Перспективное планирование работы с детьми по экологическому воспитанию в средней группе 2019-2020 год.

Опубликовано: 18:56:36 19-11-2020

Автор: Фролова Елена Алексеевна

Документы для скачивания:

57109_perspektivnoe_planirovanie_raboty_s_detmi_po_ekologicheskomu_vospitaniyu_v_sredney_gruppe.docx
Формат: .docx

Содержимое файтов:

57109_perspektivnoe_planirovanie_raboty_s_detmi_po_ekologicheskomu_vospitaniyu_v_sredney_gruppe.docx

. клумбе, вспомнить, какие растения цвели летом. Привлечь детей к сбору семян в цветнике, научить их делать это аккуратно, не сгибая стебли. Наблюдение за пауками и насекомыми. Объяснить детям, что паучок свернется под засохшим листом и проспит всю зиму. Рассказать, что пауки полезны, они уничтожают мух – разносчиков болезней. Наблюдение за птицами. Экологические игры: «Кто скорее соберет», «К дереву беги», «Что сажают в огороде», дидактическое упражнение «Раньше – позже», «Подскажи словечко», «Загадайте, мы отгадаем», «Опиши, я отгадаю», «Чудесный мешочек», хороводная игра «Лети, листок, ко мне в кузовок». Чтение художественной литературы: В. Бианки «Паучок- пилот»; Г. Глушнев «Стихи о насекомых», «Кузней и кузнечики»; А. Майков «Пейзаж»; Э. Машковская «Осень»; М. Михайлов «Лесные хоромы»; Э. Успенский «Как растили капусту». Беседы: «Почему осень называют золотой», «Куда и почему улетают птицы», «Что нам дарит осень», «Что бы ты увидел, сидя на облаке». Художественное творчество: Рисование «Золотая осень». Аппликация: «Разноцветная осень»( использование нетрадиционных методов) . Изготовление поделок из природного материала. Проектная деятельность( с привлечением родителей) «Живая книга леса». Октябрь Наблюдения и опыты: Сравнение комнатных растений( сравнивать листья по признакам: окраске, форме, величине, характеру поверхности, количеству; упражнять детей в обследовательских действиях) . Продолжать отмечать состояние погоды, наблюдать за солнцем, ветром, небом, осадками. Отметить резкое сокращение светового дня. Сравнить с прошлым месяцем и сделать вывод о том, что день стал короче. Опыт. Выявление зависимости состояния почвы от погодных условий( О. А. Воронкевич «Добро пожаловать в экологию», 2014г. , стр. 77) . Продолжить наблюдения за контрастными по окраске листьев деревьями, ввести понятия «листопад», «золотая осень». Провести длительное наблюдение за «любимой веточкой». Длительное наблюдение за гроздьями рябины( как постепенно меняется окраска) . Определить с детьми, какое дерево осыплется раньше остальных, какие деревья долго не осыпаются. По возможности наблюдать за отлетом птиц. Экологические игры: «К дереву беги», «Кто быстрее соберет», «Найди дерево по описанию», «Найди листок, как на дереве», «Найди пару», «Кто знает, пусть продолжает», «Третий лишний», «Что изменилось», «Волшебный цветок», дидактическое упражнение «Раньше – позже». Чтение художественной литературы: Е. Благинина «Улетают, улетели…», «Осень»; Э. Машковская «Дело к зиме»; А. Блок «Зайчик»; Г. Скребицкий «Лесной голосок»; К. Ушинский « Бишко »; загадки, скороговорки, песенки- потешки. Беседы: «Почему деревья осенью раздеваются», «Что ты видел по дороге в детский сад», «Осень – это хорошо или плохо», «Где рыбке лучше живется»( в реке или в аквариуме) . Художественное творчество: Изобразительная деятельность: Рисование «Приметы золотой осени». / Выложить разнообразный природный материал для самостоятельного изготовления детьми поделок. Ноябрь Наблюдения и опыты: Наблюдения за небом, ветром. Объяснить детям понятие «пронизывающий ветер»( продувает насквозь) . Наблюдения за первым выпавшим снегом( первый снег выпадает, но быстро тает) . Обсудить с детьми, почему он тает. Наблюдения за льдом. Знакомство со свойствами льда. Провести исследовательские действия: в прозрачную емкость положить мелкие предметы, залить водой и положить на ночь за окно. Утром рассмотреть с детьми, какие предметы видны через лед. Наблюдение за инеем. Объяснить детям, что такое иней, и чем он отличается от снега. Обратить внимание на перемены в одежде людей, с чем они связаны. Наблюдения за живой природой. Провести опыты по выявлению потребности растений во влаге. Цель опытов: подвести детей к выводу о необходимости влаги для роста растений. Содержание опытов: 1. Проращивать луковицы в сухой банке и банке с водой. 2. Проследить изменение во внешнем виде комнатного растения до поливки и после нее. Экологические игры: Дидактические упражнения « Раньше- позже », «Подскажи словечко»; дидактическая игра «Знаешь ли ты? »; подвижные игры «Беги в дом, какой назову», «Все по домам», «Покажи без слов»( с элементами пантомимы) ; словесные игры «Кто знает, пусть продолжает», «Повторяй друг за другом», «Волшебный цветок». Беседы: «Что ты видел по дороге в детский сад»( проводится в начале и конце месяца в сравнении) , «Почему звери меняют шубки», «Как медведь готовится к зиме», «Нужно ли человеку готовиться к зиме», «Что нам осень принесла»( с помощью моделей сравнить с детьми признаки осени в сентябре, октябре и ноябре) . Чтение художественной литературы: Н. Сладков «Почему ноябрь пегий», «Лесные шорохи»; Н. Некрасов «Заунывный ветер гонит…. »; Е. Благинина «Огонек», «Улетают, улетели…», «Стрижи»; А. Пушкин «Унылая пора…»; Л. Толстой «Волк»; В. Зотов «Лесная мозаика»( рассказы о диких зверях) . Художественное творчество: Аппликация( коллективная композиция) «Корзина грибов». Рисование «Мышь и воробей». Декабрь Наблюдения и опыты: Наблюдение за воробьем и вороной. Как живут растения зимой. Наблюдения за снегом( рассмотреть снежинки, уточнить, что они разной формы) . Через элементарную поисковую деятельность знакомить детей со свойствами снега: холодный, рассыпчатый, липкий, белый, грязный. Устанавливается зависимость свойства снега от температуры. Опыт. В морозный день предложить детям вылепить снежки. Принести снег в помещение и вновь предложить вылепить снежки. Выяснить почему снег стал липким. На улице рассмотреть следы птиц, сравнить их. Наблюдать за поведением птиц у кормушки. Опыт. Выяснить потребность растений в свете. Два одинаковых растения поместить: одно – в темное место, другое – в светлое. Экологические игры: Дидактические игры «Собери цветок»( на материале зимующих птиц) ; словесные игры «Кто в домике живет», «Опиши, я отгадаю»( на материале комнатных растений) , «В магазине комнатных растений», «Кто знает, пусть продолжает»; подвижные игры «Беги в дом, какой покажу», «Лиса в курятнике». Чтение художественной литературы: Я. Аким «Первый снег»; Е. Трутнева «Первый снег», «Елка»; Г. Скребицкий «Четыре художника»( отрывок) , «Воробей», «Ворона»; Э. Успенский «Проказы старухи зимы»; В. Калинина «Про снежный колобок». Беседы: «Как помочь птицам зимой», «О чем грустит растение», «Почему люди зимой не мерзнут», «С кем дружит ель». Художественное творчество: Рисование «Кто в каком домике живет». Лепка «Девочка в зимней одежде». Январь Наблюдения и опыты: Наблюдение за снегом. В морозный день послушать, как скрипит снег, определить, в какую погоду скрипит снег. Полюбоваться, как блестит снег в солнечную погоду. Подвести к выводу, что он блестит в солнечную погоду при ярком свете, в пасмурный день не блестит. Познакомить детей с понятием оттепели, выявить свойства снега во время оттепели: липкий, мокрый. Подвести к выводу о связи свойств снега с температурой воздуха. Наблюдение за птицами. Устанавливать связи между поведением птиц и состоянием погоды: в мороз птицы сидят нахохлившись, крупные птицы прячут клюв под крыло. Познакомить детей с народной приметой – если вороны сидят на верхней ветке и нахохлившись – это к морозу. В уголке природы. Понаблюдать движение листьев растений к свету. Подвести к выводу о потребностях растений в свете. Экологические игры: Дидактические игры «Опиши, я отгадаю», «В магазине растений», «Кто в домике живет? », «Кто кем будет? », «Бывает – не бывает»; подвижные игр ы» Льдинка», «Четвертый лишний»; игровые упражнения «Догадайся, о ком рассказываю», «Кто кричит, а что трещит? ». Чтение художественной литературы: И. Суриков «Белый снег пушистый»; К. Ушинский «Лиса Патрикеевна», «Жалобы Зайки»; К. Бальмонт «Снежинка»; С. Маршак «Январь»; М. Садовский «Снегопад»; В. Берестов «Гололедица»; М. Пришвин «Ночевка зайца»; Г. Снегирев «Звери наших лесов»; Гаплина «Как лиса в лесу живет». Беседы: «Где найти медведя зимой», «Зачем белке пушистый хвост», «Холодно ли птицам зимой», «Живые ли деревья зимой», «Если дома живет птичка». Художественное творчество: Рисование «Развесистое дерево», «Маленькой елочке холодно зимой». Лепка «Птичка», «Девочка в длинной шубке». Февраль Наблюдения и опыты: Наблюдения в неживой природе. Февраль – месяц частых метелей и сильных ветров. Охарактеризовать погоду: снежная, вьюжная, холодная. Ветер злой, ледяной, колючий. Объяснить, что именно из- за такой погоды февраль называют «лютым». Определить с детьми состояние земли под снегом( замерзла, твердая) , вода превратилась в лед. Сделать вывод, что растениям зимой не хватает тепла, воды. н о они живые и зимой как бы спят. Опыт. Цель: закрепить представления о том, что растения зимой живые. Провести опыты по проращиванию срезанных веток. Определить проявление жизни по набуханию почек и появлению листьев. Показать детям движение листьев по направлению к свету на примере комнатных растений. Экологические игры: «Зоологическое лото». «Что изменилось», «Найти по названию», «Когда это бывает? »; подвижные игры «Четвертый лишний», «Мышеловка». Чтение художественной литературы: С. Маршак «Февраль»; В. Бианки «Дотерпят ли? »; Н. Павлова «Белые шубки»( из книги «Четыре времени года») ; К. Ушинский «Лошадка»; В. Кондратьев «Метель»; В. Степанов стихи «Большая пурга»; Н. Пожарицкая «Путешествие к домашним животным». Беседы: «Что будет, если не убирать снег зимой», «Почему люди зимой мерзнут, а звери нет», «Где раньше начинает таять снег – в лесу или в городе. Почему? », «Мой домашний любимец». Художественное творчество: Лепка сюжетная коллективная «Прилетайте в гости»( воробушки на кормушке) . Рисование гуашевыми красками «Мышка и мишка». Март Наблюдения и опыты: Неживая природа. Наблюдение за погодой( солнцем, небом, снегом) . Наблюдения за растениями. Обратить внимание, что с появлением тепла оттаяла почва и появилась мать- и- мачеха. Подвести к выводу, что изменения в неживой природе приводят к пробуждению растений. Наблюдения за птицами. Воробьи собираются в стаи, чирикают громче. Вороны чаще чистят оперение, купаются в лужах. Гомон птиц становится слышнее: они чувствуют весну. Посадка гороха в уголке природы. Опыты. ! . Подвести детей к выводу о необходимости тепла для роста растений: внести корневище мать- и- мачехи в группу. п онаблюдать. где скорее зацветет: в группе или на улице( спросить. с чем это связано) . 2. Предложить ребятам потрогать воду в луже. Сделать вывод, что вода еще очень холодная, поэтому растения только просыпаются после зимы, но не растут. Экологические игры: Дидактические игры «Помоги малышам», «Магазин цветов». «Четвертый лишний», « Съедобное – несъедобное». «Зоологическое лото»; игра с элементами драматизации «Зайчик в беде»; подвижные игры «Мышеловка», «Хитрая лиса». Чтение художественной литературы: С. Маршак «Весенняя песенка»; Л. Толстой «Пришла весна», «Как волки учат своих детей»; Н. Сладков «Весенние радости»; В. Алферов «Март»; В. Зотов «Заяц- беляк», «Еж», «Бурундук»; В. Бианки «Лесная газета»; заклички. загадки о весне. Беседы: «Кто просыпается весной», «Чему учит мама своих малышей»( поведение диких зверей весной) , «Что ты видел необычного по дороге в детский сад». Художественное творчество: Аппликация с элементами рисования «Сосульки на крыше», «Воробьи в лужах». Апрель Наблюдения и опыты: Продолжать вместе с детьми наблюдать и отмечать путь солнца. Солнце все выше, светит ярко, ослепительно. Каким стало небо? Что изменилось по сравнению с зимой? Уточнить, что оно было серое, а теперь часто ярко- синее, на нем белые закругленные облака – кучевые. Почему они так называются? ( Держатся на небе кучками) . Понаблюдать с детьми за их движением, уточнить, почему облака движутся. Отметить повышение температуры днем, которое приводит к появлению ручьев, таянию сосулек. Обсудить с детьми, что значит «звенит капель». Отметить появление первых проталин. . Предложить понаблюдать путь одного из ручейков, который соединяется по дороге с другими ручейками. Рассказать детям, что ручьи впадают в реки, в озера, и вода в них поднимается, иногда возникают наводнения. Продолжать наблюдения за пробуждением растений( мать- и- мачеха, первая травка) . Отметить, что растения появляются в тех местах, где сильнее греет солнышко и высыхает почва( у заборов, у стен домов) . Рассмотреть почки на ветках, уточнить их форму и размеры. Отметить, что они с каждым днем набухают. Рассмотреть, как они расположены на ветке. Сделать вывод. ч то у всех деревьев кустов есть почки и они разные. Обратить внимание на поведение птиц: они стали звонко щебетать, летать парами, высматривать места для гнезд, собирать и носить в клюве веточки, пушинки( обсудить с детьми, зачем они это делают) . По возможности отметить прилет грачей, скворцов. Экологические игры: Дидактические игры «Найди дерево по описанию», «Загадай – мы отгадаем». «Съедобное – несъедобное», «Помоги малышам»; подвижные игры «Все по домам», «Мышеловка», игры с элементами драматизации «Ручейки и озера», «Времена года»( из книги А. Молодовой «Экологические игры») . Чтение художественной литературы: Л. Аким «Апрель»; В. Бианки «Последняя льдинка»; Н. Павлова «Ранней весной»; И. Беляков «Подснежник проснулся; К. Ушинский «Пчелки на разведках». Беседы: «Кто весной возвращается домой»( беседа о перелетных птицах) , «Почему весной бывают наводнения», «О чем рассказал корень»( зачем мы пересаживаем комнатные растения) , «Опасный лед»( можно ли выходить на весенний лед) . Художественное творчество: Обводка трафаретов птиц: грачей, скворцов, ласточек, книжки- раскраски. Аппликация обрывная «Живые» облака». Лепка с элементами конструирования «По реке плывет кораблик». Рисование «Кошка». Май Наблюдения и опыты: Неживая природа. В теплый солнечный день описать состояние природы и погоды. Отметить цвет неба, какой дует ветер. Наблюдение за первой весенней грозой. Уточнить, что после грозы бурно растут растения. Наблюдение за появлением одуванчиков. Сравнить с мать- и- мачехой( у одуванчиков первыми появляются листья, а у мать- и- мачехи – стебель) . На что похож одуванчик? Как он раскрывается и закрывается, с чем это связано. Длительное наблюдение за одуванчиком в течение месяца. Отметить его изменения. Наблюдение за цветущими деревьями и кустарниками на участке( рассказать о народной примете: когда цветет черемуха – это к холодам) . В течение месяца наблюдать за распусканием почек. п оявлением и ростом листьев. Наблюдение за насекомыми. По возможности отметить прилет ласточек, стрижей. Объяснить. п очему эти птицы прилетают позже всех( насекомоядные) . Продолжать наблюдение за домашними животными: кошками. с обаками, которые греются на солнышке. Обращать внимание на появление у них детенышей. Экологические игры: Дидактические игры «Магазин «Цветы», «Четвертый лишний», «Путешествие по времени»; дидактическое упражнение «Отбери и назови цветы, которые знаешь»; подвижные игры «»Кто быстрее найдет березу, тополь, клен», «У медведя во бору»; игры с элементами драматизации «Ласточки и мошки», «Стрекозы, бабочки, пчелы, кузнечики», «Козы, кыш от березы». Беседы: «Правила друзей леса»( с использованием моделей) , «Дома появились малыши»( рассказать о рождении котят, щенят. п тенцов, использовать картины «Кошка с котятами», «Собака со щенятами») , «Что изменилось в жизни человека с приходом весны», «Что хорошего и что плохого бывает весной». Чтение художественной литературы: Н. Павлова «Находка»( сказка) , «Под кустом»( сказка) , «Подножная травка»( сказка) ; Г. Серебрицкий «Счастливый жучок»; В. Степанов «Летающий цветок»; М. Пришвин «Золотой луг»; Е. Чарушин «Воробей»; В. Бианки «Первая охота». Художественное творчество: Рисование «Радуга- дуга. не давай дождя». Аппликация «У солнышка в гостях». Лепка сюжетная коллективная «Муха- цокотуха».

Оставить комментарий: