Программа по выявлению и развитию музыкальных способностей обучающихся

Опубликовано: 11:15:13 25-10-2020

Автор: Иванова Светлана Владимировна

Пояснительная записка

Воспитание и развитие одаренных и талантливых детей является важнейшим условием формирования творческого потенциала общества, развития науки и культуры, всех областей производства и социальной жизни. Именно по этой причине ДМШ и ДШИ  получили социальный заказ на выявления таковых детей и соответственную их подготовку.

Структура музыкальной одаренности включает в себя систему ярко выраженных музыкальных способностей в сочетании с достаточно высоким интеллектом и рядом индивидуально-личностных качеств. Музыкально одаренные школьники часто оказываются художественно одаренными вообще, проявляя способности к изобразительной, литературной и другим видам художественной деятельности.

Чем раньше будет выявлена природная одаренность детей и начата целенаправленная работа по ее развитию, тем полнее сможет раскрыться одаренная личность и тем больших успехов она сможет достичь в дальнейшей жизнедеятельности.

Для таких детей обучение должно быть особое, индивидуальное, направленное на развитие их потенциала, оно не должно ограничивать возможности их развития. Отсюда вытекает актуальная проблема общественного характера: создание условий для сохранения и развития одаренности, начиная с детского возраста.

Способности людей формируются не только в процессе усвоения продуктов, но также и в процессе их создания. Изучая возрастные особенности развития способностей все способности ребёнка развиваются во взаимодействии его со средой, в играх и занятиях, под влиянием обучения и воспитания, другими словами - способность не может возникнуть вне соответствующей конкретной деятельности. Способность существует только в движении, только в развитии. Принято различать способности общие и специальные. В нашем случае музыкальная деятельность предполагает, в первую очередь, развитие специальных способностей. Комплекс способностей, требующихся для занятия именно музыкальной деятельностью, называют - музыкальностью и образуют основное ядро музыкальности, позволяющее человеку активно проявлять себя в различных видах музыкальной деятельности: в слушании музыки, пении, движении и музыкальном творчестве.

Выделяют несколько критериев, по которым можно судить о выраженности способностей. Среди них – результативность деятельности, скорость и успешность овладения необходимыми знаниями и навыками, оригинальность и самобытность выполнения работы, а также степень преодоления неблагоприятных условий среды.

При всём разнообразии подходов к основным музыкальным способностям причисляются:

- ладовое чувство — способность чувствовать эмоциональную выразительность звуковысотного движения;

- музыкально-слуховые представления — способность звуковысотного отражения мелодии;

- чувство ритма — способность активного двигательного переживания музыки, ощущение его воспроизведения.

Для изучения способностей исследователи применяют различные приёмы: наблюдение, естественный эксперимент, анализ продуктов деятельности, экспертные оценки специалистов.

Данная Программа по выявлению и развитию способностей обучающихся содержит краткий теоретический материал, необходимый набор диагностических методик, описание методов работы, примеры фиксации результатов, план диагностических процедур и перечень литературы.

Программа представляет исследование и  реализуется в форме естественного эксперимента, дополненного данными наблюдений, экспертных оценок и анализа результатов деятельности.

Нормативно-правовая база программы:

- Основные положения “Декларации прав человека”, принятой генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г.;

- Основные положения “Конвенции о правах ребенка, принятой Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989 г.;

- Федеральный закон от 29.12.2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

- «Концепция общенациональной системы выявления и развития молодых талантов», утверждена Президентом Российской Федерации 3 апреля 2012 года.

- Постановление Правительства РФ от 23.05.2015 N 497 "О Федеральной целевой программе развития образования на 2016 - 2020 годы".

-Распоряжение Правительства РФ от 29.12.2014 N 2765-р «О Концепции Федеральной целевой программы развития образования на 2016 - 2020 годы».

- Приказ Минтруда России от 18.10.2013 N 544н (с изм. от 25.12.2014) "Об утверждении профессионального стандарта "Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)".

- Концепция развития региональной системы работы с одаренными детьми Смоленской области на 2015 - 2020 годы

Цельи. Задачи.

Цель:

- создание условий для выявления и развития музыкальных способностей обучающихся;

- обеспечить возможности творческой самореализации личности в музыкальной деятельности.

Задачи:

- создание системы целенаправленного выявления уровня музыкальных способностей у детей, не имеющих музыкальной подготовки;

- определение методов и приёмов обучения для развития специальных музыкальных способностей;

- формирование музыкальной памяти, мелодического, ладогармонического, тембрового слуха;

- обеспечение возможности для обучающихся проявлять способности в творческой, концертной, конкурсной деятельности.

Документы для скачивания:

56862_Programma po odarennosti.docx
Формат: .docx

Содержимое файтов:

56862_Programma po odarennosti.docx

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования « Кардымовская детская школа искусств» Принята решением педагогического совета №_ _ _ от «_ _ _ »_ _ _ _ 20_ _ г. «Утверждаю» пр. №_ _ _ от «_ _ _ »_ _ _ 20_ _ г. Директор школы_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ А. А. Поляченкова ПРОГРАММА ПО ВЫЯВЛЕНИЮ И РАЗВИТИЮ МУЗЫКАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ( Срок реализации программы: 3 года) подготовила Иванова Светлана Владимировна преподаватель по классу фортепиано Смоленск П ояснительная записка Воспитание и развитие одаренных и талантливых детей является важнейшим условием формирования творческого потенциала общества, развития науки и культуры, всех областей производства и социальной жизни. Именно по этой причине  ДМШ и ДШИ получили социальный заказ на выявления таковых детей и соответственную их подготовку. Структура музыкальной одаренности включает в себя систему ярко выраженных музыкальных способностей в сочетании с достаточно высоким интеллектом и рядом индивидуально- личностных качеств. Музыкально одаренные школьники часто оказываются художественно одаренными вообще, проявляя способности к изобразительной, литературной и другим видам художественной деятельности. Чем раньше будет выявлена природная одаренность детей и начата целенаправленная работа по ее развитию, тем полнее сможет раскрыться одаренная личность и тем больших успехов она сможет достичь в дальнейшей жизнедеятельности. Для таких детей обучение должно быть особое, индивидуальное, направленное на развитие их потенциала, оно не должно ограничивать возможности их развития. Отсюда вытекает актуальная проблема общественного характера: создание условий для сохранения и развития одаренности, начиная с детского возраста. Способности людей формируются не только в процессе усвоения продуктов, но также и в процессе их создания. Изучая возрастные особенности развития способностей все способности ребёнка развиваются во взаимодействии его со средой, в играх и занятиях, под влиянием обучения и воспитания, другими словами- способность не может возникнуть вне соответствующей конкретной деятельности. Способность существует только в движении, только в развитии. Принято различать способности общие и специальные. В нашем случае музыкальная деятельность предполагает, в первую очередь, развитие специальных способностей. Комплекс способностей, требующихся для занятия именно музыкальной деятельностью, называют- музыкальностью и образуют основное ядро музыкальности, позволяющее человеку активно проявлять себя в различных видах музыкальной деятельности: в слушании музыки, пении, движении и музыкальном творчестве. Выделяют несколько критериев, по которым можно судить о выраженности способностей. Среди них – результативность деятельности, скорость и успешность овладения необходимыми знаниями и навыками, оригинальность и самобытность выполнения работы, а также степень преодоления неблагоприятных условий среды. При всём разнообразии подходов к основным музыкальным способностям причисляются: - ладовое чувство — способность чувствовать эмоциональную выразительность звуковысотного движения; - музыкально- слуховые представления — способность звуковысотного отражения мелодии; - чувство ритма — способность активного двигательного переживания музыки, ощущение его воспроизведения. Для изучения способностей исследователи применяют различные приёмы: наблюдение, естественный эксперимент, анализ продуктов деятельности, экспертные оценки специалистов. Данная Программа по выявлению и развитию способностей обучающихся содержит краткий теоретический материал, необходимый набор диагностических методик, описание методов работы, примеры фиксации результатов, план диагностических процедур и перечень литературы. Программа представляет исследование и  реализуется в форме естественного эксперимента, дополненного данными наблюдений, экспертных оценок и анализа результатов деятельности. Нормативно- правовая база программы: - Основные положения “Декларации прав человека”, принятой генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г. ; - Основные положения “Конвенции о правах ребенка, принятой Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989 г. ; - Федеральный закон от 29. 12. 2012 г. №273- ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». - «Концепция общенациональной системы выявления и развития молодых талантов», утверждена Президентом Российской Федерации 3 апреля 2012 года. - Постановление Правительства РФ от 23. 05. 2015 N 497" О Федеральной целевой программе развития образования на 2016- 2020 годы" . - Распоряжение Правительства РФ от 29. 12. 2014 N 2765- р «О Концепции Федеральной целевой программы развития образования на 2016- 2020 годы». - Приказ Минтруда России от 18. 10. 2013 N 544н( с изм. от 25. 12. 2014) " Об утверждении профессионального стандарта" Педагог( педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) ( воспитатель, учитель) " . - Концепция развития региональной системы работы с одаренными детьми Смоленской области на 2015- 2020 годы Цельи. Задачи. Цель: - создание условий для выявления и развития музыкальных способностей обучающихся; - о беспечить возможности творческой самореализации личности в музыкальной деятельности. Задачи: - создание системы целенаправленного выявления уровня музыкальных способностей у детей, не имеющих музыкальной подготовки; - определение методов и приёмов обучения для развития специальных музыкальных способностей; - формирование музыкальной памяти, мелодического, ладогармонического, тембрового слуха; - обеспечение возможности для обучающихся проявлять способности в творческой, концертной, конкурсной деятельности. Р еализация программы. Для решения поставленных задач необходимо: - выявить уровень базовых музыкальных способностей при помощи соответствующих методов диагностики; - определить наиболее адекватные методы и приёмы работы, направленные на развитие музыкальных способностей обучающихся; - использовать необходимый диагностический инструментарий для определения уровня развития способностей на разных этапах обучения. П рименение новых методов обучения для развития музыкальных способностей на уроках, согласно реализации ФГОС. В педагогической практике существует множество методов и их классификаций по самым разным признакам, широко применяемые в педагогической практике, в том числе и на уроках музыки в школе. Начиная от беседы, лекции, рассказа, письменного задания или упражнения, работы с учебником, до проблемных методов обучения, требующих доказательств из справочной литературы или книги и исследовательской деятельности, к которой относят наблюдение, эксперимент, проектную деятельность. Выдающиеся музыкальные деятели, исследователи музыкальной педагогики такие как, Д. Б. Кабалевский, Л. В. Горюнова, Э. Б. Абдуллин и Е. В. Николаева создали и разработали методы музыкального образования. На уроках музыки могут широко использоваться методы активного слушания, позволяющие: - выявить сходство и различия музыкальных произведений; - сопоставить музыку с другими видами искусства, такими как живопись, литература, скульптура; - сопоставить музыку с жизненными явлениями и событиями человека; - перевести содержание музыки в словесную форму, размышления, рассуждения о музыке; - перевести содержание музыки в рисунок; - отразить звучание музыки в пластике и движении( музыкально- пластическое интонирование) ; - анализировать музыкальные произведения; - вокализация инструментальных произведений; - драматизация музыки( инсценировка) . Можно выявить следующие виды деятельности на уроке: - слушание музыки; - пение; - музыкально- пластическое движение; - инструментальное музицирование( игра на музыкальных инструментах, импровизация) ; - драматизация музыкальных произведений. Сами уроки музыки, либо концерт, фестиваль, конкурс могут строиться по законам музыкальной драматургии: иметь вступление, кульминацию, коду или строиться по законам музыкальной формы: двухчастная, рондо, трехчастная, вариации и т. д. Методы выявления основных музыкальных способностей. В теории и практике музыкального воспитания принята диагностика, основанная на выявлении трех основных музыкальных способностей — ладового чувства, музыкально- слуховых представлений и чувства ритма. Эмоциональная отзывчивость на музыку в наибольшей степени проявляется в первой и третьей способностях. - Ладовое чувство-  способность эмоционально различать или чувствовать выразительность звуковысотного движения. Это – эмоциональный компонент музыкального слуха, проявляется в восприятии мелодии, в узнавании её, в чувствительности к точности интонации. Оно наряду с чувством ритма образует основу эмоциональной отзывчивости на музыку. В детском возрасте его характерное проявление – любовь и интерес к слушанию музыки. - Способность к слуховому представлению-   это слуховой или репродуктивный компонент музыкального слуха. Проявляется в воспроизведении по слуху мелодий, в первую очередь в пении. Совместно с ладовым чувством она лежит в основе гармонического слуха. На более высоких ступенях развития она образует то, что обычно называют внутренним слухом. Эта способность образует основное ядро музыкальной памяти и музыкального воображения. - Музыкально- ритмическое чувство-  способность активно переживать музыку, чувствовать эмоциональную выразительность музыкального ритма и точно воспроизводить его. В раннем возрасте музыкально- ритмическое чувство проявляется в том, что слушание музыки непосредственно сопровождается теми или иными двигательными реакциями, более или менее передающими ритм музыки. Наряду с ладовым чувством оно образует основу эмоциональной отзывчивости на музыку. Первые «испытания» детей проводится в первом классе с определение уровня  основных музыкальных способностей и традиционно содержат следующие задания: - определить соотношение двух предлагаемых звуков по высоте, - определить направление движения предложенной мелодии, - исполнить знакомую песню, с сопровождением и без него, - повторить( пропеть) сыгранную мелодию, - допеть до конца предложенную мелодию, - прохлопать ритмическую основу мелодии, - согласовать движения с характером знакомого музыкального произведения, а также незнакомого музыкального произведения после предварительного прослушивания. Для фиксации результатов используется трехуровневая система- высокий, средний, низкий, предварительно установив критерии оценки и соответствие количества полученных баллов определённому уровню. Параметры и критерии диагностики музыкальных способностей. Основные музыкальные способности: Ладовое чувство: Низкий( 3 балла) - Отсутствие внешних проявлений эмоциональности при восприятии предлагаемого музыкального произведения, не узнавание знакомых мелодий, о тсутствие способности довести мелодию до тоники; Средний( 4 балла) - Внешние проявления эмоциональности при прослушивании, недостаточное внимание при восприятии, нестабильность правильных ответов в определении устойчивых и неустойчивых звуков при окончании на них мелодии, нестабильность правильного выполнения задания довести мелодию до тоники; Высокий( 5 баллов) - Яркое эмоциональное восприятие музыки, внимание во время слушания предлагаемого произведения, просьба повторить музыкальное произведение, наличие любимых произведений, точное ощущение устойчивости и неустойчивости звуков при окончании на них мелодии. Музыкально- слуховые представления: Низкий( 3 балла) - Неправильный подбор по слуху незнакомой мелодии; Средний( 4 балла) - Недостаточно чистое интонирование мелодии знакомой песни с сопровождением и без него, неточная интонация мелодии после ее предварительного прослушивания, подбор с ошибками несложной мелодии( попевки) по слуху; Высокий( 5 баллов) - Чистое интонирование мелодии знакомой песни с сопровождением и без него, точность интонации незнакомой мелодии после ее предварительного прослушивания, правильный подбор по слуху несложной мелодии( попевки) ; Чувство ритма: Низкий( 3 балла) - Неправильное воспроизведение ритмического рисунка мелодии, не с оответствие ритма движений ритму музыкального произведения; Средний( 4 балла) - Воспроизведение в хлопках ритмического рисунка мелодии с ошибками, недостаточная точность соответствия ритма движений ритму предлагаемого музыкального произведения; Высокий( 5 баллов) - Четкое воспроизведение в хлопках ритмического рисунка мелодии, соответствие ритма движений ритму предлагаемого музыкального произведения. Понятие музыкальность не исчерпывается основными музыкальными способностями. Кроме них, в структуру музыкальности могут быть включены музыкальное мышление, исполнительские, творческие способности и др. Поэтому для более полного представления об уровне базовых музыкальных способностей в течение 1- го года обучения используются  « Игровые  тесты». Система игровых тестов, направлена на изучение компонентов музыкальности: звуковысотного, темпо- метроритмического, тембрового, динамического, гармонического( ладового) ; эмоциональной отзывчивости на музыку как главного компонента музыкальности, а музыкально- эстетических вкусов детей. Данная методика позволяет  наглядно представить как «слабые», так и «сильные» стороны музыкальности ребёнка, способные служить опорой в построении эффективной педагогической работы в развитии музыкальных способностей ребёнка. Вступительные испытания позволяют констатировать наличие тех или иных музыкальных способностей у детей, но не определяют успешности их последующего обучения. Оценка перспектив развития возможна только после начала обучения с учетом возраста и мотивации. Тем ни менее, полученные данные позволяют определить направление работы с каждым учеником в зависимости от полученных результатов. Практические диагностические тесты 1. Диагностика чувства темпа и метроритма Игра- тест на выявление уровня развития чувства метра" Настоящий музыкант" Тест позволяет определить реактивно- метрические способности. Все задания предъявляются в размере 4/ 4 в умеренном темпе в объёме четырёх тактов. Игра предполагает вовлечение ребёнка в исполнение на музыкальных инструментах, например на фортепиано( возможно, на металлофоне) , простой мелодии. Цель:  - выявление уровня развития  чувства темпа  и метрической моторной регуляции в соответствии с изменяющимся темпом. Если ребёнок соглашается поиграть на инструменте( необходимо создать доброжелательную атмосферу) , ему предлагается следующая инструкция: " Давай сначала выберем, какую музыку мы будем исполнять( называется ряд простых детских песенок) " . После определения ребёнком понравившегося ему произведения( например, " В траве сидел кузнечик" в ля- миноре) ребёнок двумя руками равномерно чередует исполнение звуков  ми  третьей и  ми  четвёртой октавы. После пробы своей" партии" ребёнок играет" вступление" ( два такта) , а затем к игре подключается педагог( он исполняет мелодию с аккомпанементом) . Педагогу рекомендуется мелодию завершить, даже если ребёнок остановился или ошибся. Обязательно следует похвалить ребёнка за исполнение песенки. В случае правильного исполнения мелодии в умеренном темпе, ребёнку далее предлагается сыграть про" шаловливого кузнечика" в  быстром темпе  ( 80- 90 ударов в минуту) , и про" ленивого кузнечика" в  медленном темпе  ( 50- 60 ударов) . После успешного исполнения необходимо" посадить кузнечика в поезд" и прокатить его с  ускорением  и  замедлением. 2. Тест- игра на изучение чувства ритма" Ладошки" Цель:  - выявление уровня сформированности метроритмической способности. Стимулирующий материал 1. Детская песня" Дин- дон" 2. Детская песня" Петушок" 3. М. Красев" Ёлочка" Педагог предлагает ребёнку спеть песню и одновременно прохлопать в ладоши её метрический рисунок. Затем ребёнку предлагается" спрятать" голос и" спеть" одними ладошками. 3. Диагностика звуковысотного чувства( мелодического и гармонического слуха) " Гармонические загадки" Цель:  - выявить степень развития гармонического слуха, т. е. способности определять количество звуков в интервалах и аккордах, а также характер звучания в ладовых созвучиях. Педагог исполняет созвучие( интервал или аккорд) и затем предлагает ребёнку отгадать сколько звуков" спряталось" в нём, а также определить как звучит созвучие: весело или грустно. Следует исполнить 10 созвучий. " Повтори мелодию" Цель: - определить уровень развития произвольных слухо- моторных представлений: в окального типа, т. е. возможностей управлять мускулатурой голосовых связок в соответствии со слуховыми представлениями интонационного эталона мелодии; инструментального типа, т. е. возможности подбирать по слуху на инструменте мелодический образец. Стимулирующий материал  могут составить простые попевки или песенки. Ребёнку предлагается: спеть любую известную ему песенку; повторить голосом мелодию, сыгранную педагогом на инструменте; подобрать по слуху на инструменте предложенную мелодию. Ожидаемые результаты и способы проверки В результате реализации программы ожидаемы: - положительные изменения музыкальности учащегося; - соответствие уровню класса  или выше репертуарного продвижения, количества и сложности разучиваемых произведений; - соответствие качества исполнения оценкам « хорошо»  и «отлично»; - проявление творческой инициативы; - успешные публичные выступления  ( концерты, фестивали, конкурсы) . Важно фиксировать  уровень развития музыкальных способностей в процессе обучения на каждом возрастном этапе. Это позволит выявить не только реальные способности и достижения, но и потенциальные, скрытые возможности обучающихся. 1- й год реализации программы – выявление музыкальных способностей. 2- й год реализации программы – промежуточная диагностика музыкальных способностей в процессе их формирования. В работе с детьми 2 года обучения уровень развития музыкальных способностей отслеживается с помощью наиболее подходящих,  методик 3- й год реализации программы и далее- анализ реальных достижений. На данном этапе уровень развития способностей в процессе целенаправленного обучения свидетельствует о его эффективности. Для проверки ожидаемых результатов в личной карточке ученика фиксируются результаты естественного эксперимента, данные наблюдений, экспертных оценок и анализ реальных достижений. Используемая литература. 1. Алексеев А. «Методика обучения игре на фортепиано». Издание 3. М. : «Музыка», 1981. 2. Кирнарская Д. К. Психология специальных способностей. Музыкальные способности. – М. : Таланты – 21 век, 2004. 3. Лейтес Н. С. Возрастная одарённость и индивидуальные различия. – М. : «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997. 4. М. : Магистр, 1993. 4.    Готсдинер А. Л. Музыкальная психология. 5. Милич Б. «Воспитание ученика- пианиста», Изд. Кифара, 2002. 6. Психологическая диагностика детей и подростков. Учебное пособие для студентов. / Под ред. К. М. Гуревича Е. М. Борисовой. – М. : Международная педагогическая академия, 1995. 7. Тимакин Е. М. «Воспитание пианиста». М. «Сов. Композитор», 1989. 8. Цыпин Г. М. «Музыкант и его работа», М. «Сов. Композитор», 1988. 9. Старчук М. Психология одарённости детей и подростков. Музыкальная одарённость – М. : «Академия», 1996.

Оставить комментарий: