Игры на подавление агрессии у детей

Опубликовано: 09:02:16 26-10-2020

Автор: Сулейманова Диана Саитовна

Документы для скачивания:

56879_igry s agressivnymi detmi.docx
Формат: .docx

Содержимое файтов:

56879_igry s agressivnymi detmi.docx

" Обзывалки" ( Кряжева Н. Л. , 1997) Цель: снять вербальную агрессию, помочь детям выплеснуть гнев в приемлемой форме. Скажите детям следующее: " Ребята, передавая мяч по кругу, давайте называть друг друга разными необидными словами( заранее обговаривается условие, какими обзывалками можно пользоваться. Это могут быть названия овощей, фруктов, грибов или мебели) . Каждое обращение должно начинаться со слов: " А ты, . . . , морковка! " Помните, что это игра, поэтому обижаться друг на друга не будем. В заключительном круге обязательно следует сказать своему соседу что- нибудь приятное, например: " А ты, . . . . солнышко! " Игра полезна не только для агрессивных, но и для обидчивых детей. Следует проводить ее в быстром темпе, предупредив детей, что это только игра и обижаться друг на друга не стоит. " Два барана" ( Кряжева Н. Л. , 1997) Цель: снять невербальную агрессию, предоставить ребенку возможность" легальным образом" выплеснуть гнев, снять излишнее эмоциональное и мышечное напряжение, направить энергию детей в нужное русло. Воспитатель разбивает детей на пары и читает текст: " Рано- рано два барана повстречались на мосту" . Участники игры, широко расставив ноги, склонив вперед туловище, упираются ладонями и лбами друг в друга. Задача — противостоять друг другу, не сдвигаясь с места, как можно дольше. Можно издавать звуки" Бе- е- е" . Необходимо соблюдать" технику безопасности" , внимательно следить, чтобы" бараны" не расшибли себе лбы. " Тух- тиби- дух" ( Фопель К. , 1998) Цель: снятие негативных настроений и восстановление сил. " Я сообщу вам по секрету особое слово. Это волшебное заклинание против плохого настроения, против обид и разочарований. . Чтобы оно подействовало по- настоящему, необходимо сделать следующее. Сейчас вы начнете ходить по комнате, ни с кем не разговаривая. Как только вам захочется поговорить, остановитесь напротив одного из участников, посмотрите ему в глаза и трижды, сердито- пресердито произнесите волшебное слово: " Тух- тиби- дух" . Затем продолжайте ходить по комнате. Время от времени останавливайтесь перед кем- либо и снова сердито- пресердито произносите это волшебное слово Чтобы волшебное слово подействовало, необходимо говорить его не в пустоту, а глядя в глаза человека, стоящего перед вами. В этой игре заложен комичный парадокс. Хотя дети должны произносить слово" Тух- тиби- дух" сердито, через некоторое время они не могут не смеяться. " Попроси игрушку" — вербальный вариант( Карпова 6. В. , Лютова Е. К. , 1999) Цель: обучить детей эффективным способам общения. Группа делится на пары, один из участников пары( участник 1) берёт в руки какой- либо предмет, например, игрушку, тетрадь, карандаш и т. д. Другой участник( участник 2) должен попросить этот предмет. Инструкция участнику 1: " Ты держишь в руках игрушку( тетрадь, карандаш) , которая очень нужна тебе, но она нужна и твоему приятелю. Он будет у тебя ее просить. Постарайся оставить игрушку у себя и отдать ее только в том случае, если тебе действительно захочется это сделать" . Инструкция участнику 2: " Подбирая нужные слова, постарайся попросить игрушку так, чтобы тебе ее отдали" . Затем участники 1 и 2 меняются ролями. " Попроси игрушку" — невербальный вариант( Карпова Е. В. , Лютово 6. К. , 1999) Цель: обучение детей эффективным способам общения. Упражнение выполняется аналогично предыдущему, но с использованием только невербальных средств общения( мимики, жестов, дистанции и т. д. ) . После проведения обоих его вариантов( вербального и невербального) можно обсудить упражнение. Дети по кругу могут поделиться своими впечатлениями и ответить на вопросы: " Когда было легче просить игрушку( или другой предмет) ? " , " Когда тебе действительно хотелось ее отдать? Какие нужно было произносить слова? " Эту игру можно повторять несколько раз( в разные дни) , она будет полезна особенно тем детям, которые часто конфликтуют со сверстниками, так как в процессе выполнения упражнения они приобретают навыки эффективного взаимодействия. " Прогулка с компасом" ( Коротаева Е. В. , 1997) Цель: формирование у детей чувства доверия к окружающим. Группа разбивается на пары, где есть ведомый( " турист" ) и ведущий( " компас" ) . Каждому ведомому( он стоит впереди, а ведущий сзади, положив партнеру руки на плечи) завязывают глаза. Задание: пройти все игровое поле вперед и назад. При этом" туриста не может общаться с" компасом" на вербальном уровне( не может разговаривать с ним) . Ведущий движением рук помогает ведомому держать направление, избегая препятствий — других туристов с компасами. После окончания игры дети могут описать, что они чувствовали, когда были с завязанными глазами и полагались на своего партнера. " Зайчики" ( Бордиер Г. Л. и др. , 1993) Цель: дать ребенку возможность испытать разнообразные мышечные ощущения, научить задерживать внимание на этих ощущениях, различать и сравнивать их. Взрослый просит детей представить себя веселыми зайчиками в цирке, играющими на воображаемых барабанах. Ведущий описывает характер физических действий — силу, темп, резкость — и направляет внимание детей на осознание и сравнение возникающих мышечных и эмоциональных ощущений. Например, ведущий говорит: " Как сильно зайчики стучат на барабанах! А вы чувствуете, как напряжены у них лапки? Ощущаете, какие лапки твердые, не гнутся! Как палочки! Чувствуете, как напряглись у вас мышцы в кулачках, ручках, даже в плечиках? ! А вот лицо нет! Лицо улыбается, свободное, расслабленное. И животик расслаблен. Дышит. . . А кулачки напряженно стучат! . . А что еще расслаблено? Давайте еще попробуем постучать, но уже медленнее, чтобы уловить все ощущения" . Кроме упражнения" Зайчики" рекомендуется проводить упражнения на релаксацию мышц, которые подробно описаны в разделе" Как играть с тревожными детьми" . " Я вижу. . . " ( Карпова Е. 8. , Лютова Е. К. . 1999) Цель: установить доверительные отношения между взрослым и ребенком, развивать память и внимание малыша. Участники, сидя в кругу, по очереди называют предметы, которые находятся в комнате, начиная каждое высказывание словами: " Я вижу. . . " Повторять один и тот же предмет дважды нельзя. " Толкалки" ( Фопель К. , 1998) Цель: научить детей контролировать свои движения. Скажите следующее: " Разбейтесь на пары. Встаньте на расстояние вытянутой руки друг от друга. Поднимите руки на высоту плеч и обопритесь ладонями о ладони своего партнера. По сигналу ведущего начните толкать своего напарника, стараясь сдвинуть его с места. Если он сдвинет вас с места, вернитесь в исходное положение. Отставьте одну ногу назад и вы почувствуете себя более устойчиво. Тот, кто устанет, может сказать: " Стоп" . Время от времени можно вводить новые варианты игры: толкаться, скрестив руки; толкать партнера только левой рукой; толкаться спиной к спине. " Жужа" ( Кряжева Н. Л. , 1997) Цель: научить агрессивных детей быть менее обидчивыми, дать им уникальную возможность посмотреть на себя глазами окружающих, побыть на месте того, кого они сами обижают, не задумываясь об этом. " Жужа" сидит на стуле с полотенцем в руках. Все остальные бегают вокруг нее, строят рожицы, дразнят, дотрагиваются до нее. " Жужа" терпит, но когда ей все это надоедает, она вскакивает и начинает гоняться за обидчиками, стараясь поймать того, кто обидел ее больше всех, он и будет" Жужей" . Взрослый должен следить, чтобы" дразнилки" не были слишком обидными. " Рубка дров" ( Фопель К. , 1998) Цель: помочь детям переключиться на активную деятельность после долгой сидячей работы, прочувствовать свою накопившуюся агрессивную энергию и" истратить" ее во время игры. Скажите следующее: " Кто из вас хоть раз рубил дрова или видел, как это делают взрослые? Покажите, как нужно держать топор. В каком положении должны, находиться руки и ноги? Встаньте так, чтобы вокруг осталось немного свободного места. Будем рубить дрова. Поставьте кусок бревна на пень, поднимите топор над головой и с силой опустите его. Можно даже вскрикнуть: " Ха! " " Для проведения этой игры можно разбиться на пары и, попадая в определенный ритм, ударять по одной чурке по очереди. " Головомяч" ( Фопель К. , 1998) Цель: развивать навыки сотрудничества в парах и тройках, научить детей доверять друг другу. Скажите следующее: " Разбейтесь на пары и ложитесь на пол друг напротив друга. Лечь нужно на живот так, чтобы ваша голова оказалась рядом с головой партнера. Положите мяч точно между вашими головами. Теперь вам нужно его поднять и встать самим. Вы можете касаться мяча только головами. Постепенно поднимаясь, встаньте сначала на колени, а потом на ноги. Пройдитесь по комнате" . Для детей 4—5 лет правила упрощаются: например, в исходном положении можно не лежать, а сидеть на корточках или стоять на коленях. " Аэробус" ( Фопель К. , 1998) Цель: научить детей согласованно действовать в небольшой группе, показать, что взаимное доброжелательное отношение товарищей по" команде" дает уверенность и спокойствие. " Кто из вас хотя бы раз летал на самолете? Можете ли вы объяснить, что держит самолет в воздухе? Знаете ли вы, какие бывают типы самолетов? Хочет ли кто- нибудь из вас стать Маленьким Аэробусом? Остальные ребята будут помогать Аэробусу" летать" " . Один из детей( по желанию) ложится животом вниз на ковер и разводит руки в стороны, как крылья самолета. С каждой стороны от него встает по три человека. Пусть они присядут и просунут руки под его ноги живот и грудь. На счет" три" они одновременно встают и поднимают Аэробус с поля. . . Так, теперь можно потихонечку поносить Аэробус по помещению. Когда он почувствует себя совершенно уверенно, пусть закроет глаза, расслабится, совершит" полет" по кругу и снова медленно" приземлится" на ковер" . Когда Аэробус" летит" , ведущий может комментировать его полет, обращая особое внимание на аккуратность и бережное отношение к нему. Вы можете попросить Аэробус самостоятельно выбрать тех, кто его понесет. Когда вы увидите, что у детей все получается хорошо, можно" запускать" два Аэробуса одновременно. " Бумажные мячики" ( Фопель К. , 1998) Цель: дать детям возможность вернуть бодрость и активность после того, как они чем- то долго занимались сидя, снизить беспокойство и напряжение, войти в новый жизненный ритм. Перед началом игры каждый ребенок должен скомкать большой лист бумаги( газеты) так, чтобы получился плотный мячик. " Разделитесь, пожалуйста, на две команды, и пусть каждая из них выстроится в линию так, чтобы расстояние между командами составляло примерно 4 метра. По команде ведущего вы начинаете бросать мячи на сторону противника. Команда будет такой: " Приготовились! Внимание! Начали! " Игроки каждой команды стремятся как можно быстрее забросить мячи, оказавшиеся на ее стороне, на сторону противника. Услышав команду" Стоп! " , вам надо будет прекратить бросаться мячами. Выигрывает та команда, на чьей стороне окажется меньше мячей на полу. Не перебегайте, пожалуйста, через разделительную линию" . Бумажные мячики можно будет использовать еще неоднократно.

Оставить комментарий: