a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Консультация «Игры для развития речи дошкольников: рекомендации родителям»

Автор: Носаева Наталия Сергеевна Опубликовано: 2020-10-23 19:44:19

Документы для скачивания

«Игры для развития речи дошкольников: рекомендации родителям» Учитель- логопед: Носаева Н. С. Речь – существенный элемент человеческой деятельности, позволяющий человеку познать окружающий мир, передавать свои знания и опыт другим людям, аккумулировать их для передачи последующим поколениям. Язык и речь традиционно рассматривались в психологии, философии и педагогике как «узел», в котором сходятся различные линии психического развития – мышление, воображение, память, эмоции. Являясь важнейшим средством человеческого общения, познания действительности, язык служит основным каналом приобщения к ценностям воспитания и обучения. Дошкольный возраст – это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи – фонетической, лексической, грамматической. Полноценное владение родным языком в дошкольном детстве является необходимым условием решения задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей в максимально сенситивный период развития. Чем раньше будет начато обучение родному языку, тем свободнее ребенок будет им пользоваться в дальнейшем. В связи с этим перед педагогами нашего дошкольного образовательного учреждения встал вопрос создания оптимальных психолого- педагогических условий для полноценного речевого развития детей. С целью целенаправленного поэтапного решения данной проблемы ежегодно в годовой план ДОО включаются задачи речевого развития дошкольников. Решение поставленных задач осуществляется через различные мероприятия с детьми, педагогами и родителями. Цель у всех участников педагогического процесса едина: поиск эффективных приемов повышения качества речевого развития детей. Формирование правильной речи ребенка является одной из основных задач нашего детского сада, в нашем детском саду создана компенсирующая группа для детей с нарушениями речи( диагнозом ОНР 1- 3 уровня, ФФН, у некоторых детей диагноз Дизартрия) . Разнообразие методов обучения и организация детской деятельности приобретает в логопедической работе особое значение. Не секрет, что она предполагает достаточно много однообразных упражнений, нацеленных на отработку и закрепление тех или иных речевых конструкций. Поэтому от методической грамотности учителя – логопеда, специалистов и воспитателя, их желания и способности найти разные, непохожие один на другой способы организации детской деятельности и общения в этих условиях напрямую зависят сроки, характер и результат коррекционной работы. Согласованность в действиях воспитателей, узких специалистов и родителей поможет поднять качество и эффективность работы по развитию речи дошкольников с максимальным учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка. Создание условий для полноценного развития речи детей предусматривает: создание развивающей предметно- пространственной среды; целенаправленная работа воспитателей и узких специалистов над речевым развитием детей во всех видах детской деятельности; повышение профессионального роста педагогов в вопросах речевого развития дошкольников; изучение состояния устной речи детей; участие родителей в речевом воспитании детей.      «В пустых стенах ребёнок не заговорит»…- заметила в своё время Е. И. Тихеева. Мы постарались организовать развивающее пространство группы так, чтобы каждый ребёнок имел возможность упражняться, наблюдать, добиваться поставленной цели. Обстановка группы позволяет предусмотреть чередование специально организованных занятий и свободной деятельности детей, способствует реализации режима двигательной активности, что предупреждает умственное утомление, способствует здоровьесбережению. Кроме того, создавая коррекционно- развивающую среду группы, мы стремились к тому, чтобы окружающая обстановка была комфортной, эстетичной, подвижной, вызывала стремление к самостоятельной деятельности. Компенсирующая группа представляет собой" сказочную страну" , в которой дети учатся красивой и правильной речи. Каждый центр группы отграничен от остального пространства с помощью мебели или воздушного зонирования и имеет своего радушного хозяина, способного многому научить детей. Насыщая групповое пространство, воспитатели заботятся в первую очередь о том, чтобы дети могли в группе удовлетворить свои важные жизненные потребности в познании, в движении и в общении. Компенсирующая группа оснащена современным игровым оборудованием, которое включает ТСО, наглядный, игровой и демонстрационный материал, обеспечивающий более высокий уровень познавательного развития детей и провоцирующий речевую активность. С целью создания эффективно развивающей предметно- пространствен ной среды в группе оформлены речевые уголки. Разработаны определенные требования к их содержанию. Педагогами накоплен и систематизирован разнообразный практический материал для организации речевых игр и занятий: пособия для проведения артикуляционных упражнений, комплексы пальчиковых игр, игрушки для развития правильного речевого выдоха, тематические альбомы, игры для обогащения словарного запаса, формирования грамматического строя, связной речи, развития фонематического слуха и мелкой моторики. В работе с детьми применяются игровые технологии, цель которых развивать фонематические процессы у дошкольников с нарушением речи. Опыт показывает, что реализация системы использования игровых технологий повышает эффективность предупреждения и преодоления нарушений фонематических процессов. В процессе специальных игр у детей развивается способность узнавать и различать неречевые звуки. Личностно- ориентированная модель взаим одействия с детьми позволяет методически обогатить само понятие «коррекционно- речевой процесс» как интересную, разнообразную и одновременно – целенаправленную и систематическую совместную деятельность ребенка и педагога – самые разные речевые упражнения и игры, беседы, рассматривание картинок и книжных иллюстраций, предметно- практическую, театрализованную деятельность и др. Но для выработки прочных навыков правильного звукопроизношения недостаточно только занятий с учителем- логопедом. Необходимы дополнительные упражнения с воспитателем группы детского сада, родителями. Мы разработали план мероприятий для профилактики и коррекции нарушений речи детей, начиная со средней группы: Развитие артикуляционной моторики; Развитие мелкой моторики и координации движений; Обогащение словарного запаса; Формирование фонематического слуха, навыков звукового анализа и синтеза; Формирование грамматического строя речи; Формирование связной речи в соответствии с возрастной нормой; Обучение грамоте. Изучив множество различных методик, предложений, мы разработали методические рекомендации и пособия для воспитателей по использованию артикуляционной гимнастики в детском саду, куда вошли: - требования к выполнению артикуляционной гимнастики; - «Сказки о Веселом Язычке», стихи для артикуляционной гимнастики, различные веселые истории и приключения Язычка; - упражнения для губ, динамические, статические упражнения для языка( с описанием положения артикуляционных органов при выполнении этих упражнений) ; - комплексы артикуляционных упражнений для основных групп звуков: свистящих, шипящих, сонорных. Со всеми этими материалами воспитатели, были ознакомлены на педагогическом совете, для них проводились консультации и для родителей проводились общие и индивидуальные консультации. Взаимодействие специалистов ДОО включает в себя, прежде всего осознание педагогами себя как части команды единомышленников, объединенных одними целями и задачами работы с детьми. Положительную роль в работе с детьми, в коррекционной группе, играют совместные занятия учителя- логопеда и инструктора по физической культуре. Объединяются две образовательные области: «физическое развитие»  и «речевое развитие». Данный принцип является инновационным для дошкольного образования и обязывает коренным образом перестроить образовательную деятельность в детском саду на основе синтеза, объединения образовательных областей, который предполагает получение единого целостного образовательного продукта, обеспечивающего формирование интегральных качеств личности дошкольника и  гармоничное его вхождение в социум. При правильной интеграции физического и речевого развития можно не только укрепить здоровье, но и скорректировать имеющиеся нарушения моторики, предупредить формирование неправильных двигательных стереотипов. Если говорить вам сложно – музыка всегда поможет! В коррекционной работе с детьми, страдающими различными дефектами речи, положительную роль играют совместные занятия учителя- логопеда и музыкального руководителя, представляющие собой объединение системы движений, музыкального фона и словарного наполнения. Ведь кроме коррекционных целей достигается повышение эффективности в развитии неречевых и речевых функций, что способствует более интенсивной адаптации детей. Во время проведения таких занятий развитие речи идет с помощью синтеза слова, движения и музыки. Движение помогает осмыслить слово. Слово и музыка организуют и регулируют двигательную сферу детей, что активизирует их познавательную деятельность, эмоциональную сферу, помогает адаптации к условиям внешней среды. Совместные коррекционные занятия, с одной стороны – устраняют нарушенные речевые функции, а с другой – развивают функциональные системы ребенка: дыхание, голосовую функцию, артикуляционный аппарат, произвольное внимание в целом, процессы запоминания и воспроизведения речевого и двигательного материала. Взаимодействие учителя- логопеда и музыкального руководителя осуществляется по двум направлениям: коррекционно- развивающее; информационно- консультативное. Осуществляя свою работу учитель- логопед, и музыкальный руководитель учитывают: структуру речевого нарушения; индивидуальный подход на фоне коллективной деятельности; закрепляют знания, умения и навыки, приобретенные на логопедических занятиях; всесторонне развивают личность дошкольника. И учитель- логопед, и музыкальный руководитель предъявляют единые требования к проведению совместных занятий с детьми. Одним из существенных факторов повышения результативности работы педагогов является включение в нее родителей, других членов семьи. В период дошкольного детства семья оказывает решающее воздействие на ребенка, в том числе посещающего дошкольное учреждение. Опора на семью, серьезный настрой родителей на проведение в семье необходимых мероприятий коррекционной направленности значительно пополняют репертуар возможностей воспитателя. Еще В. А. Сухомлинский подчеркивал, что задачи воспитания и развития будут успешно решены в том случае, если педагоги будут поддерживать связь с семьей и вовлекать ее в свою работу. Помощь родителей в обучении правильной речи просто необходима. Сотрудничество семьи и учителя- логопеда становится все более востребованным; педагоги ищут новые точки взаимодействия, инновационные формы работы с родителями. Комплексный подход к преодолению речевого дефекта предполагает активное участие в нем родителей, которые все знания, речевые навыки, умения детей, полученные во время занятий с учителем- логопедом и воспитателями, закрепляют их в повседневной жизни. Задача педагогов в работе с детьми с ОВЗ состоит в том, чтобы помочь родителям осознать свою роль в процессе развития, выбрать правильное направление домашнего обучения, вооружить определенными знаниями, умениями и некоторыми приемами преодоления речевого нарушения, наполнить конкретным содержанием задания для домашней работы с детьми по усвоению и закреплению полученных знаний. Формы взаимодействия с родителями включает в себя: родительские собрания групповые консультации беседы индивидуальные беседы об особенностях развития их ребенка анкетирование проведения совместных мероприятий показ открытых занятий информационные выставки Пер вое собрание для родителей проводи тся в июне, когда компенсирующая группа скомплектована. В доступной форме объясняем родителям суть речевого дефекта детей. Первая встреча позволяет установить контакт с родителями, где происходит сбор анамнеза, цель которого: 1. Выявить сведений о ребенке, его психическом и физиологическом состоянии на момент его рождения и развития в раннем детстве. 2. Выяснить в каких условиях воспитывался ребенок и его наследственность. Второе родительское собрание проводится в конце сентября по результатам обследования логопеда и воспитателей группы. На этом собрании родители знакомятся с выводами педагогов и состоянием знаний детей в различных видах деятельности. Учитель- логопед дает рекомендации по организации ежедневных занятий с ребенком дома и по индивидуальной тетради. В этой тетради, родители, после занятий с ребенком оставляют свою подпись, по которой можно проследить, занимаются родители с ребенком дома или нет. Третье родительское собрание проводится в январе. На собрании, совместно с воспитателями, информируем родителей, об итогах обучения детей за истекший срок. На этом собрании учитель- логопед проводит открытое занятие. Четвертое родительское собрание проводится в мае по итогам коррекционного обучения и заключения ПМПК. На собрании даются рекомендации на лето по закреплению полученных знаний. Кроме собраний важным видом взаимосвязи в работе с воспитателями и родителями, являются консультации. Это своеобразный всеобуч родителей. Темы консультаций могут быть следующие: Артикуляционная гимнастика. Развитие мелкой моторики Речевые игры дома. Учите ребенка запоминать. Постановка и автоматизация отдельных групп звуков. Обучение детей с ОНР. Готовность детей к звуковому анализу. Обучение детей грамоте с ОНР Пальцы помогают говорить Обогащение словаря ребенка. Комплекс артикуляционной гимнастики Упражнения пальчиковой гимнастики, и другие Консультации могут быть фронтальные и индивидуальные. Родители в течение года могут посещать занятия, проводимые учителем- логопедом, воспитателями, специалистами. В уголке для родителей, создан экран звукопроизношения, где выставляются фишки, по мере постановки и исправления звуков речи каждого ребенка, размещена папка – передвижка, в которой можно посмотреть и вспомнить, какие упражнения нужно проводить с ребенком дома, выставляются книги, рекомендованные для занятий с ребенком, существует «тетрадь связи логопеда с родителями», где учитель- логопед записывает задания на дом по выполнению и закреплению знаний, полученных на фронтальных занятиях. П роводятся родительские «пятиминутки», где учитель- логопед показывает, как нужно заниматься с ребенком дома. Для работы с родителя ми составлен перспективный план с целью 1. пропагандировать необходимость коррекционной работы. 2. обучать родителей: правильному проведению артикуляционной гимнастики и пальчиковой гимнастики. приемам постановки звуков, их автоматизации и дифференциации. развитию памяти, внимания, мышления. Только совместная работа учителя- логопеда, специалистов, воспитателей и родителей, направленная на осуществление общих задач, дает основание рассчитывать на положительные результаты. Мы всегда должны помнить, что чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказать свои мысли, тем лучше его взаимоотношения со сверстниками и взрослыми, его поведение и возможности познания мира, следовательно, и его личность будет наиболее гармонично развита. Литература 1. Волосовец Т. В. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников, Творческий Центр Сфера В. Секачев Москва, 2007 Куницина Э. М. , Тараева Л. А. Говорим правильно – Москва «РОСМЭН », 2008 Куликовская Т. А. Артикуляционная гимнастика в стихах и картинках – Москва, 2007 Сластья Л. Н. Формирование связной речи детей 4- 5 лет – Волгоград Издательство «Учитель», 2010 Цуканова С. П. , Бетц Л. Л. Учим ребенка говорить и читать – Москва, 2008 Черенкова Е. Ф. Оригинальные пальчиковые игры – Рипол Классик Дом. ХХ I век Москва, 2007

Оставить комментарий: