a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

План работы по развитию творческих способностей детей

Автор: Лях Елена Ивановна Опубликовано: 2020-10-25 11:38:43

Документы для скачивания

МБДОУ детский сад «Солнышко » Кардымовский район Смоленская область Перспективный план работы по развитию творческих способностей в изобразительной деятельности в старшей группе  ( 5- 6 лет) № 8 «Непоседы» 2018- 2019 учебный год. Воспитатель: Е. И. Лях  Месяц   Тема   Цели, задачи         СЕНТЯБРЬ     Мониторинг   Выявить особенности предпочтений детей в видах и жанрах искусства и изобразительной деятельности, изобразительных техниках и сформированности представлений о них, представлений детей о природе России, выявление особенностей художественно- эстетического развития обучающихся, воспитывать интерес к рисованию.     Рисование сюжетное  «Картинка про лето»   Учить детей отражать в рисунке впечатления, полученные летом. Рисовать различные деревья( толстые, тонкие, высокие, стройные, искривленные) , кусты, цветы. Закреплять умение располагать изображения на полосе внизу листа( земля, трава) . Учить оценивать свои рисунки и рисунки товарищей     Рисование сюжетное( по замыслу)   «Приключения цветных карандашей»     Учить детей рисовать одним цветом предметы окружающего мира, создавать образ графическим способом; развивать умение видеть красоту в очертаниях форм; продолжать учить оценивать рисунок через цветовую гамму и другие средства выразительности; формировать интерес к рисованию.     «Ветка с ягодами»   Продолжать знакомить с многообразием ягод. Учить срисовывать с картинки, правильно передавать форму листьев, расположение и цвет ягод. Закреплять умение композиционно заполнять лист.       ОКТЯБРь   Рисование   «Яблоня с золотыми яблоками в волшебном саду».   Учить детей создавать сказочный образ, рисовать развесистые деревья, передавая разветвленность кроны фруктовых деревьев. Закреплять умение рисовать красками( хорошо промывать кисть перед тем, как набирать краску другого цвета,  промакивать кисть о салфетку, не рисовать по сырой краске) . Развивать эстетическое восприятие, чувство композиции. Учить красиво располагать изображения на листе.        Рисование с натуры  «Краски осени»   Рисование осенних листьев с натуры с передачей их формы и окраски( путем смешивания красок для получения сложных оттенков) , ознакомление со способом « печатания»   Учить рисовать с натуры, знакомить с новым способом получения изображения – наносить краску на листья, стараясь передать окраску, и «печатать» ими на бумаге;  учить передавать характерные признаки объектов и явлений природы         Живопись   «Натюрморт с овощами»   Познакомить детей с новым жанром живописи-   натюрмортом; дать представление о том, какие предметы изображаются на натюрмортах( цветы, фрукты, овощи, ягоды, предметы быта) . Познакомить с репродукциями натюрмортов. Учить детей делать набросок на листе простым карандашом, передавая форму, размер и расположение предметов   Развивать умение подбирать наиболее точные определения при описании предметов в картине.  Рассматривание картины: И. Т.  Хруцкий «Натюрморт».       Живопись   «Осенний лес»  ( работы оформления выставки в ДОУ)   Познакомить детей с новым жанром живописи-   пейзажем.  Учить детей отражать в рисунке осенние впечатления, рисовать разнообразные деревья( большие, маленькие, высокие, низкие, стройные, прямые и искривленные) . Учить, по- разному, изображать деревья, траву, листья. Закреплять приемы работы кистью и красками. Развивать активность, творчество. Продолжать формировать умение радоваться красивым рисункам.   Закреплять умение рисовать деревья, смешивая краску разных цветов для точного оформления кроны деревьев, развивать чувство композиции, воспитывать любовь к природе.     НОЯБРЬ   Живопись   Рассматривание картин В. Поленова и И. Левитана «Золотая осень».       Познакомить детей с содержанием картин; закрепить умение различать цветовые оттенки осенней листвы; формировать умения сравнивать два похожих пейзажа.     Рисование акварелью по мокрой бумаге  “Разноцветный дождь”   Познакомить с техникой “по – мокрому”; учить отображать состояние погоды ( дождь) ; развивать чувство цвета, передавать цвета и оттенки. Закрепить умение пользоваться красками.       Рисование   «Ёжик в траве»   Учить рисовать с использованием нетрадиционных техник( тычок жёсткой полусухой кистью) ; закреплять умение смешивать краски для получения нужных оттенков; воспитывать настойчивость в работе.       Рисование   «Милая мамочка»   Развивать художественное восприятие образа человека; совершенствовать умения детей изображать портрет человека; умение передавать в рисунке характерные особенности внешнего вида мамы,  дать детям понятие о симметричности лица и его частей, развивать чувство композиции, воспитывать любовь к маме.         ДЕКАБРЬ   Рисование сюжетное  «Зима»   Учить детей передавать в рисунке картину зимы в поле, в лесу, в поселке. Закреплять умение рисовать разные дома и деревья. Учить рисовать, сочетая в рисунке разные материалы: цветные восковые мелки, сангину и белила( гуашь) . Развивать образное восприятие, образные представления, творчество.     «Кто живет в зимнем лесу? »   Учить дополнять зимний пейзаж обитателями леса. Закреплять умение рисовать животных, передавать их характерные особенности. Упражнять в соблюдении относительных размеров изображаемых животных. Развивать фантазию, воображение и творчество        Рисование по замыслу  «Большие и маленькие ели».   Учить детей располагать изображения на широкой полосе( расположение близких и дальних деревьев ниже и выше по листу) . Учить передавать различие по высоте старых и молодых деревьев, их окраску и характерное строение( старые ели темнее, молодые — светлее) . Развивать эстетические чувства, образные представления       Рисование  “Снеговик”  ( тычок жесткой полусухой кистью)     Продолжать учить передавать особенности изображаемого предмета, используя тычок жесткой полусухой кистью.       Рисование по замыслу  «Волшебный мир ночи».     Побуждать детей в рисовании выразительно передавать светящиеся в темноте предметы( звёзды на небе,  окна домов, фонари, фары автомобилей и др. ) . Развивать фантазию, воображение. Упражнять в рисовании по мокрому слою бумаги.         ЯНВАРЬ     Рисование по памяти   «Вспоминаю новогодний праздник»   Учить рисовать по памяти, выбирая разные техники, закреплять умение передавать в рисунке впечатления от новогоднего праздника,  настроение людей,  создавать образ нарядной елки. Учить смешивать краски на палитре для получения разных оттенков цветов. Развивать образное восприятие, эстетические чувства( ритма, цвета) , образные представления.  Развивать память, воображение, воспитывать интерес к праздникам      Рисование сюжетное   «Зимние развлечения»   Учить придумывать сюжет рисунка по заданной теме, придумывая небольшое четверостишие к рисунку, развивать творческое мышление, продолжать обучать рисованию людей в движении( лепим снеговика, катание с горки, игра в «снежки» и др. ) .   Закреплять умение рисовать фигуру человека, передавать форму, пропорции и расположение частей, простые движения рук и ног. Упражнять в рисовании и закрашивании карандашами( цветными мелками) .  В оспитывать интерес к творческим занятиям, взаимопомощь.   ФЕВРАЛЬ «Дед и баба вылепили Снегурочку» Учить изображать эпизод из знакомой сказки, придавать выразительность образу Снегурочки через подбор красок( холодные цвета) , учить рисовать портреты пожилых людей, передавать отличительные особенности их лиц( морщинки, седые волосы, борода и усы) , формировать умение изображать людей в зимней старинной одежде, воспитывать любовь к сказкам Рисование – штриховка- “петелька”,  фломастерами “Нарисуй свое любимое животное” Продолжать учить намечать силуэт животного на четырех лапах, передовая его позу и строение. Познакомить с новым способом передачи изображения- штрихом – “петелькой”. Показать особенности и возможности безотрывных круговых движений при передачи фактуры меха. Поупражнять в рисовании “ петелькой ”. «Портрет папы» Дать детям представление о жанре портрета. Развивать художественное восприятие образа человека. Учить рисовать по памяти портрет отца( голову и плечи) . Упражнять в смешивании красок для получения цвета лица. Рисование цветными карандашами “Наши защитники” Закреплять умение создавать рисунки по мотивам литературных произведений. Учить передаватьобразы солдат, лётчиков, моряков, характерные особенности костюма, позы, оружия. Закреплять умение рисовать крупно, правильно располагать на листе бумаги. Воспитывать уважение к защитникам Родины. Развивать воображение. Март МАРТ Рисование декоративное( по замыслу) «Подарок маме»   Учить детей рисовать необычные цветы, располагать изображение в центре листа, сложенного в форме открытки; формировать умение передавать в рисунке цвета и их оттенки( смешивая краски разного цвета с белилами) ; закреплять технические навыки; воспитывать чувство уважения к родителям; развивать творчество.   Рисование декоративное  «Ваза для цветов»   Продолжать учить использовать элементы геометрического орнамента( квадрат, точка, ромб) в построении декоративных композиций; закреплять умение правильно пользоваться кистью; воспитывать интерес к декоративно- прикладному искусству.   Рисование( сюжетное по сказке “Лиса и заяц”) “Была у зайчика избушка лубяная, а у лисы- ледяная” Формировать умения передавать в рисунке образы сказок, строить сюжетную композицию, изображая основные объекты произведения. Продолжать знакомить детей с холодными и тёплыми тонами. Учить передавать характерные особенности предметов, используя холодную и тёплую цветовую гамму. Закреплять приемы рисования прямых вертикальных и горизонтальных линий. Рисование гуашью.   “Комнатный цветок” Познакомить с новой техникой- монотипией( рисованием половины изображения и складыванием листа пополам) . Познакомить детей с симметрией напримере цветка. Развивать пространственное мышление, глазомер и координацию движений. Закреплять навыки рисования гуашью. Учить изображать цветок в технике монотипия. АПРЕЛЬ Рисование сюжетное  «Весна, ручейки, солнце ярко светит»   Обучать умению создавать сюжет рисунка, отражению в рисунке весенних признаков, развивать творческое воображение, развивать у детей эстетическое восприятие, любовь к природе, стремление передать ее в рисунке; учить располагать изображение на всем листе; закрепить умение использовать разные приемы рисования( всей кистью, ее концом) ; знакомить ребят с теплыми цветами.   «Если захочу – в космос полечу! » Учить рисовать, фантазируя, создавая вымышленные планеты и, рисуя себя, в роли космонавта, развивать воображение, взаимовыручку, воспитывать уважение к людям этой профессии. Познакомить детей с новым способом рисования- набрызгиванием. Учить набирать краску на зубную щетку и проводить ею вперед- назад по расческе, разбрызгивая краску на бумагу. Рисование предметное( с натуры) «Весенние веточки»   Учить детей рисовать веточки с натуры, передавая их характерные особенности( строение, расположение почек, листочков, цвет) ; продолжать учить ребят получать оттенки цветов; закреплять технические навыки рисования кистью и красками; углублять представление о жанре «натюрморт»; воспитывать интерес к рисованию с натуры; развивать эстетическое восприятие.   «Чем мне нравится весна» Совершенствовать умение рисовать весенний пейзаж, учить отображать в рисунке характерные особенности весны( прилёт птиц, одежда людей и др. ) , развивать творческое мышление, воспитывать настойчивость, аккуратность в работе МАЙ Рисование сюжетное( по замыслу) «День Победы»   Учить детей отражать в рисунке впечатления от праздника Победы; создавать композицию рисунка. Развивать художественное творчество, эстетическое восприятие. Закреплять умение готовить нужные цвета, смешивая краски. Воспитывать чувство гордости за свою Родину, уважение к героям Великой Отечественной войны. «Цветут сады» Закреплять умение детей изображать картины природы, передавая её характерные особенности. Учить располагать изображения по всему листу( ближе к нижнему краю или дальше от него) . Развивать умение рисовать разными красками. Развивать эстетическое восприятие, образные представления. Мониторинг Выявить особенности освоения обучающимися компонентов изобразительной деятельности и проявление творчества в процессе выполнения работы детьми старшего дошкольного возраста, а также анализ продукта детской деятельности  Перспективный план работы по развитию творческих способностей в изобразительной деятельности в подготовительной группе( 6- 7 лет)   Группа № 8 «Непоседы»( 2019- 2020)   Месяц   Тема   Цели, задачи       СЕНТЯБРЬ   «Букашки, бабочки, цветы»   Мониторинг   Выявить уровень умений и навыков,  полученных детьми за 1 год обучения.   Выявление уровня владения изобразительными умениями, создание условий для отражения в рисунке летних впечатлений( самостоятельность, оригинальность, адекватные изобразительно- выразительные средства) .   «Картинки о лете»   Мониторинг   Выявление уровня художественных способностей к изобразительной деятельности, умение принять и самостоятельно реализовать творческую задачу, владение графическими навыками, умение рисовать фигуру человека наличие творческого воображения и опыта эстетической деятельности.   Рисование   «Волшебные облака»   Создание образа ясного неба. Получение оттенков голубого цвета.   Воспитывать наблюдательность, аккуратность, эмоциональную отзывчивость, усидчивость.   У чить рисовать причудливые облака; смешивать краски, получать новые оттенки голубого цвета из белой и синей краски.   Развивать эстетическое восприятие, чувство цвета, ритма.       Натюрморт   «Осенний букет»     Учить детей рисовать осенние цветы ( астры, хризантемы и т. д. ) , любоваться их красотой, самостоятельно выбирать тёплую или холодную гамму красок. Развивать у детей чувство цвета, формы, ритма; воспитывать интерес к рисованию. Продолжать учить детей смешивать краски. Добиваться, чтобы оттенки изменялись как можно равномернее не только по светлоте, но и по цветовому тону. Вызвать интерес к работе.         ОКТЯБРЬ   Тематическое рисование   «В небе светит яркая луна»   Создание ночной композиции с ярко светящейся луной.  Учить смешивать белую и желтую краски, для создания светящейся луны и синюю, черную, красную, зеленую для создания ночного неба.    Развивать эстетическое восприятие, чувство цвета, контрастности цветов, творческих способностей. Вызывать положительные эмоции от свечения луны, воспитывать аккуратность, наблюдательность.     Натюрморт   «Вкусные дары щедрой осени»     Вызвать у детей интерес, эмоциональный отклик на предложенную тему, желание изображать фрукты, овощи. Развивать творческую активность, воображение, образное мышление. Закрепить навыки рисования разнообразных округлых форм. Способствовать формированию понятия «натюрморт». Обратить внимание на многоцветие окружающего мира. Познакомить с понятием «тональность»  Рисование по сырой бумаге   «Хоровод осенних листьев»   Вызвать у детей эмоциональные переживания, связанные с личным опытом восприятия осенних явлений, интерес к ним. Развивать творческие способности детей, эстетическое восприятие цвета. Продолжать осваивать технику рисования по сырой бумаге. Учить смешивать краски, получать новые цвета и оттенки.     Рисование   «Краски осени»   Рисование гуашью, акварельными красками, цветными карандашами.   Учить передавать в рисунке красоту осеннего пейзажа.  Учить смешивать краски, получать новые цвета и оттенки.   Развивать усидчивость, внимание.    Воспитывать восхищение красотой осени.         НОЯБРЬ   Рисование   «Море»   Создание образа моря живописным способом. Передача пространства средствами цветовой перспективы.  Закреплять знания о получении голубого цвета из белой и синей краски; учить рисовать море, передавать воздушную и цветовую перспективу.  Развивать эстетическое восприятие, чувство цвета, ритма, интеллектуальную сферу. Вызывать эмоциональный отклик, воспитывать творческое отношение в живописной работе, бережное отношение к природе.   Тематическое рисование   «Золотая рыбка»   Создание образа золотой рыбки живописным способом.    Учить рисовать рыбку, компонуя ее на весь лист, передавать ее графическими материалами перевод цветов в графический орнамент.    Развивать чувство цвета, ритма, творческие способности, воображение, образное мышление, чувство прекрасного. Воспитывать чуткое и бережное отношение к живой природе и ее обитателям, аккуратность, усидчивость; вызывать эмоциональный отклик, создавать положительный настрой.       Хохломская роспись   «Рисование узора на полосе»     Учить видеть основной элемент росписи – завиток, как он завивается, выходит один из другого и каждый украшен одинаково ( ягоды, листья, травка) . Видеть характерное сочетание цветов золотой хохломы ( красный, золотой, жёлтый и немного зелёного) , вариативность ягод, листьев, травки ( реснички- осочки, усики) . Учить составлять узор на полосе, чередуя завитки в разном направлении ( вверх- вниз) , украшать их ягодами, листьями, травкой. Выбирать самостоятельно цвет полоски и элементов.     Рисование" Улицы поселка"     Продолжать знакомить детей с родным посёлком. Учить детей рисовать дома разных размеров, выделять главный объект, передавать взаимосвязь между объектами, изображать предметы близкого, среднего и дальнего планов, дополнять композицию по своему усмотрению( деревья, машины, украшения) , развивать фантазию,  воображение, художественный вкус.   Развивать изобразительные умения детей в рисовании зданий, их творческое воображение, активность. Закрепить приёмы рисования краской.           ДЕКАБРЬ   Рисование" Ветка рябины"     Закреплять умение рисовать способом тампонирования, изображая ягоды рябины, совершенствовать навыки рисования концом кисти, сочетать с использованием природного материала для изображения листьев, развивать самостоятельность, творчество, художественный вкус.   Материал: альбомный лист тонированный, краски гуашь, кисти, засушенные листья рябины, баночки с водой.       Рисование   «Кто живёт в зимнем лесу»     Учить передавать фактуру шерсти животных. Продолжать развивать изобразительные умения и навыки.       Рисование  " Воробышки на ветке"     Формировать обобщенное представление о внешнем облике птицы, понимание, что все птицы, несмотря на различия в окраске форме и величине частей, сходны по строению. Познакомить со штриховыми рисунками птиц; учить передавать в рисунке характерные особенности воробья: пропорции его тела, цвет оперения, форму клюва, хвоста; развивать умения применять при закрашивании изображения разные приемы рисования карандашом: тушевку и штриховку, разный нажим.   Материал: изображения птиц: воробья, сороки, вороны, синицы и др. ,     Штрихованные изображения из книжек- раскрасок, силуэт птицы, черный фломастер; квадратные листы бумаги( 12* 12 см) , простой и цветные карандаши.           Рисование  " Зимние узоры"     Развивать у детей эстетическое восприятие, учить передавать образ зимы декоративным узором, учить выбирать холодную гамму цветов для составления узора зимнего ковра. Продолжать учить рисовать концом кисти, использовать знакомые приемы при рисовании( тампонирование,  тычком, использование природного материала- листья, цветы)   Материал: листы бумаги, краски( гуашь, акварель) , кисти мягкая, жесткая, природный материал, тампоны.         ЯНВАРЬ     Рисование   «Как весело было на празднике ёлки»     Закреплять умение рисовать человека в движении, передавая мимику его лица. Учить составлять сюжет композиции, развивать у детей эстетическое восприятие,  эмоциональное отношение к изображению, разбираться в «весёлых» и «грустных» тонах.       Рисование" Зимний пейсаж"     Учить детей создавать картины зимней природы, закреплять понятие- пейзаж, закреплять умение рисовать деревья на ближнем, среднем и дальнем плане, развивать творчество, фантазию.     Рисование по замыслу   Развивать умение детей задумывать содержание своего рисунка и доводить замысел до конца. Продолжать учить рисовать акварелью. Развивать творчество, образные представления. Продолжать формировать умение рассматривать свои работы, выделять интересные по замыслу изображения, оценивать работы    ФЕВРАЛЬ    Рисование  " Лыжная прогулка"     Продолжать учить рисовать фигуру человека в движении, передавать характерные особенности, соблюдать пропорции. Самостоятельно придумывать композицию, создавать зимний пейзаж ) изображать деревья, кусты) . Совершенствовать умение рисовать карандашами, закрашивать рисунок с разным нажимом карандаша. Развивать художественный вкус, творчество, старательность.   Материал: альбомные листы тонированный светло- голубым, карандаши цветные, восковые мелки.     Рисование   «Зимушка- зима»     Вызвать у детей интерес к изображению зимнего пейзажа, эмоциональный отклик на поэтические образы. Учить детей отображать впечатления, полученные при наблюдении зимней природы, основываясь на содержании знакомых произведений; использовать холодную гамму красок для передачи зимнего колорита. В работе использовать нетрадиционную технику рисования «тычок» и «набрызг». Развивать творчество детей.     Рисование акварельными красками   « Наши защитники»     Закреплять навыки рисования человека в форме, отмечая характерные особенности его внешнего вида. Развивать наблюдательность. Воспитывать уважение к военным, чувство гордости за них.     РИСОВАНИЕ" Жостовская роспись"     Познакомить детей с особенностями жостовской росписи, учить детей расписывать подносы разной формы по мотивам жостовской росписи; размещать в центре крупные цветы, заполняя композицию листьями. Воспитывать интерес к народно творчеству. Закреплять умение свободно пользоваться гуашью, накладывать цвет на цвет.   Материал: таблица с элементами жостовской росписи, подносы, для детей подносы разной формы, гуашь, кисти.         МАРТ   РИСОВАНИЕ   " Цветы для мамочки моей»"     Прививать интерес к цветам. Воспитывать желание делать подарки ближним людям. Продолжать учить выполнять работу нетрадиционными приемами- тычком, продолжать учить рисовать эскиз работы не давя на карандаш.   Материал: альбомные листы, краски гуашь, кисти.       Рисование   «Портрет любимой мамы»     Воспитывать у детей эмоциональное отношение к образу. Закреплять умение рисовать портрет. Учить самостоятельно выбирать технику письма.   «Цыплята »   Создание образа цыплят из пшена. Знакомство с новой техникой изображения из крупы. Учить приклеивать крупу, создавать образ из различных материалов. Развивать мелкую моторику рук, чувство цвета, образное мышление, эстетическое восприятие, креативность. Воспитывать аккуратность и усидчивость. Вызывать положительный настрой.     Рисование   « Ранняя весна»     Развивать у детей наблюдательность, эстетическое восприятие весенней природы,   обращать внимание на цветовые сочетания в картинах о ранней весне, отображать их в рисунке. Закреплять умение передавать цвета и их оттенки, смешивая краски разного цвета с белилами. Учить располагать сюжет на всём листе бумаги.  Закреплять умения рисовать деревья, кусты. Использовать знакомые приемы рисования- " по- мокрому" , тампонирование,  тычком и т. д.   Материал: репродукции картин о ранней весне, альбомные листы, краски, кисти, тампоны.     АПРЕЛЬ     Рисуем сказку «Колобок»     Учить придумывать сюжет рисунка, составлять композицию, передавать характер образа. Закреплять умение рисовать акварельными красками. Развивать образное представление, воображение, наблюдательность, внимание.       Рисование  " Полет в космос"     Продолжать знакомить с сюжетным рисованием, учить составлять композицию, продумывать ее содержание, планировать работу. Учить располагать рисунок на всем листе, подбирать гамму красок, рисуя космос, звезды, летящую ракету.   Материал: бумага, краски ,  кисти. Иллюстрации о космосе.     Рисование    " Пушки с пристани палят"     Учить изображать по выбору один из эпизодов знакомой сказки; передавать в рисунке определенное место действия, изображать сказочных персонажей во взаимосвязи через их расположение относительно друг другу и передачу движений; передавать характерные особенности одежды и предметов, закреплять навыки рисования неба, моря акварельными красками" по- мокрому" . Развивать фантазия, память, мышление, творчество.   Материал: иллюстрации к сказке" Сказка о царе Салтане: "  А. С. Пушкина; альбомные листы, краски акварель, гуашь, мягкие и жесткие кисти, вода, ватные тампоны.       «Поможем бабушке и дедушке вспомнить сказки»     Закрепить знания о сказочно- былинном жанре, научить находить его среди других жанров ( портрет, натюрморт, пейзаж) . Учить детей самостоятельно выбирать эпизод сказки, продумывать композиционное построение рисунка, выбирать формат бумаги, передавать характерные черты полюбившегося персонажа. Развивать у детей фантазию и воображение, умение передавать особенности старинной крестьянской одежды, предметов, утвари, используя разнообразные средства выразительности, совершенствовать технические навыки работы с различными изобразительными материалами.     МАЙ     Рисование  " Весенний букет в вазе"     Учить изображать в вазе букет из нарциссов и тюльпанов, передавать характерные особенности формы цветков( шесть лепестков заостренными кончиками у нарциссов, и закругленных и тюльпанов) .  Учить красиво компоновать вазу и цветы на удлиненном листе бумаги, чтобы ваза занимала на листе немного меньше половины листа, а стебли цветов были разного уровня, передавать в окраске тюльпанов их разный цвет и оттенки; самостоятельно находить способы изображения.   Материал: ваза с несколькими тюльпанами и нарциссами, удлиненные листы тонированной бумаги, краски гуашь, мягкие кисти, простой карандаш.       Рисование  " Цветет сирень"     Учить передавать в рисунке форму и строение куста сирени, изображать на кусте соцветия, собранные в кисти, передавать их форму и цвет; учить смешивать краски для получения сиреневого цвета.   Материал: натюрморты с изображением сирени, листы тонированной бумаги, близкие по форме к квадрату, дополнительные небольшие листки бумаги для опробования сиреневой краски, краски гуашь, мягкие кисти.   Рисование   на тему «Я – художник»   МОНИТОРИНГ     Выявить уровень усвоения навыков и умений детей, полученных в результате проведённых образовательных ситуаций.       Ожидаемые результаты.     Инструменты мониторинга.     Мониторинг целевых ориентиров проводится два раза в год: вводный ( первые две недели сентября) и итоговый( последние две недели мая) каждого учебного года.     Инструментарий педагогической диагностики:     Ребёнок создаёт модели одного и того же предмета из разных материалов по рисунку и словесной инструкции педагога.     Основные диагностические методы педагога:     наблюдение  проблемная ситуация  беседа    Формы проведения педагогической диагностики:     индивидуальная  подгрупповая  Оценка педагогического процесса связана с уровнем овладения каждым ребёнком необходимыми навыками и умениями:     1 балл – ребёнок не может выполнить все параметры оценки, помощь взрослого не принимает;   2 балла – ребёнок с помощью взрослого выполняет некоторые параметры;   3 балла – ребёнок выполняет все параметры с частичной помощью взрослого;   4 балла – ребёнок выполняет самостоятельно и с частичной помощью взрослого все параметры оценки;   5 баллов – ребёнок самостоятельно выполняет все параметры оценки.   Формы подведения итогов реализации дополнительной программы:     организация выставок для родителей;   участие в тематических мероприятиях;   участие в конкурсах различного уровня.         Результаты образовательной деятельности   воспитанников    старшего дошкольного возраста( 5- 6 лет)     Достижения ребенка 5- 6 лет( что нас радует) :    -  высказывает предпочтения, ассоциации;    - стремится к самовыражению впечатлений;    - эмоционально откликается на проявления прекрасного;    - последовательно анализирует произведение,  верно понимает художественный образ, обращает внимание на наиболее яркие средства выразительности,  высказывает собственные ассоциации;    - различает и называет знакомые произведения по видам искусства,  предметы народных промыслов по материалам, функциональному назначению, узнает некоторые известные произведения и достопримечательности;    - любит и по собственной инициативе рисовать,  самостоятельно определяет замысел будущей работы, может её конкретизировать;    - уверенно использует освоенные техники;    - создает образы,  верно подбирает для их создания средства выразительности;    - проявляет творческую активность и самостоятельность;    - демонстрирует хороший уровень технической грамотности;    - проявляет творческую активность и склонность к интеграции видов деятельности;    - стремится к качественному выполнению работы; к позитивной оценке результата взрослым;    -   приминает участие в процессе выполнения коллективных работ.     Вызывает озабоченность и требует совместных усилий педагогов и родителей:    - интерес к проявлению красоты в окружающем мире и искусстве ярко не выражен;    - неуверенно различает,  называет некоторые знакомые произведения по видам искусства, предметы народных промыслов;    - демонстрирует невысокий уровень творческой активности, недостаточно самостоятелен;  - затрудняется определить тему будущей работы;    - создает маловыразительные образы;    - демонстрирует относительный уровень технической грамотности,  создает схематические изображения примитивными однообразными способами.      Результаты образовательной деятельности   воспитанников подготовительной к школе группе( 6 – 7 лет)     Достижения ребёнка 6- 7 лет( что нас радует) :    -  ребёнок проявляет самостоятельность,  инициативу, индивидуальность в процессе деятельности;    - имеет творческие увлечения;    - проявляет эстетические чувства, откликается на прекрасное в окружающем мире и в искусстве;    - экспериментирует в создании образа, проявляет самостоятельность   в   процессе   выбора   темы,  продумывания  художественного  образа,   выбора техник   и   способов   создания   изображения;    - демонстрирует высокую техническую грамотность;    - планирует   деятельность,    умело организует рабочее место, проявляет аккуратность и организованность;    - адекватно   оценивает   собственные   работы;    - в процессе    выполнения    коллективных    работ охотно  и  плодотворно  сотрудничает  с  другими детьми.     Вызывает озабоченность и требует совместных усилий педагогов и родителей:    - не замечает красоту в повседневной жизни;    - не интересуется искусством;    - рисует более охотно при поддержке взрослого;    - демонстрирует невысокий уровень творческой активности;    - показывает относительный уровень технической грамотности, создаёт изображения примитивными однообразными способами;    - затрудняется в планировании работы;    - конфликтно участвует в коллективном творчестве.     Признаки творческого продукта.   Содержание изображения: оригинальность, неожиданное, нереальное фантастическое, непосредственное и наивное, особая смысловая нагрузка, отражающая глубины переживания ребёнка.   Особенности изображения: сложность и передача формы, перспективность изображения, многоплановость, узнаваемость предметов и об, оригинальность изображения, особый творческий почерк, яркое, выразительное раскрытие в образе своего переживания.   Композиционное решение: хорошая заполняемость листа, ритмичность в расположении предметов, разнообразие размеров рисованных объектов, зоркость, наблюдательность ребёнка и достаточное владение изобразительными навыками.   Пластика: выразительность в передаче движений и мимики, собственный почерк в передаче движений.   Колорит: интересное, необычное и неожиданное цветовое решение.  возможно темпераментное, эмоциональное, лаконичное обращение с цветом и наоборот, богатство сближённых оттенков или пастельность. Цвет звучит и поёт, эмоционально действует на зрителя.   Работа производит художественное впечатление  и не нуждается в существенных скидках на возраст.       Мониторинг достижений   результатов продуктивной деятельности детей                    Критерии анализа созданных детьми изображений   ( по Т. С. Комаровой)     Для определения уровней развития изобразительных умений и навыков детей и их творческих проявлений я руководствовалась критериями, разработанными Т. С. Комаровой   1.   Содержание выполненного изображения  ( в соответствии с этим критерием дается краткое описание того, что изображено на рисунке) . Отметить его оригинальность, а также разнообразие, богатство или, наоборот, бедность содержания.   2.   Передача формы  ( форма простая, сложная, передана точно, немного искажена или вовсе не удалась) .   3. Строение предмета: части предмета расположены, верно, их место положения немного искажено; части предмета расположены неверно( строение предмета передано неверно) .   4. Передача пропорций предмета  в изображении.   5. Композиция: вытянутое построение, скученное изображение, нет единства; пропорциональность( непропорциональность) построения( отношение по величине разных изображений)  Симметричное( несимметричное) построение.   6. Ритмическое( неритмическое) изображение. Миниатюрное изображение или увеличенное. Расположение на листе отдельных изображений: по всему листу, на полосе листа( фризовое) . Изображение нескольких моментов одного события на одном листе бумаги.   7. Передача движения.  Статическое изображение. Передача начального момента изображения движения( движение какой- либо части предмета или группы) . Неумело выраженное движение в целом. Передача сложного движения достаточно четко и определенно.   8. Цвет.  Передача реальной окраски предметов. В изображении преобладают насыщенные( яркие) цвета или пастельные, бледные или холодные тона. Многоцветная раскраска, преобладание одного или двух цветов; отступление от реальной окраски. В декоративном рисовании соответствие колориту образца народной декоративной росписи или отступление от него.   9. Характер линий. Сильный, энергичный нажим, иногда продавливающий бумагу.  Линия  грубая,  жесткая  или линия слабая, легкая, слитная, плавная, дрожащая, прерывистая.  Раскраска мелкими штрихами, мазками или крупными, размашистыми движениями. Регулирует или нет силу нажима, размах( закрашивает в пределах контура или выходит за линии контура) .   10. Материалы,  использованные для создания изображения( при условии самостоятельного их выбора) .   11. Уровень самостоятельности выполнения работы  ( рисунка) : а) требовалась ли в ходе выполнения работы помощь педагога, в чем она заключалась; б) обращался ли ребенок с вопросами, просьбой о помощи к воспитателю; в) есть ли у ребенка потребность самостоятельно дополнить изображение подходящими по смыслу предметами, деталями.   12. Эмоционально- эстетическое отношение к процессу создания изображения:    а) проявляет ли ребенок интерес к изобразительной деятельности, насколько устойчив этот интерес; б) насколько эмоционально относится ребенок к заданию, к процессу создания изображения, к готовому продукту деятельности своих и других детей; в) какие виды изобразительной деятельности( рисование, )  и типы заданий( предметное, сюжетное, декоративное) предпочитает, как объясняет свое предпочтение; г) как оценивает свои работы и работы других детей( эмоционально- эстетическая, нравственная оценка) .   13. Творчество. Отметить, что нового внес ребенок в изображение. Оригинальность изображения. Стремление наиболее полно выразить задуманное                        АНАЛИЗ ПРОДУКТА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.   1. Содержание изображения( полнота изображения образа)     2. Передача формы:     высокий уровень – форма передана точно;     средний уровень – есть незначительные искажения;     низкий уровень – искажения значительные, форма не удалась.   3. Строение предмета:     высокий уровень – части расположены верно;     средний уровень – есть незначительные искажения;     низкий уровень – части предмета расположены неверно.   4. Передача пропорций предмета в изображении:     высокий уровень – пропорции предмета соблюдаются;     средний уровень – есть незначительные искажения;     низкий уровень – пропорции предмета преданы неверно.     5. Композиция.     А) расположение на листе:     высокий уровень – по всему листу;     средний уровень – на полосе листа;    низкий уровень – не продумана,  носит случайный характер.     Б) отношение по величине разных изображений:     высокий уровень – соблюдается пропорциональность в изображении разных предметов;     средний уровень – есть незначительные искажения;    низкий уровень- пропорциональность разных предметов передана неверно.     6. Передача движения:     высокий уровень – движение передано достаточно четко;     средний уровень – движение передано неопределённо, неумело;    низкий уровень – изображение статическое.     7. Цвет.     А) цветовое  решение изображения:     высокий уровень – реальный цвет предметов;   средний уровень – есть отступления от реальной окраски;     низкий уровень – цвет предметов передан неверно;      Б) разнообразие цветовой гаммы изображения, соответствующей замыслу и выразительности изображения:     высокий уровень – многоцветная гамма;     средний уровень – преобладание нескольких цветов или оттенков( теплые, холодные) ;     низкий уровень – безразличие к цвету, изображение выполнено в одном цвете.       АНАЛИЗ ПРОЦЕССА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.     1. Характер линии:   А) характер линии:   высокий уровень – линия прерывистая    низкий уровень – слитная    средний уровень – дрожащая( жесткая, грубая)       Б) нажим:     высокий уровень– сильный, энергичный    средний уровень – средний    низкий уровень – слабый      В) раскрашивание:     высокий уровень– мелкими штрихами, не выходящими за пределы контура    средний уровень – крупными размашистыми движениями, иногда выходящими за пределы контура    низкий уровень – беспорядочными линиями( мазками) , не умещающимися в пределах контура     Г) регуляция силы нажима:     высокий уровень – регулирует силу нажима, раскрашивание в пределах контура   средний уровень – регулирует силу нажима, при раскрашивании иногда выходит за пределы контура    низкий уровень– не регулирует силу нажима, выходит за пределы контура.      2. Регуляция деятельности.     А) отношение к оценке взрослого:     высокий уровень– адекватно реагирует на замечания взрослого, стремится исправить ошибки, неточности    средний уровень – эмоционально реагирует на оценку взрослого( при похвале – радуется, темп работы увеличивается, при замечании – сникает, деятельность замедляется или вовсе прекращается)   низкий уровень – безразличен к оценке взрослого( деятельность не изменяется)       Б) оценка ребёнком созданного им изображения:     высокий уровень– адекватна    средний уровень – неадекватна( завышена, занижена)     низкий уровень – отсутствует      3. Уровень самостоятельности:     высокий уровень– выполняет задание самостоятельно, без помощи взрослого, в случае необходимости обращается с вопросами;     средний уровень – требуется незначительная помощь взрослого, с вопросами к взрослому обращается редко;   низкий уровень – необходима поддержка, стимуляция деятельности со стороны взрослого, сам с вопросами к взрослому не обращается.       4. Творчество.     • Самостоятельность замысла   • Оригинальность изображения    • Стремление к наиболее полному раскрытию замысла.     Творческое задание «Дорисовывание кругов»  ( автор Комарова Т. С. )   Задание на дорисовывание  шести кругов, носившее диагностический характер, состояло в следующем: детям давался альбомный лист бумаги с нарисованными на нем в 2 ряда( по 3 круга в каждом ряду) кругами одинаковой величины( диаметр 4, 5 см) . Детям предлагалось рассмотреть нарисованные круги, подумать, что это могут быть за предмета, дорисовать и раскрасить их, чтобы получилось красиво. Диагностическое задание должно стимулировать творческие способности детей и дать им возможность осмысливать, модифицировать и трансформировать имеющийся опыт.   Выполнение этого диагностического задания оценивается следующим образом: по критерию  «продуктивность» — количество кругов, оформленных ребенком в образы,  составляет выставляемый балл. Так, если в образы оформлялись все 6 кругов, то выставлялась оценка 6, если 5 кругов, то выставляется оценка 5 и т. д. Все полученные детьми баллы суммируются. Общее число баллов позволяет определить процент продуктивности выполнения задания группой в целом.   Результаты выполнения детьми задания по критерию  «оригинальность»  оцениваются по 3- балльной системе.   Оценка  3- высокий уровень—  ставится тем детям, которые наделяли предмет оригинальным, образным содержанием преимущественно без повторения одного( яблоко( желтое, красное, зеленое) , мордочки зверюшек( заяц, мишка и т. п. )   или близкого образа.   Оценка  2- средний уровень — ставится тем детям, которые наделяли образным значением все или почти все круги, но допускали почти буквальное повторение( например, мордочка) или оформляли круги очень простыми, часто встречающимися в жизни предметами( шарик, мяч, яблоко и т. п. ) .   Оценка  1 —низкий балл — ставится тем, кто не смог наделить образным решением все круги, задание выполнил не до конца и небрежно. Оценивают не только оригинальность образного решения, но и качество выполнения рисунка( разнообразие цветовой гаммы, тщательность выполнения изображения: нарисованы характерные детали или ребенок ограничился лишь передачей общей формы, а также техника рисования и закрашивания) .   Несмотря на видимую простоту, данная методика является весьма показательной. Обработка и анализ полученных результатов позволяют обнаружить различия в  уровне развития творчества детей.   При подсчете количества оригинальных изображений по группе учитывается не только индивидуальность образного решения, но и вариативность воплощения изображений разными детьми. Если тестирование осуществлялось индивидуально, то возможность копирования фактически исключается, и каждый образ, созданный ребенком, можно считать оригинальным( хотя, он и повторяется в рисунках других детей) .   Результаты выполнения задания оцениваются в двух направлениях:   1) индивидуально по каждому ребенку( выделяя оригинальность  созданных детьми изображении) ;   2) по группе в целом( выводя общее число баллов) .   Анализ выполнения детьми задания  позволяет получить:  - представления о передаче ряда свойств  предметов: формы, цвета; осмыслении образной стороны действительности и др.  - использование цветовой гаммы, ее разнообразие во многом определяются уровнем общего развития ребенка и его личностными психическими особенностями, например, использование цвета в рисунке может ограничиваться одним- двумя цветами, что не оправдано выбором изображенных предметов  - разный уровень развития мыслительных операций: анализа, выделения общего и характерного, сравнения, уподобления, синтеза, обобщения, то есть операции, способствующих развитию когнитивных структур, определяемых психологами при оценке интеллектуального развития детей, выражается в следующем:  - в умении увидеть в стандартной ситуации нестандартное решение, образ( это и один из показателей творчества) , например, объединение 2- 3 кругов в единый предмет( очки, светофор, танк и т.  д) или необычный для данного возрастного периода образ: ведро, паутинка, глобус;  - в способности активизировать образы- представления, имеющиеся в опыте соотнося их с поставленной задачей;  - в готовности увидеть общее в частном и   частное в общем( общность формы различных предметов и характерные особенности каждого из этих предметов цвет, детали, дополняющие основную форму и позволяющие отличить общее от частного) ;   Выполнение детьми диагностического задания и анализ результатов позволяют оценить уровень воспитательно- образовательной работы в группе. В одном и том же учреждении в одинаковых по возрастному составу группах могут быть получены различные результаты, и выше они в той группе,   где  выше уровень воспитательно- образовательной работы с детьми.   С целью более глубокого анализа полученных результатов выполнения диагностического задания можно ввести дополнительные критерии и усложнить математическую обработку уже выделенных критериев.   Критерий «разработанность образа» включает передачу в изображении признаков предмета( объекта) , закрашивание изображения( высшая оценка по этому критерию определяется в 3 балла) :   3 балла—рисунок, в котором  передавалось более трех характерных признаков предметов и изображение было красиво закрашено.   2 балла— изображение, в котором передавалось 2—3 признака и аккуратно закрашивалось.   1 балл — дорисовывание с передачей 1 признака( или аккуратное закрашивание изображений) .   Примечание.   К общему баллу добавлялся 1 балл  в  случае передачи признаков, наиболее ярко характеризующих созданный образ.   Изучение оригинальности решения задач на воображение   на основе упражнения «Дорисуй»   Подготовка исследования.   Подобрать альбомные листы на каждого ребенка с нарисованными на них фигурами: контурное изображение частей предметов, например, ствол с одной веткой, кружок- голова с двумя ушами и т. д. , и простые геометрические фигуры (  круг, квадрат, треугольник и т. д. ) Подготовить цветные карандаши, фломастеры, мелки.     Проведение исследования.   Ребенка 5- 8 лет просят дорисовать каждую из фигур так, чтобы получилась какая- нибудь картинка Предварительно можно провести вступительную беседу об умении фантазировать (  вспомнить  на что бывают похожи облака на небе и т. д. ) .   Обработка данных.   Выявляют степень оригинальности, необычности изображения. Устанавливают тип решения задач на воображение.   1. Нулевой тип. Характеризуется тем, что ребенок еще не  принимает  задачу   на построение образа воображения с использованием данного элемента Он не дорисовывает его, а рисует рядом  что- то  свое  ( свободное фантазирование) .   2. Первый тип. Ребенок дорисовывает фигуру на карточке так, что получается изображение отдельного объекта (  дерево) , но изображение контурное, схематичное, лишенное деталей.   3. Второй тип. Также изображается отдельный объект, но с разнообразными деталями.   4. Третий тип. Изображая отдельный объект, ребенок уже включает его в какой- нибудь воображаемый сюжет (  не просто девочка, а девочка, делающая зарядку) .   5. Четвертый тип. Ребенок изображает несколько объектов по воображаемому сюжету    девочка гуляет с собакой ) .   6. Пятый тип. Заданная фигура используется качественно  по  новому. Если в 1- 4 типах она выступает как основная часть картинки, которую рисовал ребенок( кружок- голова и т. д.  ) , то теперь фигура включается как один из второстепенных элементов для создания образа воображения( треугольник уже не крыша дома, а грифель карандаша, которым мальчик рисует картину) .   Далее высчитывается коэффициент оригинальности: сумма типов решения задач на воображение/ количество детей.           left42291000- 403860- 5715 С днем р О ждения, Варя! 00 С днем р О ждения, Варя!

Оставить комментарий: