a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Перспективный план работы кружка "Юный эколог" с детьми старшего дошкольного возраста на 2017-2019 учебный год

Автор: курменёва наталья степановна Опубликовано: 2020-10-12 23:20:35

Документы для скачивания

- 1080135- 70040500 Цель: Формирование целостных представлений  старших дошкольников о системе взаимосвязей живой и неживой природы, с включением регионального компонента. Задачи:      обогащать представление детей о природе родного края и различных природных зон;    формировать у детей диалектическое мышление, т. е. способность видеть многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимостей;    развивать познавательный интерес детей к природе, желание активно изучать природный мир;    воспитывать нравственные чувства, выражающиеся в сопереживании природе, и эстетические чувства, связанные с красотой природного мира;    воспитывать основы гуманно- ценностного отношения детей  к природе через понимание ценности природы, ориентацию на оказание помощи живым существам, сохранение природных объектов ближайшего окружения, проявление ответственности за свои поступки.   Виды  деятельности: Совместная деятельность: – наблюдения в уголке природы, труд в уголке природы, – целевые прогулки  по территории ДОУ; – чтение художественных произведений о природе( стихи, рассказы, сказки) , рассматривание иллюстраций в книгах, экологические сказки, – рассматривание картин из жизни диких животных, художников И. И. Левитана, А. К. Саврасова, В. Д. Поленова, И. И. Шишкина, К. Ф. Юона и др. , – рассказы воспитателя о животных, растениях, неживой природы. о заповедниках, заказниках, памятниках природы т. д. , – работа с моделями, – беседы и разговоры с детьми на экологические темы, – сбор коллекций, семян, камней, листьев, – опыты и эксперименты, поисковая деятельность в экологическом кружке и  лаборатории юного исследователя, – экологические тренинги с обсуждением и проигрыванием ситуаций, – экологические тропы, – игры( подвижные, дидактические, театрализованные, музыкальные, интеллектуальные КВН, “Поле чудес” и “Что, где, когда? ”, – различные виды изобразительной деятельности на экологическую тематику, – работа с календарями природы, дневниками наблюдения, – изготовление и обыгрывание макетов( зоопарк, дикие животные, домашние животные, животные жарких стран, лес – наше богатство, кто в море живет) . Перспективный план кружка « Юный эколог» Тема:  «Неживая природа осенью» Тема Программные задачи. Региональный компонент. Предварительная работа. Наблюдения. о пыты. 1 «Я и природа»- Воспитывать у детей любовь к природе, стремление заботиться о растениях и животных; - Формировать представления о неразрывной связи человека с природой/ человек – часть природы/ Показать уникальность природы, её хрупкость и, в то же время могущество. Дидактическая игра «Природа –н е природа», «Угадай, что в мешочке» Наблюдения на экологической тропе  «Что такое природа». 2 «Наш дом- п рирода»- Воспитывать бережное отношение к окружающей природе; - Формировать понятия о неживой природе, как факторе жизни всего живого. Продемонстрировать радость общения с природой своей местности. Чтение худ. Литературы: Э. Мошковская «Жил на свете человек», В. Орлов «Дом под крышей голубой» Сравнить: «Дом – жилище человека» и «Дом – природа» Игра «Мой дом» 3 Осенние явления в неживой природе Познакомить с комплексом характерных  явлений неживой природы и их сезонными изменениями; Уточнить зависимость изменений живой природы от изменений в неживой природе; Сезонные изменения: день укорачивается, становиться холоднее, часто идут дожди, дуют  ветры. Особенности явлений природы Календарь природы. Чтение художест- венной литературы, заучивание стихов. Дидактическая игра «Когда это бывает». Наблюдения за состоянием погоды и сезонными изменениями в жизни растений и животных нашего региона. Игра «Следы осени» 4 «Знакомим детей с почвой»- Уточнить представление детей о почве как о верхнем слое земли: «живая земля»; - Загрязнение почвы, возможные последствия; - Необходимость охраны почвы. Показать плодородность почвы, разнообразность растительного мира  нашего края. Опыты: свойства почвы, как происходит загрязнение почвы. Сезонные наблюдения за опавшими листьями.   Тема 2.  «Растительный мир осенью» Тема занятия Задачи Региональный компонент Предварительная работа Наблюдения, опыты 5 «Как растения готовятся к зиме» Прогулка по территории сада- Учить распознавать и называть по листьям и плодам 5- 6 деревьев, 3- 4 кустарника, 4- 5 садовых цветущих растений. - Уточнить сезонные изменения в жизни растений: расцвечивание листвы, плоды, листопад, замирание листьев.   Знакомство с местными растениями ближайшего окружения. Календарь природы. Изготовление моделей «Цветок», «Условия жизни» Наблюдение за цветущими растениями  в группе 6 Цветущие растения- Закрепить названия 4- 5 цветущих растений- Познакомить детей с разнообразием видов растений в природе. - Уточнить части растений  и их функции. Знакомство с холодостойкими растениями, которые цветут дольше остальных. Пересаживание растений с клумб, уход за растениями Наблюдение за ростом и развитием цветущих растений Тема 3.   «Животный мир осенью» Тема занятия Программные  задачи Региональный компонент Предварительная работа Наблюдения, опыты 7 «Поможем дождевому червю найти дом»- Закрепить знания: почва как верхний слой земли. - Уточнить, обитатели почвы/ на примере дождевых червей/ , их роль в формировании почвы. Формировать представление детей о том, что вредных животных в природе нет, все животные необходимы. Домашнее задание: узнать о пользе дождевых червей, Игра «Экологические цепочки» Наблюдение за дождевыми червями после дождя. Создание дома для червей. 8 Сравнение диких и домашних животных- Расширить и уточнить представления детей о диких и домашних животных, дать представление о верблюде Дать представление о кабане/ внешний вид, среда обитания/   Чтение рассказов из книги «Лесная мозаика» В. Золотова Поиск мест зимовки животных, насекомых 9 Беседа о перелетных птицах- Закреплять и расширять представления о птицах: дать представление о перелетных птицах. - Связь птиц со средой обитания. – Заботливое отношение к птицам Знакомить с конкретными видами птиц своей местности. Календарь природы. Изготовление кормушек, заготовка кормов, кормление птиц. Наблюдение за поведением птиц                                         Тема 4. «Человек и природа» Тема  занятия Программные задачи Региональный компонент Предварительная работа Наблюдения, опыты 10 «Планета Земля в опасности»- Дать представление о планете Земля, об обитателях Земли. - Закреплять представления, чтобы сохранить нашу планету, надо с детства любить природу, изучать её, бережно с ней обращаться. Роль человека в природно   –о хранительной работе Рассматривание глобуса: материки, океаны, моря, Северный и южный полюсы. Просмотр обучающего фильма «География для самых маленьких» Осматривание территории детского сада, сбор мусора. Опыт 11 «Через добрые дела можно стать юным экологом»- Показать, что юный эколог – это ребенок, который любит природу, заботится о живых существах; - воспитывать у детей стремление заботиться об окружающей природе. Правила поведения человека в природе. Роль человека в природно   –о хранительной работе. Раскрыть перед детьми на конкретных примерах, что бывают хорошие и плохие поступки Наблюдение состояния деревьев, кустов участка   Тема 5.    «Экосистема – лес» Тема занятия Программные задачи Региональный компонент Предварительная работа Наблюдения, опыты 12 «Лес –м ногоэтажный дом» «Цепочка в лесу»- Учить замечать взаимодействие обитателей леса, их пищевую зависимость друг от друга; - Уточнить: лес как пример сообщества. Заповедные места Домашнее задание: лес и его обитатели, Дидактическая игра «У каждого свой дом», «Экологические цепочки» Экскурсия  по территории сада 13 «Кто главный в лесу? »- Учить распознавать    5- 6 деревьев, 3- 4 кустарника; - Закрепить, главное звено в лесу – растение; - Уточнить последствия уничтожения деревьев; _ Воспитывать бережное отношение к лесу. Красота лесов, смешанные леса. Игра «Что в лесу растет? », «Кто в лесу живет? » Домашнее задание: подобрать литературу о питании обитателей леса  Прогулка по территории сада «Определение пород деревьев и кустарников» 14 Изготовление плакатов на тему «Сохраним елку –к расавицу наших лесов»- Учить детей придумывать содержание плаката, направленного на сохранение елок, изображать его; - Воспитывать бережное отношение к растениям, стремление заботиться. Бережное отношение к природе родного края Сравнение искусственной и живой ели Подсчет  выброшенных елок. Опыты «Растения выделяют кислород», «Растения увлажняют воздух»                                                                    Тема 6.    «Неживая  природа  зимой» Тема     занятия Программные задачи Региональный  компонент Предварительная работа Наблюдения, опыты 15 «Круговорот воды в природе» «Это волшебница- вода»- Закрепить основные свойства воды, льда, снега, пара; - Уточнить состояние воды( жидкое, твердое  в виде льда и снега, газообразное в виде пара) Поощрять самостоятельные наблюдения, эксперименты, опыты Замораживание цветных льдинок Исследовательская рата, бота, опыты по выявле- ению свойств воды Наблюдения за снегом, изморозью 16 «Что мы знаем о воздухе» Систематизировать знания о свойствах воздуха. - Уточнить значение воздуха в жизни человека и других живых организмов.   Игры с вертушками, надувными игрушками, шариками. Опыты по выявлению свойств воздуха 17 «Зимние явления в неживой природе»- Уточнить зимние явления в неживой природе: холодно, дует холодный, порывистый ветер. Зимние явления природы Наблюдения за сезонными явлениями зимой: изменение положения солнца. Просмотр обучающего видеофильма     Тема 7.  «Растения зимой» Тема занятия Программные задачи Региональный компонент Предварительная работа Наблюдения, опыты 18 «Как растения приспособились зимовать»-  Учить замечать деревья и кустарники без листьев; - Закреплять разнообразие видов растений в природе: деревья, кустарники, травы –и х характерные признаки. Как растения приспособились зимовать Различать деревья и кусты по стволу, веткам, особенностям почек. Наблюдения за растениями зимой. 19 «Зеленая служба Айболита: посев семян на рассаду- Закрепление навыков по уходу за комнатными растениями. - Зависимость роста растений от условий окружающей среды. - Определение хорошего или плохого состояния растений по внешним признакам, выявление недостающих условий, способы ухода, которые могут их восполнить. Болезни и вредители растений «Огород на окне». Посев семян на рассаду, пикирование рассады. Уход за растениями уголка природы Опыты с семенами. 20 Комнатные растения – живой организм-  Объяснить понятие  «комнатные растения»; - Узнавать и называть 5- 6 комнатных растений по форме, окраске листьев, цветов, стеблей.   Уход  за комнатными растениями Цикл наблюдений за комнатными растениями 21 Размножение растений  - Учить пересаживать комнатные растения. - Познакомить со способами вегетативного размножения комнатных растений( черенками, усами, листьями) Размножение побегами( герань, бегония, фуксия) , черенками( традесканция, бальзамин) , листовыми черенками( фиалка, сансевьера) , кустами( хлорофитум) . Пересадка комнатных растений и посев семян цветов на рассаду. Наблюдения за ростом и развитием пересаженных растений. Тема  8.  «Животный мир зимой» Тема   занятия Программные задачи Региональный компонент Предварительная работа Наблюдения, опыты 22 «Как животные проводят зиму в лесу? »- Закрепить значение внешних факторов в жизни животных. - Уточнить, питание животных  зимой, способы передвижения, места обитания. - Сезонные изменения в жизни животных. Сочувствие к животным. Трудные условия жизни в холодный период Чтение худ. л итературы о жизни зверей в лесу зимой, рассматривание картин Наблюдение за сезонными изменениями в природе 23 «Животные  холодных стран»- Приспособление диких животных к жизни в природных условиях; - Особенности погодных условий Крайнего Севера. Приспособления животных к климатическим условиям. Чтение худ. л итературы о суровом климате Арктики, о жизни в холодном климате Демонстрационный материал «Животные Севера» 24 «Беседа о зимующих птицах»- Учить распознавать зимующих птиц по внешнему облику, поведению, издаваемым звукам. - Сезонные изменения в жизни птиц. Подкормка птиц. Зимующие птицы Дидактическая игра по классификации птиц Цикл наблюдений за зимующими птицами, кормление птиц.   Тема  9.   «Природа и человек»   Тема   занятия Программные задачи Региональный компонент Предварительная  работа Наблюдения,   опыты 25 «Зимовка диких и домашних  животных»- Учить детей замечать сезонные изменения в жизни животных; - Уточнить признаки домашних и диких животных. Роль человека в жизни домашних животных Домашнее задание: подобрать литер.   о зимовке домашних и диких животных Просмотр демонстрационного материала « Дикие и домашние животные» 26 «Красная книга»- Бережное отношение к растениям и животным; - Правила поведения в природе. Редкие растения и животные Изучение  «Красной книги» Смоленского края     Тема   10.  « Природа растения  весной» Тема    занятия Программные  задачи Региональный компонент Предварительная работа Наблюдение,   опыты   27 «Весенние явления в неживой природе»- Учить детей замечать увеличение дня и укорачивание ночи; - Взаимосвязь с живой природой. Весна в Смоленском крае Сравнение признаков зимы и весны Наблюдения по теме «Влияние света, тепла, воды на жизнь растений, животных»                                                              28 «Растения  весной»- Учить наблюдательности: набухают почки, появляются листья и цветы, трава…- Уточнить видеть разнообразие видов растений в природе. - Воспитывать эстетическое отношение к растениям. Растительный  мир Смоленской области. Появляются первые цветы: подснежники, одуванчики Сравнение: дерево – куст;    куст – трава. Наблюдения за состоянием растений в разные времена года. 29 «Берегите первоцветы»- Учить распознавать и называть первые весенние цветы по листьям и цветам. - Уточнить роль растений в жизни человека и природной среды в целом; - Особенности строения и назначения всех органов Редкие, исчезающие растения Способы их сохранения. Дидактическая игра о цветах. Цикл наблюдений за первоцветами.   Тема 11.   «Животный мир весной» Тема    занятия Программные  задачи Региональный компонент Предварительная работа Наблюдения, опыты 30 «Особенности жизни зверей весной»- Учить замечать особенности жизни зверей весной. - Уточнить что изменения в живой природе связаны с потеплением и появлением необходимых условий для жизни растений и животных Размножение животных на примере 1- 2 видов, обитающих на территории Смоленской области.     31 «Встречаем птиц»- Совершенствовать знания о перелетных птицах; - Уточнить сезонные изменения в жизни птиц( гнездование, высиживание из яиц птенцов) Первый прилет стрижей, ласточек, скворцов…; Классификация птиц: насекомоядные, водоплавающие, зерноядные, хищные. Наблюдение за прилетающими птицами, их поведением   Тема 12.  «Природа и человек» Тема  занятия Программные  задачи Региональный компонент Предварительная работа Наблюдения,   опыты   32 «Земля – живая планета»- Жизнь на Земле, общие условия для растений, животных и людей. - Воспитывать чувство гордости за свою планету: она единственная в Солнечной системе «живая» планета, является общим домом для всего живого, этот дом надо беречь. Закрепить экологически грамотное и безопасное для здоровья человека поведение в природе Чтение художественной литературы о жизни растений и животных в разных экосистемах, необходимых условиях жизни. Дидактическая игра « Где чей дом? » Наблюдения за живыми объектами, необходимые условия жизни 33 «Мы в ответе за тех, кого приручили»- Обобщить представления о том, что животные, растения – живые существа и нуждаются в определенных условиях жизни, удовлетворяющих их потребности. - Необходимость создания соответствующих условий близких к природным.   Знакомство детей с жизнью животных в природных условиях. Выделение правил общения с животными Цикл наблюдений за животными в домашних условиях. 34 «Этот удивительный мир насекомых»- Уточнить многообразие насекомых. - Сезонные изменения в жизни насекомых. Сроки пробуждения насекомых: пчелы, жуки, бабочки, муравьи, комары. Исследовательская деятельность по теме «Поиск насекомых» Цикл наблюдений за насекомыми 37 Беседа о Весне. - Учить видеть сезонные изменения в природе. - Взаимосвязь живой и неживой природы. - Весенние работы на огороде, в саду, поле. Ведение календаря природы на местном уровне. Чтение художественной литературы о весне Цикл наблюдений за сезонными изменениями в природе, за жизнью растений и животных                  

Оставить комментарий: