Проект "Муравьиной тропой"

Опубликовано: 15:15:57 13-10-2020

Автор: Бокарева Ольга Александровна

Документы для скачивания:

56677_proekt muravinoy tropoy.docx
Формат: .docx

Содержимое файтов:

56677_proekt muravinoy tropoy.docx

П роект с воспитанниками средней группы «Муравьи ной тропой » Подготовил и: Спицын Святослав, 5 лет Трифонов Матвей 5 лет Татаринцева Анастасия, 5 лет Муниципальное бюджетное дошкольное общеобразовательное учреждение Аннинский детский сад общеразвивающего вида «Росток» 2020г. Содержание Введение……………… …………………………………………………………. 2 Ход проекта 1 этап. Ознакомительный………………………………………………………. 3 2 этап. Практическое наблюдение………………………………………………3 Заключение …………… …………………………………………………………. . 5 Список литературы……… ……………………………………………………… 6 Приложения Введение Гуляя в детском саду мы обратили внимание, что каждый день мимо нашей площадки проходит колония муравьев. Нам стало интересно, почему муравьи всегда вместе и куда они торопятся. Мы выдвинул и предположения( гипотезы) : Муравьи живут семьями. У каждой муравьиной семьи свой домик. Муравьев м ожно содержать в домашних условиях. Цель проекта: изучение жизнедеятельности муравь ев. Задачи проекта: Изучить особенности строения муравья, его повадки. Узнать интересные факты о жизни муравьиной семьи. Выяснить, как устроен муравейник. Выяснить, можно ли содержать муравьев в доме. Объект: муравей, муравейник, муравьиная ферма. Предмет: строение муравья, особенности жизн едеятельности муравьиной семьи, муравейник, муравьиная ферма. Источники: печатные издания( э нциклопе дии) , интернет – ресурсы. Методы: наблюдения, беседы, изучение лите ратурных источников и интернет – р есурсов, самостоятельная работа, помощь взрослого. Практическая значимость: изучив строение муравья, ос обенности его жизнедеятельности, мы смо жем объяснить поведенческие особенности муравьев, поделиться знаниями с детьми своей группы, развести свою муравьиную семью. Ход проекта 1 этап. Ознакомительный Сначала мы решил и узнать особенности строения муравья. ( П риложение 1) . Для этого мы с воспитателем изучили познавательную литературу про муравьев, откуда узнал и, что, как и у остальных насекомых, тело муравья состоит из трех основных частей: голова, грудь и брюшко. Грудь соединена с брюшком очень тонкой перемычкой – талией, которая придает муравью гибкости. Для сохранения органов и удержания влаги тело покрыто чешуйками. На лапках у муравья есть коготки, которые помогают им карабкаться вверх, между коготками есть липкая подушечка, благодаря которой муравей удерживается на гладких поверхностях. На передних лапках есть шпоры, которыми они чистят усики, как щеточками. С обеих сторон головы располагаются сложные глаза, состоящие из большого количества линз, но при этом муравьи очень плохо видят. На голове так же находятся три пары простых глаз; ротовые части – жвалы, которые используются для удержания пищи, строительства и защиты; и усики – антенны, которые служат муравьям органами чувств и обоняния, а так же для приема и передачи сигналов. На конце брюшка у некоторых муравьев есть жало, которым насекомые пользуются для самообороны. 2 этап. Практическое наблюдение. Следующим этапом работы стало изучение особенностей жизнедеятельности муравьиной семьи. Для этого мы с воспитателем изучили познавательную литературу по данной теме. Вот что удалось выяснить. Муравьи живут семьями. У муравьев, как у людей, существуют социальные отношения. В зависимости от того, какими качествами обладает муравей, он получает определенную профессию. «Царица» способна создать муравейник. Ее главная обязанность – давать потомство. Самые агрессивные муравьи становятся воинами захватчиками, или охранниками. Главная задача воинов захватчиков – захват новых территорий и нападение на другие муравейники. Охранники защищают входы в муравейник от чужаков и обеспечивают безопасность его обитателей. Строители следят за состоянием своего жилища и создают новые помещения, когда жителей становится больше. Добытчики добывают пищу. Разведчики ищут новые места, где можно добыть пищу. Пастухи и доильщики заботятся о своих домашних животных – тле. Доильщики щекочут тлю, чтобы она выделяла сладкую жидкость – падь. Пастухи защищают тлю от врагов. Транспортировщики переносят падь в муравейник. Хранители нектара хранят нектар на случай, если мура вьи добытчики не смогут найти пищу. Труженики роддома и няньки заботятся о потомстве( яйцах) и занимаются воспитанием подрастающего поколения. Санитары лечат больных пациентов – муравьев. Если в муравейнике мало обитателей, то один и тот же муравей мо же т выполнять разные обязанности. В больших, многочисленных, муравейниках за каждым муравь ем закрепляются свои обязанности. Следующим этапом нашей работы стало изучение устройства муравейника. Вот, что нам удалось узнат ь. Снаружи муравейник напоминает обычную гору веток и земли, но на самом деле это хорошо продуманное жилище. Муравейник имеет форму конуса, поэтому вода скатывается по стенкам и не попадает внутрь. Покрытие из иголок и веточек защищает жилище от плохой погоды, оно ремонтируется и обновляется рабочими муравьями. В муравейнике множество ходов и выходов, которые остаются закрытыми. Один из выходов остается открытым. Он охраняется солдатами и служит вентиляционным каналом. В верхней части муравейника находится «солярий»- камера, которая нагревается лучами солнца. Весной обитатели забегают сюда погреться. В нижней, подземной, части жилища есть «зимовальная» камера. Насекомые собираются здесь, чтобы пережить холода. «Царская» камера, где живет матка, тщательно охраняется. За ней ухаживают рабочие муравьи. Есть в муравейнике «детская», где находятся яйца, личинки и куколки муравьев. В отдельном помещении, «коровнике», муравьи содержат своих домашних животных – тлю. Есть в муравейнике хранилища еды. Это «хлебный амбар», где хранятся зерна, и «мясная кладовка», где хранятся гусеницы и другая добыча. Умерших собратьев и мусор рабочие муравьи относят в отдельную камеру – «кладбище». В результате своей деятельности мы пришл и к следующим выводам: Муравьи живут семьями. У муравьев, как у людей, есть разные обязанности( профессии) ; Мурав ейник – это хорошо продуманное жилище. Почти все наши гипотезы подтвердились. Осталось выяснить, можно ли содержать муравьев в домашних условиях. Заключение Мы поделились своими знаниями с ребятами в группе. Они очень заинтересовались нашим рассказом, и мы все вместе решили, с помощью воспитателя, изготовить макет муравья, сделать макет муравейника и книжку о муравьиных профессиях. ( П риложение2) Кроме того, мы решили попробовать развести муравьев у себя в группе. Вот, что у нас получилось. ( Видеоролик) Список литературы и источников Энциклопедия знатока. Живая планета. – Москва «Махаон», 2009. С. Ю. Афонькин. Жуки и другие удивительные насекомые. – СПб: «БКК», 2011. П. Р. Ляхов, Г. Ю. Любарский. Я познаю мир: Насекомые: Детская энциклопедия. – М. : ООО «Изд. АСТ»: ООО «Изд. Астрель», 2002. А. А. Захаров. Муравей Семья Колония. – М. «Изд. Наука», 1978. Приложение 1. Изучение познавательной литературы про муравьев. «Как устроен муравей» Приложение 2. Макет муравейника, макет муравья, книжка «Муравьиная семья».

Оставить комментарий: