НОД по познавательному развитию "Космическое путешествие"
Конспект занятия по математике в старшей группе
«Космическое путешествие».
Цель: создание условий для развития у детей познавательных интересов через решение конструктивных и исследовательских задач.
Задачи.
Обучающие:
• Совершенствовать навыки прямого и обратного счета;
• Формировать умение самостоятельно находить способы решения конструктивных задач;
• Совершенствовать умение составлять изображение из геометрических фигур;
Развивающие:
• Упражнять детей в ориентировке на листе бумаги;
• Закрепить состав чисел 2,3,4,5,6,7;
• Развивать речевую активность детей по теме «Космос»;
• Развивать внимание, память, воображение, поисковую деятельность и интеллектуальную инициативу, коммуникативные умения, выражать свои действия в речи;
Воспитательные:
Оборудование и материалы: письмо, ключ, звезды с цифрами от 1 до 7, коробка с подарками.
Раздаточный материал: «пульт управления» с изображением кнопочек с цифрами от 1 до 10, конверты с набором треугольников и кружков для составления ракет, фломастер, планшет.
Ход занятия:
Воспитатель: ребята, cегодня утром, когда я пришла в детский сад, увидела коробку, открывать его не стала, решила дождаться всех. Смотрите, на ней фотография. С пордписью «Ребятам старшей группы «Непоседы», и записка: «Дорогие ребята. Я с далёкой планеты роботов. Я прислал вам подарки. Прежде чем открыть коробку, вы должны собрать все части ключа, которые я оставил на разных планетах (смотрите карту). Но сначала вас ждут испытания, интересные задания. После каждого выполненного задания вы будите получать деталь. Когда вы сложите все части, у вас получится целое, это и будет ключ к замку от коробки. По пути вы должны будете показать свои знания, умения, сообразительность. Желаю удачи. Робот Тобби».
Вос- ль: В сообщении упоминалось о космосе, а что это такое?
Дети: Это солнечная система, в которой находятся все планеты.
Вос- ль: Как называется планета на которой мы живём?
Дети: Земля.
Вос- ль: Как называют жителей, которые живут на планете Земля?
Дети: Земляне.
Вос- ль: Ребята, мы с вами собрались полететь в космос, а что мы можем увидеть в космосе?
Дети: Звёзды, метеориты, кометы.
Вос- ль: Как называют человека, который летит в космос?
Дети: Космонавт.
Воспитатель: сегодня мы отправимся в космическое путешествие. Там нас ждут большие трудности, много заданий, но я думаю, что вы с ними справитесь.
Воспитатель: молодцы, команда готова!
Воспитатель: на чем же мы отправимся в космическое путешествие?
Дети: на ракете.
- Воспитатель: давайте построим космический корабль из тех геометрических фигур, которые находятся у вас в конверте, каждый придумает свою ракету. Какие фигуры у вас имеются?
Дети: треугольники и круги, квадраты, прямоугольники.
Воспитатель: приступайте к строительству (в процессе строительства дети помогают друг другу).
Воспитатель: ребята, с этим заданием вы справились и получаете первую часть ключа.
Воспитатель: Наш космический корабль,
Отправляется в полёт.
Ждут нас испытания,
Сложные задания.
- Возьмите пульты управления. - Начинаем счет до 10! Дети считают. Космический корабль стоит на месте.
Воспитатель: может, мы неправильно считали? Как же нам считать?
Ответы детей: надо считать, наоборот, от большего к меньшему числу…
Воспитатель: начинаем обратный отсчет от 10.
Дети: 10, 9……..1, 0 Пуск.
Воспитатель: вот мы и в космосе! Какие планеты нас окружают поможет нам вспомнить пальчиковая гимнастика.
Пальчиковая гимнастика.
Раз – Меркурий,
Два – Венера,
Три – Земля,
Четыре – Марс,
Пять – Юпитер,
Шесть – Сатурн,
Семь – Уран,
За ним – Нептун
Он восьмым идёт по счёту
А за ним уже потом,
И девятая планета
Под названием – Плутон.
Кто не видит выйди вон!
Вос- ль: Объясните, почему так говорят про планету Плутон – кто не видит выйди вон?
Дети: Потому, что планета Плутон самая маленькая из планет и её не видно, недавно её перестали считать планетой.
- Ребята, посмотрите, рассыпались созвездия чисел 1,2,3,4,5,6,7. Все цифры перессорились. Что же делать? Каждая считает себя самой важной, нужной и красивой. Давайте расскажем о них, где они встречаются.
-я цифра 1- одно солнышко, одна мама, один папа
-Я цифра 2- у человека все по паре: два глаза, два уха, две ноги, две руки;
-Я цифра 3- я встречаюсь в сказках «Три медведя», «три поросенка»;
-Я цифра 5- я отличная оценка в школе, на руке пять пальцев;
-Я цифра 4- у животных по четыре лапы, у квадрата четыре угла;
-Я цифра 7- у радуги семь цветов, в сказке «Волк и семеро козлят», «Белоснежка и семь гномов»;
А в неделе сколько дней? Перечислите их.
А какие четыре времени года вы знаете?
Ребята, назовите все цифры по порядку (хорошо)
Назовите цифры в обратном порядке (хор.)
- посчитай от трех до семи
- посчитай от двух до шести
- Два, а ты считай дальше
- а ты считай обратно
- назови соседей числа три
- назови соседей числа два
- назови соседей числа четыре
Состав числа 6 …. 3+3 2+4 5+1 4+2
Молодцы, ребята. Теперь цифры поняли, что они все для нас важны и нужны. Давайте мы их подружим, разложите цифры по порядку.
Давайте попробуем собрать рассыпавшиеся звезды с числами и вернуть на места. - Вы справились с заданием и получаете вторую часть ключа.
- Волшебная планета где живут геометрические фигуры.
Загадки о геометрических фигурах:
- Нет углов у меня и похож на блюдце я,
На тарелку и на кружку, на кольцо, на колесо.
Кто же я такой, друзья? (Круг.)
- Три угла, три стороны могут разной быть длины. (Треугольник.)
- Четыре угла и четыре сторонки,
похожи точно родные сестренки.
В ворота его не закатишь, как мяч, и он за тобой не пустится вскачь.
(Квадрат.)
А теперь жители этой планеты хотят проверить, как вы умеете думать и рассуждать. Перед вами несколько фигур. (Детям предлагается карточка, с ромбом, треугольником, квадратом, кругом). Я утверждаю, что здесь есть лишняя. Скажите какая? Почему?
Правильно справились с заданием, и планета Геометрических фигур дарит вам ещё одну частичку ключика. Молодцы!
Воспитатель: и вот мы приближаемся к неизведанной планете.
Идём на посадку. Ребята, лунатикам нужна ваша помощь. Надо научить их управлять ракетой. Сможете? (Ответы детей) Каждый садится у пульта управления. Покажем, как надо управлять ракетой. Лист бумаги – это пульт управления, круг – это рычаг управления. Я – центр управления полётом, я даю вам команды. Внимание! Рычаг ставим в середину.
Воспитатель даёт команды:
впереди метеорит, его надо облететь – пульт переводим в верхний левый угол;
пересекаем созвездие Большой Медведицы – пульт переводим в нижний правый угол;
направляемся к искусственному спутнику Земли – пульт управления переводим в нижний правый угол;
движемся в сторону планеты Юпитер - переводим пульт управления в верхний правый угол;
переходим на автоматическое управление, возвращаем пуль управления на середину.
- Отлично, вы с заданием справились. Получаете деталь от ключа.
- Молодцы, справились!
- Вы выполнили правильно задания и собрали все детали ключа.
Нам теперь пора возвращаться домой, но есть одна проблема, мне кажется, у нас не хватит топлива, чтобы долететь до Земли. Необходимо выполнить работу на листе бумаги.
Подготовка руки к письму. (задание «Впиши недостающие цифры»)
Вос- ль: Топлива у нас достаточно и мы взлетаем.
Приготовиться к взлёту!
Включить приборы!
Завести моторы!
Обратный отсчёт 10…………. 1 Пуск!
Гимнастика для глаз:
Посмотрите вверх, как высоко мы летим, а теперь посмотрите вниз, далеко ли от нас Земля. А теперь смотрим вправо, влево, как много вокруг звёзд. Мы летим высоко над Землёй и нам немного страшно, зажмурьте глаза, ракета набирает высоту, открываем глаза, перед нами всё мелькает, смотрим и часто моргаем.
Вот мы уже подлетаем к нашей планете,
Вос- ль: Мы вернулись из полёта, мои юные космонавты и привезли с собой, очень нужный нам ключ.
Воспитатель: теперь попробуем открыть коробку. Ура! Получилось!
- Робот Тобби говорит вам большое спасибо за то, что у вас все получилось и дарит вам математические игры для всей группы.
- Сегодня вы были смелыми, выносливыми, любознательными, целеустремленными, умными, заинтересованными, любопытными, отважными и сообразительными.