"Cистема работы по формированию экологического сознания у детей старшего дошкольного возраста"
Документы для скачивания
Муниципальное бюджетное детское образовательное учреждение детский сад «Солнышко» Кардымовского района Смоленской области Система работы по формированию экологического сознания у детей старшего дошкольного возраста подготовила: воспитатель Курменева Н. С. 2018 Методическая система педагогического работника На этапе дошкольного детства ребенок получает эмоциональные впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни, у него формируются основы экологического мышления, сознания, закладываются начальные элементы экологической культуры и эколо гически грамотное поведение. Поэтому актуальность данной проблемы заключается в том, если человек экологически воспитан, то нормы и правила экологического поведения будут иметь под собой твердое основание, и станут убеждениями этого человека. Поэтому я взя ла тему своей работы «Формирования экологического сознания посредством ознакомления с правилами поведения в природе» Эти представления развиваются у детей старшего дошкольного возраста в ходе ознакомления с окружающим миром. Знакомясь, казалось бы, с детс тва с привычной обстановкой, дети учатся выявлять взаимосвязи между живыми существами, природной средой, замечать то влияние, которое может оказать их слабая детская рука на животный и растительный мир. Уяснение правил и норм поведения в природе, бережное отношение к окружающему поможет сохранить нашу планету для потомков. Во время экскурсий в природу, я сделала для себя вывод, что у детей недостаточно знаний о правилах поведения в природе и не сформировано умение их выполнять. Основу содержания деятельности детей составляют те знания и умения, которые образуются у них в процессе знакомства с окружающим, в частности с природой. Ознакомление с природой – одно из главных сре дств вс естороннего развития дошкольников. Оно осуществляет ся в процессе образования в их сознании конкретных знаний о явлениях живой и неживой природы. Природа окружает ребенка с ранних лет. Маленький ребенок познает мир с открытой душой и сердцем. И то, как он будет относиться к этому миру, во многом зависит от взрослых, направляющих его развитие. Цель: с формировать у детей старшего дошкольного возраста правила поведения в природе Задачи: формировать представления о том, что человек — часть природы и что он должен беречь, охранять и защищать ее; воспитывать у детей заботливое отношение к природе путем целенаправленного общения их с окружающей средой; формировать навыки культуры поведения в природе; расширять представления о способах правильного взаимодействия с растениями и животными; расширять пр едставления о том, что в природе все взаимосвязано. Прежде чем приступить к решению проблемы ознакомления старших дошкольников правилам поведения в природе, мною была проведена диагностика эффективности работы по направлению экологического образова ния, включающая обследование воспитанников, родителей. Результаты показали отсутствие системы работы по данной теме, низкий уровень знаний детей, а имеющиеся представления были отрывочны и поверхностны. Критерии диагностики: уровень знаний о правилах по ведения в природе; умение взаимодействовать с природными объектами; соблюдение мер предостороженности в природе Исходя из знаний и умений детей я разработала систему по формированию экологического сознания посредством ознакомления с правилами поведения в природе. ОСЕНЬ Беседа о лете. Цель: Обобщить и систематизировать представление о лете по основным, существенным признакам: продолжительность дня и ночи, температурные условия, явления погоды( гроза, радуга, молния, солнцепек) у точнить представления оправилах поведения при грозе, солнцепёке; состояние растений( рост и цветение, созревание ягод и плодов) , особенности жи знедеятельности животных в лесуУчить устанавливать связь между комплексом условий( тепло, свет, влага) и состоянием растений и животных. Дидактическая игра « Не ошибись! ». Цель: Упражнять детей в различении предметов по материалу, из которого они сделаны. Опыт « Вода нужна всем ». Цель: Дать детям представление о роли воды в жизни растений. Экскурсия в осенний парк. Цель: Углубить и конкретизировать представление об условиях жизни растений и животных осенью( похолодание, отмирание наземных частей растений, уменьшение светового дня, холодные затяжные осадки) . Расширять знания детей о состоянии растений осенью( прекращение роста, пожелтение и опадание листьев, наличи е плодов и семян) , особенностях поведения птиц. Гуляя по парку, никогда не оставляй после себя мусор. Е го необходимо выбросить в предназначенном для этого месте. Дидактическая игра « Найди, что опишу » Цель: Учить находить растение по описанию. Дидактическа я игра « Загадай, мы отгадаем ». Цель: Учить детей описывать предметы и находить по описанию. Беседа о волшебнице- воде. Цель: Рассказать о значении воды в нашей жизни, показать, где, в каком виде существует вода, рассказать о разнообразии состояний воды. Напомнить правило, что нельзя пить сырую воду из какого бы то ни было водоёма: реки, озера или ручья. Подвижная игра « Ходят капельки по кругу ». Цель: Дать детям первые элементарные знания о круговороте воды в природе. « Грибное царство ». Цель: Познакомить детей с грибами( как выглядят, где растут, каковы их свойства, чем отличаются ядовитые от съедобных) . С грибами, найденными в лесу, нужно быть очень осторожными, обязательно показать их взрослым. Уточнить условия, необходимые для роста и развит ия грибов. Обогатить словарный запас детей( подосиновик, подберезовик, грибница, вешенка. ) « Дом под крышей голубой ». Цель: Дать детям понять, что природа- это наш общий дом. Учить детей различать природу и не природу, называть объекты живой и неживой при роды. Составлять небольшие рассказы на тему: « Я путешествую на облаке », воспитывать любовь к природе, умение сопереживать. Напомнить правило, что природой можно любоваться сколько угодно, но ни в коем случае нельзя ломать деревья, разорять птичьи гнёзда. Рассматривание картины « Пестрый дятел ». Цель: Расширить и уточнить круг конкретных представлений о дятле у детей и подвести их к обобщению полученных представлений, к раскрытию связей между внешним видом птицы( окраска, строение конечностей, клюва) и ее питанием, движением и образом жизни. Вспом нить правила поведения в лесу. Дидактическая игра « Летает, не летает ». Цель: Развитие у детей слухового внимания, воспитание выдержки. ЗИМА Беседа о том, кто как зимует. Цель: Расширять и углублять представление о зимовке зверей, птиц, рыб, насекомы х: медведь и еж зимой спят, у зайца и белки изменяется окраска и густота шерсти, зимующие птицы приближаются к жилью человека, синицы питаются личинками насекомых, семенами кустов, деревьев, снегири- ягодами рябины, воробьи и голуби ищут крошки и остатки пищи на земле; насекомые спрятались под кору деревьев, рыбы опустились на дно рек, озер. Учить отыскивать причины изменений в жизни животных в изменении условий их обитания. Устанавливать причинно- следственные связи. Развивать доказательную речь. Воспитыва ть любовь к животным, напомнить правил о- не обижать, а помогать животным в трудных условиях. Дидактическая игра « Зоологическое домино ». Цели: Закрепить знания детей о диких и домашних животных. Беседа о зимующих и перелетных птицах. Цель: Формироват ь обобщенное представление о зимующих и перелетных птицах, учить различать их по существенному признаку: возможность удовлетворения потребности в пище. Углублять представления о причинах отлета птиц( исчезновение основного корма, замерзание водоемов, земли, отмирание вегетативных частей растений) , классифицировать птиц на зимующих( ворона, галка, воробей, синица) и перелетных( ласточка, грач, утка, стриж, скворец) на основе установления связи между характером корма и возможностью его добывания. Обогащать сл оварь путем введения слов: корм, перелетные, зимующие. Воспитывать любовь к птицам, желание помогать им в зимних условиях. Напомнить правила поведения в природ е- не нарушать красоту и гармонию в природе. Дидактическая игра « Что за птица? ». Цель: Учить дете й описывать птиц, по характерным признакам и описанию узнавать их. 1. Экскурсия в зимний парк Цель: Уточнить и расширить знания о характерных признаках зимы( холодно, мороз, солнце не греет, везде лежит снег, он серебрится на свету, ветер холодный, деревья, кусты и трава под снегом живые, но не растут, спят) . Закреплять умение находить и узнавать зимующих птиц: воробья, сороку, ворону, синицу, снегиря. Учить видеть особенности их поведения зимой. Упражнять в умении различать деревья по расположению ветвей и оставшимся семенам. Дать знания о правилах оказания помощи людей растениям и птицам в зимних условиях. Воспитывать эстетическое видение природы, стремление беречь ее. Дидактическая игра « К названному дереву беги ». Цель: Учить детей быстро находить назван ное дерево. Дидактическая игра « Найди дерево по семенам ». Цель: Учить детей находить целое по части. Рассказ о лягушке. Цель: Изменить у детей традиционно неприязненное отношение к лягушкам. Объяснить, насколько полезны и нужны в природе эти безоби дные существа. О тметитьправило, что лягушек убивать нельзя. Игра « Посели лягушку ». Цель: Обратить внимание на внешний вид, строение лягушки как на отражение ее приспособления к условиям окружающей среды и образу жизни. Игра с карточками « Развитие лягушки ». Цель: Показать детям развитие лягушки от икринки до взрослой особи. Учить детей бережному и уважительному отношению к другим живым организмам. Дидактическая игра « Птичья столовая ». Цель: Учить детей доброте. Приучать их заботиться о птицах, дать детям элементарное знание о том, чем кормят птиц зимой. Испытывать радость от сознания того, что, делясь крохами, можно спасти птиц от гибели. Письмо снегирю. Цель: Уточнить представле ние детей о птицах, воспитывать сочувствие к живой природе. Беседа о зиме. Цель: Конкретизировать и углубить представление о зиме: состояние погоды, типичные осадки, явления природы, состояние растений, Дидактическая игра « Природа и человек ». Ц ель: Закреплять, систематизировать знания детей о том, что с человеком и что дает человеку природа. Воздух и его роль в жизни человека. Цель: Познакомить детей с понятием « воздух », его свойствами, ролью в жизни человека. Опыт « Как увидеть воздух ». Цель: Показать детям, что воздух нельзя увидеть. Праздник « Мы- друзья природы ». Цель: Закрепить у детей знания о правилах поведения в природе. Учить бережному и доброму отношению к природе и друг к другу. Доставить детям радость от участия в о бщем празднике. ВЕСНА Утренник « Здравствуй, весна! » Цель: Познакомить детей с разной весной( полевой, речной, лесной) , показать красоту весны. Сравнительное наблюдение за рыбами. Цель: Закрепить знания об окраске, форме тела, строению плавников и т. д. Путем сравнения подвести детей к выводу о том, чем похожи все рыбы: местом обитания, кожными покровами, наличием плавников, способом передвижения, повадками. Вызвать желание ухаживать за рыбами. Дидакти ческая игра « Рыбная ловля ». Цель: Учить детей бережно относиться к богатству природы, понять, что лишь тогда в водоемах будет много рыбы, когда вода в них станет чистой и каждая рыбка будет иметь возможность оставить потомство. Опыт « Очистка грязной воды ». Цель: Дать детям представление об очистке воды. Беседа о диких животных. Цели: Сформировать обобщенное представление о зверях( это животные, имеющие четыре ноги, тело которых покрыто кожей, шерстью, есть пасть с зубами; звери рождаю т детенышей живыми. Выкармливают их молоком- млекопитающие. ) Учить выделять существенные признаки. Рассказать о правилах поведения в лесу: не шуметь, не разорять птичьи гнёзда. Дидактическая игра « Кто где живет ». Цель: Учить группировать растения по их строению Рассматривание веток тополя, березы, ели. Цель: Учить узнавать деревья по их веткам, различать ветки по коре, особенностям почек, их расположению, запаху. Формировать разные обследовательские действия, дифференцированное восприятие. Учить б ережно относиться к деревьям: не ломать ветки, не обрывать листья. Учить отражать увиденное в точном слове. Обогащать словарь: кора, липкие, пахучие, душистые, клейкие. Дидактическая игра « Необыкновенное путешествие по временам года- Круглый год ». Цель: Закрепить представление о каждом времени года по его основным признакам, познакомить с понятием « круглый год ». Опыт « Здравствуй, ветер! ». Цель: Познакомить детей с таким природным явлением, как ветер. Беседа об уходе за комнатными растениями. Цель: Обобщить представления об уходе за комнатными растениями. Закрепить знания об основных потребностях комнатных растений, уточнить знание о сигнальных признаках неудовлетворенных потребностей. Обобщить представ ление о направленности способов ухода: полив, удаление пыли, рыхление на удовлетворение жизненных потребностей растений. Закрепить умение выбирать правила ухода, необходимые инструменты, ориентируясь на состояние комнатного растения. Воспитывать бережное о тношение к комнатным растениям, ответственность за их жизнь. Опыт « Почва: необходимость удобрений для роста растений ». Цель: Дать понятие о почве как о « живой земле ». Рассматривание одуванчика. Цель: Сформировать у детей представление о связи растений с различными экологическими факторами. Дать представление о различных частях( строении) растения и их функции, о сезонном развитии растения. Напомнить правило, что нельзя срывать и тем более брать в рот незнакомые растения. Беседа о весне( обобщ ающая) . Цель: Уточнить и систематизировать знания о характерных признаках весны( увеличивается день, сильнее греет солнце, тает снег, освобождаются ото льда водоемы; растет трава, зеленеют кустарники, зацветают цветы, появляются насекомые, возвращаются пти цы) . Научить понимать связи между явлениями неживой природы и сезонными видами труда. Вызвать эстетические переживания от весеннего пробуждения природы. Напомнить правило, что отправляясь на прогулку нужно обязательно обезопасить себя от укусов насекомых: надеть брюки, рубашку с длинными рукавами и обязательно головной убор. Дидактическая игра « Поможем Незнайке ». Цель: Закрепить знания о последовательности дней недели, месяцев в году. Вопросам ознакомления старших дошкольников с правилами поведения в природе посвящены исследования Т. Зениной( 2003, Н. В. Коломиной( 2004, Е. П. Крупенчук( 2008, Л. П. Молодовой( 2002, Н. Н. Кондратьевой( 2000) и др. При обучении правилам поведения в прир оде, важно содействовать воспитанию у детей эмоционально положительного отношения к ней, вызывать добрые чувства и побуждать детей к деятельности, сознательно направленной на охрану природы. Исходя из данных анкетирования родителей, я отметила, что имеетс я достаточно высокий уровень ознакомления с правилами поведения в природе. На мой взгляд, при тесном сотрудничестве с родителями, эти данные могли бы послужить положительному результату по данной работе, при использовании традиционных форм обучения. Ознак омление старших дошкольников с правилами поведения в природе, на мой взгляд, может осуществляться, как в природе во время прогулок, походов, экскурсий, так и на занятиях. На занятиях, как правило, имеется возможность обоснования каждого правила, сопоставле ния правил друг с другом, повторения уже известных, а на экскурсиях, прогулках, соответственно, - закрепление, возможность практической отработки. Мною были организованы экскурсии на различные объекты природного окружения – луг, парк, водоем, улица посё лка, с тем, чтобы показать состояние природы во всем ее многообразии. Многочисленные деревья, кустарники, травянистые растения во всем своем многообразии дали возможность показать детям приспособленность растений к условиям существования. Дети наблюдали за ними в различные времена года. Такие экскурсии способствовали глубокому усвоению знаний о природе. Я постепенно усложняла знания, т ем самым создавая благоприятные условия для развития познавательного интереса. Организовав экскурсию на луг, я дала возмож ность детям увидеть различные луговые травы – клевер, мышиный горошек, пастушью сумку, василек, горец змеиный, одуванчик, подорожник и др. Я акцентировала внимание детей на бережном отношении к ним – не рвать, не мять, не топтать. При сборе растений на лу гу я контролировала, чтобы дети правильно и аккуратно срывали растения, осторожно брали их, не вырывали с корнем, чтобы не повредили корневую систему. В парке дети познакомились с многообразием деревьев и кустарников – ель, береза, дуб, осина, черемуха, калина и др. Здесь я обращала внимание детей, чтобы они не ломали ветви, не повредили ствол дерева, его крону. Приучала собирать только опавшие листья и плоды. На экскурсиях дети собирали ягоды калины, рябины, семена трав( подорожника, лебеды, репейника) , заготавливали корм для зимующих птиц. В холодное время года следили за кормушками: очищали их от снега, подсыпали запасенные семена. На водоеме детям я рассказывала о бережном отношении к воде, показала детям, как загрязнены водоемы и последствия этого. Я учила детей оберегать водные сообщества, так как это является неотделимой частью природы. Экскурсия на улицу посёлка стала одной из самых показательных для привития заботливого отношения к природе. На улице дети бывают не только на специально организ ованных экскурсиях, поэтому дети видят пренебрежительное отношение людей к природе каждый день. Необходимо, прежде всего, научить ребенка не сорить, мусор выбрасывать в урны, а не на дорогу. Я рассказывала детям, что чистота улиц посёлка и природы напрямую зависит от деятельности человека, и если за ней не ухаживать, то она быстро погибнет. Я показала детям простейшие природоохранные мероприятия. Детям необходимо на примерах показать, что растения беззащитны- не издают звуки, не двигаются, не защищаются. Поврежденное или сломанное растение не может развиваться, как здоровое, его рост прекращается. К сожалению таких случаев, много: сломаны ветки на дереве, повреждена кора, куча мусора в лесу и тому подобное. Я направляла внимание детей на изменения, которы е состоялись с тем или другим растением, а также выясняла их причины. На мой взгляд, важно, сделать работу по ознакомлению с правилами поведения в природе постоянной, систематической, так, чтобы она непрерывной нитью вплеталась в общую ткань работы с детьми старшего дошкольного возраста. Необходимо, чтобы правила поведения в природе воспр инимались детьми не просто как пожелания и, тем более, не просто запреты, а именно как правила, которым присуща особая значимость. Для этого каждое из них должно иметь формулировку. Дословного запоминания этих формулировок не требуется, так как самым важн ым в этой работе является развитие у них умения передавать смысл того или иного правила своими словами и умения использовать эти правила в реальном общении с природой. Помимо словесной формулировки каждое правило может иметь и графическое выражение. Графич еское выражение правила поведения в природе может быть представлено в виде экологического знака. Экологические знаки служат своеобразными опорами для запоминания довольно значительного числа правил. Работа со знаками, несомненно, дает положительные результ ат, так как вызывает большой интерес у детей и повышает в их глазах значимость, весомость самих правил поведения в природе. Исходя из особенностей дошкольного возраста, необходимо, чтобы знаки были цветными, яркими, выразительными и понятными детям. Вводи тся они должны постепенно, по мере знакомства с соответствующими правилами. Первые знаки, как правило, выполняет сам воспитатель, затем ему могут помогать и воспитанники. Так, в качестве домашнего задания, я предложила детям самостоятельно или совместно с родителями придумать и изготовить знак к тому или иному правилу. В качестве мотивации я провела конкурс на самый лучший, точный и запоминающийся знак. В ряде случаев, по усмотрению воспитателя, не знак предлагается к сформулированному правилу, а наоборо т, знак вывешивается заранее, за несколько дней до занятия, например, в календаре природы, после чего дети получают задание: сформулировать правило, которое, по их мнению, « прячется » за этим знаком. Каждый новый знак целесообразно после занятия оставлять п еред глазами детей на несколько дней. По мере накопления знаки составляют целую « галерею », используя которую можно выполнять различные упражнения. Некоторые известные знаки я вывешивала накануне экскурсии или прогулки, с тем, чтобы напомнить детям о соот ветствующих правилах поведения в природе. На обобщающих занятиях знаки, с которыми дети работали при изучении определенной темы, также были вывешены, чтобы дети с их помощью повторили уже заученные правила. Ознакомление с правилами поведения в природе пр едусматривает соблюдение принципа разнообразности экологической деятельности, который заключается в педагогической целесообразности привлечения ребенка к разнообразной познава тельной деятельности, связанной с миром природы. Психологические особенности дет ей дошкольного возраста предопределяют использование инновационных форм познавательной деятельности, которые, на мой взгляд, являются наиболее эффективными в работе с детьми старшего дошкольного возраста. Среди инновационных методов преимущество отдается н епосредственным экспериментам, играм, опытам, но целесообразно использовать и другие виды деятельности. М. М. Манасеина считала: «. . . при воспитании детей от 1 до 8 лет сле дует всегда помнить, что им, прежде всего и главным образом следует по возможности п олнее и лучше освоиться с окружающим их миром. Следовательно, им нужны не сказки, а факты и факты, наблюдения и опыты ». При ознакомлении детей старшей группы дошкольного возраста с правилами поведения в природе эффективным методом формирования осознанно- правильного отношения к природе является создание проблемной ситуации. Это обеспечивают широкое пространство для творческо й реализации ребенка. Целью такой деятельности неизменно выступает формирование первооснов экологического сознания, экологического поведения, а, следовательно, и экологической культуры. Так, я предлагала детям какую – либо ситуацию, проанализировав котору ю, они должны решить: правильно ли поступил человек по отношению к природе в том или ином случае и объяснить почему. Что касается опытов, то они способствуют формированию у детей познавательного интереса к природе, развивают наблюдательность, мыслительную деятельность. В каждом опыте раскрывается причина наблюдаемого явления, дети подводятся к суждениям, умозаключениям. Уточняются их знания о свойствах и качествах объектов природы( о свойствах снега, воды, растений, обихизменениях и т. д. ) . Опыты имеют боль шое значение для осознания детьми причинно- следственных связей. Вопрос о сущности, структуре и значении поисковой деятельности в системе других видов деятельности детей дошкольного возраста исследуются достаточно разнопланово в трудах О. М. Ивановой, В. В. Кондратовой, С. Н. Николаевой и др. Н. Лысенко дала такое определение: поисково- исследовательская деятельность- это организованная педагогом деятельность детей, в которой они путем самостоятельного открытия природы, решения проблемных заданий, практически- преобразовательных действий одновременно овладевают новыми знаниями, а также умениями и навыками их последующего самостоятельного приобретения. Н. Н. Поддъяков говорил: «. . . Фундаментальный факт заключается в том, что деятельность экспериментирования пронизы вает все сферы детской жизни, все детские деятельности, в том числе и игровую. Последняя возникает значительно позже деятельности экспериментирования. . . ». Исследовательская работа помогает развить познавательный интерес ребенка, его мышление, умение обобща ть. В становлении экологического сознания особенное место принадлежит игровой деятельности. Именно в ней формируются у детей моральные нормы и правила поведения в природе. Педагогически правильно организованная игровая деятельность позволяет добиться самог о полного самовыражения детей, активности их действий, которые соглашаются с об щепринятыми нормами и правиламиповеденияв природе. Целесообразно использовать игры, которые с одной стороны моделируют само творчество ребенка, а с другой- обеспечивают услов ия для совершенствования его интеллекта. К таким играм относятся- игры- ребусы, игры- исследования, игры- опыты, КВНы. В этих играх развивается интеллект ребенка, его память, мышление, внимание, умение искать зависимости и закономерности, которые существуют в природе скрыто и реально, умения классифицировать и моделировать материал, комбинировать и моделировать его, про гнозируя результаты. Большой популярностью у детей пользуются сюжетно – ролевые игры. Традиционным для детей является сюжет игры в путешеств ия. С целью сформировать у детей интерес к жизни лесных животных и растений, особенностям их приспособленности к лесному образу обитания, воспитать у детей умение правильно вести себя в лесу и бережно относиться к природе я провела игру- путешествие « Прогул ка в лес ». В ходе игры дети встречали разных животных, насекомых, рассматривали растения, помогали убрать мусор на лесной полянке. В течение всего занятия я обращала особое внимание на необходимость быть осторожными, чтобы не наступить на муравьев и не помять цветы. Кроме того, существуют и другие формы экологического образования. Например, старших дошкольников можно привлекать к участию в природоохранительных акциях. Это социально значимые мероприятия, которые могут быть проведены в дошкольном учреждении совместно сотрудниками и детьми, а возможно, и при участии родителей. Акции, как правило, приурочены к каким- либо датам, сообщениям, имеющим общественное значение, поэтому они имеют широкий резонанс, сильное воспитательное воздействие на дошкольников, служат хорошей экологической пропагандой среди родителей. Дети старшего дошкольного возраста принимали участие в таких акциях, которые им понятны, затрагивают их интересы. К ним относятся, например, « Зеленая елочка – живая иголочка »- акция по сбережению живого дерева, против бессмыс ленной массовой их вырубки к Новому Году. Доступные и понятные для детей акции проводились к таким значительным международным событиям, как День Воды, День Земли. Дети много пользуются водой и к старшему дошкольному возрасту могут уже понять ее ценность, з начение для жизни всех живых существ. Поэтому акция в защиту воды, бережного и экономного ее расходования оказала влияние не только на них, но и на их родителей. Следует помнить о том, что положительных результатов в данной работе можно достичь при тесном сотрудничестве с родителями, которое может осуществляться с использованием традиционных форм( родительские собрания, конференции, консультации и др. Я провела индивидуальные и групповые беседы с родителями: « О поведении в природе », « О содержании растений и животных дома ». Также организовала и совместную деятельность родителей с детьми( экскурсии, экологические акции, праздники, дни открытых дверей и др. ) . Я посоветовала родителям больше времени проводить с детьми на улице, гулять в лесу, в парке, отмечать видоизменения в природе, учить культурному поведению в природе, организовать дома уголок природы, приобрести комнатные растения, рыб, птиц. Все это вызовет у детей интерес к природе, желание заботится о живых существах, будет способствовать формированию гу манных чувств. При обучении правилам поведения в природе, важно содействовать воспитанию у детей эмоционально положительного отношения к ней, вызывать добрые чувства и побуждать детей к деятельности, сознательно направленной на охрану природы. Необходимо, чтобы дети видели и понимали, что состояние природы зависит от деятельности и поведения людей. Знакомить детей дошкольного возраста с правилами поведения на природе необходимо так, чтобы они не носили характер запретов. Иначе правила осваиваются детьми без понимания необходимости их соблюдения и не становятся для них значимыми. Ребенок должен осознавать их значение, эмоционально почувствовать последствия их несоблюдения. Исследователи С. Д. Дерябо и В. П. Ясвин указывают, что важно обратить внимание детей на то, как человек преображает природу города: разбивает газоны, устраивает цветники. Воспитанникам я объясняла, откуда берутся бездомные животные, чем они опасны. Цель обучения старших дошкольников правилам поведения в природе – формирование ответственного о тношения к окружающей среде. Это предполагает соблюдение нравственных и правовых принципов природоиспользования и пропаганду идей оптимизации, активной деятельности по изучению и охране природы своей местности. Чтобы эти требования превратились в норму пов едения каждого человека, необходимо с детских лет целенаправленно воспитывать чувство ответственности за сохранность природы, вырабатывать активную жизненную позицию по восприятию проблемы сохранения окружающей природной среды.