Консультация для педагогов «ИКТ-компетентность педагогов ДОУ в соответствии с ФГОС»

Опубликовано: 19:37:39 23-11-2020

Автор: Демакова Елена Викторовна

Документы для скачивания:

Консультация для педагогов «ИКТ-компетентность педагогов ДОУ в соответствии с ФГОС»
Формат: .docx

Содержимое файтов:

Консультация для педагогов «ИКТ-компетентность педагогов ДОУ в соответствии с ФГОС»

Консультация для педагогов «ИКТ- компетентность педагогов ДОУ в соответствии с ФГОС» Современное развитие системы дошкольного образования предполагает активное внедрение инноваций в учебно- воспитательный процесс ДОУ, что сказывается на повышении эффективности его деятельности. В этом случае инновационные процессы в рамках дошкольного образования выступают инструментом создания и развития конкурентной образовательной среды, направленной на развитие личности ребенка. В образовательной практике для создания благоприятных условий развития детей важны не только содержание, но и технологии обучения и воспитания. Одним из таких инновационных ресурсов являются информационно- коммуникационные технологии( ИКТ, которые способствуют обеспечению доступности, вариативности обучения, повышению активности и мобильности дошкольников. В  педагогической  науке существует много различных подходов к определению термина  «информационно- коммуникационные технологии». Согласно словарю  Педагогического обихода ( под ред. Л. М. Лузиной, информационно- коммуникационные технологии — это совокупность средств и методов преобразования информационных данных для получения информации нового качества ( информационного продукта) . Введение федеральных государственных стандартов дошкольного образования, предполагает совершенно новое проектирование образовательного процесса дошкольного образовательного учреждения с использованием новых технологий. Современная образовательная парадигма, строящаяся на информационно- коммуникационных средствах обучения, берет за основу не передачу детям готовых знаний, умений и навыков, а привитие ребенку умений самостоятельной деятельности. При этом работа детей во время непосредственной образовательной деятельности носит характер общения с  педагогом, опосредованного с помощью интерактивных компьютерных программ и аудиовизуальных средств. Одно из главных условий использования ИКТ в учебно- воспитательном процессе ДОУ — с детьми должны работать  педагоги, хорошо знающие технические возможности компьютера, владеющие навыками работы с ним, четко выполняющие санитарные нормы и правила использования компьютеров в дошкольных учреждениях, хорошо ориентирующиеся в компьютерных программах, разработанных специально для дошкольников, знающие этические правила их применения и владеющие методикой приобщения детей к новым технологиям. Кроме того,   педагоги  должны хорошо знать возрастные анатомо- физиологические и психологические особенности маленьких детей и особенности диагностики образовательной деятельности в дошкольном образовательном учреждении. Приобщение дошкольников к ИКТ может идти разными путями, но при этом важным является целенаправленное развитие информационной культуры детей, умеющих добывать знания и использовать их в своей повседневной жизни. В связи с этим необходимым условием внедрения ИКТ в систему дошкольного образования является формирование у  педагогов  ДОУ как профессиональной информационной культуры, так и общей информационной культуры. Творческим  педагогам, стремящимся идти в ногу со временем, необходимо изучать возможности использования и внедрения И КТ в св ою практическую деятельность, быть для ребёнка проводником в мир новых технологий, формировать у него основы информационной культуры. Как отмечает Горвиц Ю. М. , человек, умело и эффективно владеющий технологиями и информацией, имеет другой, новый стиль мышления, принципиально иначе подходит к оценке возникающих проблем, организации своей деятельности. ИКТ- компетентность педагога понимается  «как его готовность и способность самостоятельно использовать современные информационно- коммуникационные технологии в  педагогической  деятельности для решения широкого круга образовательных задач и проектировать пути повышения квалификации в этой сфере». Повышение  ИКТ- компетентности педагога  позволяет интенсифицировать и облегчить его труд, появляется возможность для развития и саморазвития  педагога, совершенствования его учебно- методической деятельности. Для  педагогов информационно- коммуникационные технологии обладают следующими возможностями по использованию их в учебно- воспитательном процессе: 1. Стимулирование интереса к учебной деятельности у детей. 2. Постоянное повышение профессионального уровня  педагогов. 3. Восприятие и творческое воплощение уже существующих нестандартных подходов в образовании. 4. Увеличение выбора средств, форм и темпа изучения тем. 5. Использование бесплатных образовательных ресурсов и эвристических программ информационно- образовательного пространства. На сегодня ИКТ в дошкольном образовании используют немногие  педагоги  дошкольных учреждений, прошедшие специальную подготовку. Эта проблема активно решается на всех уровнях образования. В настоящее время введены новые нормативно- правовые документы по аттестации  педагогических работников, которые призваны реализовать следующие направления: • раскрыть взаимосвязи дидактических,   психолого- педагогических  и методических основ применения компьютерных технологий для решения задач обучения и образования; • сформировать компетентности в области использования возможностей современных средств ИКТ в образовательной деятельности; • обучить слушателей курса использованию и применению средств И КТ в пр офессиональной деятельности специалиста, работающего в системе образования; • ознакомить с современными приемами методами использования средств ИКТ при проведении разных видов детской деятельности, реализуемых в ДОУ. Следовательно, профессиональная квалификация является интегральным образованием, включающим в себя опыт, мотивацию, личностные качества и другие профессиональные характеристики. Она непосредственно влияет на качество и результативность деятельности работника, обеспечивает готовность и способность выполнения различных профессиональных задач. Квалификационные категории и  «Профессиональный стандарт  педагога »  предполагают, прежде всего, дифференциацию уровня сложности и качества решения профессиональных ( функциональных)  задач, стоящих перед работником. Каждый  педагогический  работник для подтверждения или повышения своей профессиональной квалификации должен уметь пользоваться современными техническими средствами. В ДОУ необходимо провести анкетирование  педагогов, которое выявит  педагогов, недостаточно хорошо владеющими навыками работы на компьютере. Половина  педагогов  являются пассивными пользователями. Администрацией ДОУ была поставлена цель: создать условия для повышения ИКТ–компетентности   педагогов  внутри дошкольного учреждения. Были обозначены основные  психолого- педагогические условия решения данной проблемы: 1. Система работы по формированию  ИКТ- компетентности у педагогов  должна быть направлена на приобретение нового средства профессиональной деятельности, т. е. на освоение значимых для  педагогической  деятельности средств, техник, методов и технологий. 2.   Педагогам  должны быть предоставлены возможности повышения уровня мастерства и профессиональной компетентности. 3. Стимулировать повышение мотивации  педагогов к самопознанию, наращиванию своего личностного, общекультурного, профессионального потенциала. 4. Обучение  педагогов  должно проходить на основе активной деятельности и дифференцированного подхода ( стажа работы, базового образования, возраста и т. д. ) . 5. Создание ситуации психологической удовлетворенности  педагогов  от использования ИКТ в  педагогической  деятельности и за счет реальной потребности воспитанников в данных средствах. Образовательная деятельность с использованием ИКТ позволяет интегрировать аудиовизуальную информацию, представленную в различной форме( видеофильм, анимация, показ слайдов, музыка и т. п. , стимулирует непроизвольное внимание детей благодаря возможности демонстрации объектов и явлений в динамике. Владение  педагогами  ИКТ позволяет увеличивать поток информации по содержанию и методам работы с детьми в непосредственной образовательной деятельности, а также уменьшает затраты времени для подготовки к ней. Педагогам следует помнить, что важнейший компонент дошкольного образования — деятельность занимающихся. Разные виды непосредственной образовательной деятельности могут дополнять друг друга, причем на всех этапах развития ребенка они должны изменяться. Так, в возрасте пяти лет основой такого воспитания должен стать обучающий характер игровой деятельности при использовании ИКТ. Любознательные, эмоциональные дошкольники могут почерпнуть знания в процессе игры на компьютере. Дети запоминают и воспроизводят лишь то, что связано с их интересами, поэтому такая деятельность должна быть конкретной, краткой и понятной. Освоение информации должно основываться на опыте ребенка. В детском саду разработана система  консультативной  методической поддержки  педагогов  в области повышения ИКТ — компетентности. Это: • индивидуальные  консультации  продвинутых пользователей  «Помоги мне сделать это самому». Темы на самую актуальную информацию, ответы на вопросы  педагогов  по освоению новых технологий, в т. ч. сети Интернет; • круглые столы, на собраниях этого типа обсуждаются возможности новых ИКТ, а также демонстрация одним- двумя  педагогами  работы на компьютере с пошаговым разбором; Информационно–коммуникационные технологии как феномен современного образования позволяют современному  педагогу  модернизировать учебно- воспитательный процесс и обладают качественным преимуществом воспитателя перед коллегами, действующими только в рамках традиционных технологий. Таким образом, формирование  ИКТ- компетентности у педагогов  ДОУ помогает чувствовать себя комфортно в новых социально- экономических условиях, а образовательному учреждению — перейти на режим функционирования и развития как открытой образовательной системы.

Оставить комментарий: