Лепка во второй младшей группе , тема "Рыбка"
Документы для скачивания
Методическая разработка совместной деятельности воспитателя с детьми по художественно- эстетическому развитию с использованием нетрадиционной техники работы с пластилином( пластилинографии) « Рыбка». Возрастная категория: 3 – 4 года Автор: Эсаул Наталия Сергеевна, МКДОУ Кантемировский детский сад №2, воспитатель, 8- 920- 446- 40- 88 Актуальность мероприятия: пластилинография – это универсальный метод развития эстетического вкуса, мелкой моторики пальцев, творческих способностей дошкольников любого возраста, что помогает всесторонне развивать ребенка. Цель: формирование умения создавать выразительный и интересный сюжет в полу объеме, используя нетрадиционную технику работы c пластилином( пластилинографию) . Задачи: В области социально- коммуникативного развития: Формирование навыков сотрудничества, самостоятельности, инициативности В области познавательного развития: Развитие наглядно- образного мышления, творчества, фантазии, эстетического восприятия окружающего мира В области развития речи: Совершенствование лексико- грамматического строя речи Развитие диалогической речи В области художественно – эстетического развития: Формирование восприятия художественного слова и искусства Совершенствование технических и изобразительных навыков, умений. Использование в работе различных по содержанию и структуре бросового материала В области физического развития: Развитие общей и тонкой моторики Предполагаемый результат: Формирование навыков работы с пластилином, пробуждение интереса к лепке. Освоение новых приемов( скатывание, надавливание, размазывание и создание с помощью различных приемов сюжетных картин) . Обучение умению ориентироваться на бумаге. Развитие мелкой моторики рук. Ознакомление с окружающим миром. Развитие эмоций и фантазий. Методы и приемы: б еседа( вопросы – ответы) , чтение художественной литературы( художественное слово) ; демонстрация наглядных пособий( показ иллюстрации, показ образца и способов действий) ; создание проблемной ситуации; физкультурная минутка, пальчиковая игра, пластилинография. Оборудование и материалы: Мольберт Иллюстрация с изображением золотой рыбки; Магнитола; Аудиозапись – «Звуки моря»; Книга «Сказки А. С. Пушкина»; Основа с нарисованным силуэтом рыбы на каждого ребенка; Пластилин разных цветов; Клеенки для лепки; Стеки; Салфетки для рук; Бросовый матер иал: пайетки, камешки. Используемые технологии: Нетрадиционная техника рисования( пластилинография) ; Здоровьесберегающие технологии; Технология интегрированного занятия. Предварительная работа: Наблюдение за аквариумными рыбками; Чтение сказки А. С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке»; Рассматривание иллюстраций к этому произведению; Рассматривание картинок с изображением морских обитателей; Дидактические игры: «Кто, где живет? », «Собери картинку»; Рисование рыбок; Прослушивание музыкальной записи Сен Санс «Аквариум», имитация под звуки движения рыбок; Разучивание стихов и разгадывание загадок о подводном мире. Ход совместной деятельности: Деятельность педагога Деятельность детей Организационный момент( формирование положительной установки детей на участие в занятии) Ребята, давайте поздороваемся с гостями и встанем в круг. Собрались все дети в круг, Я твой друг и ты мой друг, Крепко за руки возьмемся И друг другу улыбнемся. Я улыбнулась вам, вы улыбнулись мне и своему другу, чтобы было у нас хорошее настроение. Беседа по сказке А. С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке»( уточнение и расширение словаря по теме, развитие диалогической речи) На мольберте размещена иллюстрация с изображением золотой рыбки. Посмотрите ребята, сегодня к нам в гости приплыла рыбка. Рыбка не простая, а какая? Приплыла она из сказочной страны. А чтобы узнать из какой сказки рыбка, послушайте стихотворение( воспитатель читает отрывок из книги «Сказки А. С. Пушкина) : Жил старик со своей старухой У самого синего моря; Они жили в ветхой землянке Ровно тридцать лет и три года. Старик ловил неводом рыбу, Старуха пряла свою пряжу. Раз он в море закинул невод, - Пришел невод с одною тиной. Он в другой раз закинул невод, - Пришел невод с травой морскою. В третий раз он закинул невод, - Пришел невод с одною рыбкой, С непростою рыбкой, - золотою. Из какой сказки это стихотворение? Правильно, молодцы! Э ту сказку написал великий русский поэт Александр Сергеевич Пушкин. А кто может мне сказать, почему золотая рыбка в сказке могла исполнять желания? А те рыбки, которые живут в аквариуме или в другом водоеме( реке, озере, в море) могут выполнять желания? Скажите, почему Александр Сергеевич назвал свою рыбку золотой? Чешуя, которая покрывает туловище рыбки крупная, блестит, играет на солнышке, словно золотая. Рыбка золотая, весело играя Блещет чешуей под морской волной. Вы правильно заметили, что в сказке рыбка не простая, она – волшебная. Любое желание может исполнять. Подумайте, о чем вы попросили золотую рыбку, если бы вам удалось с ней встретиться? Но все же, какой бы не была волшебницей рыбка, без чего она, как и обычная рыбка, не смогла бы жить? Правильно. Ребята, вы знаете, что необходимо рыбам, чтобы в воде они чувствовали себя комфортно и могли нормально жить? Что им надо для дыхания и питания? Как вы думаете, песок и камни необходимы морским жителям или нет? Ребята, золотая рыбка предлагает вам поплавать в море. Физкультурная минутка «Аквариум»( координация речи с движением, развитие подражательности) Вокруг себя повернись и в рыбок превратись! Улитки ползут, Свои домики везут. Рожками шевелят, На рыбок глядят. Рыбки плывут, Плавничками гребут. Влево, вправо поворот, А теперь наоборот. Вокруг себя повернись и в ребяток превратись! Мы немного отдохнули, а теперь садитесь за столы. Практическая часть( пластилинография) Ребята, я думаю, что каждый из вас хотел бы иметь свою рыбку- волшебницу, чтобы загадывать ей свои желания. Сегодня мы с вами сделаем рыбок, изображая их при помощи пластилина, а чтобы рыбка действительно была похожа на золотую, мы поверх пластилина выложим блестки – чешуйки. Этапы работы: ( Звучит музыкальное сопровождение. ) Сначала заполняем пространство внутри контура нашей рыбки, размазывая пластилин( любого светлого цвета) тонким слоем большим или указательным пальцем. То же проделываем с хвостом и плавниками. Приклеиваем глазик. Далее оформляем дно. Водоросли мы сделаем из тонких столбиков зеленого цвета. Ракушки и морские камешки прикрепляем на дно с помощью пластилина. Во время работы проводится пальчиковая гимнастика «Рыбка»( развитие тонкой моторики, координации речи с движением) А сейчас мы немного отдохнем и поиграем с нашими ручками: Рыбка плавает в водице, Рыбке весело играть. Рыбка, рыбка, озорница, Мы хотим тебя поймать. Рыбка спинку изогнула, Крошку хлебную взяла. Рыбка хвостиком махнула, Рыбка быстро уплыла. Заканчиваем свою поделку украшением нашей рыбки: выкладываем блестки одного или разных цветов плотно друг к другу рядами по туловищу рыбки. Заключительная часть( подведение итогов) . Ребята, а что мы сегодня делали на занятии? Ребята, давайте рассмотрим ваших рыбок. Посмотрите, какие они получились? Вы совершенно верно заметили: рыбки получились яркие, блестящие, волшебные, с красивыми хвостиками. Они и должны были получиться разными, потому что каждый делал рыбку для себя. А теперь возьмите свою поделку в руку, смотрите, рыбка вам подмигнула. Загадывайте скорее самое заветное желание. Загадали? А теперь ждите, оно обязательно исполнится. Спасибо ребята, вы сегодня очень старались, поэтому у вас получились такие замечательные, красивые поделки. Молодцы, вы меня очень порадовали. А теперь можете идти отдыхать. Дети здороваются с гостями и встают в круг. Дети вместе с воспитателем читают стихотворение. Золотая. Из «Сказки о рыбаке и рыбке». Она волшебная, умела делать чудеса. Нет. Она переливается, блестит, она волшебная. Ответы детей( предлагают свои варианты) . Рыбки не могут жить без воды. Им нужны водоросли Песок и камни необходимы им, чтобы прятаться от больших рыб. Дети выполняют движения: Передвигаются по кругу в полуприседе, сложив руки за спиной. Останавливаются, делают «рожки» из пальчиков, ритмично наклоняют голову влево, вправо. Передвигаются по кругу мелкими шажками, опустив руки вдоль туловища; движения только ладонями вперед- назад. Плавные повороты туловища влево- вправо и наоборот. Дети выполняют движения, садятся за столы. Дети выполняют работу под музыку. Выполняют движения и проговаривают слова вместе с воспитателем: Сложенными вместе ладонями изображают, как плывет рыбка. Грозят пальчиком. Медленно сближают ладони. Снова изображают, как плывет рыбка. Делают хватательное движение обеими руками. Снова «плывут». Дети выкладывают блески- чешуйки на туловище рыбки. Ответы детей. После окончания работы, дети кладут свои поделки на общий стол. Дети предлагают свои варианты( разные, красивые и т. п. ) . Список литературы: 1. Алексахин, Н. : Учимся лепить и расписывать/ Н. Алексахин/ / Дошкольное воспитание. - 1994. - № 9. С. 23- 27. 2. Белая, А. Е. Пальчиковые игры для развития речи дошкольников/ А. Е. Белая, В. И. Мирясова. - М. : Просвещение, 2002. 3. Бондаренко, Т. М. Комплексные занятия во второй младшей группе детского сада/ Т. М. Бондаренко. - Воронеж: Учитель, 2004. 4. Вайнерман, С. М. Сенсомоторное развитие дошкольников на занятиях по изобразительному искусству/ С. М. Вайнерман, А. С. Большев, Ю. Р. Силкин. - М. : Педагогика, 2002.