Конспект занятия «Зимушка – зима» по развитию речи в средней группе
Документы для скачивания
Муниципальное автономное учреждение дошкольного образования Города Ялуторовска «Детский сад №8» Конспект занятия «Зимушка – зима» по развитию речи в средней группе Воспитатель: Евтушенко Елена Викторовна Ялуторовск, 2019 Конспект НОД по развитию речи « Зимушка – Зима»( средняя группа) Структура конспекта занятия: Цель: Развитие связной, диалогической и монологической речи. Задачи: Образовательные: - Закрепить полученные знания о зиме и зимних явлениях природы. - Упражнять детей в умении устанавливать простейшие причинно – следственные связи. - Обогащение и активизация словаря по теме «Зима»- Закреплять умение заучивать стихотворение по мнемотехнической таблице. - Способствовать формированию умению правильно использовать в речи грамматические формы, умения согласовывать существительные с прилагательными, образование слов с уменьшительно- ласкательными суффиксами. 3. Совершенствование и закрепление знаний. 4. Групповая. 5. 20 минут. 6. Воспитанники средней группы « Смешарики »( 9 девочек, 8 мальчиков) . 7. 4- 5 лет. 8. Сундучок, конверт, картинка с изображением зимы, снежинки по количеству детей, снежный ком из поролона, два конверта с разрезными картинками – зимние забавы, игрушка – снеговик, картинки по мнемотехнике, шаблоны снежинок, магнитики для изготовления снежинки на магните. 9. заучивание стихотворения по мнемотаблице- Ирины Гуриной «Весёлый снеговик». Экскурсия в зимнюю рощу. Наблюдение признаков зимы на прогулке. Знакомство детей с образованием слов с уменьшительно – ласкательными суффиксами. Ч тение художественной литературы по теме «Зима». 10. Методы и приемы работы с детьми: Словесные: Художественное слово: загадки, беседа о признаках зимы. Наглядные: Использование подарков от зимы – снежинк и, снеговик, снежный ком. Практические: Игровой момент – сундук- подарок с письмом от Зимушк и- зимы Физкультминутка « Зимушка- Зима» Игра на развитие речевого дыхания « Сне жинка » Игр а «Снеж ный ком » Голосовое упражнение «Вьюга» Дидактическая игра «Зимние слова» Рассказывание стиха по мнемотаблице «Весёлый снеговик» Самостоятельная работа – изготовление магнитиков( рефлексия) 11. Структура занятия: Этап занятия Содержание Время Мотивация Ребята, сегодня, когда я пришла в детский сад, около дверей нашей группы, увидела сундучок! А на нем письмо! Интересно вам узнать, что здесь написано? Тогда садитесь, на коврик и я вам его прочитаю! «Дорогие ребята! Пишет Вам Волшебница! Имя свое я вам не скажу, а отгадать предложу. Если вы отгадаете и ответите на вопросы, сундучок откроется и вы найдете в нем мои подарки! » Загадка( на доске по очереди выставляются картинки) Дел у меня не мало – я белым одеялом Всю землю укрываю, в лед реки убираю, белю поля, дома, а зовут меня …. ( Зима) 1 мин. Организационный момент Да, вы правы это – Зима! Давайте опишем разными словами, какая бывает зима? Зимой холодно, значит зима, какая? – Холодная! Зимой много снега, значит зима, какая? - Снежная! Если зимой стоит мороз? Зима какая? – Морозная! Если зимой часто дуют ветры, значит зима какая? - Ветреная! Как называется явление природы, когда на землю падает много снежинок, снега? – Снегопад! ( Показать картину Зимы) 1 мин. Физминутка Посмотрите, ребята, какая зима красивая! Давайте с ней поздороваемся! Физкультминутка « Зимушка- Зима» Мы зимой в снежки играем, ( имитация лепки снежков) По сугробам мы шагаем, ( шагаем, высоко поднимая колени) И на лыжах мы бежим, ( имитация скольжения на лыжах) На коньках по льду скользим, ( имитация движения на коньках) И из снега лепим мы, ( соответствующие движения) Гостью- зиму любим мы! ( развести руки в поклоне и поставить на пояс) 1 мин. Игра на развитие речевого дыхания «Снежинка» Посмотрите, ребята! Сундучок открылся! Что за волшебство? И правда, сколько здесь подарков от Зимушки – Зимы! Ребята, но сначала вы отгадайте, какой подарок будет первым! Загадка: Полетела, покружилась. На дорожку опустилась … И сверкает, словно льдинка Белоснежная ……( Снежинка) Молодцы, ребята, правильно отгадали загадку! ( Из сундучка достается снежинка) . Ребята, скажите, какая бывает снежинка? ( Ответы дете й- маленькая, пушистая, воздушная…) Правильно, молодцы! А теперь, давайте мы с вами поиграем! ( У каждого ребенка по снежинке) . Нужно подбросить снежинку вверх и дуть на нее так, чтобы она не падала на пол. 3 мин. Игра «Снежный ком»( назови ласково) Посмотрим что же еще есть в сундучке? Здесь снежный ком- и мы с вами сейчас с ним поиграем с ним. Сделаем красивый хоровод: я бросаю ком с простым словом, а вы возвращаете его ко мне с ласковым словом: Зима- зимушка Снежинка- снежиночка Снег- снежок Снеговик – снеговичок Елка – елочка Горка- горочка Санки – саночки Подарок – подарочек Ветер – ветерок Холод – холодок 2 мин. Голосовое упражнение «Вьюга» Умницы! Вижу, что вы любите зиму! Все слова назвали правильно! - А если сильно дует ветер, снег летит, кружится? Что это за явление? ( метель, вьюга) Давайте, мы с вами изобразим вьюгу! Игровое упражнение «Вьюга» По моему сигналу « Вьюга начинается! - вы тихонько произносите «у- у- у». « Вьюга усиливается»- сила голоса нарастает. По сигналу « Сильная Вьюга»- говорите громко « У- У- У». По сигналу « Вьюга кончается »- произносите тише и смолкаете по сигналу « Вьюга кончилась». Давайте попробуем! ( Игра начинается) . Проводится игра. – Как здорово, у вас получилось показать вьюгу! 1 мин. Игра «Собери картинку» и составление описательного рассказа. Ребята, давайте посмотрим, какой еще подарок для нас приготовила Зима Ребята, зимушка приготовила для вас задание – здесь два конверта( Конверты с картинками) Давайте поделимся на две команды – мальчики и девочки, в конвертах разрезные картинки- нужно собрать картинку и рассказать, что изображено на картинке. 5 мин. Присаживайтесь на стульчики. Давайте еще заглянем в сундучок. Достаю из сундучка снеговика. Задаю детям вопросы: Что это? Из чего он? Где мы с вами лепим снеговика? Как мы его лепим? Что у него вместо носа? Что у него в руках? В какое время года, мы лепим снеговика? Теперь мы знаем о нем все! Мы можем придумать загадку сами? Варя попробуй, Ваня, Святослав( спросить трех детей) Так, как мы знаем все про снеговика, мы смогли придумать загадку. А теперь послушаем, что у нас получилось. Читаю загадку: Весь день стоит он во дворе Морковкой нос, метла в руке К холодам давно привык Кто же это? . . . . Снеговик Вам понравилось придумывать загадки? Давайте еще поиграем со снеговиком. Вставайте в круг. 2 мин. Рассказывание стиха по мнемотаблице «Весёлый снеговик» Молодцы ребята! Справились и с этим заданием! Присаживайтесь на стульчики. Давайте для Зимушки – Зимы сделаем сюрприз. Вспомним и расскажем стихотворение. А помогут нам в этом картинк и( выставляю картинки по мнемотехнике) По сугробам, напрямик Шел веселый снеговик А в руке его была Не корзинка, не метла Не плитка шоколадная. А елочка нарядная Какие вы молодцы! Ребята, а какие подарки вы сегодня получили от Зимушки – Зимы? А какие вам подарки понравились? 1 мин. Самостоятельная работа( рефлексия) А сейчас мы с вами сделаем снежинки – магниты. Если вам понравилось играть с зимушкой – нарисуйте веселую снежинку, если возникли трудности – грустную. На магните защитная пленка, ее нужно снять и липкой стороной приклеить к снежинке – и снежинка- магнит готова. Готовые снежинки повесим на магнитную доску. А теперь посмотрите, какие замечательные снежинки у нас получились! 3 минут.