a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

"Использование игровых технологий в экологическом воспитании дошкольников"

Автор: Фролова Елена Алексеевна Опубликовано: 2020-11-16 18:43:38

Опубликовано на сайте ДОУ https: / / region67. region- systems. ru/ DocumentsViewer. ashx? IdBase= 2& amp; IdMod= 3& amp; Id= 273853 КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ « Инновационные формы работы с дошкольник ами по экологическому воспитанию» Подготовила: Фролова Е. А. Сегодня одним из стратегически важных вопросов образования является экологическое воспитание подрастающего поколения. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования предполагают деятельный подход к определению содержания и организации образовательного процесса детей дошкольного возраста. Экологическое образование дошкольников можно осуществлять по всем образовательным областям. Например, содержание образовательной области  «Социально- коммуникативное развитие » н аправлено усвоение норм и ценностей, принятых в обществе; развитие эмоциональной отзывчивости, сопереживания, в том числе и по отношению к природным объектам; на формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе. Содержание образовательной области  «Познание»  направлено на формирование первичных представлениях об объектах окружающего мира, их свойствах и отношениях( форме, цвете, размере, причинах и следствиях и др. ) ; о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов; расширение кругозора детей. Содержание образовательной области  «Речевое развитие»  предполагает знакомство с детской литературой, в том числе и с природоведческой. Образовательная область   «Художественно- эстетическое развитие»  предполагает становление предпосылок ценностно- смыслового восприятия и понимания мира природы; формирование эстетического отношения к окружающему миру в целом. Образовательная область  «Физическое развитие»  направлена на становление ценностей здорового образа жизни у дошкольников Взаимодействие дошкольников с природой в процессе экологического образования развивает психику ребенка, двигательную активность и делает его физически более крепким и здоровым Наряду с традиционными формами и методами экологического воспитания в своей педагогической деятельности( беседы, наблюдения, чтение литературы, рассматривание, непосредственно образовательная деятельность, практическая деятельность) я применяю и инновационные формы и методы. Приведу примеры различных  инновационных направлений  экологического воспитания дошкольников. « Экологические игры» Экологическая игра помогает педагогу в более доступной форме донести до детей смысл сложных природных явлений; развивает познавательные способности у детей; уточняет, закрепляет, расширяет имеющиеся у детей представления о предметах и явлениях природы, растениях, животных. Игры можно проводить с детьми как коллективно, так и индивидуально, усложняя их с учетом возраста детей. Дидактические игры проводят в часы досуга, на занятиях и прогулках. Содержанию сюжетно- ролевых игр я придаю экологический характер: « В лес за грибами и ягодами», «На рыбалку вместе с дедом », « Путешествие по горам», « К бабушке на грядку» и т. д. Игры- ребусы, игры- опыты, игры- исследования, игры- медитации( «Я – цветок ромашка», «Я- осенний дождь», «Я- маленький лягушонок», « Я- фермер» и другие) дают новые впечатления о жизни и труде людей, о состоянии природы и её изменениях; пробуждают интерес к природе и развивают ценностное отношение к ней; формируют мотивы и практические умения экологически целесообразной деятельности. Предоставляют детям возможности для проявления самостоятельности, инициативности, сотрудничества, ответственности и способности принимать правильные решения. В данных играх дети применяют свой жизненный опыт и отражают то, что их интересует, волнует, радует.   2. « Письмо- жалоба» Интересным приёмом в работе с детьми, является получение писем- жалоб от жителей живого уголка, жителей леса, сада, огорода- те, кто нуждается в помощи и защите человека. При получении такого письма дети задумываются над его содержанием, обговаривают различные экологические ситуации, решают, как можно помочь тому или иному живому существу, лесу, реке и т. д. Как нужно оберегать и охранять природу – своего края и всей планеты.   3. « Кейс – технология». Метод « Кейс – технология »- э то разбор ситуации или конкретного случая, деловая игра. Главное ее предназначение – развивать способность анализировать различные проблемы и находить их решение, а также умение работать с информацией. Кейс- т ехнологии развивают коммуникативные компетенции в тех образовательных областях, где нет однозначного ответа на поставленный вопрос, а есть несколько ответов, и нужно найти правильный ответ, аргументируя свои доводы. . Например, кейс- фото или кейс- иллюстрация «Правильно ли ведет себя ребенок в природе? » Игра «Узнай по объявлениям »  знакомит с особенностями животных и птиц( внешний вид, поведение, среда обитания) , развивает логическое мышление.   Дети внимательно слушают объявление, и отгадывают о ком идёт речь( животное или птица) . Примеры объявлений: - Я болотная ягода, оранжевого цвета. Состою из множества сочных шариков. - Потерялось хвойное деревце, которое скидывает хвою на зиму. - Приходите ко мне в гости! Адреса не имею. Свой домик ношу всегда на себе. - Друзья! Кому нужны иглы, обращаться ко мне. Деловая игра «Хорошо – плохо» совершенствует знания детей о явлениях живой и неживой природы, животных и растений: « Комар – это хорошо или плохо? », « Болото- это хорошо или плохо», «Деревья без листьев зимой – это хорошо или плохо? » и так далее. Деловая игра « Охотники»   показывает детям, что в природе всё связано между собой. Я предлагаю одному ребёнку разложить в определенной последовательности животных, которые охотятся друг за другом. Другие дети тоже помогают найти правильные картинки с животными. Можно предложить начинать игру с растения, лягушки или комара. Деловая игра «Что будет, если  …? »  помогает узнать, что надо делать для того, чтобы беречь, сохранять и приумножать природу, развивает умения делать выводы и умозаключения. Например: что будет, если в реку один мальчик бросит банку из- под лимонада? А два? А три? А много мальчиков? Что будет, если в выходной из леса одна семья привезёт охапку первоцветов? Две семьи? Пять? Что будет, если у одного водителя машина выбрасывает много выхлопных газов? Три машины? Половина водителей города? Что будет если не потушить костер в лесу? Деловая игра «Береги природу ».   На столе или доске располагаю картинки, изображающие растения, птиц, зверей, человека, солнца, воды и т. д. Я убираю одну из картинок, и дети должны рассказать, что произойдёт с оставшимися живыми объектами, если на Земле не будет спрятанного объекта. Например: убираем птицу – что будет с остальными животными, с человеком, с растениями и т. д.   4. «ИОС» Применяю в своей работе и игровые обучающие ситуации( ИОС) со сказочными героями: « Жар- птица беседует с детьми о деревьях», «Вини – Пух идет на луг за медом», «Человек Рассеянный знакомится с комнатными растениями», « Чиполлино проводит опыты с луком». Игровые обучающие ситуации типа путешествий также пробуждают познавательный интерес к природе. Путешествия это собирательное название различного рода игр в посещение, поездки, походы. Посещая интересные места- леса, зоопарка, музеи, фермы, дети в игровой форме получают новые знания о природе.   5. «Диалог с природой» Использование приёма диалога с природой  - нацеливает на развитие эмоциональной сферы ребенка, чувствительности. Диалоги осуществляются в различных вариантах- " секретные" ( дети" один на один" общаются с природой) или" открытые" ( устные обращения) . «Спросим у реки, какая рыба в ней живёт», «Спроси у бабочки, на какие растения она сегодня опускалась».   6. «Метод экологической идентификации» «Метод экологической идентификации»- отождествление себя с каким- либо природным объектом или явлением, игровой прием «превращения» в образы животных, растений, действия от их имени. Побывав в роли какого- либо предмета или объекта природы, ребенок начинает относиться к нему с уважением. Например, обыгрывание ситуации «Я- муравей… », «Я – сломанное дерево… », «Я- птенчик, выпавший из гнезда … », « Я- засохшее комнатное растение».   7. «Метод моделирования». Моделирование основано на принципе замещения реальных объектов предметами, схематическими изображениями, знаками. Цель моделирования  в экологическом воспитании- обеспечение успешного усвоения дошкольниками знаний об особенностях  объектов природы, их структуры и взаимосвязях. Познание дошкольниками явлений природы или свойств объектов природы может проходить ещё путём практического моделирования, т. е. экспериментирования. Используя предметы- заместители дети делают выводы, почему у рыб обтекаемая форма, почему животные имеют защитную окраску, для чего хищникам нужны когти. Другой вид моделирования – графическое, которое помогает   дошкольникам проследить закономерности изменения в росте, в развитии живых существ, изменения по временам года и другое. Например, фенологические календари природы, которые мы ведем в группе. Он в графическом виде дает наглядно представление о смене и признаках времен года, смене температуры, осадках в разные времена года и т. д. В разных возрастных группах мы заполняем календарь наблюдения за птицами, календарь роста и развития лука, всходов семян растений. Моделирование  ( предметное, графическое, практическое)   формирует глубокое и осмысленное познание явлений природы, помогает подготовить   дошкольников   к школе и сохранить непрерывность в образовании детского сада и начальной школы.   8. «Мнемотехника» Заниматься   мнемотехникой   лучше с детьми 4- 5 лет, когда у них уже накоплен основной словарный запас, используя алгоритмы процессов ухода за комнатными растениями, посадка семян и т. д. Обучение строится от простого к сложному.   Работу мы начинаем с простейших мнемоквадратов, затем переходим к мнемодорожкам, а позже к мнемотаблицам. Мнемотаблица- это графическое или частично графическое изображение явлений природы, некоторых действий, персонажей сказки, то есть можно нарисовать то что посчитаете нужным. Но изобразить так, чтобы нарисованное было понятно детям. Примером может служить   мнемотаблица:   «Путешествие капельки», «Почему пришла весна», «Кому необходима вода», «Кому нужен лес» и т. д.   9. «Проектно- исследовательская деятельность» Проектно- исследовательская деятельность также частью работы по экологическому образованию и воспитанию детей.   Дошкольники   прирожденные исследователи. Это возраст, когда ребенок хочет познать все, ему интересны природные объекты, явления, взаимосвязи в природе. Организация проектно- исследовательской деятельности   дошкольников на экологическом   материале позволит педагогам формировать ключевые компетентности у   ребенка: умение увидеть проблему, искать и находить информацию,   работать в группе, рассказывать о результатах, размышлять, сравнивать, отвечать на вопросы, делать выводы, устанавливать   причинно- следственную связь. Большой интерес вызывают у детей проект-   «Приключения капельки»   о свойствах воды, в ходе реализации которого мы познакомились со свойствами воды с помощью простых экспериментов. Реализуя проект   «Огород на подоконнике», чтобы подвести детей к выводу о необходимости влаги для роста растений, проращивали семена в двух блюдцах  ( в пустом и с влажной ватой) . Чтобы подвести детей к выводу о необходимости тепла для роста растений поместить два одинаковых растения в разные   условия: одно в теплое место, другое в холодное и наблюдали за их ростом. Проектная деятельность «Плесень – это гриб» познакомила детей с разновидностью грибов. Один из проектов, успешно реализованных в моей группе, является проект «Л есное царство» по ознакомлению с хвойными растениями архангельской области.   10. «Экологические акции» Дети, совместно с родителями активно стали участвовать в проведении экологических акций, праздников, осознанно понимая необходимость защиты природы, Земли от разрушения, стремление к активной деятельности по охране окружающей среды в рамках детского сада, города. Дети сплотились с родителями, которые являются нашими надежными помощниками в экологическом воспитании детей. В нашей группе мы принимали участие в акциях «Посади дерево- сохрани лес», «Сохраним ели», «Сбережем лес от пожаров», «Кормушки для птиц», «Чистая территори я- чистый дом», «Сдай макулатуру- сохрани дерево», « Эко- сумка для семьи»   11. «Экологические тропинки» Создание  экологических тропинок  на территории детского сада является средством обучения и экологического воспитания дошкольников, учитывающего региональный компонент, Работа дошкольников на экологической тропе организована по следующим направлениям: поисковое, инвентаризационное, учебно- исследовательское, практическое природоохранное, просветительско- пропагандистское. 12. «Экологический ай  - стоппер» «Экологический ай  - стоппер» ловушка для глаза- яркий, неординарный, выделяющийся элемент или необычный способ подачи информации, привлекающий внимание.   Многих современных детей отличает «клиповое мышление», воспитанное экранной культурой телевизоров, компьютеров и айфонов. Для привлечения их внимания необходимо что- то необычное, яркое, бросающееся в глаза, то есть визуальный раздражитель, не позволяющий пройти мимо. Этой особенностью мы воспользовались для создания экологических ай- стопперов, призванных обратить внимание, приковать взгляд к экологическим объектам, интерес к которым мы хотим в ребенке пробудить. Ай- стопперами могут быть необычные предметы, куклы, панно, интригующие надписи, которые дети 5- 7 лет уже вполне могут прочитать. Сильнейший ай- стоппер – это цвет, особенно яркий, ведь именно цвет предмета человеческий глаз различает быстрее всего. Также используются разнообразные нестандартные и смешные изображения животных, растений, людей. Такой приём успешно применяется в Центрах и уголках самостоятельной активности детей для побуждения их к самостоятельной исследовательской деятельности, а также на экологической тропе( здесь ай- с топперы могут одновременно служить указателями) . Это могут быть как различные виды плакатов, информационных листков: «Ядовитые растения и грибы», «Опасные насекомые», «Береги родную природу- не оставляй после себя мусор! » и т. д.   13. «Экологический сторисек » Экологический сторисек «мешок историй»– это интересный современный вариант такой традиционной формы работы с детьми, как  « чтение вслух».   Как выглядит «мешок историй»? Это настоящий полотняный мешок или рюкзачок, внутри которого находится хорошая иллюстрированная книга. Дополняют книгу мягкие игрушки, реквизит, научно- популярная, энциклопедическая литература по теме, аудиокассета или компакт- диск, дидактическая либо развивающая игра, и многое другое. Формат «экологического сторисека » предполагает выбор какой- либо детской экологической художественной книги для чтения вслух и подготовку комплекта методических материалов к этой книге, что, несомненно, поможет сделать чтение более интересным, а процесс усвоения экологических знаний- увлекательным. Мы привлекали к чтению экологических сказок- бабушек наших воспитанников. Они приходили в вечернее время и дети с удовольствием ждали с ними встречи. Задачи сторисека: чтение хорошей детской литературы экологической направленности, расширение кругозора ребенка, пополнение словарного запаса, развитие навыков осмысленного восприятия окружающего мира, навыков обсуждения, стимулирование интереса к природе и природоохранной деятельности.   14.  « Эко- сумка » В качестве «мешка историй» хорошо подойдет эко- сумка,   сшитая своими руками. Эко- сумка- это сумка из ткани, самой простой конструкции, призванная заменить полиэтиленовые пакеты. По сравнению с полиэтиленовыми пакетами, у эко- сумок есть масса преимуществ: они многоразовые, они не вредят окружающей среде и, конечно же, они выглядят гораздо красивее и креативнее. Познакомив детей с эко- сумкой, мы рассказываем о том, как сделать еще один шаг в сторону спасения природы. Эко- сумку мы рекомендовали сшить мамам по эскизам детей. Учитывались все пожелания: материал, цвет, величина. Некоторые дети наносили на эко- сумку рисунок с помощью специальных красок для ткани и фломастеров. В этих сумочках дети приносили в детский сад игрушки и корм для птиц.   15. «Экологический микрофон». В ходе беседы дети вместе с воспитателем образуют круг и, передавая друг другу имитированный или игрушечный микрофон, высказывают свои мысли на заданную экологическую тему. Все высказывания детей принимаются, одобряются, однако не обсуждаются. В конце игры обобщаются все высказывания. Микрофон позволяет детям свободно выражать свои мысли и чувства. С помощью микрофона активизируются слабоактивные дети группы- «Говорит тот, у кого микрофон». Эта форма работы помогает Ф формировать у детей осознанно- правильное отношение к природным явлениям и объектам, а так же развивает критическое мышление дошкольников.   15. «Живая книга» Э то современный вариант традиционной формы «вечер встречи» с той разницей, что «живая книга» дает возможность непосредственно пообщаться с человеком( прочитать «живую книгу») и получить представление: о профессиях, социальных группах связанных с экологией; о чистоте окружающей среды, как о важной составляющей здоровья человека и всего живого на земле и др. «Книгами» могут быть экологи, волонтеры, медицинские работники, краеведы, лесничие, музейные и библиотечные работники, писатели, поэты и другие интересные люди, посвятившие себя проблеме охраны окружающей среды. Нашим детям очень понравилась встреча с папой нашего воспитанника, который работает инспектором лесного хозяйства. Из его рассказа дети узнали о его профессии, о лесе и его охране, смогли задать интересующие вопросы, провели совместно с ним посадку семян хвойных деревьев нашего края. Неоднократно в гости к детям приходили работники районной библиотеки. Они проводили работу по ознакомлению детей с писателями- натуралистами. Во время этих встреч  было очень интересно,   ведь общение с книгами духовно обогащает маленького человека, делает его добрее и прекраснее.   16.   СОРСИ Современная сюжетно- отобразительная развивающая спортивная игра, включающая в себя синтез различных видов деятельности, объединённых одним общим сюжетом. Игра состоит из испытаний, каждое испытание включает в себя два этапа: двигательный и познавательный. Испытание проходит в течение 5- 7 минут. СОРСИ экологической направленности можно включать в итоговые мероприятия в виде эстафет: « Соберем съедобные грибы и ягоды», «Поможем затушить возгорание в лесу», «Чистая земля, чистая река», «Животные «Красной книги» и другие».   17.   «Информационные технологии» В работе с дошкольниками очень часто сталкиваешься с недостатком информации и наглядного материала. В своей деятельности с детьми по экологии, я нашла решение- использование современных информационных технологий. Одним из наиболее доступных средств использования компьютерных технологий в обучении дошкольников являются мультимедийные презентации,  дидактические картинки, репродукции художественных картин, фотографии, видеофильмы, звукозаписи( записи голосов птиц, млекопитающих, шум и голоса леса, прибоя, дождя, ветра и т. д. ) . Ребенку, с его наглядно- образным мышлением, понятно лишь то, что можно одновременно рассмотреть, услышать, подействовать с предметом или оценить действие объекта. Именно поэтому так важно при обучении дошкольников обращаться к доступным для них каналам получения информации, при котором дети становятся активными, а не пассивными объектами педагогического воздействия.   18. «Творческие объединения» В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и в первую очередь умение добывать эти знания самому и оперировать ими, мыслить самостоятельно и творчески. Именно дети дошкольного возраста, с их желанием познать окружающий мир, имеют большие возможности, для развития нравственной позиции по отношению к родному краю. Поэтому, инновационным в своей работе могу считать создание творческого объединения по познавательно исследовательской деятельности « Познавай- ка», где для ребёнка предоставляется полная свобода для проявления познавательной, эмоциональной, социальной и моторной активности в процессе экспериментирования.   1 9.   «Активные формы работы с семьёй» Проблему формирования экологической культуры решаем с по мощью родителей. Родители   приглашаются на занятия и праздники экологи ческого содержания, на которых они были не просто зрителями, а и актив ными участниками. Были проведены такие мероприятия как: «Поговорим о воде», «Я дерево сегодня посадил- я целый мир сегодня сотворил», «В гости к нам пришла улитка», «Экологический микрофон». А также давались домашние задания, совместный уход за животными, растениями; сбор коллекций природных и других материалов; помощь в создании развивающей среды; благоустройство участков на территории детского сада; сочинение экологических сказок и оформление книг; участие в природоохранных акциях( которые были описаны выше) .   Заключение В процессе работы были замечены такие изменения, как: дети заметно расширили свои экологические представления, своё умение устанавливать причинно- следственные связи; возрос интерес к объектам и явлениям природы, а также эмоциональная реакция на пагубное влияние человека на природу, появилось желание соблюдать нормы и правила поведения в окружающей среде, направленное на сохранение ценностей природы, появился интерес к природе своего города, республики. Таким образом, видно, что данные формы и методы экологического образования детей в ДОУ и в повседневной жизни достаточно эффективны. Ну а самое главное в экологическом воспитании – личная убежденность педагога, умение заинтересовать, пробудить у детей, воспитателей и родителей желание любить, беречь и охранять природу. Таким образом, можно сделать вывод, что одним из важнейших условий реализации задач экологического образования дошкольников является правильная организация и развивающей предметно- пространственной среды, которая способствует познавательному развитию ребенка, эколого- эстетическому развитию, формированию экологически грамотного поведения детей их родителей в разных видов деятельности.   Используемая литература: Горькова, Л. Г. Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников( средняя, старшая, подготовительная группы) / Л. Г. Горькова, А. В. Кочергина, Л. А. Обухова. - Москва: ВАКО, 2005. – 240 с. - ( Дошкольники: учим, развиваем, воспитываем) . Аксенова, З. Ф. Войди в природу другом. Экологическое воспитание дошкольников. – Москва: ТЦ Сфера, 2011. – 128 с. –( Библиотека воспитателя) . Ковинько, Л. В. Секреты природы- это так интересно! - М. : Линка- Пресс, 2004. – 72с. : ил. Лопатина, А. А. Сказы матушки земли. Экологическое воспитание через сказки, стихи и творческие задания/ А. А. Лопатина, М. В. Скребцова. - 2- е изд. - М. : Амрита- Русь, 2008. - 256 с. - Николаева, С. Н. Теория и методика экологического образования детей: Учеб. п особие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М. : Издательский центр «Академия», 2002. - 336с  

Оставить комментарий: