Конспект НОД «Путешествие по временам года»
Документы для скачивания
Конспект НОД «Путешествие по временам года» образовательная область «Познание» старшая группа Воспитатель: Полищук М. В. Цель: Создание условий для систематизирования знаний детей старшего дошкольного возраста о временах года Задачи: Образовательные: - Обобщать и систематизировать знания воспитанников об изменениях в природе по временам года- Расширение лексико- грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста Развивающие: - Развивать логическое мышление, воображение- Развивать связную речь Воспитательные: - Формировать умение видеть красоту природы; - Воспитывать любовь к природе Образовательная среда: - характер взаимодействия субъектов деятельности: совместная деятельность взрослого и детей- средства обучения и воспитания: наглядные, словесные( беседа, загадки) , игровой метод, создание проблемно- учебной ситуации, элементы лого ритмики, рассуждения, дидактическая игра, художественное слово, рефлексия- предметно- практическая среда: компьютер, письмо, волшебная палочка, снежинки, конверты с картинками времен года, заготовка календаря. Предварительная работа: разделение группы на зоны, рассматривание картин о временах года. Ведущая образовательная область: Познавательное развитие, речевое развитие Планируемые результаты: Закрепление знаний детей о временах года, их признаках; развитие у детей связной грамматически правильной речи, умение детей взаимодействовать в совместной деятельности. Примерный план деятельности: Воспитатель: Давайте встанем в круг и поздороваемся друг с другом Игра на общение Станем рядышком, по кругу, Скажем «Здравствуйте! » друг другу. Нам здороваться ни лень: Всем «Привет! » и «Добрый день! »; Если каждый улыбнётся — Утро доброе начнётся. — ДОБРОЕ УТРО! ( Дети проходят на свои места) Воспитатель: Ребята, сегодня, когда я пришла на работу, воспита тель младшей группы Яна Станиславовна передал мне конверт( показать конверт) . Хотите узнать, что там? ( открыть конверт и прочитать) Здравствуйте дети старшей группы «Светлячок». Мы ребята младшей группы хотим обратиться к вам за помощью. У нас в группе нет календаря природы и мы не знаем по каким признакам отличаются все времена года. Мы сможем помочь детям? Что нам нужно знать, для того чтобы сделать календарь природы? ( ответы детей) . Чтобы создать календарь природы, мы сами должны знать признаки времен года. ( Слайд 2) Видеоролик к уроку «Времена года» Перед тем как приступить к заданию предлагаю послушать вам одну историю, которую однажды мне рассказал старичок – лесовичек. ( Слайд 3) Далеко- далеко, высоко- высоко в удивительном воздушном дворце( Слайд 4) живут поживают круглый год и его 4 дочери: зима, весна, лето и осень. Они совсем не похожи друг на друга. Но отец любит их всех одинаково. Чтобы дочери не грустили, отец круглый год отпускает их по очереди на землю погулять. ( Слайд 5) Первой идет Зима. - А как вы думаете, кто пойдет за ней? ( Ответы детей) - Кто пойдет за Весной? ( Ответы детей) - А кто идет за летом? ( ответы детей) - А кто же замыкает год? ( Ответы детей) Каждая из сестер несет на землю свои краски, свою погоду, радость и грусть. В народе говорят: «У каждого времени года 3 сына». Как вы думаете, что это за сыновья? ( ответы детей) Воспитатель: Кто вспомнит сыновей Зимы ( ответы детей: декабрь, январь, февраль) . Кто вспомнит сыновей Весны: ( ответы детей: март, апрель, май) Вспомните, пожалуйста, сыновей лета. ( Ответы детей: это июнь, июль и август) Кто вспомнит сыновей осени: ( сентябрь, октябрь, ноябрь) Воспитатель: Ребята, как вы думаете можно ли встретиться со всеми временами года одновременно. ( Ответы детей) . А вы бы хотели попасть к ним в гости? ( ответы детей) Я предлагаю вам, отправится в путешествие и вспомнить все признаки времен года. Воспитатель: Как вы думаете, на чем мы можем отправиться в путешествие? ( ответы детей) . Но сегодня наше путешествие по временам года будет необычное – виртуальное. - Вы знаете, что означает это слово? ( Ответы детей) - Ребята, виртуальное путешествие – это экскурсия без выезда из детского сада, путешествие через какой- то технический предмет. Таким техническим предметом будет наш компьютер. А ещё нам поможет волшебная палочка. ( Дети закрывают глаза) Палочкой волшебной В воздухе взмахнём Волшебство появится В сказку попадём. Воспитатель: Ребята, а вот и первое задание. У меня есть загадка про это время года. Хотите послушать? Снег на полях, лёд на реках, В ьюга гуляет, когда это бывает( зима) ( Слайд 6) ( Слайд 7) Воспитатель: Какое это время года? Почему вы так думаете? Кто вспомнит признаки зимы? Каждый ребёнок говорит по предложению о признаках зимы: зимой ветер колючий, холодный, облетели листья с деревьев. Деревья стоят голые, покрыты снегом, выпал снег, реки покрылись льдом. На улице холодно, люди одеты тепло. Дни стали короче, а ночи длиннее, остались только зимующие птицы и некоторые животные впадают в спячку) Воспитатель: Каких птиц мы называем зимующими? ( Зимующие- это те птицы, которые не боятся холода, остаются у нас зимовать и не улетают осенью на юг в теплые края) . Воспитатель обращает внимание детей на экран( Слайд 8) - Назовите известных вам зимующих птиц( ворона, сорока, синица, воробей, голубь, дятел) . Увеличение двигательной активности- Сейчас предлагаю вам отгадать загадки о зимующих птицах, а отгадку на столе найдёт тот, кого я назову, остальные проверяют правильность ответа. ( Ребёнок выходит, находит картинку, воспитатель вешает её на доску) . Чик- чирик! К зернышкам прыг! Клюй, не робей! Кто это? ( Воробей. ) Черный жилет, Красный берет, Хвост как упор, Нос как топор. ( Дятел) Белые щечки – Синяя птичка, Остренький клювик – Собой невеличка. Желтая грудка – Это …( Синичка) Ходит важно, Вперевалку. И воркует, и клюет. ( Голубь. ) Всех я за день навещу, Всё, что знаю рас трещу! Расскажу всё раньше срока, Потому что я…( сорока) Как откроет рот – кошмар! – Слышно только кар- кар- кар! ( Ворона) Воспитатель: Давайте назовем диких животных, которые в падают в спячку зимой ёж, медве дь, барсук, енот. ( Слайд 9) А вот заяц, белка, лось, лиса ведут зимой активный образ жизни. ( Слайд 10) Воспитатель: Молод цы! ! ! Воспитатель: А кому из вас нравиться зима? Что можно делать зимой? ( Зимой можно покататься на санках, лыжах и т. д. , новый год- любимый праздник) . ( Слайд 11) Воспитатель: Ребята, посмотрите, что это? Снежинки. ( Слайд 12) Посмотрите, какие они красивые. Воспитатель: Смотрите ребята, к нам в группу залетела одна снежинка какая она красивая и большая снежинка, она не похожа на остальные. Что там на ней? ( На снежинке написано задание. Воспитатель читает задание, дети выполняют) «Из чего – какой? Какая? » Горка из снега- снежная Дорожка изо льда- ледяная Погода с морозом- морозная Погода с ветром – ветреная Ком из снега- снежный Воспитатель: Какие вы молодцы, правильно выполнили задание. А на прощание нам Зима дарит вот такой конвертик с картинками, где изображены признаки зимы. ( Прощаемся зимой) Воспитатель: Ну что ребята ждёт нас второе задание! Мы волшебной палочкой взмахнём и в другое время года попадем. Зазвенели ручьи, Прилетели грачи. В дом свой – улей – пчела Первый мёд принесла. Кто скажет, кто знает, Когда это бывает? ( Весна. ) ( Слайд 13) Воспитатель: Ребята, как вы думаете, где сейчас мы оказались? В чье царство попали? ( ответы детей) ВЕСНА( Слайд 14) А как вы догадались? Предлагаю вспомнить приметы весны: ( дети вспоминают) начинает греть солнышко стало тепло, на ветках распускаются почки, появилась травка, прилетели птицы из тёплы х краёв, вьют гнёзда, появились первые цветы. ( Слайд 15) - Ребята, весной появляются первые цветы. И не просто цветы, а первоцветы. - Как вы понимаете это слово? ( Ответы детей) . - Правильно, это цветы, которые весной расцветают первыми в лесу и на лугу. Первые весенние цветы! Как мы радуемся им! Каждый цветок волнует нас своей скромностью, красотой, восхищает чистотой и тонким ароматом. - Какие первые цветы можно увидеть в лесу? ( Подснежник, ландыш, фиалку) ( Слайд16) Воспитатель: Ребята, так тепло весной, что и не хочется уходить. Предлагаю вам поиграть. Физминутка “Подснежники просыпаются”( Слайд 17) Сейчас свершится чудесное превращение. Влево – вправо повернись и в подснежник превратись. Вот подснежники проснулись, у лыбнулись, потянулись. Раз – росой они умылись. Два – изящно покружились. Три – нагнулись и присели. И на солнце поглядели. Воспитатель: Молодцы, здорово играли. Весна тоже дарит нам конверт Весна благодарит детей и дарит конверт с приметами весны. Воспитатель: Наше путешествие продо лжается. Мы волшебной палочкой взмахнём и в другое время года попадем. Слушайте следующую загадку: Я соткана из зноя Несу тепло собою Я реки согреваю «Купайтесь»- приглашаю И любите за это Вы все меня. Я- ( лето) . ( Слайд 18) ( Слайд 19) Воспитатель: Как вы догадались, в чье царство мы попали? ( дети говорят приметы лета: солнце светит ярко, стало жарко, ветер стал тёплым, растут ягоды, вся земля покрыта зелёным ковром, весело щебечут птицы, заботятся о своём потомстве, порхают бабочки, летают пчёлы, всё вокруг движется, радует яркими красками) Воспитатель: – А сейчас послушайте стихотворение( Слайд 20) «Что ты мне подаришь, лето? - Много солнечного света! В небе радугу- дугу! И ромашки на лугу! - Что ещё подаришь мне? - Ключ, звенящий в тишине, Сосны, клёны и дубы, Землянику и грибы! Подарю тебе кукушку, Чтобы, выйдя на опушку, Ты погромче крикнул ей: " Погадай мне поскорей! " И она тебе в ответ Нагадала много лет! » Воспитатель: - Давайте вспомним: - О чем оно? ( о лете) - Кто запомнил, что нам подарит лето? ( Много солнечного света, в небе радугу- дугу) - Что еще нам подарит лето? ( и ромашки на лугу. Ключ, звенящий в тишине, сосны, клены и дубы, землянику и грибы) - Кто может дополнить? ( Подарю тебе кукушку) - Для чего « лето » хочет подарить нам кукушку? ( чтобы погадать. ) - Что кукушка может нагадать? ( много лет) Воспитатель: – Летом созревает много ягод, назовите, с каких растений эти плоды? ( Слайд 21) ( Земляника, крыжовник, малина, ежевика, черника, красная смородина, виноград, вишня) Ребята, а ягоды хотят с вами поиграть. Предлагаю поиграть в игру. ( Слайд 22) Воспитатель: Молодцы ребята! Лето тоже дарит вам конверт Лето благодарит детей и дарит конверт с приметами лета Воспитатель: Ребята ждёт нас ещё одно задание. Наше путешествие продо лжается. Мы волшебной палочкой взмахнём и в другое время года попадем. Следующая загадка: Несу я урожаи Птиц к югу отправляю Деревья раздеваю Но не касаюсь елочек И сосен, а зовусь я( осень) ( Слайд 23) ( Слайд 24) Воспитатель: Как вы догадались? Это чье царство? Кто вспомнит приметы осени? Дети говорят приметы осени: небо серое, хмурое. Дики е звери делают запасы на зиму, часто идут дожди, животные линяют, медведи и ежи готовятся к спячке, деревья меняют свой окрас, птицы улетают на юг. - А как называют птиц, которые улетают на юг? ( перелетные) . Почему их так называют? Каких перелетных птиц вы знаете? ( скворцы, ласточки, грачи, стрижи) ( Слайд 25) – Знаете ли вы, кто меняет шубу осенью? ? ? - Правильно заяц и белка меняют свой окрас. ( Слайд 26) Воспитатель: Осенью часто идут дожди, предлагаю вам поиграть в пальчиковую гимнастику «Дождик»( Слайд27) Воспитатель: Молодцы ребята! Осень прощается и тоже дарит конверт с приметами осени. Воспитатель: Ребята, нам пора возвращаться в детский сад. Закрываем глазки. Палочкой волшебной В воздухе взмахнём Снова в детский сад все вместе попадём. ( Слайд 2 8) Воспитатель: Вот и в детский сад вернулись мы. Как вы думаете, мы сможем теперь помочь малышам и сделать для них календарь природы? ( ответы детей) Предлагаю все картинки достать из конвертов на стол и разместить их на календаре природы по временам года. Вот и наш календарь готов. Мы его отнесём малышам. Воспитатель: Ребята, предлагаю вам вспомнить, куда же сегодня мы с вами отправлялись? ( Ответы детей) . Что вам больше всего запомнилось? Понравилось? Какое у вас настроение? Я предлагаю вам выбрать солнышко, если у вас хорошее настроение, вам понравилось занятие, или тучку, если плохое настроение. ( Слайд 2 9) Вы молодцы! ! ! ( Слайд 30)