a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Консультация «Игры для развития и коррекции тактильных ощущений ребенка дошкольного возраста с интеллектуальной недостаточностью»

Автор: Носаева Наталия Сергеевна Опубликовано: 2020-10-23 19:42:54

Документы для скачивания

«Игры для развития и коррекции тактильных ощущений ребенка дошкольного возраста с интеллектуальной недостаточностью» Консультация для педагогов ДОУ, осуществляющих сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья. Носаева Наталия Сергеевна Учитель- логопед Дошкольный возраст- особый, уникальный по своей значимости период в жизни человека. Это время активного познания окружающего предметного и социального мира, человеческих отношений, осознание себя в этом мире, развития познавательных способностей. С раннего возраста чувственный опыт имеет большое значение в жизни ребенка. Первоначальным действием ребенка с предметом – является хватание. На концевых фалангах пальцев тыльной поверхности кисти находится наибольшее количество специализированных окончаний нервных волокон, расположенных в коже и реагирующих на прикосновения к ней. Тактильное восприятие представляет собой отражение целого комплекса качеств объекта, воспринимаемых посредством прикосновения, ощущения давления, температуры, боли Тактильные ощущения и восприятия детей с интеллектуальной недостаточностью характеризуются слабым различением мышечных ощущений, что приводит к плохой координации. Дети быстро устают, снижается работоспособность. Отмечается скованность, неполный объем общих движений, нарушение их произвольности, недоразвитие мелкой моторики. Несовершенство тонкой двигательной координации кистей и пальцев рук отрицательно сказываются на развитии познавательной деятельности, затрудняет овладение культурно- гигиеническими, трудовыми, учебными, а также навыками самообслуживания. Отсутствует планомерность в обследовании объекта, какой бы канал восприятия дети ни использовали( слуховой, зрительный, тактильный и т.  д. ) , а по результатам проявляется меньшая полнота и недостаточная точность, односторонность. Особенности тактильных ощущений и восприятия ярко видны у детей с интеллектуальной недостаточностью в дошкольном возрасте и только под влиянием специально организованных педагогических условий и коррекционного- развивающего обучения они постепенно сглаживаются. Основной целью такой работы является не механ ическая тренировка движений или манипуляций, а систематическое развитие тактильного ощущения и восприятия, как базиса для развития познавательной, продуктивной деятельности, формирования жизненной компетенции. Работа по развитию тактильных ощущений осуществляется как на индивидуальных коррекционных занятия х по сенсорному воспитанию, так и как часть занятий по познавательному развитию. Длительность таких занятий зависит от конкретной игры и от поставленных целей и задач, а также от индивидуальных способн остей детей. Ниже приведены примеры различных дидактических игр, пособий, кот орые я использую в своей работе. 1. Пальчиковая гимнастика и элементы массажа, самомассажа: способствует повышению тактильной чувствительности. В настоящее время разработано большое количество комплекс ов пальчиковых игр и упражнений( Картотека подвижных игр, упражнений, физкультминуток, пальчиковой гимнастики Автор: Н. Нищева, Пальчиковая гимнастика Авторы: Л. Яртова, Ю. Кудинов; Пальчиковая гимнастика Автор: Узорова О. В. , Нефедова Е. А. и др) ; 2. Использую в игровой форме следующие элементы массажных движений для пальчиков, кистей рук: поглаживание, растирание, лёгкое надавливание, пощипывание, похлопывание, сгибание, разгибание пальчиков, как всех, так и поочерёдно. Используются упражнения: катание одного грецкого ореха или шарика, массажные мячи катание ребристого карандаша, имитация скатывания колобка, палочек, как в лепке, сжимание резиновых игрушек разной плотности и др. ( Орешек на ладошке. Массаж для пальчиков. Авторы: Бардышева Татьяна Юрьевна, Абрамова Любовь Павловна, Моносова Елена Николаевна; Красикова И. С. Массаж ва шего ребенка) ; 3. Игры из нетрадиционного материала: Нетрадиционный материал предоставляет широкие возможности для тренировки мелких мышц кисти в различных видах деятельности, развития тактильных ощущений, носящих игровой характер. - «Покорми Хрюшу! »( птичку, собачку, коровку и др) . Пластиковый контейнер от ватных палочек( либо другой подходящий по форме) с изображением мордочки животного( приклеить, нарисовать и др) с отверстием в районе рта. Кормить животное – проталкивать пальчиком любые крупы, семечки. - « Веселые прищепки ». Шаблоны из картона, линолеума – тучи, солнце, рыбка, еж и др. прицепляем прищепки к шаблонам: плавники для рыбки, лучи для солнца и т. д. - « Закручиваем крышки ». 1 вариант: закручивать крышки пустых пластиковых бутылок. 2 вариант: несколько крыше разных по размеру, одна бутылка. Нужно подобрать нужную крышку. - «Бусы из макарон». Шнурок и крупные макароны с широким отверстием. Сделать бусы для мамы, бабушки, куклы нанизав макароны на шнурок. - «Шнуровки». Шаблоны из картона любой формы, проделать дырки дыроколом, подобрать шнурки, веревки. - «Рисование на крупах». На подносе ровным слоем насыпан песок или крупа( манка, пшено, гречка, рис и др. ) . Рисуют кончиками пальцев, ладошками, кулачками рисуют разные рисунки по желанию, образцу или словесной инструкции, инсценируют стихи или песенки. - «Сенсорные ванны». Крупы, косточки, семена гороха, фасоли, семечки в небольшой глубокой миске. Ребенок погружает руки как можно глубже, производя различные действия: «помешать» крупу, одновременно сжимая и разжимая пальцы рук, найти на дне «бассейна» спрятанные игрушки или предметы. - Рисунок из фасоли, гороха, небольших камушков, ракушек. На заранее подготовленный шаблон с контурами любых изображений выложить рисунок. - «Зубочистка». Заранее подготовленный шаблон с контурами рисунка или цифры, буквы положить на ков ер, на ковер, и ребенок должен при помощи зубочистки проколоть дырочки по контуру рисунка. Когда работа будет закончена, предложите ребенку посмотреть рисунок на просвет. - «Веселые клубочки». Разматывать и наматывать пряжу. 4. Дидактические игры и упражнения. Игры направлены развития и коррек ции тактильных ощущений ребенка: «Поймай киску» «Чудесный мешочек»   «Определи на ощупь»   «Платочек для куклы   «Догадайся, что за предмет» «Найди пару» «Где я взял воду» «Маленькая няня» «Угости зверюшек» «Теплый- холодный» «Легкий- тяжёлый» и другие. Воспитатели также могут использовать данные игры и упражнения в индивидуальной работе и как часть занятий по познавательной и продуктивной деятельности. Список литературы: Баряева Л. Б. , Гаврилушкина О. П. , Зарин А. П. , Соколова Н. Д. Программа воспитания и обучения дошкольников с интеллектуальной недостаточностью. — СПб. : Издатель ство «СОЮЗ», 2003. — 320 с. —( Коррекционная педа гогика) . Катаева А. А. , Стребелева Е. А. Дидактические игры и упражнения в обучении умственно отсталых дошкольников: Кн. для учителя. ––М. : «БУК- МАСТЕР», 1993. – 191 с: ил. Картотека подвижных игр, упражнений, физкультминуток, пальчиковой гимнастики Автор: Н. Нищева- М. : Детство- Пресс, 2014. - 64с. Метиева Л. А. , Удалова Э. Я. Развитие сенсорной сферы детей. Пособие для учителей спец. ( коррекц. ) образоват. учреждений VIII вида/ Л. А. Метиева, Э. Я. Удалова- М. : Просвещение, 2009. - - 160 с. Орешек на ладошке. Массаж для пальчиков. Авторы: Бардышева Татьяна Юрьевна, Абрамова Любовь Павловна, Моносова Елена Николаевна- М. : Карапуз, 2012. - 10с.

Оставить комментарий: