Методическая разработка занятия по развитию фонематической стороны речи и обучению грамоте детей подготовительной к школе группы (звуки ф-фь)
Документы для скачивания
Конспект фронтального логопедического занятия по развитию фонетико-фонематической стороны речи у детей подготовительной группы
Тема: Звуки Ф – Фь. Буква Ф.
«Путешествие с фокусниками»
Задачи:
- Коррекционно-образовательные:
- закрепить навык произношения звуков Ф, Фь;
- учить дифференцировать звуки Ф, Фь по твёрдости-мягкости;
- учить характеризовать их по артикуляционным и акустическим признакам;
- упражнять в образовании сложных слов.
- Коррекционно-развивающие:
- совершенствовать звуковой анализ слов;
- продолжать развивать фонематический слух и слуховое восприятие;
- активизировать зрительное и слуховое внимание;
- способствовать развитию мыслительной деятельности (умение рассуждать, анализировать);
- развивать общую, мелкую и артикуляционную моторику;
- Коррекционно-воспитательные:
- развивать навыки сотрудничества, взаимопроверки;
- поощрять доброжелательные взаимоотношения;
- совершенствовать учебные навыки (усидчивость, аккуратность в работе, уметь слушать ответы других детей, не перебивать говорящего, действовать в соответствии с инструкцией).
Оборудование: аудиозапись песен, сигналы для обозначения твёрдых и мягких согласных, предметные картинки, в названии которых присутствуют звуки Ф, Фь, карточки с заданием, буква Ф, фишки для выкладывания звуковой схемы, картинки-пазлы, мяч, «черный ящик», перфокарты, ручки, простые карандаши, оборудование для фокуса (банка с водой, карточки со словами).
Ход занятия.
- Организационный момент.
Звучит песенка поросенка Фунтика и дядюшки Мокуса из мультфильма «Приключения поросёнка Фунтика»
Логопед:
- Как вы думаете, ребята, кто пел эту песенку?
Дети:
- Это поросёнок Фунтик и дядюшка Мокус.
Логопед:
- Чем они занимались?
Дети:
- Дядюшка Мокус путешествовал по свету, показывал разные фокусы и терпеть не мог обманщиков. У него были помощники: поросенок Фунтик, бегемот Шоколад и мартышка Молли.
Логопед:
- Как называют артистов, которые показывают фокусы?
Дети:
- Фокусниками.
Логопед:
- Ребята, а вы согласны с ними путешествовать и поучаствовать в показе фокусов?
Дети:
-Да.
- Сообщение темы.
Логопед:
- Посмотрите на фокусника, он достал из своей шляпы большого ежа и маленького ёжика. Большой ёжик фыркает: Ф-Ф-Ф! Маленький ёжик фыркает: Фь-Фь-Фь. Сегодня мы будем учиться различать звуки Ф и Фь.
- Характеристика звуков Ф, Фь.
Логопед:
- Повторите песенку большого ежа: «Ф-Ф-Ф!».
- Что при произнесении звука Ф делают губы, зубы?
Дети:
- Верхние зубы поставлены на нижнюю губу. Воздушная струя встречает препятствие, голос не работает.
Логопед:
- Дайте характеристику звука Ф.
Дети:
- Звук Ф – согласный, твердый, глухой, обозначаем синим кружком с наушниками.
Логопед:
- Повторите песенку маленького ежа: « Фь-Фь-Фь.
- Дайте характеристику звука Фь.
Дети:
Звук Фь– согласный, мягкий, глухой, обозначаем зелёным кружком с наушниками.
Логопед:
- Чем похожи звуки Ф и Фь?
Дети:
- Они согласные, глухие.
Логопед:
-Чем они различаются?
Дети:
- Звук Ф - твердый, а звук Фь - мягкий.
- Дифференциация звуков Ф-Фь.
а) Выделение звуков Ф, Фь на слух.
Логопед:
Игра «Сигнальщики».
- Я называю разные слова, услышите звук Ф - поднимайте синий сигнал, услышите звук Фь - зеленый.
Игра «Назови нужное слово»
- Рассмотрите картинку на доске и у каждого на столе. Поросёнок Фунтик и дядюшка Мокус будут показывать фокусы, для этого они приготовили разнообразные предметы. Назовем их по цепочке. Ребята, которые сидят на первом ряду, выбирают картинки со звуком Ф, а ребята, которые сидят на втором ряду - картинки со звуком Фь.
- За каждый правильный ответ, получаете часть пазла. В конце занятия посчитаем, кто набрал сколько пазлов.
Картинки: шарф, фен, туфли, кефир, факел, конфета, фиалка, салфетка, фонтан, фонарь, филин, флажки.
Игра с мячом «Мы фокусники».
Измени первый звук в слове:
пара – фара плот – флот
бантик – фантик мишка – фишка
вены – фены вата – фата
норма – форма марш - фарш
Дети, стоя в колонне, произносят слово и передают мяч позади стоящему ребенку.
б) Определение детьми позиции звука в слове (начало, середина, конец)
Игра «Кто в домике живёт?»
Логопед:
- На столе у каждого карточка с тремя картинками, надо определить, какое из трёх слов подходит к схеме, соединить. Далее взаимопроверка в парах.
- Звуковой анализ.
Игра «Четвертый лишний»
Логопед:
- Фокусник нарисовал цветы (ромашка, колокольчик, незабудка, фикус). Внимательно рассмотрите их, найдите лишний предмет. Что это за растение?
Дети:
- Фикус.
Логопед:
- Почему он лишний?
Дети:
- Фикус – комнатное растение, а остальные предметы – луговые цветы.
Логопед:
- Разделим слово ФИКУС на слоги, составим схему слова с помощью фишек.
Логопед:
- Ребята, мы с вами тоже немного фокусники, превратим слово ФИКУС в слово ФОКУС.
- Что надо поменять в схеме?
Дети:
- Зелёный кружок на синий, красный вытянутый овал на большой овал.
- Формирование лексико-грамматического строя речи.
Звучит музыка из передач «Что?Где? Когда?»
Логопед:
- Отгадайте, что в «Чёрном ящике?»
Этот глаз - особый глаз.
Быстро взглянет он на вас.
И появится на свет
Самый точный ваш портрет. (Фотоаппарат)
- Фотоаппарат помогает запечатлеть нас с вами, события в жизни, чтобы потом их вспомнить. Из каких двух слов образовано слово фотоаппарат? Какие еще сложные слова образованы от слова ФОТО?
Дети называют слова, а логопед достает из «Черного ящика» эти предметы (фотография, фотопленка, фотоальбом, фотобумага, фоторамка).
- 7. Физкультминутка с шариком су-джок
Я мячом круги катаю,
Взад - вперед его гоняю.
Им поглажу я ладошку,
Будто я сметаю крошку.
И сожму его немножко,
Как сжимает лапу кошка.
Каждым пальцем мяч прижму,
И другой рукой начну.
- Знакомство с буквой.
Логопед:
- Звуки Ф и Фь обозначаются одной буквой Ф (показываю букву)
Дети рассматривают букву Ф
Логопед:
Федя ходит руки в боки.
Значит, выучил уроки.
Г. Виеру
- На что похожа буква Ф?
- Сколько у неё элементов?
- Давайте напишем её в воздухе.
Работа с перфокартами.
Услышите в словах звуки Ф или Фь, пишите букву Ф.
Проверка: на верхней горизонтальной линии находим в середине букву Ф, от неё ведем линию вниз, соединяя две буквы, затем от средней буквы Ф ведём линию в левый угол, спускаемся вниз и поворачиваем направо, затем от средней буквы Ф ведем линию в правый угол, спускаемся вниз и поворачиваем налево. Если у вас получилась буква Ф, и нет лишних букв, то вы всё сделали верно.
- Чтение слов.
Логопед:
- Поросёнок Фунтик и дядюшка Мокус оставили вам задание, надо прочитать слова на карточке и понять их смысл:
НОФ, ОТОФ, НЕФ, ФУП
- Фокус с банкой с водой (чтение наоборот).
- Итог занятия.
Логопед:
- Посчитаем количество пазлов у каждого ребёнка, определяем победителя. Выкладываем картинку из пазлов, находим слова со звуками Ф, Фь.
Звучит песенка поросенка Фунтика и дядюшки Мокуса из мультфильма «Приключения поросёнка Фунтика».