Занятия по программе "Волшебные звуки"
Документы для скачивания
Пётр Ильич Чайковский. Балет «Лебединое озеро» 1- е занятие Программное содержание. Познакомить детей с музыкой балета П. Чайковского, с сюжетом сказки, положенной в основу произведения. Учить детей чувствовать характер музыки. Ход занятия: Пётр Ильич Чайковский 1840- 1893 Русский композитор, дирижёр, педагог П е д а г о г. Вы хорошо знаете имя великого русского композитора- Петра Ильича Чайковского, знакомы с некоторыми его произведениями из «Детского альбома», цикла «Времена года». Музыка П. Чайковского так прекрасна, что вы наверняка будете с удовольствием слушать е ё в разные годы своей жизни. Есть у него произведения, которые могут быть понятны как детям, так и взрослым и любимы ими. Среди них балет «Лебединое озеро». Кто из вас знает, что такое балет? Это театральный спектакль, но необычный. Главный рассказчик в н ё м музыка. В балете герои не произносят ни одного слова, они только танцуют под музыку. Итак, сказка первая. Она называется «Лебединое озеро». Представьте себе старый замок, бал в честь дня рождения принца. Все кружатся в вальсе. На следующий день бал продолжится, и принц должен будет выбрать себе невесту. Вдруг гости увидели стаю лебедей, словно плывущих по небу, и предложили принцу поохотиться на них. Долго продолжалась погоня в лесу за скрывшимися лебедями. Все вернулись назад, только принц продолжал бродить по лесу и вдруг оказался на берегу большого озера, по которому красиво скользили белые лебеди. Неожиданно один лебедь превратился в девушку. Она рассказала принцу, что злой колдун заколдовал е ё и подруг, превратив в птиц. По ночам они могут сбрасывать лебединые перья, а наутро опять становятся птицами. Только верная любовь юноши может снять это заклятье. Принц полюбил девушку, обещал спасти е ё. Но их разговор подслушал злой волшебник. Он задумал обмануть принца- привести на бал свою дочь, сделав е ё похожей на девушку- лебедя. На следующий день он явился на бал со своей дочерью. Она так была похожа на девушку- лебедя, что принц не понял, что его обманули. В конце бала он назвал дочь колдуна своей невестой. В это время в раскрытом окне показалась девушка- лебедь. Она горестно взмахивала белыми крыльями. Как только принц увидел е ё, он понял, что был обманут. Принц бросился бежать к озеру, чтобы найти е ё. Он признался ей, что любит только е ё. В это время появился злой колдун. Принц вступил с ним в бой, победил его и спас девушек. Так закончилась эта сказка. Педагог предлагает детям послушать несколько отрывков из балета. Например, сцену, когда принц встретился с лебедями. Эта тема лебедей встречается в балете несколько раз. Она меняет свою окраску в зависимости от того, что происходит в сказке. Звучит то нежно и грустно, то тревожно и грозно, то радостно и торжественно. Звучит фрагмент «Лебеди». Дети говорят, что сначала музыка нежная и грустная, а потом тревожная. П е д а г о г. Мелодия эта такая длинная, как будто не имеет конца. Она начинается трепетно, нежно, грустно, потом звучит все напряжённее, беспокойнее, взволнованнее. Мелодия очень красива и выразительна. Послушаем е ё ещё раз. ( Звучит фрагмент. ) Теперь послушаем другой фрагмент из балета, сцену, когда девушка- лебедь рассказала принцу о своей беде, а он обещал освободить е ё и подруг от злых чар колдуна. Лебеди кружатся в танце. ( Исполняется «Танец лебедей») Как звучит музыка? Д е т и. Радостно, легко. П е д а г о г. Какой это танец? Д е т и. Вальс. П е д а г о г. Да, мы говорили с вами, что П. Чайковский очень любил вальсовый ритм и многие его произведения или отдельные темы написаны в этом жанре. В этом и других его балетах много вальсов. Но каждый вальс имеет своё настроение, свою окраску, звучит то мечтательно и нежно, то празднично, то тревожно. Вы правильно почувствовали, что этот вальс звучит радостно, нежно, полётно. Девушки надеются, что принц спасёт их. Послушайте ещё один фрагмент из балета- прощание девушки- лебедя с принцем в этой же сцене. Светает. Девушкам пора превращаться в лебедей. Какая счастливая и одновременно грустная музыка, прислушайтесь. Счастливая потому, что принц и Одетта( так звали девушку- лебедя) полюбили друг друга. Грустная потому, что им нужно расставаться. ( Звучит фрагмент «Одетта и Зигфрид». ) В следующий раз мы послушаем эти и другие отрывки из балета. 2- е занятие Программное содержание. Учить детей узнавать прослушанные ранее музыкальные фрагменты. Формировать умение следить за развитием музыкальных образов, различать тембры музыкальных инструментов. Ход занятия: Педагог предлагает детям послушать один из фрагментов балета «Лебединое озеро». Исполняется фрагмент «Лебеди». П е д а г о г. Какой фрагмент мы прослушали? Д е т и. «Лебеди». Музыка нежная, грустная, красивая. П е д а г о г. Прислушайтесь, как задушевно звучит мелодия. Она исполняется на гобое, это духовой инструмент( показывает его изображение) . Он произошёл от народных инструментов типа свирели, рожка. Мелодия вс ё время возвращается к одному и тому же звуку, опускается, падает и снова поднимается, будто взмахи лебединых крыльев. А аккомпанемент играют скрипки- быстро, тревожно, взволнованно, как предчувствие беды. В аккомпанементе слышны и звуки арфы, словно всплески воды- нежные, переливчатые( играет аккомпанемент отдельно) . Послушайте, как звучит мелодия в середине и в конце этого фрагмента. Она словно стремится ввысь, разрастается, расцветает, звучит то с мольбой, то напряжённо, встревоженно, порывисто. В конце вступает весь оркестр- грозно, беспокойно. Послушайте весь фрагмент целиком ещё раз. ( Звучит фрагмент «Лебеди». ) Теперь послушайте другой знакомый вам фрагмент – прощание принца и девушки- лебедя перед рассветом. Прислушайтесь, как меняется характер музыки в разных частях. ( Звучит фрагмент «Одетта и Зигфрид». ) Д е т и. В начале и в конце музыка грустная, печальная, задумчивая, а в средней части- радостная. П е д а г о г. Да, средняя часть звучит радостно, счастливо, а крайние части- очень нежно, печально. Прислушайтесь к голосам музыкальных инструментов. Вначале звучит арфа, она аккомпанирует нежной, взволнованной скрипке. А в конце эту же мелодию играет виолончель. Она поёт низким голосом, а нежная скрипка вторит ей. Оба эти инструмента похожи друг на друга, но у них разный тембр. У скрипки высокий звук, а у виолончели низкий. Эти струнные инструменты обладают красочными, выразительными тембрами. Мелодия как бы с трудом поднимается вс ё выше, но в конце поникает с грустью. Послушайте весь фрагмент целиком. ( Звучит грамзапись. ) Теперь давайте послушаем «Танец лебедей». Какая музыка по характеру? Д е т и. Это вальс. П е д а г о г. Давайте выберем нескольких девочек, которые попробуют потанцевать вальс так же легко, радостно, как его танцуют лебеди. ( Звучит вальс. ) Сейчас вы услышите новый фрагмент. Маленькие лебеди тоже захотели потанцевать, глядя на взрослых. Послушайте любимый многими фрагмент из балета- «Танец маленьких лебедей». Какая изящная, грациозная музыка. 3- е занятие Программное содержание. Учить детей различать средства музыкальной выразительности( «Как рассказывает музыка? ») в трёх фрагментах, формировать представление об изобразительных возможностях музыки. Ход занятия: П е д а г о г. Мы говорили с вами о том, что тема лебедей звучит в балете несколько раз по- разному. Мы слушали нежную, светлую, задумчивую мелодию в сцене встречи принца с Одеттой, е ё играет гобой на фоне «шелестящих» скрипок и переливов арфы. Музыка полна нежной красоты и печали. В середине и конце этого фрагмента мелодия развивается, звучит более взволнованно, беспокойно. В сцене, когда принц назвал своей невестой дочь колдуна, эта тема звучит с мольбой, тревожно, стремительно. Мелодия вс ё время прерывается зловещими, страшными возгласами- аккордами, которые как бы рассекают е ё, пытаются уничтожить. Эти злые, угрожающие интонации похожи на раскаты грома. Давайте сравним, как звучит эта мелодия в двух названных сценах. ( Исполняются фрагменты «Лебеди» и «Измена». ) Теперь обратимся к концу балета. Злые силы побеждены. Снова звучит знакомая мелодия, но как она преобразилась: стала торжественной и просветлённой, уже не прерывается злыми, грозными интонациями. ( Исполняется финал балета. ) Так, преображая одну мелодию, композитор даёт нам почувствовать печаль заколдованных девушек- лебедей( первое появление темы) , злобу, торжество колдуна и отчаяние Одетты( второй фрагмент) , торжество добра и любви( в конце балета) . Музыка рассказывает нам сказку звуками. 4- е занятие Программное содержание. Познакомить детей с вальсами из балета, учить различать характер и настроение каждого произведения. Формировать тембровый слух детей. Ход занятия: П е д а г о г. Мы говорили с вами о том, что П. Чайковский очень любил жанр вальса. Им написано много вальсов как самостоятельных произведений. Вам, например, знаком вальс из «Детского альбома». Вальс включается во многие крупные его произведения: симфонии, оперы, балеты. В балете «Лебединое озеро» несколько разных вальсов. Один из них вы слушали. Этот вальс танцуют девушки- лебеди на берегу озера после встречи с принцем. ( Исполняется фрагмент «Танец лебедей». ) Как звучит вальс? Д е т и. Легко, нежно, светло. П е д а г о г. Да, он очень воздушный, переливчатый, изящный. Давайте послушаем и другие вальсы, которые звучат в балете. Например, в начале балета и в сцене бала, когда принц должен назвать свою невесту. ( Исполняется вальс, с. 277. ) Как звучит первый вальс? Д е т и. Нежно, потом празднично. П е д а г о г. Да, в начале балета звучит спокойный, плавный, светлый вальс. Он настраивает нас на лиричный тон. Все события, которые будут происходить в сказке, ещё впереди. Вот другой вальс, в сцене бала. ( Исполняется вальс, с. 278. ) Как звучит вальс? Д е т и. Более торжественно. П е д а г о г. Да, он более праздничный. Вместе с тем в н ё м слышится больший драматизм, предчувствие важных событий, которые должны произойти на балу. На балу звучат и другие танцы. Мы их послушаем в следующий раз. А сегодня давайте вспомним другие фрагменты из балета, которые мы уже слушали. Например, сцену на озере после вальса лебедей. Помните, чей танец мы ещё слушали? ( «Танец маленьких лебедей». ) Послушайте его ещё раз. ( Исполняется «Танец маленьких лебедей». ) Как звучит танец? Д е т и. Легко, отрывисто, изящно. ( Исполняется фрагмент «Одетта и Зигфрид». ) П е д а г о г. Какая это музыка? Д е т и. Наступает рассвет, и девушки должны превращаться в птиц. Одетта прощается с принцем. Музыка грустная, нежная, потом в середине радостная, летящая. В конце опять грустная. П е д а г о г. Какие инструменты звучат в этом отрывке? Д е т и. Арфа, скрипка, виолончель. П е д а г о г. Как звучат их голоса? Д е т и. Арфа звучит переливчато, скрипка- нежно и высоко, а виолончель- низко, грустно. П е д а г о г. Арфа напоминает плеск воды, а скрипка и виолончель в последней части как бы разговаривают между собой нежно, печально и светло. 5- е занятие Программное содержание. Познакомить детей с музыкой танцев балета. Учить детей различать характер пьес, средства музыкальной выразительности. Ход занятий: Музыкальный руководитель предлагает детям послушать несколько танцев, которые звучат на балу во время появления гостей из разных стран. Это венгерский танец «Чардаш»- нежный, лёгкий, грациозный, потом решительный, быстрый. ( Звучит венгерский танец «Чардаш». ) П е д а г о г. Входят гости из Испании- звучит огненная, ритмичная музыка- испанский танец «Болеро» в сопровождении бубна, кастаньет. ( Звучит и спанский танец «Болеро». ) Прибывают гости из Италии. Эту мелодию вы хорошо знаете. Послушайте и назовите это произведение П. Чайковского. Д е т и. Это «Неаполитанская песенка» из «Детского альбома» П. Чайковского, только она звучит по- другому, в исполнении оркестра. П е д а г о г. П. Чайковский использовал «Неаполитанскую песенку» и включил е ё в балет в оркестровом изложении. Мелодию играет труба- звонко, призывно, энергично. Неаполитанский танец, как венгерский, испанский и русский, тоже разгорается праздничным весельем к концу. ( Звучит «Неаполитанск ий танец ». ) И наконец, последний танец- польская «Мазурка»- яркая, праздничная, горделивая, блестящая. Послушайте, меняется ли характер музыки внутри этого танца. ( Звучит польский танец «Мазурка». ) Д е т и. Средняя часть более нежная, лёгкая. П е д а г о г. Правильно, в середине пьесы музыка звучит очень легко, грациозно, а затем опять гордо, ритмично. ( Звучат фрагменты. ) В следующий раз вы послушаете танцы вновь, сами попробуете потанцевать под эту музыку, выразить в движениях настроения, которые слышны в ней, передать характер каждого танца.
Природа и музыка. Весна С. Майкапар «Весною», Э. Григ «Ручеёк», «Весной» 1- е занятие Программное содержание. Воспитывать в детях чувство красоты( природы, поэтического слова, музыки) . Ход занятия: П е д а г о г. Весна- это особое время года. Время пробуждения природы от зимнего сна, когда вс ё оживает, расцветает, радуется наступившему теплу. Ранней весной зима ещ ё да ё т о себе знать- напускает ветры, снежные метели, но, в конце концов, весна вс ё- таки побеждает. И. Левитан. Март. 1895 г. Зима недаром злится, Прошла е ё пора- Весна в окно стучится И гонит со двора. И вс ё засуетилось, Вс ё гонит Зиму вон- И жаворонки в небе Уж подняли трезвон. Зима ещ ё хлопочет И на Весну ворчит. Та ей в глаза хохочет И пуще лишь шумит. . . Взбесилась ведьма злая И, снегу захватя, Пустила, убегая, В прекрасное дитя. . . Весне и горя мало: Умыл ася в снегу И лишь румяней стала Наперекор врагу. Ф. Тютчев А. Дроздов. Федоров двор. 2005 г. Вс ё вокруг радуется весне, ждёт е ё. Весна, весна! И вс ё ей радо. Как в забытьи, каком стоишь И слышишь свежий запах сада И т ё плый запах талых крыш. Кругом вода журчит, с веркает, Крик петухов звучит п орой, А ветер, мягкий и сыро й, Глаза тихонько закрывает. И. Бунин Самуил Моисеевич Майкапар 1867- 1938 Русск ий композитор, пианист, педагог С. Басов( акварель) А как изобразил весну композитор С. Майкапар в пьесе «Весною»? Какая музыка по настроению? ( Исполняет пьесу. ) Д е т и. Музыка нежная, вес ё лая. П е д а г о г. Да, музыка приветливая, светлая, радостная, нежная. Какая картина весны видится Вам? ( Исполняет пьесу повторно. ) Д е т и. Бегут ручейки, поют птицы. П е д а г о г. Пригрело весеннее солнышко, и природа пробудилась, вс ё оживилось. Вот как музыка звуками может изобразить картину природы! 2- е занятие Программное содержание. Учить детей различать изобразительность музыки, средства музыкальной выразительности. Ход занятия: П е д а г о г. Сейчас я сыграю вам пьесу С. Майкапара «Весною». Прислушайтесь и скажите, какие звуки весенней природы слышатся в музыке. ( Исполняет пьесу. ) Д е т и. Поют птицы, бегут ручейки, звонко капает капель. П е д а г о г. Да, действительно, в начале пьесы слышно будто робко побежал первый руче ё к, пригретый Весенним солнышком, - мелодия весело скользнула сверху вниз( играет 1- 4- й такты) . Потом музыка становится светлой, приветливой. Е ё звуки похожи на щебет птиц, их гомон и перекличку: природа оживает, пробуждается. ( Исполняет 5- 21- й такты. ) А вот и весенняя капель! ( Исполняет 22- 24- й такты. ) Весело зажурчали прозрачные струйки маленьких ручейков, слышатся птичьи голоса( играет 25- 30- й такты) . Свежестью, светом веет от этой музыки( играет последние одиннадцать тактов) . В самом конце слышно, будто упали две серебристые капельки. ( Играет два последних такта. ) Русский поэт Василий Андреевич Жуковский написал стихотворение «Весеннее чувство». Послушайте, сколько в н ё м нежности! Е. Тимошкин. Цветёт черёмуха. Лёгкий, лёгкий ветерок, Что так сладко, тихо веешь? Что играешь, что светлеешь, Очарованный поток? Чем опять душа полна? Что опять в ней пробудилось? Что с тобой, к ней возвратилось, Перел ё тная весна? Я смотрю на небеса. . . Облака, летя, сияют И, сияя, улетают За дал ё кие леса. ( Звучит пьеса С. Майкапара «Весною») 3- е занятие Программное содержание. Учить детей различать смену характера музыки, оттенки настроений в музыке, стихах. Ход занятия: П е д а г о г. Как называется это произведение? ( Исполняет пьесу С. Майкапара «Весною». Дети называют пьесу, говорят о характере музыки. ) Эдвард Хагеруп Григ 1843- 1907 Норвежский композитор, музыка льный деятель, пианист, дирижёр Сейчас вы услышите другую пьесу о весне – «Ручеёк» Э. Грига. Эдвард Григ- норвежский композитор. Многое из своей музыки он посвятил родной природе. Норвегия- горная страна. Весной в горах тают снега, и горные реки с шумом устремляются вниз, взламывая ледяные покровы. Какая музыка по настроению? ( Звучит запись. ) C. Малярчук. Весна Д е т и. Вес ё лая, игрив ая. Но потом она становится гру стной, тревожной. П е д а г о г. Да, в этой м узыке слышатся не только милые, приветливые, журчащие звук и ручейка, то робкие, то весело искрящиеся( звучит фрагмент, нача ло пьесы) , но и таинственность, тревога. Иногда музыка звучит громко, в низком регистре, встревоженно, грустно- взволнованно, зата ё нно. Руче ё к ведь теч ё т и дн ё м, и ночью, путь его преграждают разные препятствия- камни, овраги, горные т ё мные ущелья( звучит фрагмент) . А как заканчивается пьеса? ( Звучит фрагмент. ) Д е т и. Весело. П е д а г о г. Да, ручеек лучи сто, весело блеснул напоследок. Сейчас я прочитаю вам стихотворе ние Сергея Есенина «Чер ё муха». В н ё м говорится и о вес еннем ручейке. Давайте сравним, какое настроение выр ажено в стихотворении и в пьесе Э. Грига «Руче ё к». А. Жуков. В от моя деревня. Весенний пейзаж Чер ё муха Чер ё муха душистая С весною расцвела И ветки золотистые, Что кудри, завила. Кру г ом роса медвяная Сползает по коре, Под нею зелень пряная Сияет в серебре. А рядом, у проталинки, В траве; между корней, Беж ит, струится маленький Серебряный ручей. Чер ё муха душистая, Развесившись, стоит, А зелень золотистая На солнышке горит. Ручей волной гремучею Все ветки обда ё т И вкрадчиво под кручею Ей песенки по ё т. Д е т и. Ласковое, нежное. П е д а г о г. Да, в стихотворении С. Есенина с любовью говорится о красоте весенней природы. Оно светлое, нежное, зачарованное. А пьеса Э. Грига «Руче ё к»? ( Звучит запись. ) Д е т и. Она более тревожная, таинственная. П е д а г о г. Да, в этой музыке мы слышим не только светлые краски, но и т ё мные, таинственные, сказочные. Сочините дома сказку про руче ё к и нарисуйте его. 4- е занятие Программное содержание. Учить детей различать оттенки настроений в пьесах с похожими названиями. Ход занятия: П е д а г о г. Вы слушали пьесу С. Майкапара «Весною», Вспомните, какая она по характеру? ( Исполняет пьесу, дети высказываются о характере музыки. ) Р. С айфульмулюков. Весенний паводок Давайте послушаем ещ ё одну пьесу с похожим названием «Весной» Э. Грига. Чем они отличаются? ( Исполняется фрагмент пьесы С. Майкапара и пьеса Э. Грига. ) Д е т и. Первая пьеса светлая, нежная, а вторая – более громкая, бурная. П е д а г о г. В пьесе Э. Грига мы слышим разные настроения, рожд ё нные картинами весенней горной природ ы. Музыка то нежная, волшебная, будто природа только просып ается( звучит начало пьесы) , то грозная, мощная, бурная, в зволнованная, призывная( звучит фрагмент средней части) , то восторженная, свежая, открытая, яркая( исполняется фрагмент т ретьей части) . Эта музыка дышит весенней свежестью. Кажется, что вс ё вокруг пышно расцветает. Небольшие серебристые ручейки струятся и переливаются на солнышке( звучит начало третьей части) . В конце мелодия поднимается вс ё выше, как будто солнце светит ярче, озаряя и согревая вс ё вокруг( звучит фрагмент) . От этой музыки веет весенним ветром. Она восторженная, свежая, словно умытая весенними потоками. Я прочитаю вам два стихо творения о весне. Близки ли они по настроению пьесе Э. Грига «Весной»? В. Бялыницкий- Бируля. Ранняя весна. Весенние воды Ещ ё в полях белеет снег, А воды уж весной шумят- Бегут и будят сонный брег, Бегут и блещут и гласят. . . Они гласят во все концы: «Весна ид ё т, весна ид ё т! Мы молодой весны гонцы, Она нас выслала вперед! » Весна ид ё т, весна ид ё т! И тихих, т ё плых майских дней Румяный, светлый хоровод Толпится весело за ней. Ф. Тютчев А вот другое стихотворение: А. Саврасов. Грачи прилетели. Мне снилось, что солнце всходило, Что птицы очнулись от сна И стаей неслись легкокрыл ой Поведать природе уныл ой, Что скоро верн ё тся весна! Забыты снега и морозы, Уж льды расторгает поток; И вот- оживают бер ё зы, Повеяло запахом розы И т ё плый пахнул ветерок. . . К. Р. Д е т и. Да, близки. П е д а г о г. Первое стихотворение- восторженное, торжественное, ликующее, а второе- тонкое, нежное, одухотвор ё нное, свежее. Все эти чувства переданы и в музыке Э. Грига. Нарисуйте разные карти ны весенней природы, переданные в музыке Э. Грига и С. Майкапара. ( Звучат пьесы. )
Природа и музыка. Дед Мороз 1- е занятие Программное содержание. Учить детей различать настроения музыки, изобразительность. Ход занятия: И. Грабарь. Иней П е д а г о г. Зима бывает разная. Светит солнышко и переливаются в его лучах, словно волшебные огоньки, снежинки. Вокруг, куда ни посмотришь, бело, красиво. А бывает, что дует злой, лютый ветер, заметает пургой вс ё вокруг. В. Марков. Зимняя ночь Ночью в полях, под напевы метели, Дремлют, качаясь, берёзки и ели. . . Ме сяц меж тучек над полем сияет, Бледная тень набегает и тает. . . Мнится мне ночью: меж белых берёз Бродит в туманном сиянье Мороз. И. Бунин Про Деда Мороза слагают сказки, пишут стихи, сочиняют музыку. Вы, наверное, знаете сказку С. Маршака «Двенадцать месяцев»? Дед Мороз не только приносит на Новый год подарки( исполняет фрагмент песни В. Витлина «Дед Мороз») . Роберт Шуман 1810- 1856 Немецкий композитор, дирижёр, музыкальный критик, педагог Когда он рассердится, начнёт дуть и стучать посохом, сзывать метели и вьюги- не на шутку испугаешься! А каким изобразил Деда Мороза Р. Шуман? ( Исполняет пьесу. ) Д е т и. Сердитым. Музыка громкая, тяжёлая. П е д а г о г. Да, музыка грозная, суровая, важная, чёткая, звучит низко, тяжело. Можно представить себе, что Дед Мороз вышагивает неторопливо, тяжело и стучит своим посохом( исполняет фрагмент, затем всю пьесу целиком) . 2- е занятие Программное содержание. Учить детей различать форму музыкальных произведений, опираясь на смену характера музыки, выразительных средств. Ход занятия: П е д а г о г. Вы слушали на прошлом занятии пьесу немецкого композитора Роберта Шумана «Дед Мороз». Каким изобразил Деда Мороза Р. Шуман в своей музыке? ( Исполняет пьесу. ) Д е т и. Дед Мороз важный, грозный, сердитый, тяжело шагает. П е д а г о г. Да; музыка звучит в низком регистре, с акцентами. Она решительная, сердитая, хмурая, похожа на тяжёлую поступь. ( Исполняет фрагмент. ) А сколько частей в этой пьесе? Меняется ли характер музыки? ( Исполняет пьесу. ) Д е т и. Да, в середине музыка становится быстрой, как будто Дед Мороз нагоняет вьюги, метели. В пьесе три части. П е д а г о г. Правильно, в средней части характер музыки меняется. Она изображает порывы ветра, зимнее ненастье, стре мительная, встревоженная, беспокойная( исполняет начало средней части) . Потом музыка становится загадочной, темной, сердитой, страшноватой( исполняет 9- 12- й такты средней части) . После средней части опять звучит та же мелодия, что и в начале пьесы- неторопливая, важная( исполняет фрагменты) . Русский поэт Николай Алексеевич Некрасов написал поэму «Мороз, Красный нос». В ней есть такие строки: В. Пасичник. Зим ний рассвет Не ветер бушует над бором, Не с гор побежали ручьи, Мороз- воевода дозором Обходит владенья свои. Глядит- хорошо ли метели Лесные тропы занесли, И нет ли где трещины, щели, И нет ли где голой земли? Пушисты ли сосен вершины, Красив ли узор на дубах? И крепко ли скованы льдины В великих и малых водах? Идёт- по деревьям шагает, Трещит по замёрзлой воде, И яркое солнце играет В косматой его бороде. ( Звучит пьеса Р. Шумана. ) Стихотворение Н. Некрасова и пьеса Р. Шумана перекликаются по характеру. И в музыке, и в стихах чувствуется суровость, таинственность, загадочность, сказочность. Нарисуйте дома Деда Мороза или картину вьюги, которая представляется вам, когда вы слушаете пьесу Р. Шумана « Дед Мороз ». Дед Мороз Слова С. Погореловского, музыка В. Витлина Ах, какой хороший, Добрый Дед Мороз! Ёлку нам на праздник Из лесу принёс. Припев: Огоньки сверкают- Красный, голубой! Хорошо нам, ёлка, Весело с тобой! Мы убрали ёлку В праздничный наряд. Огоньки на ветках Весело горят. Припев. Каждый пусть у ёлки Спляшет и споёт, Весело мы вместе Встретим Новый Год! Припев.