктор Айболит. Дети по очереди подходят к нему с жалобами. Доктор Айболит всех лечит. Дети рассказывают и показывают доктору Айболиту как необходимо оказывать первую помощь. Проводятся игры соревновательного характера. Как обеспечить безопасность дошкольника Белая. Февраль Ногти Познакомить детей с ногтями человека. Сравнить с когтями животных и птиц. Дать элементарные сведения о строении ногтя. Учить правильному уходу за ногтями. Рассматривание иллюстраций, сравнить когти и ногти животных, птиц и человека. Рассмотреть схематичное изображение ногтя. Значение ногтя для человека. Как беречь ногти и как за ними ухаживать Дети обводят свои руки и рисуют на них ногти. Рассматривают работы. Конспект Зубки, мои зубки. Закреплять ранее полученные сведения о зубах, их роль в пищеварении, что приводит к заболеванию, правила ухода за зубами Беседа с детьми о значении зубов для человека. Уроки здоровья Чтение стихотворения Михалкова «Как у нашей Любы…» Рассматривание схематичное строение зуба. Дети рассказывают, что вредно для зубов, зачем человеку нужна зубная щетка Практикум «Чистка зубов» Уроки Мойдодыра Март Питание необходимое условие для жизни человека Помочь детям понять, что здоровье зависит от правильного питания. Еда должна быть не только вкусной, но и полезной. Закреплять знания о пользе витаминов для здоровья человека. Учить противостоять телевизионной рекламе. Беседа с детьми о вкусной и здоровой пище. Что помогает человеку переваривать пищу. Рассмотреть схему желудочно – кишечного такта. Продолжи сказку. ( вос- ль дает начало, дети придумывают сюжет) Игра «Что разрушает здоровье и что укрепляет» Предложить нарисовать, вылепить полезные для здоровья продукты. Дети дают описание каким они видят, про которого говорят «это красивыйчеловек » Уроки здоровья Уроки Мойдодыра Безопасность Авдеева Уроки здоровья Вредные привычки Способствовать становлению у детей ценностей здорового образа жизни. Человека с вредными привычками нельзя назвать красивым человеком. Только смелый и волевой человек может им противостоять. Игра «Да – Нет» картинки – ситуации( положительные и негативные действия детей) Дети раскладывают на 2 колонки и поясняют. Вос- ль читает рассказ и просит помочь разобраться в ситуации Разыгрывание детьми ситуаций. Итог. Апрель Микробы и вирусы( совместно с врачом педиатром) Дать детям элементарные представления о микробах, вирусах и их разновидностях. Расширить представления детей о том, что микробы или вирусы попадая в организм вызывают различные инфекционные заболевания. Познакомить с мерами профилактики. Рассмотреть схематично изображенную каплю воды с микробами в ней. Рассмотреть каплю воды через микроскоп Рассказать где микробы и вирусы живут в природе( земля, вода, воздух) о полезных и вредных микробах. От вредных микробов и вирусов делают прививки. Закаливание и занятием помогает бороться организму с микробами и вирусами. Подвижная игра соревновательного характера. Безопасность Авдеева Уроки Айболита Конспект Сон – лучшее лекарство Дать представление детям о значении сна в жизни человека Во время сна организм растет и отдыхает, набирается сил. Беседа с детьми без чего человек не может жить. Рассмотреть картинки кто из животных, птиц как спит Рассказать о значении сна в жизни человека. Игра «Плохо – хорошо» по гигиене сна. Вывод: сон – лучшее лекарство для человека. . . Уроки здоровья с 29 Май Если случилась беда Рассказать детям об опасных ситуациях для жизни человека. Учить оказывать первую посильную помощь пострадавшим. Знать телефоны служб помощи- 01, 03, 04. Рассмотреть различные ситуации в книжной энциклопедии и причины приводящие к этому. Проиграть, оказывая первую посильную помощь. Уроки Айболита с 31 Безопасность Авдеева с 77, 79 83. 108. Литература: Гунн Г. М. , Современные технологии проблемы охраны здоровья. [ Текст] : учебное пособие/ Г. М. Гунн. – СПб. 2000. - 192с. 2. Картушина М. Ю. , Праздники здоровья для детей 5- 6 лет. [ Текст] : сценарии для ДОУ/ М. Ю. Картушина- М. : ТЦ Сфера, 2010. - 128с. 3. Картушина М. Ю. , Зеленый огонек здоровья. [ Текст] : методическое пособие/ М. Ю. Картушина- Архангельск, 2000. - 108с. 4. Лободин В. Т. , Федоренко А. Д. , Александрова Г. В. , В стране здоровья. [ Текст] : программаэколого – биологического воспитания дошкольников/ В. Т. Лободин, А. Д. Федоренко, Г. В. Александрова- М. : Мозаика – Синтез, 2011. – 80с. 5. Маханева М. Д. С физкультурой дружить – здоровым быть. [ Текст] : методическое пособие/ М. Д. Маханева – М. : ТЦ Сфера, 2009. – 240с. 6. Программа воспитания и обучения в детском саду/ Под редакцией М. А. Васильевой, 7. В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой. – 6 – е изд. , испр. И доп. – М. : Мозаика – Синтез, 2011. – 208с. 8. Ю. Змановский «Здоровье дошкольников» 9. М. А. Минкевич «Физические упражнения для детей раннего возраста» 10. М. А. Рунова «Двигательная активность ребенка в детском саду» 11. Е. Н. Борисова «Система организации физкультурно – оздоровительной работы с дошкольниками» 12. Л. И. Пензулаева «Подвижные игры и игровые упражнения для детей 5- 7 лет»