Программа экологического кружка для младшей группы (на основе парциальной программы С. Н. Николаевой "Юный эколог") 2019-2020 год.

Опубликовано: 19:57:32 19-11-2020

Автор: Фролова Елена Алексеевна

Документы для скачивания:

57118_programma Unyy ekolog.docx
Формат: .docx

Содержимое файтов:

57118_programma Unyy ekolog.docx

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ» Программа по экологическому воспитанию для детей младше го возраста I. Целевой раздел 1. 1 Пояснительная записка Дошкольное детство – начальный этап формирования личности человека, его це н ностей ориентации в окружающем мире. В этот период закладывается позитивное отн о шение к природе, к «рукотворному миру», к себе и к окружающим людям. Основным с о держанием экологического воспитания является формирования у ребенка осознано–правильного отношения к природным явлениям и объектам, которые окружают его и с которыми он знакомится в дошкольном детстве. Природа – неиссякаемый источник духовного обогащения детей. Они постоянно в той или иной форме соприкасаются с природой. Их привлекают зеленые луга и леса, я р кие цветы, бабочки, жуки, птицы, падающие хлопья снега, ручейки и лужицы. Бесконечно разнообразный и красочный мир природы пробуждает у детей естественный интерес, любознательность, затрагивает их чувства, возбуждает фантазию и влияет на формиров а ние их ценностных ориентиров. Ребенок, полюбивший природу, не будет бездумно рвать цветы, разорять гнезда, обижать животных. Полученные в детстве впечатления от родной природы, очень яркие, запомина ю щиеся на всю жизнь и часто влияют на отношение человека к природе. Актуальность данной программы заключается в том, что экологическое воспитание и образование детей- чрезвычайно важная проблема настоящего времени: только экол о гическое мировоззрение и экологическая культура ныне живущих людей могут вывести планету и человечество из того состояния, в котором оно находится сейчас. Программно- методическое обеспечение. Основой к структуре разработки рабочей программы кружка являются Федерал ь ные государств енные образовательные стандарты, основная образовательная программа МКДОУ №5 «Рябинка» и парциальная программа С. Н. Николаевой «Юный эколог ». Программа рассчитана на один год и предназначена для работы с детьми в младшей группе дошкольного учреждения. Программа отражает образовательные потребности воспитанников и их родителей( законных представителей) и направлена на приобретение дошкольниками опыта в области экологии, применение полученных знаний в повседневной жизни. Цель и задачи реализации программы Цель: формирование у детей осознанно- правильного отношения к природным явлениям и объектам, которые окружают их, и с которыми они знакомятся в дошкольном детстве. Задачи: 1. Образовательная: расширять и обобщать знания детей о мире природы. 2. Развивающая: развивать общие познавательные способности: умение наблюдать, н а ходить причинно- следственные связи. 3. Воспитательная: формирование экологической культуры ребёнка, воспитание духовно богатой личности. Основные направления: • Познавательно- развлекательное направление ставит целью знакомство детей с комп о нентами живой и неживой природы, влияние деятельности человека на эти компоненты в игровой занимательной форме. • Практическое направление- изучение растительного и животного мира, связанное с практическими делами( напр. посадка огородов и др. ) . • Исследовательское направление осуществляется в рамках продуктивной деятельности( наблюдений, опытов) 1. 2 Ожидаемые результаты освоения программы: • Знать и называть некоторых домашних животных. • Наблюдать за растениями, зверями, птицами. • Делать элементарные выводы и делиться впечатлениями об окружающем мире. • Правильно взаимодействовать с окружающим миром. • Участвовать в наблюдениях за растениями, животными и в посильном труде по уходу за ними; делиться своими познаниями о живом и неживом; не рвать, не ломать растения, бережно относиться к живым существам, не вредить им( не кормить собаку сладостями и т. п. ) Дети младшей группы должны знать: • 3- 4 вида домашних и диких животных и их детёнышей. • части тела животных и их особенности • виды растений • основные части растений • правила ухода. Должны уметь: • устанавливать связи между способами передвижения и характером конечностей, п и щей и ротовым аппаратом животных, • устанавливать связи между состоянием растений и необходимостью ухода. Иметь представление: • о приспособляемости животных и растений к сезонным изменениям в неживой прир о де. II. Содержательный раздел 2. 1. Вариативные формы, методы и технологии реализации программы Формы организации образовательной деятельности в рамках программы Формы организации Особенности Индивидуальная Индивидуальная работа ведется систематически в свободное от ННОД и вечернее время, направлена на решение конкре т ных проблем и затруднений детей. Групповая Основная форма организации образовательной деятельности – групповая. Группа детей делится на подгруппы( от 6 до 10 ч е ловек) в зависимости от уровня обученности детей. Реализация программы предполагает применение следующих форм работы с дошкол ь никами: Совместная деятельность Самостоятельная деятельность Непосредственно образовательная де я тельность( кружковая деятельность) Наблюдения Игровые обучающие ситуации Рассматривание тематических альбомов, иллюстраций Беседы с элементами диалога, обобща ю щие рассказы воспитателя Дидактические, настольные, театрализ о ванные игры Загадывание загадок Просмотр видеофильмов, мультфильмов Чтение художественной литературы Продуктивная деятельность Экскурсии, целевые прогулки Выставки предметов детского творчества Наблюдения Совместная со сверстниками игра Экспериментирование, исследователь ская деятельность Дидактические, настольные, подвижные, театрализованные игры Рассматривание тематических альбомов, иллюстраций Продуктивная деятельность, в том числе с применением нетрадиционных техник Праздники, досуги, развлечения Технологии организации образования в рамках реализации программы Технология проектной деятельности Дошкольники, совместно с педагогами и родителями, разрабатывают и реализуют познавательно – исследовательские и творческие проекты экологической направленности. Дети реализуют краткосрочные и простые по результату деятельн о сти мини- проекты. Технология исследовател ь ской деятельности В целях успешной реализации цели и задач программы педагоги о р ганизуют доступные и интересные детям типы исследования: опыты( экспериментирование) , коллекционирование. Технологии проблемного обучения В процессе образовательной деятельности экологической напра в ленности воспитатели создают познавательную задачу, ситуацию и предоставляют детям возможность изыскивать средства ее реш е ния, используя ранее усвоенные знания и умения. Технология ТРИЗ В целях развития детской фантазии, обучения дошкольников си с темно мыслить, формирования творческой личности, способной п о нимать единство и противоречие окружающего мира воспитатели применяют систему коллективных игр, занятий( ТРИЗ) , максимально увеличивая эффективность экологического воспитания. Информационно – коммуникацио н ные технологии В целях повышения эффективности образовательного процесса( подбор иллюстративного материала, дополнительного познав а тельного материала к НОД, мультимедийных обучающих презент а ций) воспитатели группы используют информационно- коммуникационные технологии( ИКТ) . Игровая технология В рамках программы педагоги проводят интегрированную НОД, что способствует соединению и дополнению знаний из разных образ о вательных областей на равноправной основе. При этом решается несколько задач развития. В форме интегрированной НОД проходит обобщение материала, презентации тем, итоговые мероприятия. Личностно – ориентированная технология При реализации программы осуществляется личностно- ориентированное воспитание- это организация воспитательного процесса на основе глубокого уважения к личности ребенка, учете особенностей его индивидуального развития, отношения к нему как к сознательному, полноправному участнику воспитательного пр о цесса. 2. 2. Взаимодействие с семьями воспитанников В рамках реализации программы большое значение придается взаимодействию с род и телями( законными представителями) в области экологического воспитания дошкольн и ков. План работы с родителями № Мероприятия Ответственный Сроки Анкетирование и опросы с целью определения вовлеченности род и телей в образовательный процесс ДОУ и определения их компетен т ности в вопросах экологического воспи тания дошкольников Воспитатели Сентябрь Работа стенда в групповой прие м ной Воспитатели Весь период Консультации для родителей Воспитатели Весь период «Экологическое воспитание в с е мье» Сентябрь «Лечение луком и чесноком» Октябрь Выставка поделок из природного материала «Берегите воду» Ноябрь Выставка поделок из природ- ного материала Декабрь «Пернатые друзья»( помощь пт и цам зимой) Изготовление альбома «Домашние и дикие животные» Январь Консультация «Домашние живо т ные в жизни ребенка» Февраль «Аптека на окнах» Март «Как научить ребенка беречь пр и роду» Апрель Экологический стенд «Скоро в о т пуск» Май Активное участие родителей в ре а лизации мини- проектов Воспитатели Весь период III. Организационный раздел 3. 1. Материально- техническое обеспечение реализации программы Для реализации программы в группе создана соответствующая развивающая предметно- пространственная среда. На территории ДОО созданы зоны для наблюдений за растениями и трудовой де я тельности( огород, клумба группы, деревья) . Также на прогулочном участке группы дети проводят эксперименты с песком и водой. В приемной группы создан зеленый уголок, в котором дети наблюдают за развитием растений, а также под присмотром воспитателей осуществляют уход за ними. В игровом помещении группы оформлен календарь прир о ды, наполнение которого меняется в соответствии с временем года. Книги Русские народные сказки «Репка», «Курочка Ряба», «Колобок». Книги о животных Тематические папки и иллюс т рации «Дикие животные», «Домашние животные», «Цветы», «Деревья», картотеки по временам года, «Насекомые», «Птицы», «Рыбы» Картотеки Воспитателями подобраны картотеки экологических игр Таблицы «Времена года», «Календарь природы», «Домашние животные», «Дикие животные», «Живая и неживая природа» Папки- передвижки «Зима», «Овощи и фрукты», «Зимние забавы», «Новый год» и т. п. Игрушки Муляжи овощей и фруктов, фигурки животных( дикие и домашние животные) , куклы, персонажи сказок. Дидактические игры «Кто что ест», «Круглый год», «Чей детеныш», « Кто где живет», «Часть и целое», «Что где растет» и т. д. Аудиофайлы «Кто как кричит»( звери, птицы) , «Шумы природы» Мультфильмы « Смешарики. Азбука безопасности», « Смешарики. Пин- код », « Тралик и Валик», «Дед Мороз и лето» Коллекции Коллекции семян, минералов, тканей, природный материал, брос о вый материал Оборудование Лупы, шприцы без иголок, мерные ложки, микроскоп. Телевизор, ДВД- проигрыватель, магнитофон. 3. 2. Проектирование образовательного процесса в рамках программы Программа предполагает проведение одной образовательной деятельности в неделю во вторую половину дня, продолжительностью 15 минут. Расписание экологической образовательной деятельности День недели Время Среда 16. 00- 16. 15 Перспективный план работы кружка 201 9- 20 20 учебный год Месяц № Тема Задачи Практическая деятельность ребенка сентябрь «Антоша хочет гулять»( экску р сия по участку) . Знакомить детей с сезонными изм е нениями в природе. Обратить вним а ние детей на то, что стало с листьями на деревьях, с травой, птицами, нас е комыми. Воспитывать желание заб о титься о растениях и птицах. Сбор листьев для поделок. Наблюдения «Деревья» Знакомить детей с деревьями, раст у щими на территории ДОО – показать рябину, клен, лиственницу, побесед о вать о деревьях( рассмотреть части дерева) . Воспитывать желание заб о титься о деревьях. Сбор шишек для поделок. «Наша клумба» Познакомить детей с цветами, раст у щими на клумбе, ознакомить с сост а вом цветка( показать, что у цветов есть корень, стебель, листья, цветы) . Ра с сказать,  для чего нужны корень и ст е бель цветка. Уточнить представления детей о садовых работах осенью. Во с питывать чувство прекрасного. Сбор семян цв е тов. «Неживая пр и рода на участке»( песок, камни, почва) Познакомить детей с объектами н е живой природы на участке( камни, п е сок, почва) . Знакомить со свойствами названных объектов. Воспитывать и н терес к природе. Эксперименты и игры с песком о к тябрь  «Дождик, до ж дик». Развивать способности детей набл ю дать сезонные явления и их измен е ния. Формировать умения выделять характерные признаки осеннего и ле т него дождя. Д/ И « Хорошо- плохо » «Перелетные птицы» Познакомить с понятием «перелетные птицы». Расширять представления д е тей о птицах. Воспитывать бережное отношение к природе. Собрать грозди рябины для подкормки птиц зимой  Досуг «Расск а жем кукле о фруктах» Стихи и загадки о фруктах. Познакомить детей с фруктами и яг о дами( яблоки, груши, виноград, ч е решня, абрикосы) . Учить различать фрукты по вкусу, виду, форме. Мытье фруктов. Разгадывание загадок. ННОД «Овощи с огорода»  Учить детей различать по внешнему виду и вкусу и называть овощи( карт о фель, огурец, помидор, морковь, лук, свекла) . Уточнить представления д е тей об уходе за овощами. Смешивание салата из ов о щей ноябрь Вечер экологич е ских игр  «Где растет? », «Угадай растение по описанию», «Найди листок, какой п о кажу», «Чудесный мешочек»( овощи и фрукты) . Познакомить с основными видами овощей и фруктов. Развивать умение анализировать и отличать фрукты от овощей. Д/ И   Драматизация сказки «Репка» Через русскую народную сказку ра с ширять представления детей о таком полезном и «забытом» овоще как р е па. Развивать и гармонизировать эм о циональную сферу, познавательный интерес детей. Закреплять знания и представления детей о сказке. Восп и тывать любовь к труду. Инсценировка сказки Наблюдение «Комнатные ра с тения» Познакомить детей с комнатными ра с тениями. Формировать у детей пон и мание, что у комнатных растений есть корень, стебель, листья, цветок, что они – живые существа. Рассказать о значении почвы и воды для растений. Воспитывать желание ухаживать за растениями. Помыть листья цветов. Вечер игр. Подвижная игра: «Огород»   Дидактическая игра «Что сажают в огороде» Развивать координацию движений, умение действовать по команде. Учить детей классифицировать пре д меты по определенным признакам ( по месту их произрастания, по способу их применения, развивать быстроту мышления, слуховое внимание, реч е вые навыки) . Разучивание П/ И Эксперимент «Вода, вода» Формировать реалистическое пон и мание неживой природы; закреплять знания о том, что вода может быть в жидком и твердом состоянии( снег, лед) . Эксперимент и рование с водой декабрь Наблюдение за сезонными и з менениями. З и ма. Знакомить детей с временами года. Продолжать знакомить с характерн ы ми особенностями времени года «з и ма». Развивать представления о раб о тах людей зимой. Воспитывать у детей умение видеть красоту природы в л ю бое время года. Наблюдение Д/ И «Одеваемся на прогулку» ННОД «Ели и с о сны» Показать особенности лиственных и хвойных деревьев в зимний период. Рассказать о том, как долго растут д е ревья.   Воспитывать бережное отн о шение к деревьям, чувство красоты зимнего убранства. Рассматривание ветки листве н ного дерева и сосны. Досуг «Елочка- красавица» Приобщать к традиции украшать ель к Новогодним праздникам. Способств о вать развитию умения называть хара к терные особенности строения ели. Приобщать к традиции украшать ель к Новогодним праздникам. Воспитывать патриотизм через ру с ские традиции. Украшение н о вогодней ели. Наблюдение за снежинками Развивать способности наблюдать с е зонные явления и их изменения, вн и мания и памяти, видеть красоту пр и роды. Наблюдение за снежинками ч е рез лупу, зн а комство со свойствами сн е га. январь Беседа и набл ю дение «Зимующие пт и цы» Учить детей рассматривать птиц, ра з личать их по размеру, окраске опер е ния, издаваемым звукам. Познак о мить с их названиями. Покормить птиц, Д/ И «Улетают – не улетают» «Мороз- удив и тельный худо ж ник» Вызывать у детей интерес к зимним явлениям природы. Развивать зр и тельную наблюдательность, спосо б ность замечать необычное в окр у жающем мире и желание отразить увиденное в своем творчестве. Разв и вать воображение и творчество. Рисование «м о розных» узоров. «Дикие живо т ные в лесу з и мой» Способствовать обогащению и углу б лению знаний детей о диких зверях в зимний период, развитию умения у с танавливать связи между зимними у с ловиями и особенностями поведения зверей. П/ И «Мы м а ленькие зайч и ки» февраль «Домашние ж и вотные» Познакомить детей с домашними ж и вотными( коровой, козой, овцой, л о шадью, свиньей) ; с их внешним видом, особенностями поведения. Сравнить козу и корову( чем отличаются, чем похожи) ; дать представление о том, что у домашних животных зимой п о являются детеныши. За домашними животными ухаживает человек. Рассматривание картинок и и г рушек живо т ных. Изготовление макета «Ферма» Продолжить формировать предста в ление о разнообразии домашних ж и вотных. Продолжать формировать представление о русской усадьбе. Знакомить детей с историей развития русского народа. Воспитывать патри о тизм. Конструиров а ние «Воздух» Дать понятие о необходимости возд у ха. Развивать познавательный интерес, логическое мышление, речь детей; вызвать чувство радости у детей. Во с питывать интерес к экспериментал ь ной деятельности. Эксперимен т и ро вание с во з духом. «Наши помощн и ки- собаки» Формировать у детей представления о том, что собака умное домашнее ж и вотное, предана человеку, её можно дрессировать и использовать на ра з ных полезных службах. Собрать пазлы. март «Выращиваем лук на окошке» Познакомить детей с тем, что новое растение можно вырастить из семян и из луковиц. Познакомить с технолог и ей посадки лука. Рассказать о необх о димости ухода за луком( полив, тепло, свет) . Дать понятие о том, чем лук п о лезен. Воспитывать желание трудит ь ся, быть полезным. Посадка лука разными спос о бами( в грунт, опилки, воду) «Сидит кошка на окошке» Познакомить детей с внешним видом кошки, с особенностями поведения; показать, что жизнь кошки связана с человеком: он создает ей условия( кормит, ухаживает) . Без создания н е обходимых условий( животные оказ ы ваются на улице) они могут погибнуть. Воспитывать бережное отношение и любовь к животным, желание ухаж и вать за ними. Лепка «Миска для кошки». Опыт «Как ко ш ка моется» Просмотр детск о го развивающего мультфильма « Тралик и Валик»( Детёныши ж и вотных) Уточнить и закрепить знания детей о детенышах животных. Развивать ум е ние классифицировать животных. Во с питывать умение сочувствовать и с о переживать. Просмотр мультфильма, Д/ И. Наши деревья Продолжать знакомить детей с д е ревьями, растущими на участке де т ского сада; дать понятие о структуре дерева( корни, ствол, ветки, листья) . Ствол покрыт корой. Весной на дереве набухают почки. Почки- домики ли с точков. Развивать у детей желание рассматривать, наблюдать, делать умозаключения, выводы. Воспитывать умение видеть красоту природы в л ю бое время года. Эксперимент и рование «Ветки в банке» апрель Наблюдение за сезонными и з менениями. Ве с на. Знакомить детей с временами года. Продолжать знакомить с характерн ы ми особенностями времени года «весна». Развивать речевую акти в ность. Воспитывать у детей умение видеть красоту природы в любое вр е мя года. Наблюдение за первой травой. «Пернатые гости» Способствовать обобщению предста в лений о птицах в весенний период: изменение их поведения – греются на солнце, на деревьях, чирикают, гне з дуются, выводят птенцов и др. ; восп и тывать любознательность, желание заботиться о птицах. Наблюдение за птицами на уч а стке детского сада, рассма т ривание илл ю страций( разные виды гнезд, п о явление пте н цов и т. д. Н Н ОД «Кто живет в лесу? » Дать первоначальные сведения о лесе( что растет в лесу и кто живет в лесу? ) ; учить детей находить на картинках, узнавать и называть животных, и з вестных им по произведениям писат е лей, природоведов, сказкам, играм. Вызвать интерес к лесным обитателям. Воспитывать бережное отношение ко всему живому. Д/ И Досуг «День Зе м ли»   Дать детям первые знания о планете Земля. Рассказать, что нужно делать для того, чтобы Земля жила вечно и расцветала. Рассказать о том, что даже маленькие дети могут помочь Земле( не бросать фантики от конфет, не л о мать ветки у деревьев, не пугать птиц и т. д. ) Прививать любовь и бережное отношение ко всему живому на Земле. май «Жучки» Учить детей внимательно относиться к окружающему миру. Воспитывать и н терес к природным явлениям, уто ч нить представления о внешних ос о бенностях жучка. Аппликация «Божья коро в ка» «Бабочки» Расширить знания об охране природы. Воспитывать у детей интерес ко всему живому и бережное отношение к пр и роде. Лепка «зелёная гусеница» «Что такое обл а ка, дождь, гр о за? » Дать понятие об испарении воды, о б разовании облаков, электрических разрядах в доступной форме. Позн а комить детей с правилами поведения во время грозы. Наблюдение, рассматривание иллюстраций. «Песочные фа н тазии» Закрепить знания о свойствах песка. Развивать образное и логическое мышление. Развивать тактильную чу в ствительность и мелкую моторику рук. Обогащать эмоциональную сферу д е тей. Эксперимент и рование Тематические мероприятия в рамках программы Месяц Мероприятие Октябрь Выставка поделок из природного материала Осенний праздник Досуг «Расскажем кукле о фруктах» Ноябрь Драматизация сказки «Репка» Декабрь Выставка поделок Досуг «Елочка- красавица» Январь Театрализация сказки «Колобок» Февраль Акция «Помоги птицам» Март Выставка поделок «Весеннее настроение» Посадка огорода на окне Апрель Выставка поделок из бросового материала Досуг «День Земли» Май Посадка цветов на участке 3. 3. Сетевое взаимодействие Реализация программы предусматривает сетевое взаимодействие: Муниципальное казенное у ч реждение культуры « Барабинский краеведческий музей» Оказание консультативной и организационной поддер ж ки. Организация совместных праздников, и мероприятий. Тематические экскурсии. Детская библиотека Организация работы читательского клуба. Организация тематических праздников, мастер- классов. 3. 4. Кадровые условия реализации программы Работу по реализации программы «Радуга» осуществляют воспитатели и помощник во с питателя младшей групп ы. К проведению ито говых мероприятий( праздников, развлеч е ний, до сугов) может привлекаться музыкальный руководител ь. 3. 5. Диагностика освоения детьми программы Педагогическая диагностика в рамках программы осуществляется педагогами два раза в год: начальное обследование и итоговое обследование. Оценка знаний производится по трехбалльной шкале: 1 балл – не называет или называет 1 признак, вид. 2 балла – называет самостоятельно или с помощью взрослого 1 или 2 вида, признака, свойства. 3 балла называет самостоятельно2- 3 вида или явления, свойства. Результаты заносятся в таблицу и суммируются: От 18 до 13- высокий уровень. От12 до 6- средний уровень. От 6 до 0- низкий уровень. Анализ результатов учитывается воспитателями в дальнейшей работе. Критерии диагностики: 1. Имеет представления о растительном мире, называет несколько видов растений. 2. Имеет представления о животном мире, называет представителей животного мира. 3. Имеет представления о временах года, называет их основные признаки, 4. Имеет представления о правилах поведения в природе 5. Имеет представления о явлениях природы, о их свойствах, значении. 6. Имеет представления и навыки ухода за комнатными растениями. Литература: 1. Парциальная программа «Юный эколог» 3- 7 лет. С. Н. Николаева. 2. Парциальная программа «Юный эколог», система работы в младшей группе детского сада 3- 4 года. С. Н. Николаева.

Оставить комментарий: