Игровые приемы автоматизации звуков в речи дошкольников

Опубликовано: 08:30:59 19-11-2020

Автор: Яппарова Флюра Шарифулловна

Документы для скачивания:

57103_Avtomatizatsiya Konsultatsiya dlya vospitateley.docx
Формат: .docx

Содержимое файтов:

57103_Avtomatizatsiya Konsultatsiya dlya vospitateley.docx

Игровые приемы ав томатизации звуков в речи дошкольников         В последнее время проблемы коррекции речи приобретают особую актуальность. Число детей с нарушениями звукопроизношения постоянно возрастает. Своевременное выявление детей с речевыми нарушениями, проведение специально организованного обучения позволяют исправить первичный дефект.         Фонематические и фонетико – фонематические нарушения речи иногда с трудом поддаются коррекции. Автоматизация поставленных звуков часто носит длительный характер. Для поддержания интереса и повышения эффективности коррекции необходимы разнообразие форм работы с детьми и большая вариативность материала.         Этап автоматизации звуков обозначен в методике логопедического воздействия по исправлению звукопроизношения как этап формирования первичных произносительных умений и навыков( по Л. С. Волковой) . Его цель заключается в том, чтобы научить ребенка правильно произносить уже поставленный звук.         Как известно, сначала произношение закрепляется изолированно, затем в слогах, словах, фразах. Параллельно продолжается работа, начатая в подготовительном периоде, по развитию навыков звукового анализа, умения определять позицию звука в слове, подбирать слова с заданным звуком. Для автоматизации звука мною  используются приемы отраженного повторения и самостоятельного называния языковых единиц по картинкам, схемам, символам. Работа идет последовательно и постепенно от простого к сложному.         При тяжелых речевых нарушениях этап автоматизации звуков затягивается. Ребенку долго не удается правильно произносить поставленный звук в слогах, словах, не говоря уже о фразах. Многократное повторение одного и того же речевого материала утомляет ребенка. Если же ребенок «застрял» на автоматизации изолированного звука, то о разнообразии приемов и говорить не приходится. У него теряется интерес к занятиям, пропадает желание посещать кабинет логопеда.         На этапе автоматизации главная цель – добиться правильного произношения поставленного звука во всех формах речи и легче, доступнее всего это происходит в игре, игровых упражнениях. Игровые методы, так же как упражнение и моделирование, обязательно включаются в логопедическую практику.         Это позволяет решить сразу несколько задач: Пробудить в ребенке желание самому активно участвовать в процессе исправления звукопроизношения; Расширить и обогатить диапазон игровых умений и навыков; Повысить познавательную активность и работоспособность детей; Активизировать процессы восприятия, внимания, памяти; Плавно регулировать поведенческие трудности детей, постепенно приучая их подчиняться правилам игры; Увеличить объем коррекционного воздействия, включив игровые упражнения в различные режимные моменты.         Игра – основной вид деятельности ребенка дошкольного возраста. В игре ребенок естественным образом обучается, решая коррекционные, образовательные и воспитательные задачи. Этому способствует и положительный эмоциональный фон игры. В играх можно использовать предметные картинки из детских книг, журналов. Основная цель этих игр – автоматизация и дифференциация поставленных звуков.         Параллельно в каждой игре решаются дополнительные задачи речевого развития: развитие фонематического слуха( фонематического анализа,  фонематических представлений) , совершенствование  грамматического строя речи, закрепление словаря, развитие связной речи. И,  кроме того, достигаются общеразвивающие цели: развитие зрительного восприятия, мыслительных операций( анализа, синтеза, обобщений) , воображения, фантазии, умения взаимодействовать.         Эти игры должны использоваться и воспитателями детского сада, и родителями при закреплении соответствующих навыков.         Первоначальная автоматизация изолированного звука проводится в различных звукоподражательных играх с широкой опорой на неречевые ассоциации( например, звук С – шум воды, звук Ш – «песенка» змеи, звук З – «песенка» комарика и пр. ) .         На этом этапе работы для привлечения интереса детей я практикую такие игры: «Игра на пианино», «Песенка саксофона», «Звуковые дорожки», «Звуковые песенки».         Автоматизация звука в слогах.         Прежде всего проводится включение звука в слоги. Слог – более простая речевая единица по сравнению со словом. Кроме того, слоги лишены смысла, у ребенка в связи с этим отсутствуют стереотипы произношения слов, что облегчает их автоматизацию.         При автоматизации звука в слоге целесообразно развивать навыки фонематического анализа и синтеза. Для этого предлагаю задания на определение места звука в слоге, последовательности и  количества звуков в  нем, составление слога из данных звуков, преобразование слога с изменением местоположения звуков( са – ас, со – ос) .         На этом этапе работы я использую такие игры: «Разрезные картинки», «Пианино», «Проведи слог по дорожке», «Слоговая лесенка», «Пальчики здороваются», «Помоги белочке» и др.         Автоматизация звуков в словах сначала осуществляется с опорой на слоги( са – сад) . На начальных этапах проводится закрепление произношения слов, в которых данный звук находится в начале слова, затем слов, в которых звук – в конце и середине слова.         Для автоматизации звуков использую приемы отраженного повторения, самостоятельного называния слов по картинке, прочтение слов, так же использую задания, направляющие ребенка на поиск слов, содержащих данный звук,  придумывание слов с заданным звуком.  На занятиях по автоматизации звуков в словах я не ограничиваюсь только тренировкой  звуков в словах, а ввожу в занятие творческие упражнения и игры, от произнесения отдельных слов перехожу к построению словосочетаний с ними и коротких высказываний.         На этом этапе проводится работа и над сложными формами звукового анализа и синтеза, по формированию умения выделять звук в слове, определять его место по отношению к другим звукам( после какого звука, перед каким звуком) . Эта работа способствует эффективности процесса автоматизации.         Автоматизация звуков в предложениях проводится на базе отработанных слов. Вначале предлагаю предложения с умеренным включением звука, в дальнейшем автоматизация проводится на речевом материале, насыщенном данным звуком( в каждом слове предложения есть автоматизируемый звук) . Работа осуществляется либо путем повторения предъявляемого речевого материала, либо посредством упражнений на составление им предложений с опорой на предметные и сюжетные картинки, вопросы, опорные слова и схемы предложений. Это создает также условия для развития навыков языкового анализа и синтеза, т. е. определения ребенком количества и последовательности слов в предложении, места указанного слова, составления фраз из слов, предъявленных как в ненарушенной, так и в нарушенной последовательности, как в правильной, так и в начальной грамматической форме.         И вот, наконец, дети довольно неплохо произносят звук в словах и в предложениях, и наступает последний этап автоматизации – в связной и самостоятельной речи.  На этом этапе работы использую различные пересказы, составление рассказов по картине и по серии картин. Эти виды работ утомительны для детей и поэтому, для того чтобы вызвать интерес, я использую пересказы и рассказы с использованием фигурок на фланелеграфе, пересказы – драматизации, стихи – драматизации.         С целью коррекции дефектов речи у детей я широко использую в своей работе дидактические игры. Ведь известно, что в игре развитие ребенка идет гораздо быстрее, чем при использовании только традиционных приемов воспитания и  обучения.         На своих занятиях я всегда соединяю логопедические задания и дидактические игры с движением, что снимает нагрузку, повышает работоспособность детей, улучшает качество усвоения знаний.         Дидактические игры – эффективное средство автоматизации звуков, так как благодаря динамичности, эмоциональности проведения и заинтересованности детей они дают возможность много раз упражнять ребенка в повторении нужных звуков. Дидактические игры развивают речь детей: пополняется и активизируется словарь, формируется правильное звукопроизношение, развивается связная речь и умение выражать свои мысли.          Игры дают детям возможность применять свои знания, умения и навыки в работе над формированием правильного звукопроизношения. Основанные на методе игровой вариативности, они дают детям ощущение радости выполнения инструкции с героями и формируют у них способность добиваться максимальной четкости в произношении слов с заданным звуком и умение оценивать их качество.         Из вышесказанного можно сделать вывод, что углубленная работа по автоматизации звуков с использованием наглядно-  игровых методов и приемов позволяет ускорить процесс автоматизации звуков, вызывает интерес к логопедическим занятиям, повышает уровень речевого развития старших дошкольников и позволяет качественно подготовить их к школе. Учитель- логопед Альбина Ф. Ш.

Оставить комментарий: